Автоматизированные электромеханические
Автоматизированные электромеханические
Комплексы и системы
Методические указания
к выполнению заданий на самостоятельную работу магистрантов
вне дисциплин учебного плана
Направление: 140400.68 – “ Электроэнергетика и электротехника”
Магистерская программа №140452.68: “ Автоматизированные электромеханические
Комплексы и системы ”.
Санкт - Петербург
УДК 62 - 581.6
Автоматизированные электромеханические комплексы и систем: Методические указания к выполнению заданий на самостоятельную работу магистрантов вне дисциплин учебного плана. / Составители: В.А. Новиков, Г.И. Прокофьев; СПбГЭТУ. СПб., 2011.
Даны указания к выполнению заданий на самостоятельную работу магистрантов по профессионально-ориентированной работе (научно-исследовательской работе), практикам, подготовке государственного междисциплинарного экзамена и магистерской диссертации.
Указания предназначены для магистрантов направления 140400.68 “ Электроэнергетика и электротехника”, магистерская программа №140452.68 “Автоматизированные электромеханические комплексы и системы”.
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
1.1. Виды самостоятельной работы по учебному плану, соответствующие им объемы работы в часах и зачетных единицах
Во время обучения в магистратуре студенты наряду с изучением ряда дисциплин учебного плана должны посвятить почти половину учебного времени самостоятельной работе магистранта (СРМ) вне дисциплин учебного плана. В общем объеме образовательной программы, составляющем 4320 часов или 120 зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ), доля СРМ вне дисциплин учебного плана составляет 2052 часа (57 ЗЕТ). В нее входят:
1. Профессионально-ориентированная работа магистранта (ПОРМ), которая в соответствии с принятой концепцией обучения в СПбГЭТУ является научно-исследовательской работой (НИР).
НИР выполняется в течение трех семестров:
· НИР 1 – 1 семестр, 288 часов (8 ЗЕТ),
· НИР 2 – 2 семестр, 216 часа (6 ЗЕТ),
· НИР 3 – 3 семестр, 360 часов (10 ЗЕТ).
Аттестация по НИР проводится в конце семестра в форме дифференцированного зачета (с оценкой).
2. Практики:
· Практика 1 (производственная), 2 семестр, 216 часов (6 ЗЕТ), 4 недели (летом),
· Практика 2 (научно-исследовательская), 4 семестр, 324 часа (9 ЗЕТ),
6 недель (в начале весеннего семестра).
По обеим практикам проводится дифференцированный зачет.
3. Подготовка магистерской диссертации (выпускной квалификационной работы магистра), 4 семестр, 648 часов (18 ЗЕТ), 12 недель. В учебном плане значится как НИР 4. Подготовка диссертации сводится к логическому связыванию и обобщению и письменному оформлению выполненных всех видов работ в рамках СРМ. Защита диссертаций проводится в конце 4 семестра. Ей предшествует подготовка и сдача государственного экзамена.
Учебный план и график учебного процесса даны в приложении П.1.
В разделах 2,…,5 методических указаний дана характеристика каждого из указанных выше видов СРМ. Продолжительность первого, второго и третьего семестров составляет соответственно 18, 15 и 18 недель.
Все виды СРМ вне дисциплин учебного плана организует, руководит и контролирует научный руководитель магистранта - преподаватель или научный сотрудник кафедры или специалист организации (предприятия), назначаемый на всё время обучения магистранта. Согласно Положению о магистратуре руководитель магистранта должен иметь ученую степень и (или) ученое звание. Допускается назначение руководителем преподавателя без ученой степени и звания со стажем преподавательской деятельности не менее двух лет или специалиста (например, работника предприятия-партнера) без ученой степени и звания со стажем работы не менее пяти лет.
Личным документом магистранта, регламентирующим его самостоятельную работу вне дисциплин учебного плана на всё время обучения в магистратуре, является его «Индивидуальный план» (ИП).
Важным элементом самостоятельной работы магистранта является самоконтроль освоения и развития компетенций, которыми должен владеть выпускник СПбГЭТУ «ЛЭТИ», закончивший подготовку по магистерской программе. Эти компетенции даны в федеральном образовательном стандарте (ФГОС) [3], во внутривузовском образовательном стандарте (ВВОС) [4] и в приложении П.4.
