Находчивое обращение с «фразами-убийцами» в беседе, на конференциях и заседаниях
Мы все хорошо ее знаем – некультурность. На большинстве заседаний и в большинстве бесед используются «раздражающие формулировки», которые эмоционально доводят атмосферу переговоров до «кипения». Вербальный спектакль, устроенный одним из участников разговора, может уничтожить развитие основной темы и блокировать встречу. Согласно актуальным опросам, в среднем около 60 деловых встреч в месяц сорваны менеджерами.
Конечно, это зависит от культуры аудитории, или скорее от «некультурности». Иногда речь идет лишь о том, чтобы отклониться от нежелательной темы или переиграть недостаточную аргументацию, а иногда и о том, чтобы вывести из себя непонравившегося собеседника и профессионально с помощью вербальной атаки отправить его «в аут».
Так же обстоит дело, если «фразы-убийцы» часто используются собеседниками и применяются как символ духовного истощения. На пути к успешному результату при проведении деловой встречи необходимо отказаться от подобных помех и блокад. Даже если «фразы-убийцы» произносятся бегло, их применение недопустимо!
С одной стороны, мы можем, конечно, противодействовать данным формулировкам, когда даем открытый и четкий отпор деструктивному собеседнику. Во время ответов на вопросы это можно сделать в три этапа:
1. Что и в какой форме я воспринимаю? Это случайное или общепринятое поведение? Я замечаю его проявление все чаще?
2. Как это воздействует на разговор с профессиональной, а также эмоциональной точки зрения? Как это воздействует на меня и какие последствия влечет за собой? Как это отразится на дальнейшем ходе беседы?
3. Что срочно я хотел бы изменить с позитивным влиянием на текущую беседу и на присущую ей культуру переговоров?
С другой стороны, у вас есть возможность подобные раздражающие формулировки превратить просто в положительные высказывания и ни в коем случае не игнорировать их, а, наоборот, показать, что вы можете с ними справиться.
Здесь действует рекомендация «Устранить негатив!» вместо «Не обращать внимания на негативные высказывания!».
Упражнения для обращения с «фразами-убийцами»
Далее дается свыше 40 примеров высказываний, которые вы сможете превратить в положительные. Возможные решения к первым десяти «фразам-убийцам» вы найдете в конце главы, но не нужно дословно их применять, они послужат вам первоначальным ориентиром.
В указаниях возможных ответов есть предложения и по их применению. Сначала во время заседания нужно такие высказывания-банкроты превратить в позитивные. Преимущество этого заключается в том, что собеседник будет вынужден преодолеть слишком сложный рубеж, если захочет действовать деструктивно. Есть и второй вариант – прекратить начатую игру. Поразмыслите над этими предложениями и определите, в каком случае использовать подобные ответы.
Пожалуйста, формулируйте два варианта решения, где предложение А должно быть адресовано человеку, а предложение В – только ситуации.
1. «Возможно, вы хотели бы поговорить компетентно по уже обсужденной теме?»
А:____________________
B:____________________
2. «Будьте же честны: вам, похоже, не остается ничего другого, как сознаться и таким образом признать свою вину…»
А:____________________
B:____________________
3. «Да, дорогуша, хотите вы того или нет, но в этом должны признаться только вы лично…»
А:____________________
B:____________________
4. Итак, дорогая госпожа коллега, вы ведь не хотите настаивать на фактах, основанных только на вашей женской интуиции…»
А:____________________
B:____________________
5. «Привет, Мюллер, вы снова здесь, чтобы клеймить позором участников встречи?»
А:____________________
B:____________________
6. «Как вы можете выдвигать такую инфантильную, и плохо продуманную гипотезу, не обоснованную никакими данными и фактами…»
А:____________________
B:____________________
7. «Вы не хотели меня правильно понять? И вообще, слушали ли вы меня последние десять минут и можете ли продолжить следовать за моими мыслями? Или вы совсем не хотите меня понять?»
А:____________________
B:____________________
8. «О нет… мы ведь уже, честно говоря, многократно терпеливо вам объясняли, что…»
А:____________________
B:____________________
9. «Вы профессиональная недотрога, но все же может не стоит всегда обороняться…»
А:____________________
B:____________________
10. «Да ведь очевидно, что вы следуете этой логической ошибке с тяжелыми последствиями… – и это еще мучительнее…»
А:____________________
B:____________________
11. «Если бы вы сейчас были честны… конечно, это возможно лишь при том условии, что вы вообще можете быть честным».
