Формы проведения лабораторных занятий
МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА
(раздел «Информатика»)
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный университет» в качестве методических указаний для студентов, обучающихся по программам высшего образования направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» бакалавр.
Оренбург 2016
УДК
ББК
К
Рецензент - *.
Кулантаева И.А.
/ И.А. Кулантаева; Оренбургский гос.ун-т - Оренбург: ОГУ, 2016. -* с.
Методические указания содержат план лабораторных, рекомендации к подготовке ко всем видам аудиторных и внеаудиторных занятий студентами, применяемые в ходе изучения дисциплины оценочные средства для текущей и промежуточной аттестации по дисциплине «Математика и информатика», а также список рекомендуемых к изучению источников.
Методические указания предназначены для студентов очной и заочной форм обучения направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» бакалавра.
УДК *
ББК *
© Кулантаева И.А., 2016
© ОГУ, 2016
Введение
Данные методические указания направлены на ознакомление студена с курсом, структурой, рекомендациями к лабораторным занятиям по математике и информатике.
В результате изучения дисциплины студент должен:
- иметь представление об информатике и математике - как научной дисциплине и ее роли в социально-правовой сфере общества; об основных понятиях теории информации; о назначении и средствах сбора, накопления, обработки, передачи информации; о направлениях развития вычислительной техники и программного обеспечения ПЭВМ; о рынке программного обеспечения персонального компьютера и возможностях новейших программных продуктов в области юриспруденции об операционных системах и оболочках, драйверах и утилитах, служебных программах; о прикладных программах: текстовых и графических редакторах, электронных таблицах и системах управления базами данных; о разнообразии типов ЭВМ, ОС и прикладного ПО;
- знать основные математические понятия, формирующие возможность корректного применения математики в практической юридической деятельности; возможности современной компьютерной техники; сущность вероятностного подхода к изучению социально-правовых явлений; основные теоретические положения информатики; основы реализации информационных технологий; состав аппаратных средств ПК и их характеристики; виды программного обеспечения ПК и их функциональное назначение; основные понятия, модели базы данных и системы управления базой данных; назначение и способы использования компьютерных сетей;
- уметь применять математическую символику для записи качественных и количественных характеристик; информационные технологии в своей профессиональной деятельности;
- иметь навыки выполнения типовых операций по управлению компьютером в операционной системе Windows 7 (Windows 8); оформления текстовой юридической документации средствами текстового процессора MS Word; выполнения типовых операций с использованием табличного процессора Ехсеl.
Дисциплина «Математика и информатика» является общепрофессиональной дисциплиной по выбору государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 40.03.01 «Юриспруденция» общего профиля (квалификация – «бакалавр»).
Содержание лабораторных занятий
№ п/п | № раздела дисциплины | Тематика лабораторных работ (семинаров) | Трудоемкость |
1. | Элементы дискретной математики | ||
2. | Основы теории вероятности | ||
3. | Элементы математической статистики | ||
4. | Информация. Единицы измерения. Виды информации | ||
5. | Информационные системы и технологии | ||
6. | Общие сведения об ОС Windows. Стандартные приложения ОС | ||
7. | Создание юридических документов в пакете MS Word | ||
8. | Создание электронных таблиц. Графические возможности представления данных | ||
9. | Технология разработки запросов к базе данных. Разработка форм, отчетов и макросов | ||
10. | Алгоритмизация правовых задач | ||
11. | Работа в глобальной информационной сети Интернет |
Методические рекомендации для лабораторных занятий
К лабораторным занятиям
Лабораторное занятие №1
Лабораторное занятие №2
Лабораторное занятие №7
Лабораторное занятие №8
Вставить слово.
Информационные процессы - это процессы поиска, накопления, хранения, обработки и ____________ информации:
a) передачи;
b) пересылки;
c) переправки;
d) переноса.
18) Функцию переносчика информации от источника к приемнику и далее - к адресату выполняет:
a) «майлагент»;
b) сигнал;
c) sms;
d) радиоволны.
19) Информационный процесс начинается:
a) с переработки информации;
b) с приятия и сохранения информации;
c) с отправки информации;
d) с включения компьютера.
Вставить слово.