1.2. Тематика и содержание работ
Тематика и содержание СРМ соответствуют задачам направления подготовки и образовательной магистерской программы. Задачи формулируются исходя из характеристик объектов и видов профессиональной деятельности магистров, раскрытых в ФГОС и ВВОС.
1. Характеристика профессиональной деятельности магистров.
Область профессиональной деятельности магистра в рамках направления (по ФГОС):
совокупность технических средств, способов и методов человеческой деятельности для производства, передачи, распределения, преобразования, применения электрической энергии, управления потоками энергии, разработки и изготовления элементов, устройств и систем, реализующих эти процессы.
Объекты профессиональной деятельности магистра в рамках направления (по ФГОС):
электрические машины, трансформаторы, электромеханические комплексы и системы, включая их управление и регулирование; электрический привод и автоматика механизмов и технологических комплексов в различных отраслях хозяйства; энергетические установки, электростанции и комплексы; электрические и электронные аппараты, комплексы и системы электромеханических и электронных аппаратов, автоматические устройства и системы управления потоками энергии; нормативно-техническая документация и системы стандартизации, методы и средства испытаний и контроля качества электроэнергии, изделий электротехнической промышленности, систем электрооборудования и электроснабжения.
Применительно к программе кафедры уточненными объектами профессиональной деятельности магистров являются:
- автоматизированные электромеханические комплексы;
- компоненты электромеханических комплексов: электрические машины, инверторы, выпрямители, преобразователи частоты, устройства плавного пуска электродвигателей, устройства электромеханического торможения электродвигателей, трансформаторы, дроссели, силовые фильтры, устройства и системы управления и регулирования отдельными компонентами комплексов и комплексами в целом, системы диагностики комплексов;
- электрические машины, совмещенные с электронными компонентами;
- электромеханотронные преобразователи – силовые системы управляемых преобразователей энергии различных типов, рассматриваемые как единое целое, имеющие заданные системные свойства, и используемые при производстве и потреблении электроэнергии;
- электромеханотронные средства генерирования электроэнергии;
- электромеханотронные средства электродвижения;
- средства и системы автоматизации комплексов и систем;
- автоматизированные электроприводы технологического и транспортного оборудования;
- автоматизированные электроприводные системы технологических машин и комплексов в различных отраслях хозяйства;
- автоматизированные электротехнические комплексы сложного высокотехнологичного оборудования, разрабатываемые как единое целое и, включающие в себя: электрические и электронные преобразователи электрической энергии, электромеханические и механические преобразователи, силовые электрические сети, устройства управления и регулирования, информационные устройства и сети, системы диагностики, программное обеспечение комплексов, вспомогательное электрооборудование;
- теория и технология, анализ и синтез, автоматизированное проектирование, производство и испытания электромеханических, электронных, электромеханотронных объектов и автоматических систем управления; методы и средства моделирования и исследования комплексов и систем;
- программное обеспечение комплексов и систем;
- информационное сопровождение процессов и продуктов;
- системы управления процессами производства электротехнической продукции
2. Виды профессиональной деятельности магистрантов (по ФГОС):
· проектно-конструкторская
· производственно-технологическая;
· организационно-управленческая,
· научно-исследовательская;
· монтажно-наладочная;
· сервисно-эксплуатационная;
· педагогическая.