А:____________________
B:____________________
12. «Как человек с высшим образованием, а также как нормальный человек вы должны знать…»
А:____________________
B:____________________
13. «Да вы мастер ходить вокруг да около…»
А:____________________
B:____________________
14. «Хм, совершенно нелепое, некомпетентное слабоумие…»
А:____________________
B:____________________
15. «И снова теория, далекая от практики. Или вы предпочитаете сделать в какой-то мере теоретическое начало, а затем незаметно уйти от практики?»
А:____________________
B:____________________
16. «Вы по совместительству “лесоруб” или случайно пошли ложным путем в нашей теме? А может из-за леса вам не видно самих деревьев?»
А:____________________
B:____________________
17. «Типично для женщины, закрыв оба глаза, вы отправляетесь в слепой интеллектуальный полет!»
А:____________________
B:____________________
18. «Господин Шульц, вы на самом деле так наивны или это трюк неопытности?»
А:____________________
B:____________________
19. «Желаю удачи, но объясните мне только одно: как женщина может столь диаметрально противоположно видеть реальность?»
А:____________________
B:____________________
20. «Вздор!»/ «Чепуха!»/ «Идиотизм!»
А:____________________
B:____________________
21. «Вы, карьерист, должны были повнимательнее слушать – или мы должны вам еще раз все объяснить!»
А:____________________
B:____________________
22. «Не могли бы вы иногда прислушиваться к своему внутреннему философскому монологу или это мешает вашим действиям?»
А:____________________
B:____________________
23. «Вы всегда столь деструктивны и разрушительны?»
А:____________________
B:____________________
24. «Это не смешно! Вы на самом деле хотите подсунуть нам это и притом смотрите на нас преданным взглядом? Вы думаете, мы собрались здесь на карнавал?»
А:____________________
B:____________________
25. «Мы что, должны принимать в расчет ваш заурядный интеллект?»
А:____________________
B:____________________
26. «Известные специалисты объяснили мне это кратко, но совсем иначе…»
А:____________________
B:____________________
27. «Что за вздор, или вы верите, что мы можем подрезать гусю ноги только ради того, чтобы продать его как утку?»
А:____________________
B:____________________
28. «Но от такого всеми восхваленного и столь титулованного эксперта, как вы, я хотел бы ожидать чего-нибудь другого…»
А:____________________
B:____________________
29. «Вы тоже очень страдаете от постоянных предрассудков и пошлости?»
А:____________________
B:____________________
30. «Простите, вы считаете, что мы должны принять это за чистую монету?»
А:____________________
B:____________________
31. «Нулевой вклад! Или другими словами: это снова вернет нас, как сальто-мортале, к началу дискуссии?»
А:____________________
B:____________________
32. «Простите, но ваши многочисленные веснушки являются единственным мнением, которые вы можете выразить?»
А:____________________
B:____________________
33. «Типичный консультант – роскошный и жирно выделенный штамп на бланке отправителя письма. Это единственный штамп, которым вы пользуетесь?»
А:____________________
B:____________________
34. «Когда вы уже будете помогать решать проблемы, вместо того чтобы самому постоянно быть нашей общей проблемой?»
А:____________________
B:____________________
35. «Да, вы нашли творческое решение. Осталось лишь найти решение, которое подойдет к обсуждаемой нами проблеме!»
А:____________________
B:____________________
36. «Поздравляем, вы, наверное, долго продумывали эту глупость!»
А:____________________
B:____________________
37. «Если бы не такие сони, как вы, то вряд ли другие имели бы успех в этом деле!»
А:____________________
B:____________________
38. «Вы всегда говорите о членах команды как о сумасшедших, что это может означать?»
А:____________________
B:____________________
39. «Фатальная стратегия: вы всегда сами преграждаете себе путь?»
А:____________________
B:____________________
40. «Вы должны ломать голову над моими проблемами? Это не ваша обязанность!»
А:____________________
B:____________________
41. «В вечно длящейся борьбе эмансипированных полов нет тех, кто отказался бы от служения долгу, как это настойчиво демонстрирует нам ваша коллега!»
А:____________________
B:____________________
42. «Пардон (качание головой), мне слишком дороги дело и вы лично, чтобы я сейчас начал вам возражать!»
А:____________________
B:____________________
Возможные реплики
Для первого вопроса:
А: «Как понимать? Вы знаете, что все было по делу!» – пристально посмотреть в лицо.
В: «Это касается дела,…или вам нужно еще раз разъяснить?!».
Для второго:
А: «Я не только не должен (пауза), но и не могу признаться вам в этом…!».
В: «Ради дела – НЕТ!». Высказать вероятное обоснование.
