Модуль 3. 3 уровень – ниже среднего

Научный стиль речи.

СРС №1-2. Лексика научного стиля.

Задание 1. Определите стилистическую принадлежность текста. Перепишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы сложных предложений.

Всё становится реальным и дост..жимым лишь тогда когда человеку хочется учиться когда в учении он ч..ствует радость и обр..тает человеческую гордость.

Задумайтесь о своей судьбе. Только тот может стать настоящим человеком кто смотрит вперёд определив что ему надо сделать за свои школьные годы. Труд основа всего мудрого и прекрасного на земле...

Пусть на всю жизнь сохранится в вашей думе трепетное бл..гоговейное ч..вство при воспом..нании о школьном звонке и парте об учебнике и строгой тишине класса что (бы) став взрослым вы в..пом..нали школьные годы с ч..встом любви и благодарности.

(В.А.Сухомлинский. «Слово к ученикам»)

Задание 2. Определите профессиональную принадлежность терминов. Составьте с каждым словом словосочетание и перепишите, обозначая ударение в словах с пропущенными буквами.

Д…корация, д…рижёр, ...ркестр, к…медия, тр…гедия, др...ма, к…нфликт, п...ртёр, р…пертуар, с...мфония, к…нцерт, ф…стиваль, т...лант, ув…ртюра , пр…людия, пр…мьера.

Задание 3. Прочитайте текст. Озаглавьте.

Мы знаем, что есть гипотеза случайных открытий. Человек живёт, ходит по улицам, работает, путешествует, занимается исследованиями в лаборатории. Так в процессе обычной для него деятельности он однажды наталкивается на открытие…

Поскольку немало открытий действительно сделано случайно, на них буквально «натыкались», эта гипотеза не лишена оснований. Колумб искал путь в Индию, а нашёл Америку. Агрохимия родилась из случайных наблюдений Буссенго, участника военных походов в Южной Америке. Примеры можно множить и множить.

Противоположная гипотеза – логическая. Её сторонники видят в развитии науки прежде всего закономерность. Они не отрицают случайных находок, но убеждены, что обычно наука приходит к открытиям в результате целенаправленных поисков. В доказательство тоже приводится множество фактов.

Итак, случайность или закономерность?

Не будем спешить с ответом. Так, открытие, история которого всем известна, сделано в ванне. Погрузившись в воду, Архимед вдруг обнаружил, что его тело стало легче, а вода поднялась. Это совершенно обычное явление привело ученого в восторг. Он выскочил из ванны и, забыв обо всём, помчался по улицам Сиракуз с громким криком: «Эврика!» («Я нашёл!»).

Закон всемирного тяготения «родился» в саду. Современный и первый биограф И.Ньютона Стекелей, которому великий ученый рассказал об этом, постарался точно воссоздать обстановку. Как они беседовали вдвоем в саду. Как упало яблоко. Как сэр Исаак оживился и вспомнил, что много лет назад такое же яблоко привело к мысли о всемирном тяготении.

Д.Менделеев увидел периодическую систему элементов во сне. Мучительно долго он бился, пытаясь выразить сложившуюся в голове закономерность. Наконец, намучившись, он повалился на диван и заснул. И почти сразу же возник порядок, в котором следует расположить элементы.

Первая мысль, подарившая миру великую формулу подъёмной силы крыла самолёта, осенила Николая Жуковского в Купчине, на зимней тропинке у речки.

Насколько достоверны эти истории? Трудно ответить однозначно, без риска ошибиться.

История с законом всемирного тяготения тоже представляется недостаточно ясной. Известно, что другому собеседнику И.Ньютон ответил иначе: «Я просто много думал». Д.Менделеев в интервью с репортёрами петербургской газеты не вспомнил о сне: «Как я сделал открытие? Да я тридцать лет работал над этим, а выспрашиваете…».

В общем, сведения противоречивы. Давайте порассуждаем.