Задачи профессиональной деятельности магистрантов в соответствии с ООП магистратуры (по ФГОС):
а) проектно - конструкторская деятельность:
· формирование целей проекта (программы), критериев и показателей достижения целей, построение структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач;
· разработка обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности и неопределенности, планирование реализации проекта;
· оценка технико-экономической эффективности принимаемых решений;
производственно-технологическая деятельность:
· разработка норм выработки, технологических нормативов на расход материалов, заготовок, топлива и электроэнергии, выбор оборудования и технологической оснастки;
· оценка экономической эффективности технологических процессов, инновационно-технологических рисков при внедрении новых техники и технологий;
· исследование причин брака в производстве и разработка предложений по его предупреждению и устранению;
· разработка мероприятий по эффективному использованию энергии и сырья;
· выбор методов и способов обеспечения экологической безопасности производства;
организационно-управленческая деятельность:
· организация работы коллектива исполнителей, принятие управленческих решений в условиях различных мнений, организация повышения квалификации сотрудников подразделений в области профессиональной деятельности;
· нахождение компромисса между различными требованиями (стоимость, качество, безопасность и сроки исполнения) при долгосрочном и краткосрочном планировании, определение оптимального решения; оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение качества продукции, проведение маркетинга и подготовка бизнес-планов выпуска и реализации перспективных и конкурентоспособных изделий;
· адаптация современных версий систем управления качеством к конкретным условиям производства на основе международных стандартов, осуществление технического контроля и управления качеством;
научно-исследовательская деятельность:
· анализ состояния и динамики показателей качества объектов деятельности с использованием необходимых методов и средств исследований;
· создание математических и физических моделей объектов профессиональной деятельности;
· разработка планов, программ и методик проведения исследований;
· анализ результатов, синтез, знание процессов обеспечения качества, испытаний и сертификации с применением проблемно-ориентированных методов;
монтажно-наладочная деятельность:
· организация и участие в проведении монтажа и наладки электроэнергетического и электротехнического оборудования;
сервисно-эксплуатационная деятельность:
· организация приемки и освоения вводимого электроэнергетического и электротехнического оборудования;
· организация эксплуатации и ремонта электроэнергетического и электротехнического оборудования;
педагогическая деятельность:
· выполнение функций преподавателя при реализации образовательных программ в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования.
Дальнейшая ступень высшего образования магистров – аспирантура по научному направлению «Электротехнические комплексы и системы».
Основное внимание в образовательной программе уделяется научно-исследовательской, проектно-конструкторской и организационно-управленческой подготовке магистрантов.
Проведение научно-исследовательских и проектно-конструкторских (опытно-конструкторских) работ (НИОКР) по созданию электротехнической продукции регламентировано нормативно-техническими документами, часть из которых упоминается ниже. Общая информация об этих документах и об их использовании для электротехнического инжиниринга изложена в учебном пособии [5].
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, и наборы осваиваемых им компетенций определяются совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса, и отражается в индивидуальных планах магистрантов и в заданиях к конкретным видам СРМ.
1.3. Индивидуальный план магистранта
Индивидуальный план разрабатывается научным руководителем совместно с магистрантом на весь период обучения и содержит укрупненные позиции, которые могут уточняться и детализироваться в заданиях на все виды СРМ в каждом семестре. Индивидуальный план хранится на кафедре. Магистрант обязан выполнить все позиции ИП. Электронная копия ИП должна быть у студента, его руководителя, а также у руководителя магистерской программы. В начале обучения в магистратуре студент получает файл с формой индивидуального плана, приведенной в приложении П.2.
Прежде чем разрабатывать индивидуальный план магистранта, следует сформулировать тему, цели и задачи магистерской диссертации. Необходимо спрогнозировать и разработать вариант содержания диссертации, дать наименование глав диссертации и примерное их содержание. Для этого следует, не дожидаясь четвертого семестра, изучить “Комплект документов к итоговой государственной аттестации магистрантов” [6]. Часть документов этого комплекта дана в приложении к настоящим указаниям (см. П.6, П.7).
Наименование глав может быть таким же, как и наименование отдельных видов СРМ. Так, например, если диссертация содержит четыре главы, то первые три главы могут иметь такие же названия, как и названия трех НИР, выполняемых в семестрах 1, 2, 3 (НИР1, НИР2, НИР3). Причем первая глава разрабатывается как постановочная глава. В четвертой главе могут быть представлены результаты курсовых проектов, выполненных в рамках индивидуальных заданий по дисциплинам учебного плана и согласованных с темой магистерской диссертации, а также практик. Часть материала проектов и практик может быть представлена в приложении.
Такая прогнозная разработка даст возможность хорошо увязать материал диссертации и материал СРМ, представить его в органичном единстве.
Указания по заполнению индивидуального плана и работы с ним:
1. Магистрант совместно с руководителем в начале первого семестра заполняют форму ИП и бланк задания на НИР1 и подписывают их твёрдые копии.
2. Руководитель магистерской программы утверждает ИП и задания на НИР1. В последующем аналогично утверждаются все другие задания.
3. Руководитель контролирует ход выполнения магистрантом плана работ в течение семестра и делает соответствующие отметки в ИП.
4. Магистрант представляет на комиссию согласованные с руководителем документы о проделанной работе в форме отчётов и проектов.
