Поясница, таз, тазобедренные суставы
Упражнение подобно разминке грудной клетки. Разница лишь в том, что движения надо делать в двух вариантах: ноги на ширине плеч и ноги на расстоянии 3-4 стоп. Можно взять на вооружение тазовые движения из «танца живота» или экспрессивные бедренные па, облюбованные красотками в видеоклипах (Р.Мартина и пр.).
СХЕМА
Колени, голеностоп, ступни.
Ноги свободны на ширине плеч, одна нога на пятке, другая на носке. Ноги одновременно меняют положение, с максимальным подъемом носка и пятки. Двигаясь в ритме ходьбы, необходимо менять направление стоп. Носки постепенно разворачиваются наружу и обратно.
РИС.
Освоив описанные упражнения, можно попробовать «располовинить» тело на два независимых объекта. Например, зафиксировав ноги и таз, смещать торс в разные стороны. Как это ни дико звучит, но человек настолько универсально сконструирован, что свободный сдвиг в районе поясницы позволяет перемещать половины тела на 10-15 см. Выглядит это весьма эффектно (брейкеры не дадут соврать), а в видеоверсию школы видимо будут включены отдельные характерные элементы разминки.
ФОТО
В дополнение приведу несколько дополнительных элементов, которыми можно заполнять паузы отдыха. Большую часть из них можно отрабатывать в минуты восстановления дыхания после нагрузок.
Волна
Это движение, как и последующие, является классическим элементом пантомимы, который практически в неизменном виде перекочевал в брэйк-данс. Многие видели этот элемент по телевизору. В разминке используется классическая волна, то есть волна с максимальной амплитудой и проработкой крайних фаз движения.
По мере освоения этого элемента, упражнение усложняется по схеме из руки в руку, из руки через корпус в ноги, из ног в корпус и т.д.
Помимо развития гибкостии и координированности, это упражнение применимо для снятия «забитости» мышц и расслабления.
СХЕМЫ
Импульс
Упражнение заключается в движении различных частей тела по схеме: резкое начало движения с постепенным затуханием скорости. Начинать лучше с кисти руки. Зафиксировав ее в крайне правом положении, придайте импульсное движение с последующим замедлением и остановкой в крайней левой точке. Чтобы правильно представить тип движения, представьте как будет двигаться стальной шар по ровной плоскости, если по нему ударить другим шаром — покой, рывок с места, движение с замедлением, покой. Ту же схему прорабатывают в обратную сторону, в вертикальной плоскости, в диагоналях, ногами, корпусом, головой.
Усложняя элемент, стоит акцентировать отдельные части тела: кисть, локоть, плечо, колено, таз, грудь. Главное, чтобы остальное тело было неподвижно.
Точка
Сходное упражнение, только движение идет без замедления, а остановка происходит одномоментно, как и начало движения. Работа мышц идет по схеме: 1 мгновенное кратковременное напряжение, придающее двигательный импульс, 2 минимальное напряжение, сохраняющее ровное движение, 3 максимальное напряжение, обеспечивающее мгновенную «точку» остановку.
Рапид
Самые разнообразные движения с максимальным замедлением. Представьте себе замах и удар рукой, длящийся 15-25 сек. Кроме работы руками и торсом, полезно попробовать ходить в рапиде, особенно большими шагами в полуприседе.
Ходьба на месте
Основные типы ходьбы многие видели по телевизору, в выступлениях Марселя Марсо и других мимов. При всей кажущейся легкости, это упражнение очень эффективно прорабатывает мышцы и сухожилия ног. Кроме того, развивается чувство равновесия и «чувство земли». Увы, в книге сложно объяснить правильную технику этого тренировочного элемента, посему оставлю подробности для видеоверсии.
Закрепощение
Суть упражнения в полной фиксации «окаменении» отдельной части, при полном расслаблении всего тела. Например, совершенно застывают левые плечо, предплечье, кисть. Другая рука полностью расслаблена и болтается как плеть. Тело может ходить, делать какие-то движения, но !!! сохраняя окаменелость закрепощенного участка.
В том же духе следует работать над ногами, торсом, правой и левой половинами тела. Правильность исполнения легко проверить, достаточно партнеру толкнуть закрепощенную конечность.
«Высший пилотаж» раскрепощенности суставов и свободы движений — одновременное движение разных уровней тела в разных состояниях. Например, ноги свободно и расслабленно переступают, а корпус и руки от пояса закрепощены.
