Дидактическое конструирование

1) Определить учебно-воспитательную задачу урока, т.е. что должны учащиеся узнать, чему научиться и как выполнять заданное на данном уроке.

2) Записать на доске эти задачи так, чтобы всем учащимся они были ясны и понятны.

3) Выявить, что известно школьникам по теме занятия, какими знаниями, умениями они уже владеют.

4) Конструируя занятие, опирайтесь на те знания и умения, которые у учащихся уже имеются. При таком подходе ребенку легче сосредоточиться на новых умениях, которые необходимы для работы в сотрудничестве.

5) Выберите виды деятельности, в которые будут включены учащиеся на уроке.

6) Продумайте, какие учебные средства помогут обеспечить эффективную работу учащихся.

7) Определите, сколько времени вы отводите на каждый вид деятельности.

8) Если в избранном варианте работы в сотрудничестве требуется определить роли членов группы, это необходимо обозначить до начала занятий и записать на доске.

II ШАГ

I) определите объем материала, который учащиеся смогут выполнить в малых группах за определенное время. Помните, что при работе в группах сотрудничества учащиеся успевают меньше выполнить зада­ний, чем при индивидуальной работе, так как им требуется дополнительное время. Во-первых, им необходимо убедиться, что все в группе понимают суть задания. Во-вторых, нужно договориться о способах выполнения задания. В-третьих, дать каждому члену группы возможность завершить его часть работы.

2) Напомните, что учащимся предстоит работа в сотрудничестве, т.е. групповая деятельность, в которой успех всех зависит от успеха каждого.

3) Еще раз посмотрите, какие учебно-познавательные задачи вы поставили перед учащимися, и теперь определите конкретные задания для каждой группы и каждого учащегося.

4) Разделите задания на логические части (по методу «пилы») и сформулируйте их понятным для школьника языком.

5) Помните, что эти задания для групп могут быть аналогичными или разными.

6) Если задания для групп аналогичные - их следует записать на доске.

7) Если задания для групп различаются, их записывают на отдельных листочках и раздают по группам.

8) Если в группе задания распределяются по ролям, идентичным для всех групп, их записывают на доске. Разные роли обозначаются для каждой группы на листочках.

9) Еще раз проверьте, абсолютно ли понятны сформулированные вами задания каждому учащемуся. Если уверен, что понятны, приступайте к осуществлению ... действий третьего шага.

Ill ШАГ

1) Напомните, что после работы учащихся в сотрудничестве будет коллективное обсуждение содержания задания. Во-первых, в ходе него они могут задавать вопросы докладывающему от группы. Во-вторых, предлагать вопросы любому члену группы; в-третьих, любые вопросы по данному заданию.

2) Подчеркните, что все члены группы должны быть готовы ответить на любой вопрос по заданию, аргументируя свою позицию.

3) Обозначьте ролевые позиции всего класса, отметив, что участники других групп могут не только задавать вопросы, но и дополнять. предлагать свой вариант выполнения задания.

4) Зафиксируйте для себя, что ваша задача многогранна:

• учить школьников слушать и слышать друг друга не только в малой группе, но и в классе в целом;

• обогащать мотивацию на глубокое знание темы;

• упражнять в развитии реакции на высказывание соучеников;

• развивать логическое мышление, умение быстро анализировать высказывание товарища, оппонента;

• развивать рефлексивные способности;

• воспитывать навыки культуры общения;

• формировать способности объективной самооценки и самоанализа

IV ШАГ

1) Продумайте содержание и способы поощрения учащихся на уроке. При этом помните:

• Если группа работает охотно и продуктивно, не стремитесь всякий! раз ее поощрять. Дайте понять учащимся, что для них это норма

• Все члены группы получают одинаковое поощрение или не получаютникакого.

• Не устраивайте соревнований за призы (поощрения): это неспособствует сотрудничеству.

• Если группа не заслужила вашего поощрения, не подчеркивайте! этого каким-либо образом, а предоставьте ей возможность дополнительной практики, а позднее- найдите способ оценить стремление и способность учащихся изменить представление о себе.

• Поощрения заслуживают не только академические успехи, но культура общения, психологические умения: слушать другого; помогать другому; делиться с товарищами своей информацией; подбодрить товарища; добиться согласия при решении спорных вопросов.

Способы поощрения планируются заранее и сообщаются учащимся.

Теперь приступайте к планированию всего урока

Технология развития критического мышления

«Критическое мышление» — это направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата (Д. Халперн).

Критическое мышление — это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое, и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлены.

Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых выделяют: готовность к планированию; гибкость; настойчивость; готовность исправлять свои ошибки; осознание; поиск компромиссных решений.

В гуманистически ориентированном обучении педагог ставит учащегося в позицию полноправного субъекта учения, создавая тем самым условия для его творческой самореализации. Педагог организует учебную деятельность как процесс решения проблем разного уровня. Важным становится самостоятельный поиск ученика, а это зависит от того, насколько ученик овладел методологией решения изучаемых проблем.

Технология развития критического мышления предполагает равные партнерские отношения как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации и, используя приемы технологии, превращает обучение — продвижение от незнания к знанию — в совместный поиск.

Критическое мышление — это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности.

Технология развития критического мышления предполагает наличие следующих технологических этапов:

I стадия

Вызов:

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения

II стадия

Осмысление содержания:

- получение новой информации;

- корректировка учеником постановленных целей обучения

III стадия

Рефлексия:

- размышление, рождение нового знания;

- постановка учеником новых целей обучения

Функции трех стадий технологии развития критического мышления представлены следующим образом:

1. Вызов. Мотивационная - побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме. Информационная - извлечение «на поверхность» имеющихся знаний по теме. Коммуникационная - бесконфликтный обмен мнениями.

2. Осмысление. Мотивационная - сохранение интереса к изучаемой теме. Информационная - получение новой информации по теме. Систематизационная - классификация полученной информации по категориям знания.

3. Рефлексия. Мотивационная - побуждение к дальнейшему расширению информационного поля. Информационная - приобретение нового знания. Коммуникационная - обмен мнениями о новой информации. Оценочная - соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.

Технология развития критического мышления

Стадия (фаза) Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы
I. Вызов (evocation) Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому воп­росу, активизацию их деятельности, мотивацию к даль­нейшей работе «Присвоение» учеником учебной информации: уче­ник «вспоминает» что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы Составление списка «известной информации»: рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т. д.
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах
II. Осмыс­ление со­держания (realization of meaning) Направлена на со­хранение интереса к теме при непос­редственной работе с новой информа­цией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» Ученик читает (слушает) текст, используя предло­женные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации Методы активного чтения: маркировка с использованием значков «V»,«+»,«-», «?» (по мере чтения их ставят на полях справа); ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах
Ш.Рефлексия (i inflection) Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения, дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных видов дискуссий. Написание творческих работ. Исследования по отдельным и т.д. вопросам темы
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах илигруппах
           

Лабораторная работа № 2

Наши рекомендации