Техника в соревновательной деятельности борцов.

Основные положения борца.

Поединок спортсменов начинается в стойке. В этом положение борцы могут выполнять различные атакующие, защитные и контратакующие технические действия.

Стойка может быть правой, левой, фронтальной, а каждая из них – высокой, средней , низкой.

Передвижение в стойке осуществляется вправо, влево, вперед, назад.

Часто при выполнении приема, контрприема или защите лопаток от прикосновения к ковру борец принимает положение, называемое мостом или полумостом. В первом случае он, прогнувшись назад, обращен спиной к ковру и упирается в него ступнями и лбом.

Во втором случаи борец, прогнувшись назад, обращен спиной к ковру и упирается в него одной или двумя ногами, а также плечом и соответствующей частью головы.

Партер – положение, стоящего на коленях с упором руками в ковер.

Положение лежа – борец касается ковра какой-либо частью туловища [8, 23].

Захваты и освобождения от них.

При захвате партнера важно правильно соединить свои руки. Различают следующие способы: соединение пальцев рук в крючок, захват своей руки за запястье, соединение рук ладонь в ладонь.

Наиболее распространенными захватами являются: захват рукавов, пояса, отворота.

Захваты могут быть разноименными и одноименным. Если спортсмен захватил своего партнера двумя руками за одну руку, такой захват называется односторонним, а если захвачены обе руки, - двухсторонним.

Замок – способ соединения рук с помощью согнутых пальцев или захватом одной рукой другой руки.

Захват ближней руки – захват в партере из положения сбоку за руку, которая находится ближе к атакующему.

Захват дальней руки – захват в партере из положения сбоку за руку, которая находится дальше от атакующего.

Обратный захват – захват, выполняемый атакующим в положении спиной к голове атакуемого [8, 24].

Страховка и самостраховка.

Выполнение технических действий борьбы обычно связано с падениями занимающихся на ковер. Это придает особое значение изучению приемов страховки и самостраховки, которые направлены на формирование навыков падения. В основе самостраховки лежит умение ученика принять такое положение тела, при котором в момент падения уменьшается опасность ударится спиной или головой о ковер [8, 25].

Выведение из равновесия выполняется рывком, скручиванием и толчком.

Подбив – действие в стойке или партере, с помощью которого атакующий, отрывая противника от ковра, перебрасывает его через себя с помощью последовательного выпрямления ног, толчка животом или толчка поясницей и рывка руками.

Дожимы – борец прижимает находящегося в опасном положении противника лопатками к ковру [8, 26].

Во все времена среди борцов существовали такие, которых называли "технари". Слово "технарь" происходит от слова техника. "Технари" добивались побед не за счёт физической силы, а за счёт искусства проводить приёмы. Поединки таких борцов становились украшением любых соревнований. Как правило, в арсенале "техноря" было 3-4 коронных приёма в стойке и 2-3 коронных приёма в партере. Под коронным приёмом понимался приём, который борец проводит как противникам своего уровня, так и противникам более высокого уровня. К сожалению правила борьбы, так "совершенствовались", что сегодня (2009 год) "технори" встречаются крайне редко. Большинство борцов проводят всего один-два приёма в партере, а в стойке научились лишь толкаться. А ведь приём ы в стойке самые зрелищные [9, 46-48].

Как добиться хорошей технической подготовки.

При отработке приёма необходимо учитывать и использовать свои физические данные. Не существует приёма, который бы все борцы выполняли бы одинаково, например, бросок прогибом с захватом руки и туловища, или как его ещё называют "суплекс". Борцы высокого роста выполняют этот приём, стараясь максимально растянуть противника, используя свой рост. В то время как борцы невысокого роста делают акцент на сильном подбиве противника животом. Нередко бывает так, что при стремлении максимально использовать свои физические особенности, рождаются новые приёмы.

Всегда отрабатываются приём в обе стороны, правую и левую. И вот почему. Например, выполнять переворот накатом только в правую сторону. Если противник знает об этом, то ему очень просто защищаться: нужно принять защиту от наката вправо. Конечно, если борцы накатываются одинаково хорошо в обе стороны, то задача противника усложняется в несколько раз [9, 50-52].

Это правило предполагает также одновременную отработку в обе стороны. Если приём уже отработан в одну из сторон, то очень непросто бывает отработать его в противоположную сторону. Всегда начинает мешать тот условный рефлекс, который уже сформировался в связи с этим приёмом. Когда же спортсмен только приступает к отработке, то эта проблема отсутствует, так как всё приходиться начинать с чистого листа.

Отрабатываются приёмы в борцовском трико или с обнажённым торсом, в условиях, максимально приближённых к соревновательным. Необходимо приучить тело "чувствовать" противника. Если борцы во время отработки одеты в костюмы, то научиться этому сложнее. Каждый ощутит разницу, когда будет накатывать партнёра, одетого в сухую майку, или вспотевшего партнёра в борцовском трико [9, 54].