Мульт
Один из самых сложных, и самых престижных брейкерских элементов. Суть его в дроблении движения на множество мельчайших импульсов и точек. Это движение требует дробного каскадного напряжения многих групп мышц, поэтому минута работы «в мульте» не легче, чем минутный ударный марафон с мечом.
Похожий мульт был показан в фильме «Курьер» в сцене на пляже.
Перемещения.
Самым известным элементом перемещения является знаменитая «лунная походка» М. Джексона. Увы, большинству известна лишь одна разновидность этого перемещения, а именно ходьба назад. Однако в этом стиле существуют еще два перемещения: вперед и вбок. Прибавьте к этому еще тройку чисто брейкерских (роботовских) шагов и получите серию трудных и полезных упражнений.
Предвижу вопрос: «При чем тут пантомима и брэйк?».
Все просто и очевидно. Это два характерных вида деятельности, в основе которых лежат разнообразнейшие и сложнейшие движения. Имея в арсенале подобный двигательный опыт, человек получает немалую фору подвижности и гибкости.
Для общего развития можно порекомендовать и бальные танцы с балетом, но в этой области присутствуют некоторые моменты, не совсем желательные для поединщика.
Хотя, при сохранении брутальности, из танцовщиков балета (я имею в виду физические и координационные данные) могли бы получиться неплохие бойцы.
Музыка на тренировках
Часто клубы проводят тренировки под музыку. Это отнюдь не дань новомодным веяниям, просто песни издревле были естественными метрономами и мерилами небольших периодов времени. «Сыграли песню» — прошло некоторое время (сделана часть дела).
По музыкальным композициям легко нормировать нагрузки и, не глядя на часы, определять, сколько времени прошло и сколько осталось. То есть вести разминочный процесс с необходимой интенсивностью.
Кроме утилитарного применения, существует и другой аспект. Хорошая (не путать с кислотной гопотой и блатной лирикой) музыка имеет ритм, четко «посаженный» на здоровый (в среднем 75-80 ударов в минуту) сердечный ритм человека. От этого стандартного «кварцованного природой» прибора и строилась вся обиходная музыка — колыбельные, плясовые, работные и боевые напевы. Причем колыбельный и работный зачины имели монотонный размеренный ход, а плясовые и боевые часто предполагали активное темповое развитие.
Вполне очевидно, что музыка на тренировках весьма полезна и по своему эмоциональному воздействию. В клубе «Щитень» используются подборки нескольких (акустически экологичных) исполнителей. Это песни Д. Ревякина, Н. Марковой, О. Орефьевой, а также славянские и европейские композиции коллективов «Ветер Воды» и «Мельница». В проекте «Иван Купала» также есть готовые треки оптимальные для тренировок, правда их в последнее время несколько извратили и изрядно затаскали «продвинутые» дискжокеи.
Увы, даже «Наше радио», начав с достойной концепции и здорового вкуса, все чаще скатывается к тупорылым «молодежненьким» композициям. Печально, если и на этой волне продолжится дибилизация нации с патетично наркотичными «Агатами Кристи», пошлыми «Руками вверх» и дебилообразным «Децлом».
На разогреве и разминках, когда необходим безэмоциональный ритм, вполне приемлемы и жесткие инструментальные композиции в стиле «брейк-данс». Как правило, их включают на 20-30 минут, ибо из-за синтетической природы звука эти акустические конструкции «не дышат» и быстро томят ухо.
Поэтому основной звуковой монолит тренировки желательно составлять из живых произведений, как то «Моя песня» Калинова Моста, «Заинька» Ивана Купалы, либо кельтских мелодий.
Медитативно-ритуальная музыка требует отдельного долгого разговора, посему, думается, нет необходимости обсуждать ее в данной книге.
УПРАЖНЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ
Повторюсь: общефизические упражнения, конечно же, нужны тем, кто не держал в руках ничего тяжелее книжек Толкиена и Скотта. Прочим же, с минимальной физкультурной базой (10 подтягиваний, 20 отжиманий, 40 приседаний), будет много больше пользы от специализированных упражнений. Как уже говорилось в первой книге, кроме хорошей проработки всех групп мышц, такие упражнения укрепляют суставы и сухожилия, а главное — вырабатывают прикладную (боевую) выносливость и формируют технику.