Для третьего:
А: «Лично я сознаюсь всегда, а вы, например, нет. Но из деловых соображений я сделаю это, но не здесь, как я уже пояснила!».
Для четвертого:
А: «Ах, дорогой коллега. Да, я – женщина, остро подмечено, но у нас другая тема обсуждения!».
В: «Я констатирую это – вы знаете различие?!».
Для пятого:
А: «Вы чувствуете себя виновным, но вам не нужно оправдываться?». Именно так часто реагируют.
В: «Как это понимать?» – пристальный, интенсивный взгляд!
Для шестого:
А: «Ваша игра слишком проста, чтобы мы не смогли увидеть ее насквозь. Есть ли у вас указания, относящиеся к делу?».
В: «Без фактов я бы тоже не смог установить это, слава Богу, что факты налицо. Поэтому сказанное вовсе не тезис, а достоверная констатация фактов!».
Для седьмого:
А: «Приведенные вами факты нелогичны!». Высказать свою аргументацию.
В: «Пожалуйста, пересмотрите свои аргументы еще раз…» (указание на ошибку).
Для восьмого:
А: «Даже при постоянном повторении, положение дел не изменится!».
В: «Пожалуйста, еще раз подробнее остановитесь на данном утверждении, от этого слишком много зависит!».
Для девятого:
А: «Я запрещаю вам оскорблять меня!».
В: «…довольно острых и циничных замечаний, вернемся к теме!» – с улыбкой на лице!
Для десятого:
А: «Знаете ли вы библейскую мудрость про соломинку в чужом глазу и бревне в собственном?!». (Слишком грубо звучало бы продолжение: «Давно ли оно попало вам в глаз?!».)
В: «Поначалу мне тоже так казалось. Затем я интенсивнее занялся данной темой!». (Грубо было бы добавить: «Вам тоже не мешает заняться этим!».)
Подумайте
Длинные высказывания часто являются ничем иным, как неумелым танцем на канате, который исполняет дилетант в этом деле. Дилетант, у которого нет ни надежного балансира, ни страхового ремня.
Наш совет
Проверяйте во время встреч и конференций свои высказывания, сообщения на наличие в них «фраз-убийц». Они не продвинут дальше ни ваше дело, ни вас самих. Немедленно и непреклонно препятствуйте их употреблению, как в своей речи, так и в речи других. Потому что тот, кто на протяжении всей жизни профессионально закрывает глаза на подобные формулировки и «фразы-убийцы», откроет их широко, когда потерпит поражение в дискуссии.
Иначе говоря: язык тела
Безмолвие возникает там, где… мы не можем понять сигналы собеседника и… своим телом даем нашим словам нежелательную поддержку. Потому что «тело – переводчик души», как считает Кристиан Моргенштерн.
Кто сегодня присутствует на конференциях менеджеров, тот часто чувствует себя простым наблюдателем. Вспомним Бертольда Брехта, который противопоставил свой эпический театр театру иллюзий, где зрители сталкиваются с эффектом отчуждения и, в конце концов, идентифицируются друг с другом. Фолькер Зоммер, антрополог, защитивший диссертацию в университете Геттинген, вслед за Эрвингом Гофманом посвятил этой теме свою книгу «Похвала лжи. Иллюзии и самообман у человека и животных».
Под руководством невидимого режиссера по стратегии или тактике, будь то на рабочем месте или в личной жизни, мы, как актеры, разыгрываем сцены, чтобы убедить своих партнеров по бизнесу или коллег в том, что действительно обладаем необходимой компетенцией, квалификацией и способностями. В этом случае речь идет не о врожденной мимикрии, а о все сильнее развивающейся информационной игре, циркуляции деликатных тайных дел, простом раскрытии махинаций, о ложных или слишком легких разоблачениях.
Безнравственно это или недостойно? Подобное суждение слишком краткое, если мы согласимся с американским социологом Робертом Э. Парком, что слово «персона» первоначально имело
значение «маска»: «Наше истинное “Я” – это “Я”, которым мы хотели бы быть. В конце концов, в реальной жизни разыгрывание ролей становится нашей второй натурой и неотъемлемой частью нашей личности. Мы появляемся на свет как индивидуумы, создаем свой характер и становимся личностью».