Сигнал обладает определенной __________, которую можно выразить в дискретной форме.
a) структурой;
b) схемой;
c) формой;
d) формулой.
21) Содержание сигнала составляет:
a) предложение;
b) код;
c) информация;
d) слово.
22) Информационный процесс, изменение состояния системы, ведущее к достижению поставленной цели – это:
a) управление;
b) хранение;
c) преобразование;
d) получение информации.
23) Массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности – это:
a) правовая информация;
b) нормативная информация;
c) информационное право;
d) законодательство РФ.
24) Является группой правовой информации:
a) официальная правовая информация;
b) неофициальная правовая информация;
c) оба ответа верны;
d) ни один ответ не является верным.
25) Нормативная правовая информация – это:
a) вид официальной правовой информации;
b) вид правовой информации;
c) вообще не относится к данным категориям;
d) ФЗ.
26) К понятию нормативной правовой информации можно отнести:
a) только Конституцию РФ;
b) все правоприменительные акты;
c) все нормативно-правовые акты;
d) ничего из перечисленного.
27) Разъяснения Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда можно отнести к:
a) актам официального разъяснения норм;
b) актам неофициального разъяснения норм;
c) нормативно-правовым актам;
d) приговорам.
28) Предусмотренные законом общественно-опасные деяния, совершаемые с использованием средств компьютерной техники – это:
a) правонарушения;
b) уголовные преступления;
c) информационные деликты;
d) компьютерные преступления.
29) Комплекс взаимосвязанных программ, предназначенных для автоматизации планирования и организации процесса обработки программ, ввода-вывода и управления данными, распределения ресурсов, подготовки и отладки программ, др. вспомогательных операций обслуживания – это:
a) компьютерный комплекс;
b) систематизация;
c) автоматизация;
d) операционная система.
30) Именованная область на магнитном диске, где могут долговременно храниться программы, обрабатываемая информация (программы, числовые и текстовые данные, изображения и др) – это:
a) документ;
b) папка;
c) архив;
d) файл.
Вставить слово.
Каждый файл имеет _______, зарегистрированное в папке (каталоге) файлов.
a) название;
b) наименование;
c) адрес;
d) имя.
32) Операционная система, ориентированная на работу с объектами, каждый из которых характеризуется совокупностью свойств и над которыми можно выполнять определенные действия:
a) Microsoft Excel;
b) Program Files;
c) Microsoft Office;
d) Windows.
33) Приложение для создания изображений, предоставляющее пользователю различные средства графические средства, а также для редактирования и преобразования изображений с помощью различных эффектов:
a) точечный рисунок;
b) контекстное меню;
c) текстовый редактор;
d) графический редактор.
34) Широкое признание пользователей получили коммерческие СПС:
a) «КонсультантПлюс»;
b) «Гарант»;
c) «Кодекс»;
d) все вышеперечисленные.
35) Именованная совокупность структурированных данных, относящихся к определенной области – это:
a) файл;
b) информация;
c) справочно-правовая система;
d) база данных.
36) Свойства справочно-правовых систем:
a) возможность работы с огромными массивами текстовой информации;
b) использование специальных поисковых программных средств, что позволяет осуществлять поиск в режиме реального времени по всей информационной базе;
c) возможность работы с использованием телекоммуникационных средств, т.е. с применением электронной почты или сети Internet. Т.о. можно избавиться от задержки обновления информационной базы, если работать в режиме on-line с базой данных, хранящейся на удаленном компьютере;
d) все ответы верны.
37) Широкое признание пользователей получили коммерческие СПС:
a) «КонсультантПлюс» (АО «Консультант Плюс»);
b) «Гарант» (НПП «Гарант-сервис»);
c) «Кодекс» (ГП «Центр компьютерных разработок»);
d) все ответы верны.
38) Приобретение СПС имеет смысл только при условии:
a) регулярного ее обновления;
b) добавления документов по индивидуальному заказу;
c) оба ответа верны;
d) оба ответа неверны.
39) СПС «Консультант Плюс» характеризуются также:
a) высокой степенью сжатия информации;
b) быстродействием;
c) простотой и удобством работы с программной оболочкой;
d) все ответы верны.
40) Система «ГАРАНТ» разработана:
a) в 1990г.
b) в 2009г.
c) в 1880 г.
d) в 2000 г.
