Всегда ли после удара нужно делать проход

Вопрос: Сенсеи всегда говорят нам делать проход после удара, а затем, когда мы оказываемся на расстоянии за оппонентом, разворачиваться. Но я читал, что нехорошо показывать оппоненту свою спину. Некоторые сенсеи говорят, что это распространенная ошибка новичков в сиай делать проход за оппонента, показывая свою спину и давая тем самым возможность затем атаковать себя во время разворота. Также очень часто говорят, что мы должны видень оппонента все время пока сражаемся.

Не могли бы вы уточнить этот момент, почему мы должны делать проход, показывая противнику спину и рискуя быть атакованным при развороте?

Возможно ли начать делать проход и в тот момент, когда мы поравняемся с оппонентом, начать разворачиваться и продолжать проход уже спиной вперед, видя оппонента на протяжении всего маневра?

(Пожалуйста, рассмотрите в ответе случаи, когда мы отрабатываем кихон (kihon), когда мы в дзигейко и когда в сиай)

Ответ Масахиро Имафудзи:
Очень хороший вопрос! Я сделаю его очень коротким, задав вопрос вам.

Знаете ли вы, почему вы делаете проход? Я хочу, чтобы вы действительно хорошо об этом подумали.

Ответ — потому что ваш оппонент (партнер по тренировке) дает вам возможность пройти, и вы можете пройти. Другими словами, если ваш оппонент не двигается (вправо или влево), то вы врезаетесь в него/нее.

Когда мы отрабатываем базовые техники, мы делаем проход (почти все время). Но если ваш мотодачи (motodachi, партнер, принимающий удар) не двигается вправо или влево, вы не должны огибать его/ее, чтобы не столкнуться. Тренировка базовым техникам, особенно для начинающих, заключается в том, чтобы наносить удары правильно и точно, изучать работу ног и то, как нужно разворачиваться (включая направление разворота). Поэтому мы делаем проход.

Теперь по поводу дзигейко и сиай, здесь мы наносим удар навстречу оппоненту. Поэтому сделать проход здесь невозможно.

«Возможно ли начать делать проход и в тот момент, когда мы поравняемся с оппонентом, начать разворачиваться и продолжать проход уже спиной вперед, видя оппонента на протяжении всего маневра?» — Да. Так часто и происходит. Иногда мы даже не разворачиваемся, мы отскакиваем назад (без тайатари) после того, как достали (ударом) оппонента.

Вы можете подумать, а что тогда после того, как мы бьем до. Что важно во время нанесения до, так это вытащить меч после удара. Поэтому мы учимся двигаться вправо, когда наносим до. И, как результат, иногда мы проходим за оппонента после того, как наносим ему/ей до в сиай или дзигейко.

Так что это очень важно знать, почему мы делаем проход.

Вопрос:Еще один момент: возможно ли нанести мен (например) и затем не столкнуться с оппонентом (либо пройти), а лишь немного отойти назад? Просто чтобы оказаться на иссоку итто но маай?

Я хочу сказать, что некоторые сенсеи говорят, что у нас должен быть импульс, когда мы бьем, и поэтому неправильно никуда (назад, вперед, в сторону) не двигаться после нанесения удара. Т.е. в таком случае говорят, что у нас нет достаточного импульса.

Правильно ли нанести мен и чуть-чуть отойти назад, почти оставаясь на том же месте, как это обычно делают после удара цки? (Выпад и короткое движение назад без ухода куда-то далеко)

Ответ Масахиро Имафудзи:
Мне кажется, у многих возникает такой же вопрос. Это относится к тому, что должно считаться правильным.

«Правильно ли нанести men и чуть-чуть отойти назад, почти оставаясь на том же месте, как это обычно делают после удара tsuki?»
Короткий ответ — «да».

Однако такие удары должны быть выполнены с хорошим теноучи и полностью развитой ки. И, конечно же, они должны сопровождаться хорошим зансин. Такие удары просто не могут быть выполнены после нескольких лет тренировок.

Очень часто такие удары выполняются как контратаки на движущегося на вас оппонента. После выполнения такой контратаки мы чуть-чуть отходим назад, вправо или влево. Очень редко случается так, что мы остаемся стоять на месте, потому что оппонент движется на нас.

Должен сказать, что этот способ нанесения удара довольно высокоуровневый. Причина проста и уже называлась выше: вам нужно хорошее теноучи и полностью развитая ки.

Не нужно слишком много беспокоиться по поводу таких ударов. Их мы сможем делать и не отрабатывая много, если будем долго заниматься кендо.

Теноучи (tenouchi)

Теноучи (tenouchi) переводится как хватка. Позвольте объяснить слово более детально. «Те» означает руку. «Но» означает родительный падеж. «Учи» означает внутреннюю сторону. Т.е. это внутренняя сторона руки. Теноучи это не то, что можно легко объяснить на бумаге, однако я постараюсь сделать это попроще, насколько возможно, чтобы вы смогли получить некоторое представление.