5. В конце семестра руководитель даёт аргументированный отзыв (заключение) и рекомендуемую оценку деятельности магистранта по каждому виду самостоятельной работы.
6. Заполнение план-графиков научно-исследовательской работы и прохождения практик следует выполнять с учётом времени, отводимого в учебном плане на конкретный вид самостоятельной работы и реальных возможностей магистранта.
7. План-график второй практики в четвёртом семестре следует составлять с учётом избранной профессиональной деятельности магистранта (научно-исследовательской, проектно-конструкторской, организационно-управленческой или иной).
8. Полная версия ИП за весь цикл обучения магистранта в сброшюрованном виде хранится вместе с его выпускной квалификационной работой.
Задания по видам работ в семестре
Магистрант совместно с руководителем в конце каждого семестра заполняют соответствующие формы заданий для конкретного вида самостоятельной работы в следующем семестре и подписывают их твёрдые копии. Формы заданий приведены в приложении П.3.
В заданиях должны быть указаны компетенции, приобретаемые магистрантом в ходе выполнения каждого вида СРМ. Компетенции выпускника магистерской программы приведены в приложении П.4.
Задания на следующий семестр вместе с отчетными документами о проделанной работе в текущем семестре передаются в твердой и электронной копиях председателю комиссии по рассмотрению итогов СРМ(в дальнейшем упоминании просто комиссии) и утверждаются руководителем магистерской программы.
Задания, составленные по формам, приведенным в приложении П.3, следует рассматривать как учебные задания. В отчетах о НИР должны присутствовать развернутые технические задания, соответствующие разрабатываемым документам по нормам ГОСТов.
Техническое задание на разработку научно-технической продукции содержит следующие разделы:
1. Наименование. Основание для разработки.
2. Цель и исходные данные для проведения работы.
3. Научно-техническая и практическая ценность результатов работы.
4. Сроки и способы реализации результатов работы.
5. Содержание основных этапов работы и сроки их выполнения.
6. Перечень технической документации и других результатов работы. Форма представления результатов по окончании работы.
Техническое задание на разработку электротехнической продукции содержит следующие разделы:
1. Наименование. Область применения (использования). Основание для разработки.
2. Цели разработки. Назначение и выполняемые функции.
3. Технические требования.
4. Экономические показатели.
5. Стадии и этапы разработки.
6. Порядок контроля и приемки.
В разделе ТЗ ″Технические требования″ указывают требования и нормы, определяющие показатели качества и эксплуатационные (потребительские) характеристики продукции с учетом действующих стандартов и норм, а также современного технического уровня.
Этот раздел в общем случае состоит из следующих подразделов:
3.1. Состав продукции и требования к ее конструктивному устройству;
3.2. Назначения и показатели экономного использования сырья, материалов, энергии;
3.3. Конструктивные параметры;
3.4. Требования к надежности;
3.5. Требования к технологичности и метрологическому обеспечению разработки;
3.6. Требования к унификации и стандартизации;
3.7. Требования к безопасности и охране природы;
3.8. Эстетические и эргономические требования;
3.9. Требования к патентной чистоте;
3.10. Требования к составным частям продукции;
3.11. Условия эксплуатации (использования), требования к техническому обслуживанию и ремонту;
3.12. Дополнительные требования.
Так как в современных системах управления электроприводами и в системах автоматизации широко применяются информационно-управляющих микропроцессорных средства, то в ТЗ на их проектирование должен быть введен раздел ″Требования к видам обеспечения″, содержащий требования к математическому, лингвистическому, программному и другим видам обеспечения. Эти требования установлены ГОСТом 34.602-89.
Содержание отдельных разделов и подразделов ТЗ раскрыто в учебном пособии [5].
Защиты всех видов СРМ, выполненных в соответствии с заданиями, происходят публично с использованием презентаций, подготовленных в MS Office PowerPoint.
Содержание НИР
Научно-исследовательская работа в семестре регламентирована Положением о СРМ в СПбГЭТУ [1]. Отметим три позиции этого Положения.
1. Целью НИР в семестре является расширение знаний и умений, полученных в процессе теоретического обучения, и формирование практических навыков в исследовании актуальной научной проблемы или решении конкретной технической задачи. Особенностью НИР как дисциплины учебного процесса является преемственность результатов исследований, полученных в течение трех семестров, и создание на основе этих исследований базы для выполнения ВКР (магистерской диссертации).
