Задачи организации внеурочной работы

Наиболее полно учебно-воспитательные задачи курса трудового обучения решаются на основе тесной связи урочной системы обучения с внеклассной работой учащихся. Разнообразные воспитательно-образовательные занятия, которые выходят за рамки обязательных учебных программ и проводятся учителем во внеурочное время, на­зываются внеклассной работой.Она составляет органичес­кую часть учебно-воспитательной работы, имеет свои за­дачи, характерные особенности и назначение.

В нашей стране много делается для гармоничного раз­вития личности учащегося, для разумной организации свободного времени школьников. В Конституции Респуб­лики Беларусь говорится, что каждый имеет право на участие в культурной жизни. Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, которые находятся в государственных и общественныхфондах, развитием сети культурно-просветитель­ских учреждений. Свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания гарантируется. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Го­сударство способствует развитию культуры, научных и технических исследований во благо общих интересов.

Это же закреплено в статье 22 Закона "О правах ребенка", где подчеркивается, что каждый ребенок имеет на отдых и выбор внешкольных занятий в соответствии со своими интересами и способностями. Государство создает широкую сеть специальных внешкольных учреждений, детских и юношеских спортивных сооружений, площадок, стадионов, клубов и других мест отдыха и укрепления здоровья, устанавливает льготный порядок пользования культурно-просветительскими и спортивно-оздоровительными учреждениями. Действия, направлен­ные на ухудшение или сокращение материальной базы, которая обеспечивает организацию отдыха детей, подлежит согласованию с соответствующими органами государственной власти.

Основная роль внеклассной работы — помочь учащимся в определении устойчивых интересов к той или иной области науки, виду деятельности, в выявлении склонностей, способностей и дарований в ходе углубленного изучения программных вопросов, а также вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию учащихся.

Педагоги, психологи, методисты убедительно доказали, что процесс формирования и развития личности должен начинаться с первых дней жизни человека, что создает благоприятные условия для раскрытия потенциальных возможностей ребенка. Выявлению и раскрытию этих возможностей способствуют различные виды внеклассной деятельности.

Практика работы школ убеждает, что наилучших ре­зультатов воспитания всесторонне развитой личности мож­но достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Уроки и внеклассные занятия должны быть связаны между собой, дополнять, совершен­ствовать друг друга.

Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многочисленные вопросы, интересующие детей, и тогда на помощь приходят вне­классные занятия. Под внеклассной работой следует по­нимать организованную и целенаправленную образователь­но-воспитательную работу учащихся, связанную с учением, основанную на добровольных началах и производимую во внеурочное время. Она расширяет и углубляет знания учащихся по предмету, активизирует учебную деятель­ность, способствует успешному изучению программного материала.

Во внеклассной работе развиваются нравственные чув­ства и нормы поведения, что создает благоприятные ус­ловия для эстетического воспитания.

Внеклассная работа позволяет уделить время организованному и целенаправленному воздействию на учащих­ся, разумно организовать и заполнить их внеурочное вре­мя, досуг, удовлетворить потребности в деятельности и тем самым оказать благоприятное влияние на поведение.

Важной задачей внеклассных занятий по трудовому обучению является развитие у учащихся умения самосто­ятельно работать с литературой и навыков практической работы.

Воспитательный элемент внеклассных занятий — вы­полнение общественно полезных заданий, в ходе которых у учащихся вырабатывается чувство ответственного, береж­ного отношения к труду.

По мнению В. А. Сухомлинского, логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособлен­ности, потому что в школе на каждом шагу подчеркива­ется (иначе невозможно): достигай успеха собственными усилиями, не надеясь на кого-то, — и результаты труда оцениваются индивидуально; чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчер­пываться уроками. Внеклассная работа объединяет уча­щихся в дружные коллективы, связанные общими интересами и увлечениями. Она помогает преодолевать такие отрицательные черты характера, как замкнутость, эгоизм, недисциплинированность. Внеклассная работа способству­ет расширению проблемы ранней профессиональной ори­ентации учащихся.