Когда вы находитесь в чудан, ваша хватка не очень плотная. Вы не должны держать очень крепко. Почему? Потому что вам нужно усилить хватку, когда вы бьете. Если ваше теноучи слишком свободное, оппонент может выбить у вас синай из рук.

Запомните несколько исключений:

Мизинец и безымянный палец левой руки всегда напряжены.
По существу, вы держите синай этими двумя пальцами. Правильная хватка, как говорят, должна быть мягкой, как будто вы держите сырое яйцо. Если вы будете держать сырое яйцо крепко, оно повредится. Вот так мягко вы должны держать синай правой рукой.

Когда в таком случае нужно усиливать хватку?

В момент, когда ваш синай поражает цель (мен, коте, до или цки).
Только в этот момент. Вам не нужно удерживать хватку плотно. Как только вы поразили цель, ваше теноучи должно быть расслаблено, как было до удара.

После того, как вы нанесли удар, вы должны быть готовы к тому, что ваш оппонент нанесет удар в ответ, либо к следующей атаке. Для этого каждая ваша частица, т.е. части тела и разум, должны вернуться в положение перед тем, как вы нанесли удар. Таким образом, если вы держите синай так крепко, как в момент поражения цели, тогда вы совсем не находитесь в положении зансин. Кроме того, вам будет тяжело сделать следующий удар, если теноучи слишком плотное.

Я не думаю, что когда вы ведете автомобиль, вы все время плотно сжимаете руль. Я думаю, что вы крепко сжимаете, когда поворачиваете или когда это необходимо, в остальном ваши руки довольно расслаблены.

Если вы не водите, попробуйте это.
Возьмите что-нибудь из предметов возле вас. Что бы вы ни взяли, вы не хватаете это с большей силой, чем необходимо просто чтобы держать предмет.
Ваш мозг знает, сколько силы нужно, чтобы поднять и спокойно удерживать его. Теперь подвигайте руку с предметом и остановите, затем повращайте и снова остановите. Вам нужно деражать предмет крепче, когда вы меняете направление движения. И как только вы поменяли направление движения, вы снова чувствуете, что ваша кисть и рука расслаблены.

Именно так должно работать и теноучи.
Ваше теноучи должно быть очень расслаблено перед ударом, но когда вы бьете, оно должно стать очень крепким. Сразу после удара оно опять должно стать расслабленным.
Звучит сложно, но это придет к вам после тысяч и тысяч ударов.

*Маленький совет
Не беспокойтесь о том, каким должно быть теноучи.
Когда вы делаете субури, попробуйте остановить синай так, чтобы кенсаки не болтался. Попробуйте остановить синай сразу. Если вы вкладываете слишком много силы, вы увидите как кенсаки колеблется.

Если у вас есть партнер для тренировки, спросите его или ее, не слишком ли сильно вы бьете. Вы не должны слишком сильно бить вашего партнера. Ваши удары должны быть точными и быстрыми, но не такими, как будто вы решили разнести каменную глыбу.

Учиотоси и кириотоси

Вопрос: Я смотрел одно видео на ютубе (не получилось опять его найти), где учитель объяснял технику, которая частично использовалась в японских искусствах сражения на мечах. По сути он использовал движение учиотоси во время удара мен. В результате он нанес удар в то же время, что и оппонент, заблокировал идущий ему мен и сам нанес мен в это же движение.

На практике я заметил, что нужно слегка выворачивать кисть наружу, чтобы отразить лезвие. Фехтование подобным образом называют «атака с противодействием».
Контратаки или действия нуке (нуки?) также предусматривают одновременную атаку оппонентов.

Вопрос… что-либо из этого считается ай техниками либо имеет отношение к ним?

Ответ Масахиро Имафудзи:
Говорят, что во время учиотоси (uchiotoshi), «для успешного учиотоси вам необходимы решительность и самоотверженность и отсутствие страха получить удар».

Это не техника ай-учи. В былые времена, если меч оппонента касается вас, вы ранены. Но учиотоси требует выполнения со знанием того, что если вы промахнетесь, то либо будете ранены, либо умрете.

Дополнительная информация. В статье говорится, что учиотоси и кириотоси – это разные вещи.

Учиотоси (uchiotoshi) – два движения. Вы сбиваете вниз синай оппонента во время его атаки и наносите ему удар. Самый лучший пример этого – последняя форма бокуто кихон-хо, до учиотоси мен.

Кириотоси (kiriotoshi) – одно движение, в отличие от учиотоси. Ваш синай скользит вниз вдоль синая оппонента во время его удара (обычно мен) и наносит удар оппоненту. Т.о. рубящее движение вниз также защищает вас от удара оппонента.

Если вы знакомы с суриаге мен (suriage men), то кириотоси – это версия суриаге мен наоборот, если говорить очень-очень упрощенно.

Как вы можете себе представить, выполнить такое труднее всего. Вы должны быть умелым и храбрым, чтобы выполнять такие удары в боях на настоящих мечах. Поэтому говорят, что вы выполняете кириотоси не против своего оппонента, а против себя, чтобы отсечь свой страх.

Наши рекомендации