Технологический процесс и основные этапы монтажа оборудования
Технологический процесс является частью производственного. Он определяет последовательность выполнения операций по монтажу судового механического оборудования, способы и средства, позволяющие с наименьшими затратами и при высокой производительности труда произвести его установку.
Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП) предусматривает единый порядок разработки технологической документации и применение типовых технологических процессов, унифицированного оборудования и стандартной оснастки. Разработка и оформление технологической документации ведется на основе Единой системы технологической документации (ЕСТД). Основное назначение стандартов ЕСТД - установление на всех предприятиях единых правил оформления и ведения технологической документации, что дает возможность взаимообмена между предприятиями технологическими документами без их переоформления.
Технологические процессы монтажа оборудования, по сравнению с другими процессами машиностроения, обладают определенной спецификой. Технология изготовления деталей предусматривает участие рабочих множества профессий (токарей, фрезеровщиков, расточников, карусельщиков, долбежников, сверловщиков и др.), а также разделение операций на составные части (проход, переход, установка и т. п.). Технологический процесс монтажа оборудования такого разделения не предусматривает и выполняется в основном рабочими одной профессии — слесарями-монтажниками, с кратковременным подключением такелажников и сварщиков.
Подавляющее большинство механизмов при установке на судне проходит шесть этапов: подготовка монтажной базы, погрузка оборудования на судно, базирование оборудования, установка компенсирующих звеньев, крепление оборудования, контроль качества монтажа.
Подготовка монтажных баз
Качество монтажа судового механического оборудования и его трудоемкость в значительной мере определяются правильным выбором монтажных баз и способами их подготовки.
При монтаже судового механического оборудования рассматривают две координатные системы: неподвижную и подвижную. Первая непосредственно связана с корпусными конструкциями и включает в себя диаметральную (ДП) и основную (ОП) плоскости судна (см. рис.1). Во вторую входят поверхности, принадлежащие монтируемому механизму. Таким образом, задачей базирования судового механического оборудования является совмещение подвижной координатной системы с неподвижной.
Монтажной базой называется совокупность поверхностей, линий и точек, определяющих положение механизма на судне. Различают общую и местную монтажные базы. Общая монтажная база - совокупность поверхностей, линий и точек, относящихся к корпусным конструкциям: ДП, ОП, опорная поверхность фундамента, теоретические линии судна, центровые риски фундамента, плазовые точки на переборках.
Местная монтажная база - совокупность поверхностей, линий и точек, относящихся к устанавливаемому механизму: опорная поверхность механизма, его центровые риски, определяющие оси валов и т. д.
Подготовка монтажной базы включает в себя следующие операции: проверку положения фундамента на основе технических требований отраслевой нормали на установку механизма; контроль конструкции фундамента; обработку опорной поверхности фундамента; ее консервацию и закрытие предохранительными щитами, если установка механизма по каким-либо причинам откладывается; снятие щитов и расконсервация поверхности при продолжении работ по монтажу.
Рис. 1. Основные плоскости судна
Трудоемкость подготовки монтажной базы в значительной мере зависит от типа компенсирующего звена и способа монтажа. Больший экономический эффект дает применение агрегатного метода монтажа оборудования, при котором большой объем работ переносится со строящегося судна в цех и отпадает необходимость применения переносных станков и последующей слесарной обработки поверхности. Когда этот метод применить невозможно, обработку фундамента механизируют, используя переносные фрезерные станки различных типов, пневматические шлифовальные машинки, механические шаберы.
Корпус судна в процессе постройки не остается статичным и основная линия его постоянно претерпевает изменения, которые происходят от перераспределения внутренних напряжений, связанных со сборочно-сварочными и погрузочными работами. В связи с тем, что процесс монтажа главных механизмов и движительной установки довольно продолжителен, до начала работ должны быть выполнены следующие условия:
- в районе МКО, по верхнюю палубу включительно, должны быть закончены сборочно-сварочные работы;
- бортовые и днищевые цистерны в районе МКО испытаны и сданы ОТК и заказчику;
- в МКО, независимо от сроков монтажа, должны быть погружены и установлены максимально близко к штатным местам все тяжеловесные и громоздкие механизмы и конструкции;
- до начала монтажа и ежедневно в процессе его необходимо контролировать положение корпуса на построечном месте;
- внутри фундамента должны быть уложены участки трубопроводов;
- кабель в МКО должен быть затянут и закреплен;
- нерабочие поверхности фундамента должны быть, очищены и окрашены согласно окрасочной ведомости.