41) В системе «Кодекс» имеется ___ базы данных.
a) 11;
b) 22;
c) 33;
d) 44.
Этапы работы над рефератом
Работы над рефератом можно условно подразделить на три этапа:
1. Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования;
2. Изложение результатов изучения в виде связного текста;
3. Устное сообщение по теме реферата.
Тематика рефератов
По дисциплине «Математика и информатика»
1.Проблемы кодификации информационного законодательства.
(Необходимо уделить особое внимание следующим вопросам: дать предиление кодификации; рассмотреть систему права,её структуру, основания классификации норм по отраслям, дать общую характеристику отраслей права РФ, также необходимо проанализировать проблему кодификации информационного законодательства РФ).
2.Право и СПАМ: возможности и перспективы правового регулирования почтовой рассылки в сети Интернет.
(Стоит уделить особое внимание происхождению термина «СПАМ»,необходимо указать понятие и разновидности СПАМа , юридические аспекты борьбы со спамом ,рассмотреть какая ответственность за СПАМ предусмотрена в российском законодательстве со сноской на правовые акты).
Поиск в интернете.
(Необходимо рассмотреть теоретические основы, возможности поисковой системы Google, а так же возможности поисковой системы Яндекс . Сравните поисковые системы Яндекс и Google с точки зрения полезности, укажите их плюсы и минусы).
Internet
(При подготовке к данной теме необходимо уделить особое внимание следующим вопросам: истории сети Internet,её организации, функционированию сети, а так же безопасности, возможностям Internet и её значению.)
Вирусы
(Необходимо уделить особое внимание происхождению термина, формальности определения, их распространению, а так же нужно рассмотреть классификацию и методы борьбы с вирусами .)
Интернет и право.
(В данном работе нужно обратить внимание на регулирование деятельности в Интернете нормативно-правовыми актами, при этом стоит назвать соответствующее законодательство и наиболее частые нарушения, связанные с деятельностью в Интернете.)
Законодательства РФ.
(Необходимо дать понятие что такое информационное законодательство, информационно-правовыми нормы, указав при этом какова структура данного законодательства, каковы перспективы его развития и какие существуют на данные момент пробелы в информационном праве).
Информационные войны
(При рассмотрении данной темы необходимо дать определение, указать основные черты, методы ведения, при этом приводя примеры).
Идея занятия
Студентам предлагается следующая ситуация деловой игры: «В городе работают несколько фирм — обществ с ограниченной ответственностью (ООО) — по сборке компьютеров на заказ. Работа каждой из фирм в течение одного конкретного дня протекает следующим образом. Начинается рабочий день. С утра еще нет заказов и можно заняться чем-нибудь на досуге, например составлением кроссворда из тех слов, которые используются в работе. Затем поступает заказ: заказчик хочет купить компьютер, но точно не знает, какой конфигурации должен быть этот компьютер и какое дополнительное оборудование к компьютеру ему понадобится. Надо ему в этом помочь».
Имитационной моделью в данном случае выступает работа фирмы по сборке и продаже компьютеров. Игровой моделью является рабочий день такой фирмы.
Занятие содержит два основных этапа, на каждом из которых выполняется определенное задание.
Задание 1 — составление кроссворда. На этом этапе студенты знакомятся с новыми понятиями темы и составляют кроссворд с использованием данных понятий.
Задание 2 — сборка компьютера (определение конфигурации компьютера). Выполняя данное задание, студенты узнают определения новых понятий, функциональные возможности составляющих частей компьютера, разновидности этих комплектующих. В конце выполнения задания студенты должны представить вариант конфигурации компьютера с обоснованием, почему они предлагают именно такой вариант.
Организация занятия
Учебная группа разбивается на несколько игровых групп (команд) по 2— 4 человека в каждой. Один из членов группы выбирается на роль инженера (капитана команды), остальные выступают в роли техников. Необходимо заранее пригласить 3—4 экспертов из числа старшекурсников или преподавателей, которые будут помогать как игрокам, так и ведущему в процессе игры: давать консультации, проверять выполнение заданий, следить за правильностью ответов и оценивать работу групп. Ведущим является преподаватель информатики, организовавший игру и преподающий в данной группе.
