Алгоритм составления технологической карты современного урока
Алгоритм составления технологической карты современного урока
Мулахметова С.М.,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 10
г. Чайковский
Пермского края
2012 г.
Пояснительная записка
Вводная часть
Основным документом, задающим целевые ориентиры образовательной политики, является ФГОС НОО (Приказ МО РФ от 06.10.2009 г., № 373).
Инновационные подходы в начальном общем образовании находят выражение:
- в целевой установке – от усвоения ЗУН к формированию УУД, обеспечивающих умение школьника учиться;
- в новом содержании программных требований к результатам обучения - наряду с требованиями к усвоению предметных ЗУНов заложены требования к формированию УУД, необходимых учащимся при решении учебных творческих задач, в практической деятельности и повседневной жизни.
Основными результатами начального образования являются:
• формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
• воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
• индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Системно - деятельностный, личностно - ориентированный подход, направленный на формирование УУД и личностное саморазвитие позволяет достичь нового образовательного результата.
Отразить системно-деятельностный подход в обучении поможет создание технологической карты.
Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ.
Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности. Технологическая карта позволит учителю:
· реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
· системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
· проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
· на практике реализовать межпредметные связи;
· выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе, формулировка результатов. В связи с этим, мы рекомендуем использовать материал, данный в Приложениях.
2. Методические рекомендации
Новизна нашего опыта в том, что в таком виде технологическая карта ранее не была представлена. Данный материал может быть использован учителями начальной и основной школы, работающим по разным УМК.
При составлении технологической карты мы структурируем урок по следующим параметрам:
Название этапа урока.
Цели этапа урока.
Содержание этапа.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
Формы работы.
Результат.
Очень важно, на наш взгляд, вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете получить.
Приложение 3
Технологическая карта урока
1. Ф.И.О. учителя
2. Класс:1 Дата: Предмет:математика
3. Место и роль урока в изучаемой теме:урок изучения нового материала
4. Цели урока:
- Образовательные:сформировать представление о числе шесть с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой, сформировать способность к сложению и вычитанию в пределах шести.
- Развивающие:развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение.
- Воспитательные:воспитыватьчувство товарищества, аккуратность, усидчивость.
5. Дидактические средства:
- для учителя – презентация, фонограмма;
- для учащихся – тетрадь, учебник, карточки для индивидуальной работы, кубики с изображением графических моделей чисел
Характеристика этапов урока
№ | Название этапа, цель | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | Результат |
1. | Самоопределение к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности | - | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Формирование УУД: (Р)волевая саморегуляция | |
2. | Актуализация знаний и фиксация затруднений. Цель: 1) Актуализировать представление о числах от 1 до 5 с опорой на числовой отрезок; 2) Актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение. | 1) На слайде №1 – задание на соответствие количества предметов с графической моделью чисел 1-5. 2) Совершенствование вычислительных навыков в пределах 5. 3) Установление порядка чисел от 1 до 6. | 1) Предлагает индивидуальные задания. 2) Проводит параллель с ранее изученным материалом. 3) Контролирует выполнение работы. 4) Организует фиксацию индивидуальных затруднений и побуждает детей определить свою позицию. | 1) Выполняют задания по карточкам. 2) Обосновывают выбор правильного ответа. 3) Производят самоконтроль. 4) Отвечают на вопросы учителя. 5) Выявляют закономерность расположения чисел на числовом отрезке. | Фронт. Индив. | Формирование УУД: (Р) самоконтроль:учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. |
3. | Постановка проблемы. Цель: 1) Выявить и зафиксировать в речи причину затруднений. 2) Согласовать цель и тему урока. | 1) На доске детям предлагается числовой отрезок от 1 до 6. 2) Записать на числовом отрезке цифру 6. 3) Выбор написания цифры 6. | Организует подводящий к теме диалог. | 1)Формулируют тему и задачи урока. 2) Определяют место расположения числа 6. 3)Выбирают правильное написание цифры 6. | Фронт. | Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя |
4. | Проектирование и фиксация нового знания. Цель: 1) Составить графическую модель числа 6. 2) Научить писать цифру 6. 3) Рассмотреть состав числа 6. | 1)Составление графической модели числа 6. 2)Знакомство с правильным написанием цифры 6. 3)Знакомство с составом числа 6. | 1)Организует обсуждение изображения графической модели числа 6. 2)Организует обмен мнениями. | 1)Составляют графическую модель числа 6. 2)Учатся писать цифру 6. 3)Рассматривают состав числа 6. | Фронт. Парная | Формирование УУД: (Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. (Л) умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. |
5. | Первичное закрепление нового материала. Цель: зафиксировать состав числа 6. | Упражнение на закрепление состава числа 6. | Организует самостоятельную работу. | 1)Выполняют самостоятельную работу. 2)Производят самоконтроль. | Индив. | Формирование УУД: (Р) оценка, контроль, коррекция |
6. | Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: 1)Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. 2)Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | 1)Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. 2)Фиксация нового знания во внешней речи. | 1)Задаёт вопросы о задачах урока. 2)Побуждает к высказыванию мнения: чему научились? | 1)Формулируют конечный результат своей работы на уроке. 2)Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили. | Фронт. | Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
Алгоритм составления технологической карты современного урока
Мулахметова С.М.,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 10
г. Чайковский
Пермского края
2012 г.
Пояснительная записка
Вводная часть
Основным документом, задающим целевые ориентиры образовательной политики, является ФГОС НОО (Приказ МО РФ от 06.10.2009 г., № 373).
Инновационные подходы в начальном общем образовании находят выражение:
- в целевой установке – от усвоения ЗУН к формированию УУД, обеспечивающих умение школьника учиться;
- в новом содержании программных требований к результатам обучения - наряду с требованиями к усвоению предметных ЗУНов заложены требования к формированию УУД, необходимых учащимся при решении учебных творческих задач, в практической деятельности и повседневной жизни.
Основными результатами начального образования являются:
• формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
• воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
• индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Системно - деятельностный, личностно - ориентированный подход, направленный на формирование УУД и личностное саморазвитие позволяет достичь нового образовательного результата.
Отразить системно-деятельностный подход в обучении поможет создание технологической карты.
Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ.
Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности. Технологическая карта позволит учителю:
· реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
· системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
· проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
· на практике реализовать межпредметные связи;
· выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе, формулировка результатов. В связи с этим, мы рекомендуем использовать материал, данный в Приложениях.
2. Методические рекомендации