Тема № 6: Выбор инновационной стратегии
Инновационная деятельность, так же, как и любая другая деятельность во многом зависит от стратегического планирования, для которого необходимо проводить тщательный анализ внешней и внутренней среды фирмы.
С.Д. Ильенкова выделяет следующие типы инновационных стратегий:
1. наступательная стратегия - характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции.
2. оборонительная стратегия – направлена на удержание конкурентных позиций фирмы на завоеванных рынках.
3. имитационная стратегия – предполагает копирование основанных потребительских свойств нововведений, выпущенных на рынок фирмами-пионерами.
Инновационная стратегия предприятия формируется с учетом фаз жизненного цикла товара, в котором находятся либо продукт, либо сама система. Фазы жизненного цикла:
· Зарождение
· Рождение
· Утверждение
· Стабилизация
· Упрощение
· Падение
· Исход
· Деструктуризация
Выбор инновационной стратегии на предприятии, также может осуществляться с учетом рыночной и технологической позиции.
При формулировке проблемы и выборе направления исследования используются методы анализа массивов документов:
1. Структурно-морфологический анализ, позволяет выявить внутренний состав предметной области, фиксировать появление принципиально новых разработок
2. Метод определения публикационной активности, позволяет определить, на каком этапе ЖЦ находится данная предметная область, в той или иной стране.
3. Метод, базирующей на выявлении групп патентных документов, позволяет установить направленность деятельности ведущих фирм в развитии производственного потенциала.
4. Метод терминологического и лексического анализа, позволяет выявить зарождение принципиальных инноваций на ранних этапах, спрогнозировать направленность ожидаемых изменений.
5. Метод показателей, позволяет изучать динамические характеристики технических систем, получить представление о тенденциях в мировой и отечественной практике научных изысканий.
Принимая ту или иную стратегию, руководство предприятия всегда учитывает риск, знание прошлых стратегий, фактор своевременности и реакцию владельцев.
Разработка стратегии предприятия может происходить тремя путями: сверху-вниз, снизу-вверх и при помощи консультантов.
Тема № 7: Цель, задачи и особенности разработки бизнес-плана инновационного проекта
Инновационный проект – это проект создания уникальных продуктов, технологий или услуг.
Управление инновационным проектом предполагает использование знаний, опыта, методов и средств, а также требований к их разработке.
Управление инновационным проектом начинается с составления бизнес-плана, который требует комплексного анализа деятельности предприятия, на базе которого планируется реализовывать проект.
Задачи бизнес-плана:
1. определить конкретные направления деятельности фирмы по реализации проекта, выбор рынков и определение места фирмы на этих рынках
2. сформировать долгосрочные и краткосрочные цели фирмы по реализации проекта и мероприятия по достижению этих целей
3. определение номенклатуры выпускаемой продукции в рамках проекта и ее свойств
4. оценить издержки и чистую прибыль, которую получит фирма
5. оценить соответствие уровня подготовленности кадров и условий мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей
6. определение необходимого состава маркетинговых мероприятий по изучению рынков, организация рекламы, выбор каналов сбыта, политики ценообразования
7. оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся и привлекаемых ресурсов поставленным перед фирмой целям
8. предусмотреть трудности, способные помешать реализации проекта
9. оценить насколько улучшится финансовое положение фирмы в рамках данного проекта
10. оценить сильные и слабые стороны своей фирмы и ее основных конкурентов с точки зрения реализации проекта
Бизнес план – это перспективный документ, который составляется на весь период реализации проекта.
Структура бизнес-плана инновационного проекта:
1. возможности фирмы (резюме)
2. определение проекта
3. характеристика продукта
4. конкуренция на рынках сбыта
5. план маркетинга
6. план производства
7. организационный план
8. юридическое обеспечение проекта
9. экономический риск и страхование
10. стратегия финансирования
11. финансовый план
Процесс управления инновационным проектом может быть разделен на следующие этапы:
1. процесс планирования
2. процесс осуществления
3. процесс анализа
4. процесс управления
5. процесс завершения