Поэтому мы разработали тренировочное упражнение для семинара, проводимого внутри фирмы. Задача присутствующих целенаправленно во время докладов говорить ложь, которую остальные должны найти. Раньше почти все участники такой игры говорили, что показателем обмана был соответствующий взгляд, неуместные вербальные средства общения и колеблющийся темп речи, а также поиск более подходящего способа для выражения лживого высказывания. Но данное суждение оказалось неверным выводом. Здесь мы имеем дело с «менеджментом впечатлений». «Лжецы» уже мастерски вписали в свой доклад неверные утверждения во время его подготовки. Если бы это были акты внушения, спонтанно разработанные и осуществленные, то модель восприятия лжи, возможно, была бы успешной. Здесь же был противоположный случай: видеозаписи важных пассажей свидетельствуют о том, что телодвижения были более размашистыми, жесты целенаправленнее и речевое выражение точнее и конкретнее, чем эпизоды речи, которые заранее не были непродуманными или которые были подготовлены лишь тезисно. Взгляд был более продолжительным и использовался более осознанно. Ричард Лазарус в реальной жизни, а не во время тренингов, говорит о существовании «внутреннего физического транквилизатора».
В критических ситуациях, когда человек не располагает необходимыми правдивыми доказательствами или ему не хватает веры в себя, он компенсирует это подсознательным и самообольщающимся уходом от реальности – прибегает ко лжи и самообману. Зачастую мы даже сами верим в свои же ложные утверждения. Лгать не краснея – вот значимый аспект нашей коммуникации, даже если мы считаем, что этот способ безнравственный.
У каждого есть свойственная ему риторика, которую он вынужден использовать в ежедневных ситуациях общения, чтобы обосновывать свою точку зрения. Ученые уже давно доказали, что кожа человека знает больше, чем мозг; по такому принципу сегодня работают детекторы лжи. Но в любом случае речь в вербальном, невербальном или паравербальном воплощении выражает наши мысли. И кто сегодня хочет владеть силой и магией искусства общения, тот должен отказаться от простой констатации сведений, уже имеющихся в разделе «Язык тела». То есть от тех сведений, согласно которым жесты, мимика и поза для определенных ситуаций или высказываний уже установлены, поэтому всегда воспринимаются собеседниками однозначно или в некоторых случаях имеют несколько известных значений. Это нам не нужно. Нас должен интересовать интерпретирующий язык тела, здесь нет предела. Он потрясет наш разум? Именно! Потому что это не даст нашим мыслям оказаться на «захоронении мертвых идей» традиционной коммуникации.
История развития языка тела более древняя по сравнению с вербальной коммуникацией. Язык тела был первоначальной формой взаимопонимания. У животных этот вид общения играет значительно большую роль, чем общение с помощью звуков. А у людей акустическая форма взаимопонимания была настолько усовершенствована, что для многих способность восприятия и интерпретации языка тела отошла на задний план. Но, несмотря на это при общении с людьми мы не только вслушиваемся в содержание высказываний, но и обращаем внимание на многие факторы: жесты, мимику, взгляд, позу, громкость, тон и модуляцию голоса. Бессознательно язык тела вносит значительный вклад в то, как мы воспринимаем и оцениваем своих партнеров. Язык тела всегда что-то выражает. Человек может даже молчать, совсем ничего не говорить, но он не может отказаться от языка тела или выражения лица.
Важен тот факт, что произнесенное слово позволяет получать информацию только в ограниченном объеме.
Например, во многих ситуациях мы можем узнать состояние собеседника или сделать выводы о мотивах его действий только благодаря дополнительным факторам: либо с помощью долгого и тщательного изучения личности, либо благодаря языку тела.
В науке этот процесс называется «социальным восприятием».
Сигналы языка тела классифицируются по следующим критериям:
• Жесты / движения рук.
• Движения тела или сигналы, которые подают отдельные части тела.
• Осанка, «выражение» тела и его направленность.
• Визуальный контакт и направление взгляда.
• Расположение тела в пространстве (расстояние между людьми).
• Формы телесного контакта (прикосновения).
• Дополнительные аспекты, такие как: украшения, одежда и другие внешние знаки.
Каждая из данных сфер имеет еще и свой спектр вариантов. Например, визуальный контакт рассматривается по следующим аспектам: продолжительность взгляда, взгляд в сторону или пристальный, величина зрачка во время речи или молчания и так далее.
Язык тела собеседника дает нам сведения о том, как он думает и что он чувствует.
Но будьте осторожны! Язык тела неоднозначен! Мой взгляд может блуждать с предмета на предмет, если тема или собеседник не особенно меня интересуют, но у меня будет такой же взгляд при поиске нейтральной точки для того, чтобы сконцентрироваться на ней во время интенсивного размышления. Руки, скрещенные на груди, могут означать либо защиту, либо удобную позу.
Язык тела используется, чтобы передавать сообщения. При этом мы различаем следующие сферы:
• Эмоциональное расположение к персоне, процессу или вещи (например согласие).
