Алгоритм составления технологической карты современного урока

Алгоритм составления технологической карты современного урока

Мулахметова С.М.,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 10

г. Чайковский

Пермского края

2012 г.

Пояснительная записка

Вводная часть

Основным документом, задающим целевые ориентиры образовательной политики, является ФГОС НОО (Приказ МО РФ от 06.10.2009 г., № 373).

Инновационные подходы в начальном общем образовании находят выражение:

- в целевой установке – от усвоения ЗУН к формированию УУД, обеспечивающих умение школьника учиться;

- в новом содержании программных требований к результатам обучения - наряду с требованиями к усвоению предметных ЗУНов заложены требования к формированию УУД, необходимых учащимся при решении учебных творческих задач, в практической деятельности и повседневной жизни.

Основными результатами начального образования являются:

• формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

• воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

• индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Системно - деятельностный, личностно - ориентированный подход, направленный на формирование УУД и личностное саморазвитие позволяет достичь нового образовательного результата.

Отразить системно-деятельностный подход в обучении поможет создание технологической карты.

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ.

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности. Технологическая карта позволит учителю:

· реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

· системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

· проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

· на практике реализовать межпредметные связи;

· выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе, формулировка результатов. В связи с этим, мы рекомендуем использовать материал, данный в Приложениях.

2. Методические рекомендации

Новизна нашего опыта в том, что в таком виде технологическая карта ранее не была представлена. Данный материал может быть использован учителями начальной и основной школы, работающим по разным УМК.

При составлении технологической карты мы структурируем урок по следующим параметрам:

Название этапа урока.

Цели этапа урока.

Содержание этапа.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Формы работы.

Результат.

Очень важно, на наш взгляд, вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете получить.

Приложение 3

Технологическая карта урока

1. Ф.И.О. учителя

2. Класс:1 Дата: Предмет:математика

3. Место и роль урока в изучаемой теме:урок изучения нового материала

4. Цели урока:

  • Образовательные:сформировать представление о числе шесть с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой, сформировать способность к сложению и вычитанию в пределах шести.
  • Развивающие:развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение.
  • Воспитательные:воспитыватьчувство товарищества, аккуратность, усидчивость.

5. Дидактические средства:

  • для учителя – презентация, фонограмма;
  • для учащихся – тетрадь, учебник, карточки для индивидуальной работы, кубики с изображением графических моделей чисел

Характеристика этапов урока

Название этапа, цель Содержание этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма работы Результат
1. Самоопределение к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности - Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку   Формирование УУД: (Р)волевая саморегуляция
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений. Цель: 1) Актуализировать представление о числах от 1 до 5 с опорой на числовой отрезок; 2) Актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение. 1) На слайде №1 – задание на соответствие количества предметов с графической моделью чисел 1-5. 2) Совершенствование вычислительных навыков в пределах 5. 3) Установление порядка чисел от 1 до 6. 1) Предлагает индивидуальные задания. 2) Проводит параллель с ранее изученным материалом. 3) Контролирует выполнение работы. 4) Организует фиксацию индивидуальных затруднений и побуждает детей определить свою позицию. 1) Выполняют задания по карточкам. 2) Обосновывают выбор правильного ответа. 3) Производят самоконтроль. 4) Отвечают на вопросы учителя. 5) Выявляют закономерность расположения чисел на числовом отрезке.   Фронт. Индив. Формирование УУД: (Р) самоконтроль:учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.
3. Постановка проблемы. Цель: 1) Выявить и зафиксировать в речи причину затруднений. 2) Согласовать цель и тему урока. 1) На доске детям предлагается числовой отрезок от 1 до 6. 2) Записать на числовом отрезке цифру 6. 3) Выбор написания цифры 6. Организует подводящий к теме диалог. 1)Формулируют тему и задачи урока. 2) Определяют место расположения числа 6. 3)Выбирают правильное написание цифры 6.     Фронт.   Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя
4. Проектирование и фиксация нового знания. Цель: 1) Составить графическую модель числа 6. 2) Научить писать цифру 6. 3) Рассмотреть состав числа 6. 1)Составление графической модели числа 6. 2)Знакомство с правильным написанием цифры 6. 3)Знакомство с составом числа 6. 1)Организует обсуждение изображения графической модели числа 6. 2)Организует обмен мнениями. 1)Составляют графическую модель числа 6. 2)Учатся писать цифру 6. 3)Рассматривают состав числа 6.     Фронт.   Парная Формирование УУД: (Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. (Л) умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.
5. Первичное закрепление нового материала. Цель: зафиксировать состав числа 6. Упражнение на закрепление состава числа 6. Организует самостоятельную работу. 1)Выполняют самостоятельную работу. 2)Производят самоконтроль. Индив. Формирование УУД: (Р) оценка, контроль, коррекция  
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: 1)Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. 2)Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. 1)Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. 2)Фиксация нового знания во внешней речи. 1)Задаёт вопросы о задачах урока. 2)Побуждает к высказыванию мнения: чему научились? 1)Формулируют конечный результат своей работы на уроке. 2)Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили.   Фронт.   Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Алгоритм составления технологической карты современного урока

Мулахметова С.М.,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 10

г. Чайковский

Пермского края

2012 г.

Пояснительная записка

Вводная часть

Основным документом, задающим целевые ориентиры образовательной политики, является ФГОС НОО (Приказ МО РФ от 06.10.2009 г., № 373).

Инновационные подходы в начальном общем образовании находят выражение:

- в целевой установке – от усвоения ЗУН к формированию УУД, обеспечивающих умение школьника учиться;

- в новом содержании программных требований к результатам обучения - наряду с требованиями к усвоению предметных ЗУНов заложены требования к формированию УУД, необходимых учащимся при решении учебных творческих задач, в практической деятельности и повседневной жизни.

Основными результатами начального образования являются:

• формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

• воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

• индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Системно - деятельностный, личностно - ориентированный подход, направленный на формирование УУД и личностное саморазвитие позволяет достичь нового образовательного результата.

Отразить системно-деятельностный подход в обучении поможет создание технологической карты.

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ.

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности. Технологическая карта позволит учителю:

· реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

· системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

· проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

· на практике реализовать межпредметные связи;

· выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе, формулировка результатов. В связи с этим, мы рекомендуем использовать материал, данный в Приложениях.

2. Методические рекомендации

Наши рекомендации