Тема № 6: Выбор инновационной стратегии

Инновационная деятельность, так же, как и любая другая деятельность во многом зависит от стратегического планирования, для которого необходимо проводить тщательный анализ внешней и внутренней среды фирмы.

С.Д. Ильенкова выделяет следующие типы инновационных стратегий:

1. наступательная стратегия - характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции.

2. оборонительная стратегия – направлена на удержание конкурентных позиций фирмы на завоеванных рынках.

3. имитационная стратегия – предполагает копирование основанных потребительских свойств нововведений, выпущенных на рынок фирмами-пионерами.

Инновационная стратегия предприятия формируется с учетом фаз жизненного цикла товара, в котором находятся либо продукт, либо сама система. Фазы жизненного цикла:

· Зарождение

· Рождение

· Утверждение

· Стабилизация

· Упрощение

· Падение

· Исход

· Деструктуризация

Выбор инновационной стратегии на предприятии, также может осуществляться с учетом рыночной и технологической позиции.

При формулировке проблемы и выборе направления исследования используются методы анализа массивов документов:

1. Структурно-морфологический анализ, позволяет выявить внутренний состав предметной области, фиксировать появление принципиально новых разработок

2. Метод определения публикационной активности, позволяет определить, на каком этапе ЖЦ находится данная предметная область, в той или иной стране.

3. Метод, базирующей на выявлении групп патентных документов, позволяет установить направленность деятельности ведущих фирм в развитии производственного потенциала.

4. Метод терминологического и лексического анализа, позволяет выявить зарождение принципиальных инноваций на ранних этапах, спрогнозировать направленность ожидаемых изменений.

5. Метод показателей, позволяет изучать динамические характеристики технических систем, получить представление о тенденциях в мировой и отечественной практике научных изысканий.

Принимая ту или иную стратегию, руководство предприятия всегда учитывает риск, знание прошлых стратегий, фактор своевременности и реакцию владельцев.

Разработка стратегии предприятия может происходить тремя путями: сверху-вниз, снизу-вверх и при помощи консультантов.


Тема № 7: Цель, задачи и особенности разработки бизнес-плана инновационного проекта

Инновационный проект – это проект создания уникальных продуктов, технологий или услуг.

Управление инновационным проектом предполагает использование знаний, опыта, методов и средств, а также требований к их разработке.

Управление инновационным проектом начинается с составления бизнес-плана, который требует комплексного анализа деятельности предприятия, на базе которого планируется реализовывать проект.

Задачи бизнес-плана:

1. определить конкретные направления деятельности фирмы по реализации проекта, выбор рынков и определение места фирмы на этих рынках

2. сформировать долгосрочные и краткосрочные цели фирмы по реализации проекта и мероприятия по достижению этих целей

3. определение номенклатуры выпускаемой продукции в рамках проекта и ее свойств

4. оценить издержки и чистую прибыль, которую получит фирма

5. оценить соответствие уровня подготовленности кадров и условий мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей

6. определение необходимого состава маркетинговых мероприятий по изучению рынков, организация рекламы, выбор каналов сбыта, политики ценообразования

7. оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся и привлекаемых ресурсов поставленным перед фирмой целям

8. предусмотреть трудности, способные помешать реализации проекта

9. оценить насколько улучшится финансовое положение фирмы в рамках данного проекта

10. оценить сильные и слабые стороны своей фирмы и ее основных конкурентов с точки зрения реализации проекта

Бизнес план – это перспективный документ, который составляется на весь период реализации проекта.

Структура бизнес-плана инновационного проекта:

1. возможности фирмы (резюме)

2. определение проекта

3. характеристика продукта

4. конкуренция на рынках сбыта

5. план маркетинга

6. план производства

7. организационный план

8. юридическое обеспечение проекта

9. экономический риск и страхование

10. стратегия финансирования

11. финансовый план

Процесс управления инновационным проектом может быть разделен на следующие этапы:

1. процесс планирования

2. процесс осуществления

3. процесс анализа

4. процесс управления

5. процесс завершения


Наши рекомендации