Слитность (минимальная пауза между движениями).
(развить тему с иллюстрациями)
Нельзя не учитывать основной фактор, различающий боевое и спортивное-инсценировочное-ритуальное фехтование. В боевом варианте поражением считается реальное выведение противника из состояния активных действий (падение, нокдаун, повреждение блокировка боевой или опорной конечности, переутомление).
В других же, зрелищных, видах фехтования наблюдается «культ одного удара», когда противники могут долго удивлять друг друга разнообразными гимнастическими арабесками, в результате которых делается красивый удар и… раздосадованный противник без лишних препирательств укладывается на бренную землю, окропляя пространство условной кровью. Либо бой останавливается при заметном попадании клинка в противника (не всегда реально обрывающем его боеспособность).
Вспомните, как происходят поединки спортсменов не особо высокого уровня. Боец готовит атаку, проводит прием и, в случае неудачи, выбирает момент для проведения следующего приема. Бой профессионала выглядит по-иному.
Однажды моему знакомому пришлось схватиться с дзюдоистом. Не в рамках соревнований в спортзале, а в рамках боя насмерть на ночной улице. В этом поединке он очень хорошо прочувствовал различие между простым борцом и мастером высокого класса. У мастера приемы следуют каскадом, четко выверенной серией: в максимальную силу с минимальной паузой между движениями. Среагировав на одно действие, человек тут же попадает в другой прием, затем сразу в следующий. Этот каскад проводится от начала и до конца, вне зависимости от результативности каждого отдельного действия. То есть профессионал заранее предполагает, что не все движения будут успешными, и выдает полную комбинацию «с запасом».
Позже выяснилось, что дзюдоист был мастером спорта.
Именно о «каскадной» структуре боя и идет речь. Если разложить схватку по формулам, то получим Бой=комбинация+комбинация+и т.д. Комбинация=действие+действие+и т.д. Даже разрыв дистанции и перемещение встраиваются в каскад и несут определенную функцию, то есть служат победе.
В комбинационном «штурмовом» построении боя серия должна выполняться от начала до конца с полной отдачей. Серии должны следовать с минимальными паузами, как отдельные удары в серии. Паузы — необходимая вещь, но !!! для быстрого переключения с одной серии на следующую, а не для того, чтобы противник пришел в себя.
Хорошая иллюстрация сказанному — боксерские поединки. Убежден, что бокс — одна из эффективнейших боевых систем человечества.
Грамотно построенная комбинация, кроме непосредственно атакующих фигур, должна содержать в себе и четкие схемы перемещения. Пока что большинство бойцов перемещается стихийно, как придется, не осознавая, что грамотное перемещение может значительно усилить эффект атаки, равно как и случайное топтание может свести на нет даже хорошую ударную технику.
К примеру, атака по уключному (верхнему) уровню должна сопровождаться движением в сторону боевой руки противника. Удар в бедро гораздо успешней при смещении корпуса в сторону щитовой руки. Комбинация из «спуска», «накрута» и «захлеста» должна строиться со сближением в сторону щита (на выполнение «спуска») и резким перемещением в противоположную сторону (на выполнение «накрута» и «захлеста»).
СХЕМЫ
Оборона эффективней, когда вы уходите за щит противника. Противник кроме преодоления вашего щита получает дополнительную помеху в виде своего щита. В этот момент весьма уязвимо его бедро. В момент же защиты бедра он открывает голову. Защищая голову мечом, он вынужден прекратить атакующие действия.
1. «Последовательное» построение боя.
2. «Рваное» построение (разделение внимания)
3. «Комбинационное» построение (штурмовая система боя).
Последовательное построение — наиболее эффективная тактика для инсценировочных и спортивных турниров, когда важны не фактическая ценность и результат действий, а правильно обозначенные и видимые судьями (нарисованные) удары. Скоростные и силовые характеристики ударов играют одну из последних ролей. Достаточно того, чтобы удар выглядел результативным, то есть — четко видимая часть оружия коснулась четко видимой зоны доспеха.
В этом случае и применим поочередный расклад действий:
защита+защита+удар+защита+удар+удар и т.д. То есть оба соперника проводят ряд действий, некоторые из которых приносят «очковые касания». Кто в этой череде (ударов, защит и финтов) допускает больше ошибок, тот и проиграл.
Рваное построение — собственно промежуточная форма ведения боя, требующая несколько большего мастерства. Как уже упоминалось в первой книге, действия строятся в разрез ритма действий противника. Если атакующие движения считать тактом, то контратакующие действия проводятся из-под такта.
Боец может неожиданно атаковать как отдельными ударами, так и короткими сериями. Попадание в «разрез ритма» позволяет сбивать атакующее действия соперника и иногда перехватывать инициативу. Для этого необходим некоторый силовой и скоростной резерв (так как бой ведется «вторым номером»).
На данный момент (2000-2001г.) бойцов владеющих необходимыми резервами и навыками единицы. Однако в ближайшее время можно ожидать быстрого прироста количества мастеров «рваного боя» (на Украине, в Белоруси, Москве).