2. Руководитель НИР ставит задачу и контролирует процесс выполнения НИР; он обеспечивает организацию рабочих мест и необходимые материалы для проведения НИР, а также информирует студентов о семинарах и конференциях, конкурсах научных работ, конкурсах грантов разных уровней и системах поощрений, повышающих заинтересованность студентов в эффективности результатов НИР (рекомендации для поступления в аспирантуру, для вступления в члены студенческого отделения IЕЕЕ и т.п.).
3. При выполнении НИР студент должен изучить: методы выполнения научных экспериментов и обработки результатов; порядок пользования периодическими, реферативными и справочно-информационными изданиями и ресурсами по профилю специальности; отечественные и зарубежные данные по исследованию аналогов с целью оценки научной и практической значимости; технико-экономическую эффективность проводимой разработки; вопросы организации, планирования и финансирования научных работ, требования к оформлению научно-технической документации, а также освоить:методики применения измерительной аппаратуры в научном эксперименте; элементы математического моделирования и компьютерной обработки данных.
НИР магистранта, как единая работа трех семестров, должна выполняться в соответствии с ГОСТом 15.101-98 «Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок выполнения научно-исследовательских работ».
В общем случае процесс выполнения НИР состоит из следующих этапов:
- проведение предварительных аналитических исследований с целью определения и обоснования оптимального варианта выполнения работы для решения проблемы на основе анализа состояния исследуемой проблемы, в том числе результатов патентных исследований, и сравнительной оценки вариантов возможных решений с учетом результатов прогнозных исследований, проводившихся по схожей проблеме;
- проведение теоретических и (или) экспериментальных исследований с целью получения достаточных теоретических и достоверных экспериментальных результатов для решения поставленных научно-исследовательских задач;
- обобщение и оценка результатов исследований, выпуск отчетной научно-технической документации по работе; оценка эффективности полученных результатов в сравнении с современным научно-техническим уровнем (в том числе оценки возможного создания конкурентоспособной продукции и услуг);
- предъявление результатов работ к приемке.
Аналитический обзор должен содержать тему, предмет (объект), характер, цель и задачи работ, а также:
- систематизацию сведений об исследуемой проблеме (ключевые задачи, известные положения теории, предпосылки и т.д.) с позиций достоверности, сомнительности, спорности.
- обзор научных информационных источников (статьи в ведущих зарубежных и российских научных журналах, монографии и патенты) по тематике исследуемой проблемы и охватывать научные информационные источники за последние десять лет. Выводы (оценки, предложения), содержащиеся в источниках, необходимо отразить в аналитическом обзоре и дать их характеристику с указанием области применения.
- описание методов выполнения работы (проводится в случае, если эти методы представляют особый интерес в рамках темы аналитического обзора). Широко известные методы только называются. При приведении конкретных данных в аналитическом обзоре указывают источники этих данных и характер их получения и обработки.
- сравнительную оценку вариантов возможных решений исследуемой проблемы с учетом результатов прогнозных исследований, проводившихся по аналогичной тематике.
В аналитическом обзоре при описании основных теоретических, экспериментальных результатов следует отдавать предпочтение новым и проверенным фактам, результатам долгосрочного значения, открытиям, важным для решения практических вопросов.
Обоснование оптимального варианта направления исследований должно включать систематизированный перечень того, что необходимо исследовать, предполагаемые методы и экспериментальное оборудование, и ожидаемые научные результаты.
План проведения исследований должен позволять получить достаточные теоретические и экспериментальные результаты для решения поставленных научно-исследовательских задач и предусматривать (включать):
- наименование работ и виды работ (экспериментальные / теоретические);
- планируемые научные результаты
- сроки проведения работ;
- форма представления результатов работ (статьи, монографии, доклады, патенты, полезные модели и др.)
Материалы, описывающие проведение теоретических и (или) экспериментальных исследований могут включать:
- лабораторные инструкции;
- акты изготовления экспериментальных образцов;
- методики и протоколы измерений характеристик экспериментальных образцов;
- акт готовности испытательного стенда (установки) (при необходимости разработки испытательного стенда);
- протоколы испытаний (исследований) экспериментальных образцов;
- результаты оптимизации параметров;
- описание разрабатываемых для решения поставленных научно-исследовательских задач моделей, методик, алгоритмов и программ;
- систематизация и предварительная оценка полученных результатов и др.
