Тема № 2: Классификация инноваций

Тема № 1: Основные понятия инновационного менеджмента

Сложнейшие рыночные условия и постоянно меняющая конъюнктура требует от организаций постоянного усовершенствования собственной деятельности, что предполагает внедрение экономических, технологических достижений, без которых невозможно сформировать конкурентные преимущества.

Современный менеджмент - это многоплановое явление, требующие разработки тысячи вариантов и нюансов управленческих решений.

Внедрение инноваций всегда связано с потребностями рынка и поэтому предприятия стремятся найти ответы на следующие вопросы:

1. Какой продукт (товар или услуга) может обеспечить нужную долю рынка?

2. Какие продукты (товары или услуги) требуют модернизации?

3. Каким образом можно повысить отдачу от использования капитала?

Существует пять типичных изменений, характерных для предприятий (Йозеф Шумпетер, 1911 г.):

1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства.

2. Внедрение продукции с новыми свойствами.

3. Использование нового сырья.

4. Изменение в организации производства и материального технического обеспечения.

5. Появление новых рынков сбыта.

Инновация –это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствование продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в виде нового подхода к социальным услугам.

Инновациям должны быть присущи три основных свойства:

1. научно-техническая новизна

2. производственная применимость

3. коммерческая реализуемость

Инновационный процесс – это есть процесс создания, освоения и распространения инноваций.

Существует три формы инновационного процесса:

1. простой внутриорганизационный инновационный процесс (натуральный).

2. простой межорганизационный инновационный процесс, который предлагает отделение функции производителя новшества от функции его потребителя.

3. расширенный инновационный процесс, который проявляется в создании новых производителей новшеств, нарушая тем самым монополию производителя пионера.

Диффузия инновации – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.

Субъекты инновационного процесса:

1. новаторы - генераторы научных знаний

2. ранние реципиенты - предприниматели, которые стремятся получить прибыль путем продвижения новшества на рынок

3. раннее большинство – это фирмы первыми внедрившие новшество в производство

4. отстающие - фирмы, которые выпускают изделия, которые морально устарели.

Инновационный менеджмент -это совокупностьпринципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

1. Инновационная деятельность -это выполнение работ или оказание услуг, направленных на:

· создание и организацию производства, принципиально новой продукции (с новыми потребителями, свойствами)

· создание и применение новых способов производства, распределения и использования

· применение стратегических, финансовых, экономических, кадровых, информационных и иных инноваций, при выпуске продукции, обеспечение экономии затрат

2. Инновационная продукция –это результат инновационной деятельности, предназначенный для реализации.

3. Инновационная система –это совокупность субъектов и субъектов инновационной деятельности, способствующих созданию и реализации инновационной продукции.

Инфраструктура инновационной системы включает в себя совокупность таких элементов инновационной деятельности, как: центры сферы технологии, технопарки, бизнес - идеи, цели, подготовку кадров для инновационной деятельности, венчурные фирмы и.т.д.

Политика РФ в области развития инновационной системы – это составная часть государственной научно-политической и технической политики, представляет с собой совокупность, осуществляемых государством, социально-экономических мер направленных на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции на базе достижений науки, и повышение доли такой продукции в производстве, а также системы продвижения и реализация ее на отечественных и мировых рынках.

Инновационную систему характеризуют следующие показатели:

1.Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП

2.Доля предприятий инновационной деятельности в общем объеме продаж продукции на внутреннем и мировом рынке

3.Сальдо импорта технологий

Содержанием инновационной деятельности субъектов инновационной системы является:

1. проведение анализа и формирование прогноза, направленных на научно-технологическое и инновационное развитие экономики с учетом реальных потребностей

2. развитие инфраструктуры инновационной системы

3. вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности

4. технологическое производство для выпуска инноваций

5. проведение экспертизы разработок и оказание консультационных, информационных, юридических или иных услуг по выводу инноваций на рынок.


Тема № 1: Основные понятия инновационного менеджмента

Сложнейшие рыночные условия и постоянно меняющая конъюнктура требует от организаций постоянного усовершенствования собственной деятельности, что предполагает внедрение экономических, технологических достижений, без которых невозможно сформировать конкурентные преимущества.

Современный менеджмент - это многоплановое явление, требующие разработки тысячи вариантов и нюансов управленческих решений.

Внедрение инноваций всегда связано с потребностями рынка и поэтому предприятия стремятся найти ответы на следующие вопросы:

1. Какой продукт (товар или услуга) может обеспечить нужную долю рынка?

2. Какие продукты (товары или услуги) требуют модернизации?

3. Каким образом можно повысить отдачу от использования капитала?

Существует пять типичных изменений, характерных для предприятий (Йозеф Шумпетер, 1911 г.):

1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства.

2. Внедрение продукции с новыми свойствами.

3. Использование нового сырья.

4. Изменение в организации производства и материального технического обеспечения.

5. Появление новых рынков сбыта.

Инновация –это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствование продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в виде нового подхода к социальным услугам.