И главное:
Никогда не делайте формальных (механических) упражнений. Стремитесь составлять тренировку из целесообразных действий. Любое движение на тренировке должно быть рациональным и осмысленным, чтобы максимально эффективно приближать тренирующегося к поставленным целям.
Пример: вместо монотонных банальных приседаний включите в тренировку перемещение максимально широкими шагами (вперед, вбок, назад) в полуприседе. Ведь в реальном бою вам не придется приседать со сдвинутыми ногами, вытягивая вперед руки. А вот уходить от атаки глубоким «отшагом», или удерживаться на ногах после толчка корпусом придется не раз.
Освоение подобных элементов, заметно улучшает работу ног на ристалище. Польза в том, что эти движения максимально неестественны и неудобны. Поэтому мышцы привыкают работать в непривычном режиме, характерном для ситуаций спотыкания, поскальзывания и т.п.
К слову
Один оппонент, посвященный в рыцари, однажды поведал о ценном упражнении, которое развивает технику, силу и точность удара. Называлось это упражнение — «Рубка лозы». Причем, будто бы учитель этого оппонента сурово журил нерадивых, если лоза была сломана, а не срезана лезвием меча достаточно чисто. Подразумевалось, что это характеризует рассказчика, как мастера меча.
Что ж, остается позавидовать основательности этих виртуозов, ибо по сравнению с ними легендарный Сизиф — просто редкостный счастливчик. Чтобы моя аллегория стала понятной, напомню, что названное упражнение относится к сабельно-шашечной технике, присущей в большей мере военным образованьям, вооруженным относительно легким клинком, со специфической заточкой. Есть еще один интересный факт, иллюстрирующий целесообразность данного занятия.
«Рубка лозы», априори, конное упражнение, мало относящееся к специфике пешего поединка или боя в условиях строя-свалки-бугурта. То есть упражнение, которое нарабатывает боевой навык всадника — бойца сидящего на «транспорте», будь то конь, верблюд или боевой страус. Ибо лишь для всадника насущен одиночный прямолинейный удар, причем атакующий, не загруженный предварительными защитными действиями и маневром с перемещением корпуса. Это вполне очевидно: всадник, находясь в крайне малоподвижном положении, имеет возможность наносить всего один-два однотипных удара по цели, которая (благодаря движению лошади) линейно входит и выходит из зоны поражения. Именно по этой причине «рубка лозы» является излюбленным упражнением казачества — бывших «мобильных вооруженных сил России».
Не менее своеобразна и казацкая техника работы пикой. На первый взгляд, налицо сходство вооружения: длинное древко и железный колющий наконечник, как у рыцарского копья. Однако, имея свою специфику, эта техника так же абсолютно непригодна для обучения рыцарей копейному поединку или действиям в копейном строю.
Нужно быть начинающим болотным гоблином или заскорузлым тундровым эльфом, чтобы пытаться доказывать обратное.
Бег
Да, все-таки бег! Но не привычный и ровный, а «рваный» и непредсказуемый. Композицию бега каждый может составлять в зависимости от собственной подготовки и имеющегося под рукой (ногой) ландшафта. Примерная схема выглядит следующим образом:
Бег трусцой — рывок на максимум — торможение — бег спиной вперед — боком — трусцой — резкое взбегание в горку — бег с высоким подниманием коленок — в полуприседе — боком — с вращением вокруг себя — рывок на максимальную скорость, снова трусцой и т.д. и т.п.
Лестница
В зимнее время, за неимением возможности и желания работать на открытом воздухе, наиболее эффективно движение с грузом (в доспехе) по ступеням вверх и вниз. Иногда такие тренировки наиболее удобны 2-3 раза в неделю, после работы, дома, вечером — одел доспех или грузовой пояс и в подъезд, либо на пожарную лестницу. Оптимальным тренажером могут послужить лестничные пролеты пяти или девятиэтажных зданий. Усложнение достигается количеством и скоростью подъемов. Для проработки икр следует ставить ногу носком на край каждой ступени.
Спускаться следует, перешагивая через 1-2 ступени, очень плавно, ставя ногу на носок. Движения обычным способом, полезно перемежать движением боком и вперед спиной.
В летнее время, при нежелании или невозможности тренироваться в душном подъезде, подойдет любой склон. Чем он круче, тем лучше, кроме того, густая трава, или песок, резко усложняют движение, увеличивая общую нагрузку.