Обобщение и оценка результатов исследований должны включать:
- оценку полноты решения задач и достижения поставленных целей;
- сопоставление и обобщение результатов анализа научно-информационных источников и теоретических (экспериментальных) исследований;
- оценку эффективности полученных результатов в сравнении с современным научно-техническим уровнем;
- разработку рекомендаций по возможности практического использования результатов проведенных НИР;
- разработку рекомендаций по использованию результатов НИР при создании научно-образовательных курсов.
Должен быть обоснован подход к разработке моделей, методик, алгоритмов и программ, позволяющий увеличить объем знаний для более глубокого понимания и путей применения новых явлений или закономерностей.
Рекомендации по возможности практического использования результатов проведенных НИР должны быть оценены и согласованы с предприятием (организацией) отрасли промышленности.
Рекомендации по использованию результатов НИР при разработке научно-образовательных курсов должны быть рассмотрены на научно-методическом совете.
В рамках выполнения НИР3 следует также подготовить проект научной статьи объемом до 7-и страниц текста и 2-х рисунков. Оформление статьи надо выполнить по требованиям к статьям журнала “Известия СПбГЭТУ (ЛЭТИ)”.
Подготовка отчетов о НИР
Магистрант представляет результаты НИР в одной из рекомендуемых форм: отчета о индивидуальной НИР или раздела комплексного отчета о НИР, в которой участвует магистрант, текста доклада на семинаре научной группы или на конференции, статьи в научном журнале, программы для компьютерного моделирования, макета технического устройства, методической разработки лабораторной работы и др.
Перечень научной и иной документации, подлежащей оформлению и сдаче на комиссию, определяется в задании на выполнение НИР.
Разработка и оформление отчетной документации осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».
На комиссию выносится электронная копии отчета, оформленные задания на НИР, МДП следующего семестра и отзыв руководителя с рекомендуемой оценкой. На сервере кафедры остаются электронные копии, твердая копия отчета хранится у руководителя магистранта.
ПРАКТИКИ
Содержание практик
Как было указано выше, магистранты проходят две практики: во 2-м и 4-м семестрах продолжительностью 4 и 6 недель.
Целью и содержанием практики 1 является овладение общими и специальными методами научно-исследовательской деятельности, формирование и закрепление умений и навыков системного научного мышления, экспериментальной проверки научных положений, письменного изложения и публичного представления результатов. Содержание практики 1 должно поддерживать формирование универсальных и профессиональных компетенций магистра в соответствии с его компетентностной моделью (см. приложение П.4).
Цель и содержание практики 2 соответствуют виду избранной магистрантом профессиональной деятельности на заключительном этапе обучения, предшествующем подготовке и защите выпускной квалификационной работы (ВКР).
Магистрант совместно с руководителем выбирает вид практики 2 и, в зависимости от избранной им профессиональной деятельности, она может быть, как правило, научно-исследовательской практикой (НИП)илипроектно-конструкторской практикой (ПКП).
Целью научно-исследовательской и проектно-конструкторской практик является подготовка к выполнению выпускной квалификационной работы (ВКР), закрепление полученных ранее умений и профессиональных навыков при проведении научно-исследовательской работы, системного научного мышления, экспериментальной проверки научных результатов, письменного изложения и публичного их представления. Содержание НИП и ПКП должно способствовать дальнейшему формированию универсальных и профессиональных компетенций магистра техники и технологий в соответствии с его компетентностной моделью (см. приложение П.4)..
Местом прохождения практик 1 и 2 могут быть кафедра или подразделения университета, научно-исследовательские и проектные предприятия (организации), с которыми заключены соответствующие договоры.
Магистрант, проявивший в процессе обучения склонность к преподавательской деятельности, по решению кафедры может быть допущен к прохождению педагогическойпрактики магистранта (ППМ).
Целью ППМ является формирование компетенций, связанных с межличностными коммуникациями, ознакомление с принципами организации учебного процесса в университете, структурой управления учебным процессом, порядком формирования и содержанием учебного плана, рабочих программ дисциплин и другими учебно-методическими документами. Содержание ППМ должно помочь магистранту проявить его склонность к педагогической работе, приобрести начальные навыки и профессиональные компетенции, необходимые для этого вида деятельности.