Правильно поставленная внеклассная работа в школе имеет большое образовательное и воспитательное значе­ние. Она расширяет кругозор и углубляет знания, полу­ченные на уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, а следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни.

Внеклассная работа облегчает индивидуальный подход к учащимся, создает благоприятные условия для разви­тия у них самостоятельности.

Во время уроков невозможно удовлетворить все запросы учащихся. Внеклассная работа во взаимосвязи с уче­ной служит действенным средством, которое мобилизует активность учеников в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы каждого.

Основные задачи внеклассной работы:

· привитие интереса к трудовому обучению;

· развитие и совершенствование навыков практической работы;

· развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся;

· подготовка учащихся к практической деятельности;

· организация отдыха учащихся в сочетании с эстетическим и нравственным воспитанием.

Важными требованиями к организации внеурочной работы являются вовлечение в нее всех школьников с уче­том их интересов и способностей; органическое единство учебной и внеучебной деятельности; целеустремленность, общественно полезная направленность, увлекательность всех внеурочных занятий; повышение роли детей, органов детского самоуправления; взаимодействие школы с внешкольными учреждениями, родителями.

Отличительной чертой внеурочных занятий должна быть добровольность выбора занятий учащимися в соответствии с их интересами. В задачи педагогов входят обучение конкретным умениям, навыкам обработки наиболее распространенных и доступных детям материалов с ис­пользованием простейших инструментов труда; формирование общетрудовых умений, трудовой культуры, творческого отношения к труду, самостоятельности, трудовой дисциплины, умений планировать и организовывать свои» работу и работу товарищей, осуществлять самооценку и самоконтроль в труде; обучение основным элементам графической грамоты, навыкам использования простейшей графической документации в процессе труда, иными ело вами, всестороннее развитие и воспитание учащихся и процессе труда.

Организация различных форм работы по интересам позволяет учащимся проявить индивидуальные склонности, обнаружить и развить способности, получить первоначальные представления об особенностях трудовой дея­тельности работников определенных профессий.

Одним из ведущих принципов организации внеурочной работы по труду является связь с обязательными занятиями по предмету. Для того чтобы внеурочная работа способствовала развитию познавательного интереса к предмету, в ее основе должна быть ориентация на активную самостоятельную познавательную и практическую деятельность учащихся.

Специфические особенности внеклассных занятий по труду заключают в себе большие возможности обогащения содержания организационных форм и методов всей учебно-воспитательной работы, проводимой учителем. Внеклассные занятия по труду, если они, разумеется, правильно организованы и содержание их правильно подобрано, помогают учителю решать важнейшие задачи об­разования и развития детей — связи обучения с жиз­нью, познания детьми окружающего мира и последова­тельного расширения их политехнического кругозора, обо­бщения межпредметных связей.

Так же как и уроки труда, внеклассные занятия по труду вызывают у учащихся интерес, когда они по со­держанию и организационным методам связаны с жиз­нью и запросами детей, когда эти занятия помогают луч­ше организовать досуг, заполнить свободное время разнообразным творческим общественно полезным трудом, интересными коллективными делами.

Продуманная организация внеклассной работы по тру­ду не просто позволяет дополнить учебно-воспитательную работу, которая ведется на уроках труда, а помогает сделать эту работу содержательнее, повысить интерес уча­щихся к выполняемым трудовым заданиям.

На внеклассных занятиях учитель имеет значительно больше возможностей, чем на уроках труда, для того, чтобы разнообразить виды работы, содержание и объем выполняемых детьми трудовых заданий, методы и орга­низационные формы проведения каждой работы. Немало­важное значение имеет возможность варьировать количе­ство учащихся, привлекаемых к участию в очередном внеклассном занятии, а также большая степень свободы в выборе порядка и срока проведения занятий.

Все это помогает учителю лучше выявить и полнее использовать интерес детей к технике, к различным ви­дам труда, дает более широкие возможности для инди­видуального подхода к каждому учащемуся, организации трудовой самостоятельности школьников. Учитель привле­кает к участию во внеклассной трудовой деятельности учащихся, нуждающихся в воспитательном воздействии педагога, коллектива детей.

Наши рекомендации