Избегайте тренировок в невентилируемых или плохопроветриваемых помещениях. От таких занятий больше вреда, чем пользы. Организм автоматически настраивается на «режим выживания», а не эффективного наращивания «динамического потенциала». В таких помещениях лучше проводить ознакомительные занятия, не требующие больших физических напряжений: разучивание технических приемов и «мизансценические бои».
В данном случае умышленно употреблен театральный термин, ибо он наилучшим образом отражает суть данного вида тренировки. Суть в том, что актеры на первом этапе постановки спектакля репетируют, читая текст с листа, и проходя по мизансценам: то есть схематически знакомятся с действиями, оценками и перемещениями в прилагаемых обстоятельствах. Это дает привыкнуть ко всему происходящему, освоить незнакомые моменты и не спеша оценить способы реализации поставленной задачи.
Мизансценический бой — легкий спарринг с обозначением ударов и реальными защитами. Начинать следует в расслабленном, замедленном темпе, выполняя известные атакующие действия спокойно. Удары должны быть правильными и четкими, чтобы партнер имел возможность привыкать к образу атакующих действий, учиться строить защиты и двигаться.
Постепенно темп плавно возрастает. Бойцы строят комбинации и изучают возможности наикратчайшего перехода от атак к защите, привыкают видеть удар и реагировать на него наиболее целесообразным образом.
Внешне такие бои должны выглядеть как замедленная (рапидная) демонстрация фильма. Несмотря на это, все-таки лучше надевать шлем и перчатки.
Из чужого опыта
Как-то раз, наблюдая за тренировкой одного из интереснейших и уважаемых мной клубов, видел следующую картину: в длинном зале народ бегал по кругу, потом отжимался, потом бегал по кругу, потом приседал и ходил на корточках. Потом они толпились у одиноко повешенного снаряда и ждали очереди, чтобы выполнить упражнение.
Им и в голову не приходило, что побегать (если это так необходимо) можно на свежем воздухе, на соседствующей с клубом спортплощадке. А в помещении можно повесить два снаряда по торцам тренировочной комнаты и, тем самым увеличить интенсивность тренировки вдвое. Работать можно по схеме: подбежал, ударил, побежал к другому снаряду и т.д. Подвесив же посередине помещения третью «балду» или «истукана» можно в движении отрабатывать скоростной обход противника.
Не уверен, что полезно строить тренировки, как уроки физкультуры с «железным» уклоном. Что толку бегать по кругу с пустыми руками, когда в бою у человека наверняка будет щит, меч, или топор. Бегать, так бегать с предметами, приучая руку «не замечать» веса оружия. В тесном помещении такой бег еще и приучит маневрировать с предметами, не задевая препятствий и друг друга. Помните, что действия на тренировках должны быть максимально целесообразны.
«Круговая»
Все бойцы проводят атаку на одного «истукана», перемещаются и атакуют другого и встают в конец очереди, пока все не пройдут по кругу. Таким образом у обучающегося есть возможность наблюдать за соратниками и корректировать свои движения.
«Маятниковая»
Метод появился не от хорошей жизни. Основными причинами были тесное помещение и нехватка снаряжения. Однако данный способ быстро явил высокую эффективность и целесообразность. Человек входит в боевое пространство между «истуканами» и проводит 2-5 атак поочередно на каждый снаряд. При этой схеме тренировки один успевает передать щит и меч другому, пока третий работает. Таким образом, двумя комплектами снаряжения обеспечивается 3-7 человек.
БАЗОВЫЕ АСПЕКТЫ (2-я СТУПЕНЬ)
Чем человек больше знает,
Тем с большей легкостью
он признает, что знает не все…
берсекская народная пословица
Освоив базовую технику ударов, человек завершает первый виток спирали, и чувствует, что на данном этапе достиг «потолка». Возникает закономерный вопрос: что дальше? На что должны направляться тренировки, которые перестали сколь-нибудь заметно влиять на технику. Ответ прост и очевиден: направление то же самое — к очередной ступени совершенства. То есть к способности выполнять действия естественно и рационально. Иными словами — автоматически, так же, как происходит почесывание носа или удар по севшему на вас комару. Однако, если почесывание носа может проходить в любом темпе, то «разборка» с комаром требует определенной скорости. На аллегорическом примере этих действий и рассмотрим принцип выполнения удара.
1. Вы видите, слышите или чувствуете «противника», который в любое мгновение может провести свою кровожадную атаку.