Допустим, открытия, действительно, делаются случайно, кому-то просто везёт. Но почему одному везёт постоянно, а другому не везёт совсем. Миллионы людей до Ньютона видели, как падают яблоки, груши, бананы, кокосовые орехи, плоды манго, шары, камни…. А открытие сделал Ньютон. Он сделал много и других открытий, которые нельзя «увидеть».

Вот, например, обстоятельства, при которых могут делаться открытия. В поезде. За рулём автомобиля. Во время прогулки в саду. При одевании, бритье. За работой в саду. На рыбной ловле. На концерте. Во время чтения. На пляже. Перед сном. Во сне. Глубокой ночью. Рано утром. Короче, в любой момент. И поводы самые различные.

Правда, кое-какие интересные особенности тут есть. Жюль Анри Пуанкаре подметил, что само собой открытие не рождается. Ему обязательно должна предшествовать напряжённая сознательная работа, попытка решать задачу. Попытки оказываются безрезультатными. Но они приводят в действие какой-то тайный механизм. Человек, утомившись от поисков, отключается, перестаёт думать. Однако механизм запущен. И вдруг так неожиданно, как будто случайно, механизм срабатывает, возникает идея, приходит озарение. Это может случиться утром, днём, вечером, в поезде, где угодно. «Для меня не подлежит сомнению, - писал Альберт Эйнштейн, - что наше мышление протекает, в основном минуя символы (слова), и к тому же бессознательно…. К открытию ведёт не логический путь, а только основанная на проникновении в суть опыта интуиция». Вот и сказаны очень важные слова: «бессознательное мышление», «интуиция». А что это такое? Неизвестно. Мы прикоснулись к одной из самых великих и сложных загадок природы – к тайне творчества.

Задание 4. Составьте тезисный план текста (задание 3). Опираясь на план, передайте содержание.

СРСП №1-2

Задание: Выполните кейс-стади «Лексика научного стиля».

Кейс-стади – это творческая самостоятельная работа студента. Он состоит обычно из двух или более частей. В данном случае он будет состоять из двух частей: реферата (текст по специальности на 2-х страницах) и лексико-грамматического задания, т.е. анализа лексического состава реферата, примеры должны приводится не менее 5. Во 2-й части лист делится на две части, первая – 1/3 часть, вторая 2/3 части листа. В первой части копируется предложение из реферата, в котором есть исследуемый объект (для быстрого ориентирования его можно выделить). Во второй части даются его лексические и грамматические характеристики.

Образец:

Кейс-стади «ЛЕКСИКА НАУЧНОГО СТИЛЯ».

I часть. Реферат «Древние города Казахстана» (отрывок).

Согласно письменным источникам, город Сауран (Савран) находился в однодневном переходе от Шавгара. Сауран был пограничным городом, основанным племенами огузов и кимаков. В Сауран огузы приходили торговать и заключать мирные договоры. Город был укреплен. Сауран был могущественной крепостью, благодаря специальным конструкциям и независимой подаче пищи и воды был готов продержаться несколько месяцев длительной осады. В маршрутнике середины XIII в. Гетума I город назван Савран, "который очень велик". В XIV столетии город становится столицей Ак-Орды и на этот период приходится расцвет керамического производства. В источниках XVI-XVII вв. Сауран характеризуется как большой и богатый город, вокруг которого находились земледельческие селения, сады и посевы. Люди продолжали жить в крепости до середины XVII в.

Остатки Саурана с сохранившимися, но сильно разрушенными стенами находятся в 40 км западнее Туркестана. Исследователи считают, что Саурану IX-XII вв. соответствует городище Каратобе, расположенное в 3 км восточнее и датируемое I в. н.э. - XII в. С 2004 г. городище Сауран исследуется по государственной программе "Культурное наследие". Со временем здесь будет археологический парк Сисан.

От Астура, согласно ал-Идриси, "до Сисана 12 дней пути в восточном направлении по суше, а по реке меньше этого". Город находился в долине реки Иртыш. Точное месторасположение неизвестно.