В ходе ППМ магистрант может участвовать в учебном процессе кафедры в качестве ассистента-стажёра:
– проводить совместно с ведущим преподавателем лабораторные и практические занятия в группах бакалаврской подготовки;
– быть соруководителем ВКР бакалавра;
– принимать участие в модернизации лабораторных работ и методических пособий для практикумов; в частности, темой ВКР может быть методическая разработка и подготовка технического проекта новой или модернизированной лабораторной работы или практикума.
– участвовать в заседаниях кафедры.
Руководителем практики 1, как правило, является руководитель магистранта, но может быть преподаватель или научный сотрудник кафедры, ведущий научно-исследовательскую работу по теме, соответствующей профилю подготовки, или ведущий специалист научно-исследовательской или проектной организации (предприятия). Руководителем НИП, ПКП и ППМ, как правило, является руководитель магистранта. Руководитель предлагает тему исследования, определяет конкретное содержание практик, разрабатывает с магистрантом задание и план-график его выполнения, планирует, руководит и контролирует работу магистранта.
Оформление отчетов о практиках
По результатам прохождения практики 1 и НИП магистрант готовит отчёт по форме, аналогичной форме отчета о НИР. По результатам прохождения ПКП магистрант готовит отчёт-справку и часть проекта, являющейся продолжением МКП1 и МКП2.
Аттестацию по результатам практик магистрант проходит на заседании комиссии. Отчетность – отчет по практике, бланк задания и отзыв руководителя с рекомендуемой оценкой.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭКЗАМЕН
4.1. Программа, вопросы и задания к экзамену
Государственный междисциплинарный экзамен(ГМЭ) является одним из видов итоговой государственной аттестации магистрантов. Прием государственного экзамена осуществляет государственная экзаменационная комиссия, входящая в состав государственной аттестационной комиссии.
Целью ГМЭ является определение степени освоения магистрантом знаний, навыков и компетенций, предусмотренных ГОС ВПО и ВВОС СПбГЭТУ, умения их применять для решения конкретной задачи в соответствии с видом будущей профессиональной деятельности.
В Положении [6] (см. приложение П.5) подробно раскрыты требования к содержанию и порядку проведения ГМЭ. С этими требованиями следует подробно ознакомиться.
Магистранты заранее знакомятся с программой экзамена, с перечнем вопросов и заданий к ГМЭ.
Билет экзамена содержит 2 вопросов и 2 задания. Форма проведения экзамена – устная с компьютерной презентацией ответов на вопросы и результатов выполнения задания.
В ответах на вопросы и при выполнении заданий должны быть проявлены профессиональные компетенции магистрантов, представленные в билетах мелким шрифтом под каждым вопросом или заданием. Полностью профессиональные компетенции магистрантов представлены в приложении к программе государственного экзамена. Они являются частью компетентностной модели выпускника, завершившего подготовку по магистерской программе.
Вопросы составлены по дисциплинам учебного плана. Задания составлены по темам выпускных квалификационных работ, согласованных с работодателями и соответствующих виду профессиональной деятельности выпускника. По каждой теме имеются два задания.
Первое задание предусматривает выполнение фрагментов математического описания, расчета и (или) исследования объекта выпускной квалификационной работы.
Второе задание, одинаковое для всех магистрантов, предусматривает разработку следующих разделов своей ВКР: техническое задание на ВКР, аннотацию, предполагаемое содержание (без указания страниц), введение.
Во введении отражается основная характеристика ВКР по следующим позициям:
- обоснование актуальности избранной темы;
- цели и задачи исследования (проекта);
- описание объекта и предмета исследования (проекта);
- указание предполагаемой авторской новизны.
Указанные разделы должны быть выполнены в соответствии с рекомендациями, изложенными в “Комплекте документов к итоговой государственной аттестации магистрантов” [6].
Разработку технического задания следует выполнить в развернутом виде в соответствии с видом ВКР (научно-исследовательской, научно-исследовательской и опытно-конструкторской, проектно-конструкторской и др.) и теми документами, которые разрабатываются по ГОСТам в рамках ВКР (см. раздел 1.4 настоящих указаний).
Задание на ВКР по форме, находящейся в “Комплекте документов к итоговой государственной аттестации магистрантов” представляется на утверждение при защите отчета о практике 2.
Оце