2. Быстро, высвобождаете «боевую» руку (чтобы на линии атаки не было помех).
3. Взрывное движение (удар) и... «противник» выведен из строя.
Заметьте, даже если он успеет, за долю секунды до смерти, воткнуть свое оружие, его укол причинит минимальный вред. Вывод: вы действовали технично, «на автомате», не особо задумываясь над правильностью, красивостью, силой и точностью удара. Теперь представьте себе, каким бы мог быть результат, подойди вы к этому делу педантично и вроде бы правильно:
1. Развернете голову, чтобы не только чувствовать, но и целиком видеть «противника».
2. Осторожно поднесете руку поближе (на удобную боевую позицию)
3. Зафиксируете ее в состоянии готовности и тщательно прицелитесь.
4. Замахнетесь и... со всей силы ударите.
В лучшем случае кровосос, испугавшись ваших манипуляций, уйдет на второй заход, скажем, со спины. В худшем — из-за долгих приготовлений, вы все же получите ощутимый укус (стерпите, дабы не спугнуть), а после более или менее успешного удара будете долго чесать уязвленное место.
Примерно такая же ситуация складывается на ристалище (в бою). Противник очевиден в своем местоположении и намерениях. Вы можете либо быстро нарушить его замыслы, либо размеренно ответить после его атаки. Разница результатов будет не менее очевидна.
В первом случае вы атакуете в момент, когда противник предполагает лишь защитные действия с вашей стороны. Ваше встречное перемещение ощутимо сбивает «прицел» противника и делает его атаку менее координированной. Даже если один из его ударов и достигнет вас, то без достаточной силы и точности. Ваши же атакующие действия напротив — более успешны, ибо противник не готов обороняться и находится в состоянии «сломанной атаки».
Во втором случае ваша аккуратнаязащита и тщательная подготовка атаки, скорее всего, позволят противнику «укусить» вас, причем вполне чувствительно. Это закономерно, ибо он максимально готов преодолеть вашу защиту и имеет для этого определенный четкий план. В то же время ваши скрупулезность и сосредоточенность вряд ли позволят быстро перейти от полновесной защиты к хлесткой эффективной атаке.
СПЕЦУПРАЖНЕНИЯ И СНАРЯДЫ
В данном разделе наряду с новыми упражнениями будут приведены и варианты тренировок, описанных в предыдущей книге. Многие из них можно успешно дорабатывать и адаптировать к персональным особенностям тренировочного процесса.
«Крабы в банке»
Быстрое перемещение в тесном пространстве, только боком (приставным шагом) и спиной (бег задом наперед), без остановок и касаний чего-либо. Опытным путем было установлено, что в помещении 6х6 метров могут работать 6-8 человек.
Освоение способа движения происходит без доспеха и оружия. Когда схема становится ясна и тип движения не вызывает затруднения, можно усложнять упражнение применением снаряжения и вооружения (щит, меч, доспех).
«Крабы с хвостами».
Итоговое упражнение для оценки степени овладения скоростным боковым перемещением. Каждому из тренирующихся на спину, за ворот доспеха, прикрепляется тесьма. Перемещаясь тем же образом, каждый старается сохранить свой «хвост» и сорвать «хвост» соперника.
«Балда» со щитом
Иногда даже хорошо подготовленный боец не достигает в поединке успеха из-за неумения обходить щит противника. Причин тому может быть несколько. От банального отсутствия гибкости, до излишней эмоциональности. В процессе схватки боец наносит мощные удары, которые в основном приходятся в щит противника. Причем с разных направлений, но с минимальной траекторией руки. Особенно часто такое случается, если противник уходит в «глухую защиту», то есть применяет «домик» (см. книгу 1). Характерный пример тому можно было наблюдать на «Зиландконе-2000» в Казани. Один из финальных боев Динара (Казань) и Лютика (Заречный). С самого начала боя Лютик держал достаточно плотный темп мощных ударов. Однако недостаточная гибкость руки не позволяла увеличить сектор атаки, и большая часть ударов приходилась в «глухую защиту».
Для отработки необходимых навыков удобно использовать модифицированную «балду». На уровне естественного положения щита прикрепляется имитатор щита (способ изготовления будет описан ниже).
РИСУНОК
В процессе тренировки ставится задача поразить цель «за щитом» и «под щитом». Касание мечом щита должно считаться бесполезным и неправильно выполненным движением. В качестве имитатора головы можно использовать пневмоподушки от автобусов, которые можно найти на любой автобазе.