II часть. Лексико-грамматические задания

Общеупотребительные слова– слова, которые используются в любом стиле речи, основа словарного состава языка.
1. Согласно письменным источникам, город Сауран (Савран) находилсяв однодневном переходе от Шавгара. 2. В Сауран огузы приходили торговать и заключать мирные договоры. Сауран был могущественной крепостью… Согласно письменным источникам, город Сауран (Савран) находилсяв однодневном переходе от Шавгара. Находился – глагол, имеет значение «быть», «расположен». Употреблён в изъяв. наклон., прош. врем., 3 лице.     Договоры – существительное, имеет значение «соглашение». Грам. признаки – множ. число, В.п.   Могущественной - прилагательное, имеет значение «сильной», «Обладающей силой». Грам. признаки – качественное, ед.ч., Т.п.  
Общенаучные слова -
1. Сауран был могущественной крепостью, благодаря специальным конструкциям… 2. … 3. … Конструкция – существительное, имеет значение «структура, схема». Употребляется в строительстве, архитектуре, механике.
Термины -
1. Со временем здесь будет археологический парк Сисан. 2. … 3. …. Археологический парк – терминологическое сочетание, принадлежит к архитектурной науке. Прилагательное + существительное.

СРС №3-4. Морфология научного стиля.

Задание 1. Внимательно прочитайте статью по интересующей вас проблеме из научного журнала по профилю вашей будущей специальности. Составьте план. Выпишите имена существительные, прилагательные и глаголы.

СРСП №3-4.

Задание 1. Выполните кейс-стади «Синтаксис научного стиля».

I часть – Реферат (текст по специальности).

II часть содержит лексико-грамматические задания из 9 пунктов:

Образец:

1. Составные именные сказуемые.
1.1 Частая ошибка при строительстве цокольного этажа – перестраховка по прочности. 1.2 1.3 Именное сказуемое перестраховка выражено существ. в И.п.
2. Определения: одиночные, однородные
Нижний этаж сооружения считается подземным этажом. 2.2 2.3 Одиночное определение нижний выражено прилагательным в И.п., ед.ч., м.р.
3. Причастный оборот.
3.1. Конструкция фундаментов цокольных этажей мало чем отличается от конструкций фундаментов зданий, не имеющих подвальных и полуподвальных помещений. 3.2 3.3 Обособленный причастный оборот.
4. Деепричастный оборот.
4.1. Например, если грунт позволяет, то можно сэкономить, использовав прерывистый фундамент. 4.2 4.3 Обособленный деепричастный оборот.
5. Односоставные безличные и неопределённо-личные предложения.
5.1 Помимо котельных, здесь часто устраивают постирочные, санузлы, кладовые. 5.2 5.3 Неопределённо-личное предложение.
6. Повествовательные предложения.
6.1. 6.2. 6.3. В тексте употреблено всего … повествовательных предложений.
7. Конструкций с глаголами на –ся.
7.1 При ИЖС допускаются дома до двух этажей высотой. 7.2 7.3 Допускаются
8. Вводные слова и предложения.
8.1. Если площадь цокольного этажа больше площади первого и второго то, как правило, его потолочное покрытие становится как бы эксплуатируемой плоской кровлей. 8.2 8.3 Как правило – вводное слово, указывающее на связь мыслей, последовательность изложения.
9. Сложные предложения.
9.1. Эту разницу всячески стараются обыграть, испособов здесь может быть бесконечное множество. 9.2. 9.3. Сложносочиненное предложение с соединительным союзом и. [1], [2]

СРС №5. Открытия в физике

Задание 1. Прочитайте слова. Значения незнакомых слов посмотрите в словаре и запишите их.

Теория, магнетизм, эксперимент, электродинамика, исследование, аппарат, период, фундамент, электростатика, электротехника.

Задание 2. От данных прилагательных и причастий образуйте краткую форму.

Образец:использованный – использован.

Установленный, созданный, универсальный, сделанный, накопленный, изученный, простой, построенный, значительный.

Задание 3. Прочитайте текст.