Обязательно до начала игры нужно решить, как будут размещаться участники игры в помещении: кто, где будет находиться.
Оснащение занятия
Каждая игровая группа должна иметь листочки с правилами игры, системой оценивания, карточки с изображениями комплектующих и периферийных устройств, опорный конспект, прайс-лист, памятку по ведению беседы с заказчиком.
Эксперты должны иметь листочки с правилами игры, системой оценивания, памятку по ведению беседы с работниками фирмы.
Кроме того, должны быть подготовлены полоски со словами — компьютерными терминами, а также лист для составления кроссворда.
Изображения комплектующих и периферийных устройств можно скопировать из Интернета (картинки ищутся с помощью поисковой системы), тем самым, получив их в электронном виде. Чтобы иметь картинки на бумажном носителе, их можно распечатать или найти и вырезать подходящие из каких-либо журналов.
Прайс-лист можно взять в любом магазине компьютерной техники.
Правила игры
Игра проходит в форме соревнования между игровыми группами, задача которых — набрать максимальное количество баллов, которые начисляются за правильно выполненные задания и тактичное поведение во время игры.
Игроки могут обращаться за консультацией к экспертам.
Ведущий может влиять на ход игры, участвовать в дискуссии, подавая реплики и задавая вопросы. Роль преподавателя в игре должна быть минимальной. В хорошо подготовленной деловой игре преподаватель в основном действует до начала игры. Чем меньше он вмешивается в процесс игры, тем больше в ней элементов саморегулирования и взаимоконтроля студентов и тем выше обучающая ценность игры.
По окончании игры подсчитываются общие баллы, набранные группами за всю игру, и за определенную сумму баллов (которую устанавливает ведущий) каждый игрок получает положительную оценку.
Система оценивания
Правильность выполнения заданий оценивается по следующим критериям:
задание 1:
• компактность структуры кроссворда;
• правильность;
• рациональность;
• аккуратность;
задание 2:
• ориентация в материале;
• культура речи;
• краткость;
• логичность и убедительность;
• выделение существенного;
• умение заинтересовать слушателей.
Максимальное количество баллов за выполнение каждого из заданий — 5 баллов.
Поведение участников игры оценивается по следующим критериям:
• взаимопомощь в группе;
• умение общаться с коллегами;
• умение организовать работу в группе;
• умение уложиться во времени при решении задач;
• умение слушать выступление своего докладчика и докладчика другой группы.
Количество баллов, которое начисляется за тактичное поведение во время игры, — 5, и еще несколько баллов могут быть добавлены на усмотрение ведущего и экспертов.
За нарушение дисциплины взимаются штрафы:
• каждое замечание ведущего или эксперта-консультанта — 1 балл;
• несоблюдение правил игры — 2 балла;
• грубое нарушение — до 5 баллов.
План занятия
Дидактические задачи
q приобретение навыков самостоятельной и творческой работы;
q выработка умения логически мыслить, обобщать и делать выводы;
q активизация творческого мышления;
q привитие студентам навыков самообразования и самовоспитания;
2. Воспитательные:
q приобретение студентами навыков общения при совместной работе;
q усиление личностной заинтересованности студентов;
q привитие навыков самообразования и самовоспитания;
Обеспечение занятия:
q листочки с правилами игры, системой оценивания;
q карточки с изображениями комплектующих и периферийных устройств;
q опорный конспект;
q прайс-лист;
q памятка по ведению беседы с заказчиком;
q памятка по ведению беседы с работниками фирмы.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
№ | Элементы занятия, изучаемые вопросы, методы обучения | Планируемое время (мин.) |
1. | Подготовительный этап. Вступительная беседа преподавателя. Сообщение темы, цели и задач занятия. | |
2. | Составление кроссворда. | |
3. | Сборка компьютера. Для каждой группы: подготовка сборки компьютера — 10 мин, разговор с заказчиком — 10 мин). | |
5. | Итоги занятия. |
Ход занятия
Подготовительный этап
Участники занимают места в зависимости от распределенных ранее ролей: игровые группы, эксперты-консультанты, ведущий.
Ведущий сообщает участникам дидактическую цель игры.