«Истукан»
За прошедший (отчетный) период найдена новая модель тренировочного снаряда для отработки атакующих движений. Одними из основных условий, при разработке, были дешевизна материалов, простота конструкции и компактность. Новая модель имеет и другие преимущества перед известной «балдой». В частности энергия удара гасится гораздо мягче, без эффекта отдачи, свойственного резиновой поверхности. И суставы руки, и меч испытывают меньшие нагрузки, которые практически идентичны удару по телу в доспехе. На «истукане» можно смело работать даже турнирным оружием — риск быстрого износа (усталости металла) отсутствует.
Важно только иметь необходимые материалы (пожарный шланг шириной 9-12 см, веревка, груз 10-24 кг) и соблюсти точность при изготовлении.
«Истукан» малый (для одиночной работы).
Необходимые материалы: пожарный шланг 2,5-3м и 1-1,5м, веревка, груз 5-10 кг (гиря, гантель, мешок с дробью или песком, грузовая покрышка)
Куски шланга скрепляются в кольца. Малый кусок прикрепляется к большому как показано на схеме. За верхнюю петлю получившийся «крест» подвешивается так, чтобы поперечина была на высоте плеч стоящего человека. Снизу подвешивается груз, который при ударе создает баланс, не позволяющий «истукану» сильно смещаться и раскачиваться от ударов. Груз крепится на 10-20 см от «истукана» и не должен касаться пола.
Для создания имитации шлема, на верхнюю часть снаряда можно надеть 3-4 «баранки» свернутых из кусков того же пожарного рукава.
«Истукан» большой (для работы с партнером или тренером).
Необходимые материалы: пожарный шланг 3 м, автопокрышка, веревка, груз 5-10 кг
Покрышка легкового автомобиля разрезается, как показано на схеме. Сначала вырезается средняя часть (корд). Потом отрезается одна часть, побольше, и три поменьше.
РИС. 3
Из большего отрезка получаются своеобразные «плечики», на которых висит кольцо из пожарного рукава. Сквозь середину «плечиков» пропускается ремень (трос) для подвеса. На него нанизываются короткие отрезки покрышки, которые создают объемный прототип головы в шлеме. К нижней части получившегося снаряда подвешивается груз 5-10 кг. Тренажер готов.
РИС.4
Для работы с партнером необходимо изготовить дополнительную деталь, с помощью которой можно управлять движением тренажера. Деталь представляет собой шест с закрепленным на конце щитом. Имитацию щита лучше всего сделать из легковой покрышки. Такая деталь очень износоустойчива и при работе не дает отлета щепы, что очень удобно в закрытых помещениях. Для ее изготовления потребуется боковая плоскость покрышки, которая срезается острым ножом по линии обозначенной на схеме.
СХЕМА
Будучи прикрепленной к правому или левому боку «истукана», данная деталь выполняет роль щитовой руки правши или левши. За свободный конец шеста партнер управляет движением снаряда и создает ситуации близкие к реальным защитным действиям противника. Задача тренирующегося — поражение «истукана» в обход щита.
РИСУНОК
Партнер, управляющий «истуканом», должен своевременно отслеживать движение атакующего меча и быстро перемещать щит, не давая клинку коснуться «истукана». Таким же образом тренажер может перемещаться на подвесе, создавая имитацию движения по ристалищу. Партнер (тренер) сам задает скорость и траекторию движения. В результате, характер движения снаряда непредсказуем и целиком зависит от воли партнера.
Важно помнить, что между точкой крепления жерди к «истукану» и самим щитом должно быть расстояние около 30-50 см (полусогнутая рука). Иногда можно чуть выдвигать жердь, имитируя работу щитом на вытянутой руке.
На основе описанных вариантов можно конструировать тренировочные снаряды по своему вкусу.
Наиболее полезно, когда снаряд подвешен на шнуре, закрепленном на высоте 3-4 метра. Обычно, при такой длине подвеса «балда» или «истукан» раскачиваются со скоростью реально двигающегося человека. Это позволяет успешно и быстро нарабатывать чувство дистанции и умение уходить от силового контакта.