Отрабатывать приём надо до автоматизма. В поединке с сильным противником может возникнуть лишь единственная возможность провести приём и если не использовали эту возможность, то, скорее всего упустишь свой шанс добиться победы. Чтобы добиться автоматизма, нужно тысячи раз выполнить приём на тренировке.

Лучше в совершенстве овладеть одним приёмом, чем наполовину освоить несколько. Хорошо известны имена борцов, которые в совершенстве владели одним, двумя приёмами, но эти приемы они проводили почти всем своим противникам. Прежде всего, это Валерий Рязанцев со своим "бычком", а также Александр Карелин, который безукоризненно выполнял свой знаменитый бросок обратным захватом туловища [9, 56].

Отработка приёма:

Отработка любого приёма включает следующие этапы:

- разучивание базового действия и отработка приёма без

сопротивления противника;

- отработка приёма с сопротивлением противника;

- проведение приёма в технической схватке;

- проведение приёма в соревновательной схватке.

Важно заметить, что переходить к следующему этапу отработки можно только тогда, когда текущий этап досконально усвоен. Преждевременный переход к следующему этапу отработки может только навредить делу. Спешить нужно медленно [9, 60].

Отработка приёма должна начинаться с разучивания базового действия. Что это значит? Тренер должен показать и разъяснить основные элементы проведения приёма, показать как действуют руки, какой должен быть захват, какую работу выполняют ноги, как нужно держать спину и голову. Это очень важный момент. Важно правильно заучить базовое действие. Здесь не следует спешить. Нужно добиться, чтобы все элементы приёма выполнялись правильно. Хорошо известно, что если базовое действие разучено с ошибками, то исправлять в дальнейшем эти ошибки бывает очень непросто.

Отработка приёма с сопротивлением противника. На этом этапе очень важны действия противника. С одной стороны он должен сопротивляться, и в тоже время, давать возможность проводить приём. По мере того, как спортсмен совершенствует проведения приёма, противник усиливает сопротивление. Таким образом, нужно дойти до полного сопротивления противника [9, 62].

Проведение приёма в технической схватке. На этом этапе главная задача - научиться создавать положения для проведения приёма. Например, если отрабатывается бросок через спину, то борец должен заставить противника двигаться на него и использовать это движение для броска. Практически невозможно бросить противника через спину, если он стоит на месте или тем более отступает. Главное условие технической схватки: каждые 20 секунд борец должны проводить приём! Если этого не происходит, то противник должен ослабить сопротивление. Толкотня в технической схватке без проведения приёмов только вредит отработке.

Проведение приёма в соревновательной схватке. Соревнования - это единственный способ проверить, как спортсмен научились проводить приём. Если ему удалось провести приём противнику, то это значит, что отработка приёма проходит успешно. В противном случае он вместе с тренером должны разобраться в причинах неудачи и внести корректуры в процесс отработки [9, 78-82].

Глава 2: Подготовка к соревнованиям квалифицированных спортсменов.

2.1 Индивидуализация подготовки борцов.

Важной особенностью практической работы на этапах углубленно­го совершенствования и реализации индивидуальных возможностей борцов является ее избирательность в соответствии с неповторимыми свойствами каждого ученика. На этих этапах фронтальный и групповой подходы все больше уступают место индивидуальному подходу к ведению учебно-тренировочной работы.

В отечественной литературе индивидуальный подход, как правило, трактуют расширительно. Так, например, в работе А.Г. Станкова и др. его понимают как педагогический процесс, построенный с учетом всех индивидуальных признаков борца. Поскольку этих признаков неисчислимое множество, то, как организационно, так и методически эта задача трудно выполнима. Иначе подошел к этой проблеме Р.А. Пилоян, который предложил выделить существенные индивиду­альные признаки борца, определяющие его успех в соревнованиях, и на основе этих признаков строить процесс подготовки. Взгляд на соревнования борцов через призму теории деятельности позволил сосредоточиться на тех компонентах, с учетом которых следует индивидуально подходить к подготовке спортсменов. Это мотивация, ко­ронные атакующие действия и тактика ведения поединка [10, 280].

Техника в соревновательной деятельности борцов. - student2.ru Рис. 1

На рис. 1 представлена возрастная динамика потребностей в самоутверждении (белые столбцы) и материальных потребностей (за­штрихованные столбцы) борцов от 11 до 30 лет. Очевиден тот факт, что в 18-19 лет происходит окончательный выбор деятельности, т.е. именно в этом возрасте решается вопрос «быть или не быть» борцом. Судя по изменению кривых на графике, в 18-19 лет происходит максимальная концентрация борцов на спортивной дея­тельности. С одной стороны, это период, определяющий основное развитие профессионально важных функций. С другой стороны, очень важно, какие потребности доминируют в мотивации конкретного спортсмена. Дело в том, что без ярко выраженной доминанты потреб­ностей в самоутверждении (самореализации, исполнении обществен­ного долга и др.) над материальной потребностью уже на начальных этапах спортивной деятельности трудно рассчитывать на достижение высокого спортивного результата [11, 156].

Наши рекомендации