Прим. Авт. Сдвоечная манера (встречные удары в момент атакующих действий противника) применима в обоих описанных тактиках.
Комбинационное построение боя — скорее не тактика, а система боевого мышления, когда бой складывается определенным «штурмовым» образом, вне зависимости от действий и замыслов соперника. Противник же непроизвольно работает в поставленных перед ним жестких рамках.
Термин «штурмовой» заимствован из славяно-горицкой борьбы, как понятие, наиболее точно отражающее суть предмета обсуждения.
Типы и сложность комбинаций варьируются и чередуются в ходе боя. причем, имея в арсенале всего 2-3 базовых конструкции, боец может выдать большое количество «дробей-связок», составляющих непредсказуемые серии.
Пример:
Боец владеет тремя комбинациями.
К5 - пять действий = д1+д2+д3+д4+д5
К3 - три действия = ДI+ДII+ДIII
К4 - четыре действия = D1+D2+D3+D4
Допустим применены все комбинации и успешными были отдельные движения: д4+д5, ДI, D1+D2. Эти же действия могут быть скомпонованы в 2 различных атаки: (д4+д5+ДI), и (ДI+ D1+D2). Прибавьте к этому «прослойки» из перемещений и силовых приемов, и получите примерную схему комбинационного боя.
Не надо пытаться удержать в голове прошедшие приемы и, по ходу боя, осознанно составлять новые композиции (все равно ничего не получится). При хорошо отработанных ударах и комбнациях, достаточно фиксировать, где была пробита оборона противника и атаковать именно эти зоны. Подсознание само сформирует в требуемые связки и необходимые детали новых комбинаций.
АТАКА, КОМБИНАЦИЯ
(структура построения комбинации серии)
1. Комбинация должна быть построена так, чтобы удары были комфортны, то есть финал одного удара и начало следующего должны требовать минимума времени и мышечных напряжений.
2. Следует по возможности избегать ударов с одной и той же траекторией, скажем два «подреза подряд. Такие соседства содержат в себе «мертвую точку». Рука вынуждена полностью остановиться на замахе и в точке попадания.
3. Не стоит увлекаться и делать больше одного отвлекающего удара. Хорошо, когда каждый удар функционален и способен при благоприятных условиях быть полноценным акцентированным движением.
4. Порочна практика разведывательных ударов в край щита противника или по воздуху перед ним.
5. Комбинацию следует проводить от начала и до конца, не взирая на действия противника и неудачные промежуточные моменты. Действия соперника не должны прерывать построения атаки. В зависимости от его действий корректируется лишь дистанция и движение атакующего.
6. Старайтесь в связках избегать движения меча по большой траектории острием наружу. Лучше если все замахи реверсы и переходные фазы будут проходить над собой и перед собой (возле себя).
СХЕМА
Боец высокого класса, как правило, имеет не больше 2-3 основных (коронных) комбинаций. И выводить эти комбинации он может почти из любого положения, в движении с любой ноги. Это не значит, что остальной арсенал приемов находятся в запущенности. Просто набор прочих действий является скорее цементирующими элементами между основными «строительными конструкциями».
Оптимальная атака должна содержать в себе 1 (реже 2) акцентированных удара, способных впечатлить противника останавливающим воздействием.
После такого удара соперник должен в течение некоторого времени остаться неспособным к вразумительным, четко координированным действиям. Это не означает, что остальные удары комбинации являются ущербными по силе или скорости, просто они не предполагают максимальной выкладки силы и не имеют основной цели причинить противнику «максимальный вред». Их эффективность скорее в суммарном результате (отвлечение, выведение из равновесия, сбивание атаки и т.д.)
Финал же оптимальной атаки должен предполагать либо мгновенную готовность повторной (добивающей) атаки, либо четко контролируемый (не хаотичный) выход из атаки. Атака не может считаться успешно законченной, пока противник способен вразумительно реагировать, либо пока вы не отдалились от него на расстояние свободного безопасного маневра, когда вы можете в любое мгновение атаковать повторно.
Плевок, подрез, накрут, выход с подрезом
Петля-затрещина, ошуйный засечный, наложение (удар ребром в голову),
колун (раскачка корпусом, применять в момент атаки противника либо в углу).
Отсечка с наклоном корпуса в сторону отсечки, ошуйный засечный, наложение, одесный захлест.
Сдвойка с наклоном, ошуйный засечный, наложение, захлест
Длинная комбинация
Не стоит выполнять длинную комбинацию монотонной чередой одинаковых по силе ударов. Это неэффективно, ибо противник либо уйдет в глухую защиту, либо ответит «вразрез» вашему ритму. Предпочтительней атака, срежиссированная как миниспектакль. Два-три удара, пауза (противник воспринимает как конец атаки) и следующая связка действий.
Для отработки таких комбинаций, целесообразно делить их на два отдельных блока и оттачивать с небольшой паузой между ними (3+3, 3+2, 2+3, 2+2).
Примеры:
Подрез, накрут, засечный + стенка, накрут, захлест.
Домик, захлест, подрез + сдвойка, подрез.
Спуск, накрут + отсечка по бедрам, обратка.
После первого блока следует небольшой разрыв дистанции.