Запишите выводы о проделанной работе в отчет. Осуществите самооценку Вашей учебной деятельности в процессе занятия.
Краткий информационный материал:
Коллективное творческое воспитание - это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в подготовке, реализации и анализе результатов общих творческих дел, совместная деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на гуманизацию отношений.
Основополагающие идеи коллективного творческого воспитания:
1. Коллективная организация деятельности;
2. Коллективное творчество;
3. Коллективное целеполагание;
4. Организация ситуаций-образцов;
5. Эмоциональное насыщение жизни коллектива;
6. Общественная направленность деятельности коллектива учащихся.
Рассмотрим каждую из идей коллективного творческого воспитания отдельно.
Коллективная организация деятельности - это такой способ ее осуществления, при котором все члены коллектива совместно осуществляют планирование, подготовку, реализацию и обсуждение (анализ) совместных дел.
Коллективное творчество - предполагает организацию и проведение совместных дел, ситуаций коллективного общения не по шаблону, не по заданному сценарию, а с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией. Чаще всего, это так называемое субъективное творчество - изобретение, открытие нового именно для этих ребят, именно для этого коллектива.
Коллективное целеполагание - совместная выработка, осмысление ребятами и взрослыми идеалов и целей своей коллективной деятельности, а также выбор исходя из этих целей предстоящих общих дел. Коллективное целеполагание имеет как бы два уровня: «верхний» - разработка общих долговременных целей, «нижний» - выбор конкретных дел. Именно на «верхнем» уровне велика роль ребят-лидеров, а также взрослых, их личных убеждений, идеалов и устремлений.
Самая необычная идея коллективного творческого воспитания - ситуации-образцы. Это ограниченный во времени (от нескольких часов до месяца) отрезок жизни коллектива, в котором ребята и взрослые живут интенсивной, напряженной коллективной жизнью в соответствии с идеалами творчества и гуманизма. За один такой день готовятся, проводятся, осмысляются 5-7 совместных творческих дел, направленных на заботу друг о друге, устремленных на пользу окружающим людям. Ситуации-образцы позволяют воспитателям и воспитанникам в будничной работе коллектива опираться на конкретные, вынесенные из своего жизненного опыта эталоны, идеалы коллективной деятельности и общения.
Эмоциональное насыщение жизни коллектива. В коллективном творческом воспитании есть набор средств, специально направленных на увеличение эмоционального напряжения, возбуждение чувств единения, доверия, душевного подъема. Эти средства можно объединить в две группы - символы и обряды. Символы - значок и эмблема, форма, девизы, речевки и символические жесты. Обряды теснее, чем символы, связаны с эмоциональной жизнью коллектива. Это так называемый «орлятский круг», когда ребята и взрослые, положив руки на плечи друг другу, поют негромко, для себя; «закон поднятой руки» - если ты поднял руку, тебе обязательно дадут возможность сказать свое слово и т.д.
Общественная направленность деятельности коллектива учащихся является традиционной формулой коллективного творческого воспитания как деятельности на пользу и радость людям.
Вместе с тем почти каждая из перечисленных идей коллективного творческого воспитания может быть осуществлена более-менее самостоятельно. Наиболее зависимы от коллективного творческого воспитания ситуации-образцы. Без коллективного творчества, без элементов коллективной организации, без эмоциональной насыщенности поход, лагерь, поездка, конкретные формы ситуаций-образцов не станут для ребят и педагогов эталонами, ориентирами в организаций повседневной жизни класса, клуба, школы. В коллективном творческом воспитании есть «ядро» - совместная деятельность детей и взрослых; воспитателей и воспитанников; коллективная организация этой деятельности; коллективное творчество; направленность дел на пользу и радость людям. «Коллективное творческое дело может быть самостоятельной формой воспитательной работы. Итак, дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.
Характерные признаки этого типа воспитательной работы: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Деламиможно считать такие события в жизни коллектива, когда воспитанники активно действуют, сами решают, что, как и для кого (чего) делать, сами организуют свою деятельность.