Если это сравнительно легкий «истукан», то за основу одиночных упражнений можно принять следующее: качнув снаряд с максимальной силой, нужно перемещаться вокруг него с нанесением разнообразных ударов. За счет раскачки «истукана» вперед-назад и перемещения атакующего вокруг снаряда, получается весьма сложное движение. Скорость и направление постоянно меняются, делая максимально сложным удержание дистанции.
Тренировочный и боевой щит
Костюм и доспех в стиле точной исторической реконструкции обычно комплектуется аутентичным щитом. В этой ситуации минимум внимания уделяется долговечности щита, а на первом месте стоит точность повторения древнего аналога. При изготовлении применяются строганные доски, натуральная кожа, рыбный или костный клей и кованные гвозди или клепки. Такие щиты великолепны на фестивалях, в показательных выступлениях и хороши для съемок кинофильмов. В тренировках же и серьезных турнирных боях такие щиты не оптимальны по двум причинам: они обычно сильно отличаются нестандартным размером (турнирный до 70см по большему измерению) и очень трудоемки и дороги, для того, чтобы разбить его за 3-4 недели тренировок (или за турнир).
Для решения этой проблемы можно посоветовать менее трудоемкую и более неприхотливую модель снаряда. Основой служит обычная фанера (3-12мм). Окантовочным материалом — разрезанный вдоль пожарный шланг. Ремни крепежа изготовляются из кожи или того же шланга, ручка (при кулачном хвате) вырезается из дерева.
Полотно щита, в зависимости от назначения, выполняется 5-ти, 8-ми слойным (боевой вариант), 10-ти, или 12-ти слойным (тренировочный тяжелый вариант). При отсутствии фанеры необходимой толщины, допустима двуслойная и трехслойная конструкции, когда 6-9-12 слоев набираются 3-хслойными листами. Вырезанные по форме листы можно склеивать между собой, но проще всего соединить их при монтаже рукояти и ремней. 2-4 клепки или болта достаточно прочно удержат слои, учитывая, что дополнительное крепление будет осуществлено «простежкой» окантовки.
СХЕМА
1. Разместите элементы конструкции на первом листе (рукоять, ремни). Разметьте отверстия и просверлите. Сложите все листы и, зафиксировав струбцинами (неглубоко вбитыми гвоздями) досверлите остальные полотна. С помощью болтов или клепок соберите всю конструкцию.
2. Вырежьте полосу из шланга и, просверливая сквозные отверстия, прошейте толстым шнуром кант щита. Для удобства используйте две больших иглы, которыми можно делать встречные стежки.
СХЕМА
При закреплении умбона конструкция приобретает дополнительную жесткость. Учитывая то, что правила безопасности обязывают применять подщитовую рукавицу, рекомендую использовать умбон чуть большего размера, чем исторические аналоги. Оптимально, когда кисть в рукавице не касается внутренней поверхности умбона.
Для большего удобства при использовании одного тренировочного щита несколькими бойцами, можно изготовить стационарную подщитовую рукавицу и закрепить ее непосредственно на щит. С такой конструкцией отпадает необходимость надевать рукавицу, достаточно взяться за рукоять щита.
СХЕМА
ПРЯМЫЕ И ЛОМАННЫЕ УДАРЫ
По сложности выполнения почти все удары можно разделить на две основные группы.
Прямые (более простые), при выполнении которых плечевой сустав, кисть и клинок не выходят из плоскости удара. Характерными примерами таких ударов могут быть «засечные», «спуск», «раскол».
РИСУНОК
Ломанные (более сложные), при выполнении которых плечо, кисть и клинок двигаются в разных плоскостях. Такими ударами являются «захлест», «плевок», «накрут», «обратки» и т.п.
НА СХЕМЕ
На схеме показано основное различие таких действий.
УСЛОЖНЕНИЕ БАЗОВЫХ УДАРОВ
«Плевок» с уклоном
Позволяет в момент удара вывести голову из плоскости возможной вертикальной атаки противника. Даже при горизонтальной атаке достаточно отработать клинком перед собой, чтобы перекрыть большую часть сектора атаки в уключном уровне.
СХЕМА ПЛЕВКА
СХЕМА ОТРАБОТКИ ПОСЛЕ ПЛЕВКА
В номинации «меч-меч» крайне мала вероятность, что вас будут атаковать в подольном уровне.