В истории теоретических и экспериментальных исследований электричества и магнетизма и использования их результатов для создания машин и приборов различают несколько периодов. В период становления электростатики (до 1800 года) были сделаны первые шаги от наблюдения электрических и магнитных явлений до установления некоторых закономерностей в области статистического электричества и магнетизма и создания простейших электростатических машин и приборов. Разработка основ электростатики является значительным достижением науки XVIII века.

В период с 1800 века по 1830 год были заложены научные основы электротехники. В это время был открыт электрический ток, началось изучение его действия, был установлен ряд закономерностей в области электромагнетизма и осуществлены первые шаги в практическом применении электричества.

Расширение исследований в области электричества и магнетизма привело на рубеже XVIII и XIX веков к созданию источников постоянного электрического тока. Изучая опыты итальянского анатома Л.Гальвани, обнаружившего сокращение мышц лапки препарированной лягушки при соприкосновении их и вскрытого нерва с двумя разными металлами, А.Вольт пришёл к выводу, что источником электричества является не животный организм, а контакт двух разных металлов. Построенный им вольтов столб (1799) представлял собой простейшую батарею гальванических элементов с одной жидкостью.

Тепловые и световые действия тока наиболее эффективно проявились в электрической дуге. В 1803 году В.В.Петров указал на возможность применения электрической дуги для освещения, плавки металлов, восстановления металлов из окислов.

Для развития практического применения электричества, и прежде всего для создания электротехники, особенно важное значение имело открытие магнитных действий тока. Не прошло и двух десятилетий со времён первых наблюдений отклонения свободно подвешенной магнитной стрелки, находящейся вблизи проводника с током (Ж.Д.Романьози, 1802), как было обнаружено является намагничивания проводника протекающим по нему током (Д.Ф.Араго, 1820) и установлен закон действия тока на магнит (Ж.Б.Био и Ф.Савар, 1820), объясняющий вращательный характер движения проводника относительно магнита или магнита относительно проводника.

Крупным научным достижением этого периода была разработка основ электродинамики и установление электрической природы магнетизма (А.Ампер).

Углубленное изучение электрического тока позволило перейти к установлению количественных соотношений в явлениях, происходящих в электрической цепи. Исследуя закономерности в электрической цепи и исходя из аналогии между движением электричества и тепловым или водяным потоком, Г.С.Ом в 1827 году установил известный закон электрической цепи, носящий его имя.

Начало нового этапа в развитии электротехники относится к 1831 году, когда физическая наука обогатилась значительным достижением: английский учёный М.Фарадей открыл электромагнитную индукцию. Это открытие оказало огромное влияние на развитие научного миропонимания, физика пополнилась новым объектом – физическим полем. С этого времени индукционные явления становятся ведущей темой ф физических исследованиях, начинается история учения об электрических колебаниях, составляющих научный фундамент электротехники переменных токов и радиотехники.

Учение об электричестве явилось первой наукой, на основе которой создавалась промышленность электрических приборов, аппаратов и машин.

Задание 4. Ответьте на вопросы:

1. Что явилось значительным достижением науки XVIII века? В какой период были заложены научные основы электротехники?

2. Что представляет собойбатарея гальванических элементов?

3. Кто разработал основы электродинамики?

4. Кто открыл закон электрической цепи?

5. Когда и кем открыта электромагнитная индукция?

Задание 5. Выпишите из текста общеупотребительные слова, общенаучные и электротехнические термины.

СРСП №5.

Задание: Рассказ об одном из лауреатов Нобелевской премии – реферат на 1 стр.

СРС №6.

Задание 1. Выполните упражнения.

1.Перепишите, согласуя с выделенными словами данные в скобках распространённые определения. Место их до или после определенного слова выберите сами.

1) Дорога вьётся между двумя колеями (поросший зелёной придорожной травой). 2) Блюдца лилий и нити очень грациозны (идущий от них в глубину). 3) Солнце село, и на небе замерли лёгкие облака(розовый от заката). 4) Откуда-то справа доносились звуки (чрезвычайно похожий на плач ребёнка). 5) По степилошади шли медленно (густо заросший травой). 6) Пастухподходит к нашему костру (заночевавший в горах). 7) Мы плыли в тумане (закрывший берег и море). 8) В снежных просторах трудно определить расстояние (обманывающий неопытный глаз).