Инновациям должны быть присущи три основных свойства:

1. научно-техническая новизна

2. производственная применимость

3. коммерческая реализуемость

Инновационный процесс – это есть процесс создания, освоения и распространения инноваций.

Существует три формы инновационного процесса:

1. простой внутриорганизационный инновационный процесс (натуральный).

2. простой межорганизационный инновационный процесс, который предлагает отделение функции производителя новшества от функции его потребителя.

3. расширенный инновационный процесс, который проявляется в создании новых производителей новшеств, нарушая тем самым монополию производителя пионера.

Диффузия инновации – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.

Субъекты инновационного процесса:

1. новаторы - генераторы научных знаний

2. ранние реципиенты - предприниматели, которые стремятся получить прибыль путем продвижения новшества на рынок

3. раннее большинство – это фирмы первыми внедрившие новшество в производство

4. отстающие - фирмы, которые выпускают изделия, которые морально устарели.

Инновационный менеджмент -это совокупностьпринципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

1. Инновационная деятельность -это выполнение работ или оказание услуг, направленных на:

· создание и организацию производства, принципиально новой продукции (с новыми потребителями, свойствами)

· создание и применение новых способов производства, распределения и использования

· применение стратегических, финансовых, экономических, кадровых, информационных и иных инноваций, при выпуске продукции, обеспечение экономии затрат

2. Инновационная продукция –это результат инновационной деятельности, предназначенный для реализации.

3. Инновационная система –это совокупность субъектов и субъектов инновационной деятельности, способствующих созданию и реализации инновационной продукции.

Инфраструктура инновационной системы включает в себя совокупность таких элементов инновационной деятельности, как: центры сферы технологии, технопарки, бизнес - идеи, цели, подготовку кадров для инновационной деятельности, венчурные фирмы и.т.д.

Политика РФ в области развития инновационной системы – это составная часть государственной научно-политической и технической политики, представляет с собой совокупность, осуществляемых государством, социально-экономических мер направленных на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции на базе достижений науки, и повышение доли такой продукции в производстве, а также системы продвижения и реализация ее на отечественных и мировых рынках.

Инновационную систему характеризуют следующие показатели:

1.Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП

2.Доля предприятий инновационной деятельности в общем объеме продаж продукции на внутреннем и мировом рынке

3.Сальдо импорта технологий

Содержанием инновационной деятельности субъектов инновационной системы является:

1. проведение анализа и формирование прогноза, направленных на научно-технологическое и инновационное развитие экономики с учетом реальных потребностей

2. развитие инфраструктуры инновационной системы

3. вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности

4. технологическое производство для выпуска инноваций

5. проведение экспертизы разработок и оказание консультационных, информационных, юридических или иных услуг по выводу инноваций на рынок.


Тема № 2: Классификация инноваций

В настоящее время сформировано множество подходов, которые используются в зависимости от целей и задач, способствующих реализации научно-технической политики.

КлассификацияМенша:

1. базисные, в том числе технологические и нетехнологические

2. улучшающие

3. псевдоинновации

КлассификацияЯковец:

1. крупнейшие инновации

2. крупные инновации

3. средние инновации

4. мелкие инновации

КлассификацияС.В. Ильдеминова: в зависимости от характера общественных целей необходимо различать инновации, ориентированные на прибыль (продуктовые); инновации, не ориентированные на прибыль (экологические); специфические инновации (образование, здравоохранение) Классификация С.Д. Ильенковой:

1. в зависимости от технических параметров инновации делятся на: продуктовые и процессные

2. по типу новизны для рынка: новые отрасли в мире, новые отрасли в стране и новые для данного предприятия

3. по месту в системе:

· инновации на входе предприятия

· инновации системной структуры предприятия

· инновации на выходе предприятия

4. в зависимости от глубины вносимых изменений:

· радикальные

· улучшающие

· модификационные

5. с учетом сфер деятельности предприятий:

· технические

· производственные

· экономические

· торговые

· социальные

· управленческие

КлассификацияА.И. Пригожина:

1. по распространенности:

· единичные

· диффузные

2. по месту в производственном цикле:

· сырьевые

· обеспечивающие

· продуктовые

3. по преемственности:

· замещающее

· отменяющие

· возвратные

· открывающие

· ретро-введения

4. по охвату ожидаемой доли рынка:

· локальные

· системные

· стратегические

5. по инновационному потенциалу:

· радикальные

· комбинаторные

· совершенствующие

КлассификацияВ.Г. Медынского:

1.по степени радикальности:

· базисные

· улучшающий

· псевдоинновации

2. по характеру применения:

· продуктивные

· технологические

· социальные

· комплексные

· рыночные

3. по стимулу появления или источнику:

· инновации, вызванные развитием науки и техники

· инновации, вызванные потребностями производства

· инновации, вызванные потребностями рынка

4. по роли в производственном процессе

· потребительские

· инвестиционные

5. по масштабу

· сложные

· простые

Рассмотренные классификации позволяют нам сделать вывод о многообразии инноваций и их различиях по характеру, требующих различных форм воздействия на инновационную деятельность.


Наши рекомендации