• Сообщение информации о межличностных отношениях или распределении ролей между собеседниками (например об иерархии).
• Передача информации о своей персоне (например о манере производит сильное впечатление).
• Невербальное или паравербальное общение во время речи (например, перед группой людей).
• Общественные ритуалы или церемонии (например, богослужение).
• Символическое действие, ставшее ритуалом (например, вручение документа).
Описанные ниже сигналы – это помощь вам в интерпретации, но ни в коем случае данные толкования не являются однозначными, они могут иметь и другие коннотации. Все же с помощью однозначного сигнала вы можете сделать своё сообщение более ясным и, таким образом, избежать непонимания.
Подкрепление речевого сообщения сигналами языка тела (примеры)
Обобщение некоторых правил интерпретации языка тела:
• Сигналы языка тела многозначны, их «перевод» всегда является интерпретацией.
• Сигналы следует рассматривать во взаимодействии с другими факторами, например, учитывая культурный фон, конкретную ситуацию.
• Телодвижения в основном всегда сопровождаются невербальными или паравербальными сигналами партнера.
• Декодирование языка тела или отдельных сигналов нужно осуществлять в контексте многоуровневого подхода. Толкование отдельных сигналов только в одной плоскости автоматически приводит к непониманию (например, интерпретация языка тела без опоры на контекст).
• Языком тела сложнее манипулировать, поэтому он чаще является более правдивым, чем вербальное общение.
• Изменения внешнего поведения часто идут в ногу с внутренними изменениями.
• Мимикой управлять сложнее, чем жестами.
Определения и различия
Знаками и сигналами мы называем элементы поведения, которые воспринимаются собеседником и осознанно или неосознанно влияют на него. Знаки/сигналы, которые передают что-то невербально, называются коммуникаторами.
Кодировать – подать знак (послание).
Расшифровать (декодировать) – расшифровать знак (восприятие).
Денотация – обозначение словами определенных действий или жестов.
Коннотация – описание словами абстрактных представлений.
Кроме того, мы различаем:
• Осознанные, целенаправленные знаки (например, сигналы, подаваемые руками на аукционе).
• Бессознательные, поведенческие или психологические знаки (например, холодный пот от страха).
• Знаки, которыми сознательно должны что-то сообщить.
• Знаки, которые отправляются (и воспринимаются) бессознательно.
• Знаки, которые сознательно используются с лживым намерением или рассчитаны на определенную реакцию.
• Знаки, которые по ошибке неверно используются.
Одновременно с этим мы воспринимаем знаки в виде:
• Прозаических сигналов в стихотворном размере, техники расстановки пауз, ударения в отдельных словах или частях предложения, высоты голоса.
• Паралингвистических сигналов, которые, независимо от содержания сказанного, выражают эмоциональное состояние.
• Паравербальных сигналов, например, тяжелого вздоха или слышимой одышки.
Сигналы, подаваемые телом, – смирительная рубашка для фантазии, светофоры на пути, прописная истина.
Из вышеизложенного вытекают семь практических выводов:
1. Язык тела в определенной степени можно выучить и контролировать, что еще раз поясняется в нижеследующих разделах.
2. Тренинг поможет сократить количество случаев непонимания при общении людей различных слоев общества, в общении людей разных поколений и этим сделать более чувствительным социальное поведение.
3. Наше социальное поведение изменяется, когда мы восприимчивы к языку тела.
4. Можно развить свое восприятие паравербальных и невербальных сигналов настолько чутко, что не будешь отдавать себе отчет в том, как складывается впечатление о людях и группах.
5. Огромная часть наших знаний о языке тела получена при наблюдении поведения животных. Данные этой области, обработанные квалифицированными учеными, ориентированные на применение, остаются пока невостребованными.
6. Животные отправляют сигналы чаще всего не намеренно, это происходит инстинктивно, у людей подобный процесс почти всегда протекает так же.
7. Язык тела часто имеет «раздражителей», которые тоже должны учитываться. Кроме того, их следует упорядочивать в акте взаимодействия.
Зачем, когда и в какой форме используется язык тела? Мы выделяем следующие сферы:
• Эмоциональный настрой по отношению к вещам или событиям, настроение или выражение чувств.
• Сообщения о межличностных установках или о понимании ролей, выполняемых в обществе (например, ступени иерархии).
• Сообщения о личности (манера производить впечатление, выражение лица).
• Невербальная или паравербальная коммуникация во время речи (во время чтения доклада/бесед в группах).
• Установленные в обществе ритуалы и церемонии.