2. Укажите, какие ошибки допущены в построении причастных оборотов. Перепишите, внеся необходимые исправления.

1) В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц. 2) Созданный роман молодым автором вызвал оживлённые споры. 3) Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана своевременная помощь. 4) Отряд избежал опасности благодаря проявленной решительности командиром. 5) Подгоняемая лодка волнами и ветром быстро неслась по реке. 6) Издалека были видны плывущие брёвна по воде.

3. Перепишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте в каждом предложении грамматическую основу.

День был тёплый осенний и дождливый. Просторная перспектива ра..крывавшаяся с в..звышения где стояли русские батареи защ..щавшие мост то вдруг затяг..валась кисейн..м занавесом косого дождя то вдруг расш..рялась и при свете солнца далеко и ясно становились видны предметы точно покрытые лаком. Виднелся городок под ногами со своими белыми домами и красными крышами собором и мостом по обеим сторонам которого толпясь л..лись массы русских войск. Виднелись на повороте Дуная суда и остров и замок с парком окруж..нный водами впадения Энса в Дунай виднелся левый скалистый и покрытый сосновым лесом берег Дуная с таинств..н..ю далью зел..ных вершин и голубеющими ущел..ями.

(Л.Н.Толстой. «Война и мир»)

СРСП №6. Виды электропроводок

Задание 1. Составить план текста.

Совокупность проводов и кабелей с относящимися к ним креплениями, поддерживающими, защитными конструкциями и деталями, называют электропроводкой. Это определение распространено на электропроводки силовых, осветительных и вторичных цепей напряжением до 1 кВ переменного и постоянного тока, выполненные внутри зданий и сооружений, на наружных стенах территорий микрорайонов, учреждений, предприятий, дворов на территориальных площадках, с применением изолированных установочных проводов всех сечений, а также небронированных силовых кабелей в резиновой или пластмассовой оболочке с сечением фазных жил до 16 мм².

Электропроводку, проложенную по поверхности стен, потолков, ферм и другим строительным элементам зданий и сооружений, опорам и т.п., называют открытой.

Электропроводку, проложенную внутри конструктивных элементов зданий и сооружений (в стенах, полах, фундаментах, перекрытиях, за непроходными подвесными потолками), а также по перекрытии в подготовке пола, непосредственно под съемным полом и т.п., называют скрытой.

Электропроводку, проложенную по наружным стенам зданий и сооружений, под навесами и т.п., а также между зданиями на опорах (не более четырёх пролётов длиной 25 м каждый) вне улиц, дорог и т.п., называют наружной. Она может быть скрытой и открытой.

Стальную проволоку, натянутую вплотную к поверхности стены, потолка, предназначенную для крепления к ней проводов, кабелей или пучков называют струной.

Металлическую полосу, закреплённую вплотную к поверхности стены, потолка, предназначенную для крепления к ней проводов, кабелей или пучков, называют полосой.

Тросом (несущий элемент электропроводки) называют проволоку или стальной канат, вытянутый в воздухе, который используется для подвески к нему проводов, кабелей или их пучков.

Закрытую конструкцию прямоугольного или другого сечения, предназначенную для прокладки в ней проводов или кабелей, называют коробом. Он служит защитой от механических повреждений проложенных в нём проводов и кабелей.

Короба могут быть глухими или с открываемыми крышками, со сплошным или перфорированными стенками и крышками. Глухие короба имеют только сплошные стенки со всех сторон. Короба можно применить в помещениях и наружных установках.

Открытую конструкцию, предназначенную для прокладки на ней проводов и кабелей, называют лотком. Лоток не является защитой от внешних механических повреждений проложенных на нём проводов и кабелей. Лотки изготавливают из несгораемых материалов. Они могут быть сплошными, перфорированными или решетчатыми; их применяют в помещениях и наружных установках.