Из общеизвестных форм к делам можно отнести трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.
В реальной практике эти формы могут быть воплощены по-разному, в зависимости от того, кто является их организатором и какова степень творчества участников. Фактически по характеру реализации дел можно различить три подтипа:
1) дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально (председатель совета, командир, ответственный или педагог). Они могут выглядеть просто как организованная, продуктивная общая работа. Например, посадка деревьев, концерт для родителей, изготовление сувениров для гостей и т. п.;
2) творческие дела, отличающиеся организаторским творчеством какой-либо части коллектива (творческой или инициативной группы, микроколлектива и др.), которая задумывает, планирует и организует их проведение. Такие дела часто предполагают исполнительское творчество всех участников. Например, творческая группа разработала идею фестиваля рисованных фильмов, раздала командам роли представителей киностудий стран мира и задания: нарисовать и «озвучить» фильм на такую-то тему, выступила в роли ведущих и жюри кинофестиваля;
3) коллективные творческие дела, в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.
Коллективные творческие дела (далее КТД) как особый тип форм воспитательной работы разработаны и названы так И.П. Ивановым. Основу методики их организации составляет коллективная организаторская творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа и представляющая собой «совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи».
Из всех типов форм воспитательной работы, существовавших ранее и существующих ныне, КТД обладают наибольшими объективными воспитательными возможностями, так как они:
1) предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные и др.);
2) обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;
3) способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию и мобильности внутри коллективных связей и отношений;
4) эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности всамых разных ситуациях воспитательного процесса.
КТД проходит несколько этапов: коллективное планирование (сбор-старт), коллективная подготовка КТД; проведение КТД; коллективное подведение итогов.
Лабораторная работа № 4
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Цель работы
освоить основные элементы технологии создания плана воспитательной работы в классе.
Оборудование и материалы
примеры планов работы классного руководителя.
Задания
1.Выполните тестовые задания:
1. Как называется процесс совместной деятельности классного руководителя и детей по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном коллективе?
1) управление воспитательной работой;
2) планирование воспитательной работы;
3) корректировка воспитательной работы;
4) организация воспитательной работы.
2. В каком ответе перечислены основные этапы аналитической деятельности классного руководителя?
1)подготовительный, основной, итоговый;
2) основной, итоговый, рефлексивный;
3) рефлексивный, основной, итоговый;
4) подготовительный, основной, рефлексивный.
3. В каком документе находят отражение целевые ориентиры воспитательной деятельности классного руководителя?
1) учебный план;
2) план работы школы;
3) план работы кружка;
4) план классного руководителя.
4. Какие виды целей выделяют в теории и практике воспитания?
1) идеальная;
2) результатная;
3) процессуальная;
4) все ответы правильные.
5. В каком ответе указана верная последовательность разработки плана воспитательной работы?
1) педагогический анализ состояния и результатов воспитательного процесса; определение целевых ориентаций воспитательной деятельности; моделирование классным руководителем жизнедеятельности класса; коллективное планирование; корректирование, конкретизация педагогического замысла и оформление плана воспитательной работы;
2) определение целевых ориентаций воспитательной деятельности; моделирование классным руководителем жизнедеятельности класса; коллективное планирование;
3) определение целевых ориентаций воспитательной деятельности; моделирование классным руководителем жизнедеятельности класса; коллективное планирование; корректирование, конкретизация педагогического замысла и оформление плана воспитательной работы; педагогический анализ состояния и результатов воспитательного процесса;
4) определение целевых ориентаций воспитательной деятельности; коллективное планирование; педагогический анализ состояния и результатов воспитательного процесса; моделирование классным руководителем жизнедеятельности класса; корректирование; конкретизация педагогического замысла и оформление плана воспитательной работы.
2. Заполните таблицу «Этапы деятельности классного руководителя по разработке плана воспитательной работы»
Таблица «Этапы деятельности классного руководителя по разработке плана воспитательной работы»
Этапы | Содержание этапов |