Тема № 12: Результаты инновационной деятельности
Эффективность инновационной деятельности зависит от получаемых результатов, которые могут быть выражены в виде инноваций, имеющих материальную или неовеществленную форму.
Изобретение можно рассматривать с двух позиций:
- правовая (патентная) позиция – определение границ, в которых на данный момент времени экономически целесообразна юридическая защита новых научно-технических знаний;
- техническая позиция – изобретение это новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой отрасли народного хозяйства, социально-культурного строительства или обороны страны, дающее положительный эффект.
Создатели новшеств приобретают на них авторские или смежные с ними права. Объекты интеллектуальной собственности могут использоваться предприятиями и организациями, приносить доход. Они включаются в состав нематериальных активов.
Охранными документами на изобретения являются патенты, авторские свидетельства. Патент удостоверяет авторство, приоритет и исключительное право на использование изобретения в течение срока действия патента. Патентная форма защиты изобретений обеспечивает правовую охрану отечественной продукции на международном рынке лицензий, позволяет развивать лицензионную торговлю технической документацией, новейшими технологиями.
Различают национальные и региональные патенты (например, зарегистрированные в Европейском патентном ведомстве). Патенты служат источником информации о новейших научно-технических достижениях, знание которых чрезвычайно важно для инновационного менеджера, который должен владеть ситуацией на рынке инновационной продукции. В России выдача патентов и публикация официальной информации о них осуществляется Роспатентом. Непосредственному получению патента предшествует подача заявки, которая содержит сведения об авторе, заявителе, его законном представителе, описание объекта, объеме и сроках охраны.
В Патентном законе РФ имеется следующее определение одного из объектов интеллектуальной собственности: полезная модель– конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей или новое решение технической задачи, относящееся к устройству.
Инновационная продукция должна обладать индивидуализацией. В Гражданском кодексе Российской Федерации установлено такое средство индивидуализации продукции - товарный знак. В Законе Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара" дается следующее определение: "Товарный знак и знак обслуживания (далее - товарный знак ТЗ) - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее товаров) других юридических или физических лиц". Товарным знаком может быть оригинальное графическое изображение, сочетание цифр, букв и т.п. Право на использование товарных знаков получают посредством их регистрации. Во всем мире товарные знаки применяются и защищаются. Товарные знаки играют важную роль как для производителей и продавцов, так и покупателей новшеств. Они являются указателем на то, кто несет ответственность за определенный товар.
Товарный знак выполняет следующие задачи:
* служит ориентиром при выборе товара;
* указывает на наличие соответствующего качества товара;
* выделяет товар из однородных товаров других производителей;
* показывает источник происхождения товара, так как информация о владельцах товарных знаков внесена в реестр товарных знаков, зарегистрированных в Патентном ведомстве;
* реклама товаров, так как обеспечивают производителю известность, что стимулирует и сохраняет спрос на товары;
* позволяет производителю или продавцу занять определенное положение на рынке, благодаря признанию товарного знака.
Товарный знак входит в состав нематериальных активов, является предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности (является составной частью интеллектуальной собственности).
Результатом инновационной деятельности являются ноу-хау ("знаю, как"), которые представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера. Использование ноу-хау обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, их получившему.
Следствием инновационной деятельности являются новые художественно-конструкторские (дизайнерские) решения внешнего вида изделия - промышленные образцы. Промышленные образцы отражают единство технических, функциональных и эстетических свойств изделия, входят в состав нематериальных активов, являются предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности. В мировой практике различают две разновидности промышленных образцов:
· общеполезные (полезные) образцы, которые наряду с художественными и эстетическими требованиями являются решением технической задачи (например, кузов автомобиля);
· промышленные рисунки и модели, которые охраняют эстетическую сущность рисунков изделий (например, расцветки тканей).
Таблица 1 - Виды промышленных образцов
Виды | Характеристика | Пример |
Объемные | Композиция, в основе которой лежит развитая трехмерная объемно-пространственная структура | Внешний вид кресла, автомобиля, телефонного аппарата |
Плоскостные | Двухмерное линейно-цветографическое соотношение элементов (конфигурация, орнамент, сочетание цветов) | Внешний вид ковра, косынки, галстука, ткани |
Комбинированные | Признаки присущие объемным и плоскостным промышленным образцам | Внешний вид посуды, на которой выполнен рисунок, обуви, упаковки, строительной отделочной плитки |
Права на изобретения, товарные знаки и другие результаты инновационной деятельности оформляются лицензией.
Эффективность инновационной деятельности можно оценить через конкурентоспособность новой продукции, успешное представление ее на внутреннем и внешнем рынках.
Результатом инновационной деятельности становится выход на рынок технологий, где осуществляется лицензионная торговля. Отношения между продавцом (лицензиатором) и покупателем (лицензиатом) регулируются лицензионным агентским отношением. Предметом купли-продажи является лицензия, за право пользования лицензией выплачивается лицензионной вознаграждение.
Лицензионные вознаграждения делятся на два вида:
1. Лицензионные вознаграждения размер, которых определяется фактическим экономическим результатом от использования лицензии (% отношения, участия в прибыли, роялти).
2. Лицензионные вознаграждения размер, которых непосредственно не связан с фактическим использованием лицензии, а заранее устанавливается в договоре (первоначальный платеж, паушальный платеж, передача ценных бумаг лицензиата, передача встречной технической документации).
Особенности формирования цен на лицензии:
1.цена не определяется затратами труда на создание технологии
2.предельным значением цены лицензии является сумма дополнительной прибыли, полученной лицензиатом за период потребления технологий
3.действительная цена лицензии составляет часть дополнительной прибыли, полученной всеми лицензиатами
4.цена лицензии – монопольная цена
5.цена может складываться из ежегодных отчислений от дохода лицензиата в течение периода соглашения, то есть из роялти.
Эффективность инновационной деятельности на начальных этапах разработки новшества оценить достаточно сложно, так как не всегда может определить конкретный результат и существует риск не получить желаемый результат.