Электропроводки осветительных и силовых сетей выполняют незащищёнными изолированными проводами, защищёнными проводами и кабелями.

Задание 2. Выпишите из текста общенаучные и узкоспециальные термины.

СРС №7 Термодинамика

Задание 1. Выясните значение данных слов по словарю:

Естествознание, термодинамика, прогресс, функция, система, частица, теорема, исследование.

Задание 2. Разберите слова по составу.

Термодинамический, взаимосвязь, теплотехника, разнообразный, макроскопический, микроизделия, макроэлектромотор.

Задание 3. На какие вопросы отвечают данные слова? Составьте с ними словосочетания.

Превратить – превращение, разнообразить – разнообразие, изучить – изучение, применить – применение, выявить – выявление.

Задание 4. Прочитайте текст.

Термодинамика, являясь разделом теоретической физики, представляет собой одну из обширных областей современного естествознания – науку о превращениях различных видов энергии друг в друга. Эта наука рассматривает самые разнообразные явления природы и охватывает огромную область химических, механических и физико-химических явлений.

Термодинамика в настоящее время может быть разделена на три части:

Общая термодинамика, или физическая термодинамика, изучающая процессы превращения энергии в твёрдых, жидких и газообразных телах, различные тела, магнитные и электрические явления, а также устанавливающая математические зависимости между термодинамическими величинами;

Химическая термодинамика, которая на основе законов общей термодинамики изучает химические, тепловые, физико-химические проц3ессы, равновесие и влияние на равновесие внешних условий;

Техническая термодинамика, рассматривающая закономерности взаимного превращения теплоты в работу. Она устанавливает взаимосвязь между тепловыми, механическими и химическими процессами, которые совершаются в тепловых и холодильных машинах, изучают процессы, происходящие в газах и парах, а также свойства этих тел при различных физических условиях.

Термодинамика базируется на двух основных законах, получивших название начал термодинамики.

Первое начало термодинамики представляет собой приложение к тепловым явлениям всеобщего закона природы – закона превращения и сохранения энергии.

Второе начало термодинамики устанавливает условия протекания и направленность макроскопических процессов в системах, состоящих из большого количества частиц. Поэтому второе начало термодинамики имеет более ограниченное применение, нежели первое.

В начале XX века два начала термодинамики были дополнены ещё одним опытным положением, получившим название тепловой теоремы Нернста. Эта теорема, позволяющая определить свойства тел при очень низких температурах, используется главным образом в химической термодинамике и имеет ограниченное применение.

Техническая термодинамика начала развиваться с 20-х годов прошлого столетия, но, несмотря на свою сравнительную молодость, она заслуженно занимает в настоящее время одно из центральных мест среди физических и технических дисциплин.

В теоретической части технической термодинамика является общим отделом науки об энергии, а в прикладной части представляет собой теоретический фундамент всей теплотехники, изучающей процессы, протекающие в тепловых двигателях.

В термодинамике используются два метода исследования: метод круговых процессов и метод термодинамических функций и геометрических построений.

Техническая термодинамика, применяя основные законы к процессам превращения теплоты в механическую работу и механической работы в теплоту, даёт возможность разрабатывать теорию тепловых двигателей, исследовать процессы, протекающие в них, и позволяет выявлять их экономичность для каждого типа отдельно.

(В.В.Нащокин)

Задание 5. Ответьте на вопросы:

1. Что изучает термодинамика?

2. На какие части делится термодинамика? Охарактеризуйте каждую часть.

3. Что представляет собой первое и второе начала термодинамики?

4. Когда начала развиваться техническая термодинамика?

5. Какие методы исследования используются в термодинамике?

Задание 6. Выявите в тексте имена существительные, имена прилагательные и глаголы. Посчитайте и сравните их количество. Какие части речи преобладают в научном тексте?

Задание 7. Выпишите из текста имена существительные. Определите их род и число.

Задание 8. Выпишите из текста глаголы и определите их постоянные признаки (время, вид, наклонение).

СРСП №7.

Задание: Реферат «Молодой учёный» - 2 стр.

Наши рекомендации