«Отмашка-веер»
Очень часто серийную атаку парируют «веерной защитой». Это быстрые маховые движения перед собой, создающие сбивающий барьер, который сталкивает с нужного направления атакующие удары. При отступлении назад такая защита эффективна непродолжительное время. Утомление и несовпадение ритма рано или поздно приведет к тому, что меч противника начнет преодолевать защиту. К тому же долгое движение спиной вперед чревато натыканием на препятствие (ограждение ристалища) и неровности площадки.
Учитывая все это можно порекомендовать применять «веерную» защиту кратковременно, и перемещаться при этом вбок. Это позволит держать высокий темп заградительных ударов и сбивать прицел противника.
Отдельный элемент отмашки можно рассматривать как самостоятельный защитный прием. Меч располагается почти вертикально и удар противника принимается вскользь на лезвие. Полная остановка удара приходится на перекрестье.
СХЕМА
Плюсы такой защиты в ее скорости и возможности сравнительно быстро контратаковать.
Минусы в том, что она требует очень правильного и точного выполнения. Кроме того, почти вся сила удара приходится в перекрестье.
«Выход под перекрестье»
Основное начало контратакующих действий. Освоение правильной механики действия обычно не составляет проблем. Основная сложность «выхода» — правильное определение начала атаки противника. Именно точное по времени выполнение и является залогом успеха.
Если «выход под перекрестье» сделан слишком рано, то противник может скорректировать траекторию удара и обойти защиту. Если же «выход» запоздал, то удержать движение разогнавшегося удара не удастся.
ФОТОГРАФИИ
Поэтому основное условие успешного выполнения состоит в том, чтобы блокировать удар как можно ближе к кисти противника «под перекрестьем». Приемлемым вариантом можно считать и блокировку под запястье.
ФОТОГРАФИЯ
Автоматизм.
Никогда не наклоняйте голову и не опускайте взгляд при ударе в бок или бедро противника. Вообще не «бегайте глазами» по точкам, которые атакуете. Нарабатывайте удар «навскидку» (вспомните, про почесывание носа и прихлопывание комара). Необходимое упражнение выполняется максимально просто:
Мелом нанесите на тренировочный снаряд разметку, определяющую линию колена, тазобедренного сустава, локтя, шеи.
Стоя перед «истуканом» или «балдой» на расстоянии удара, закройте глаза и наносите удары в разных направлениях и по разным уровням. Периодически фиксируйте удар в финальной точке и проверяйте точность поражения заданных уровней. Например, если ударили в бедро, то меч не должен попадать ниже отметки колена и выше тазобедренного сустава. Удар в бок должен укладываться между тазобедренным суставом и локтем. И так далее, пока «мышечная память» не начнет легко и четко выдавать требуемое движение.
Боевые габариты.
Сравнительно малое поле зрения в шлеме обычно не дает видеть всю фигуру соперника целиком. Поэтому уделяйте внимание изучению особенностей «боевых габаритов» противника. В идеальном варианте вы должны, видя только верхнюю кромку щита соперника, точно знать, насколько закрыто его бедро, открыт ли его бок и т.д. Это позволит в нужный момент атаковать открывшуюся зону, ориентируясь лишь по кромке щита, вошедшей в поле зрения. Этот навык, вкупе с умением бить «навскидку», ускорит атаку в условиях плотного боя. Не теряя времени на прицеливание и визуальное определение открытого участка, атакуйте быстрым жестким ударом, как только щит двинулся к «критической точке».
В процессе работы вырабатывается чувство, которое будет автоматически корректировать «прицел» в зависимости от роста противника.
Работать следует в парах, периодически меняясь ролями. Партнер размеренно движется по характерным мизансценам, периодически замирая в том или ином атакующем, либо защитном движении. В моменты этих остановок, тренирующийся уточняет положение нижней кромки щита и «примеряет» эффективность ударов при том или ином положении противника.
ФОТОГРАФИЯ
Например, при росте бойца 180 см и стандартном размере щита 70см, его бедро наверняка будет открыто, если верхняя кромка щита дойдет до уровня подбородка.
Эти же методы тренировки применимы и в номинации «меч-меч». Единственное различие в том, что определять нужно не зависимость положения щита и общей закрытости, а закономерности реальной готовности противника защищаться и наносить удары с разных дистанций, из разного положения атакующей руки.
Работа щитом
Приводимая техника включает в себя не только конкретные практические приемы, но и упражнения способствующие развитию определенных навыков обращению со щитом, свободы и импровизации движений, то есть всему тому что, собственно, и называется культурой движения. (Некоторые специалисты называют «культу