Ведущий. Каждая из ваших групп организовала общество с ограниченной ответственностью. Дайте, пожалуйста, название своему предприятию.
Студенты придумывают названия своих фирм-команд.
Ведущий. У вас начинается первый рабочий день. Пока заказы не поступили, можно провести свободное время с пользой — попробовать составить кроссворд из компьютерных терминов.
Составление кроссворда
Игроки каждой команды получают полоски со словами для составления кроссворда. Полоски двусторонние: с одной стороны слово написано по горизонтали, с другой стороны это же слово — по вертикали. Игроки складывают кроссворд из этих слов-полосок на столе. Затем они перерисовывают получившийся кроссворд на лист бумаги, заранее подготовленный преподавателем, нумеруют слова и составляют вопросы к кроссворду в виде картинок. Эти картинки присутствуют на столе, и студентам остается только правильно их расположить и пронумеровать.
По истечении времени, отведенного на выполнение данного задания, ведущий сообщает о завершении этапа. Свои решения команды передают экспертам, которые во время выполнения игроками задания следующего этапа проверяют и оценивают работу каждой из команд.
Сборка компьютера
Ведущий. В вашу фирму поступил заказ. Заказчик просит вас собрать для него компьютер, но точно не знает, какой конфигурации должен быть этот компьютер, и какое дополнительное оборудование ему понадобится. Этот компьютер заказчик хочет использовать как для работы, так и для игр. Он может заплатить не более 700 долларов (это задание для 1-й команды, для других команд это может быть, например, 750, 800 и т. д. долларов). Ваша задача: помочь заказчику в определении конфигурации компьютера, т. е. помочь ему определить мощность компьютера, объем жесткого диска, оперативной памяти, видеокарты, тип и размер монитора, тип CD-дисковода, вид мыши и клавиатуры, тип принтера, наличие колонок, сканера, цифровой камеры и т. п. Условия выполнения заказа следующие: с одной стороны, заказчик не должен приобрести ненужную вещь, т. е. если работник фирмы считает, что сам заказчик выбрал какой-то предмет, который ему на самом деле не пригодится, то работник должен толково и убедительно это доказать; с другой стороны, надо столь же толково и убедительно доказать заказчику, что ему потребуется именно такой-то предмет.
Каждая команда получает несколько картинок с изображениями комплектующих и периферийных устройств. Игроки, пользуясь материалом конспекта, должны подготовиться к тому, чтобы вразумительно рассказать о том, что изображено на каждой картинке, является ли изображенный предмет необходимым для работы компьютера, представить его функциональные возможности и разновидности.
Далее команды предлагают вариант конфигурации компьютера на заданную сумму (используются реальные прайс-листы) и убеждают заказчика приобрести компьютер именно такой конфигурации.
Разговоры представителей фирм-команд с заказчиками происходят по очереди, друг за другом. Другие команды могут вносить предложения или замечания после окончания беседы заказчика с фирмой.
В качестве заказчиков выступают эксперты. С каждой командой беседует один заказчик. У него есть памятка о том, как себя вести, о чем спрашивать и для каких целей требовать компьютер. Заказчик должен общаться со всеми членами игровой группы, каждый должен что-то ему объяснить. В конце данного этапа заказчик объявляет, удовлетворен ли он сервисом данной фирмы.
Пример памятки для работников фирмы
«На всю сумму, которой располагает покупатель, вам нужно предложить товар. У вас в наличии остались только процессоры Celeron 1200. Пришла большаяпартия струйных принтеров Epson, и вам нужно их срочно продать. У вас нет в наличии колонок, есть только наушники. Оперативной памяти у вас осталось только на 128 Мб».
Пример памятки для заказчика
«Вам известно, что последняя марка компьютера — это Pentium 4. Вы хотите печатать фотографии, используя компьютер, и слушать музыку через колонки. А мышку вы хотите с большим шаром наверху.
Вы спрашиваете:
• Pentium - это название фирмы, выпускающей компьютеры?
• Что такое память и для чего она нужна?
• Какая разница между CD-ROM и DVD-ROM?
• Чем отличаются большие мониторы, похожие на куб, от тонких мониторов?
• На чем можно распечатывать плакаты больших размеров?
Вы постоянно интересуетесь, почему вам предлагают именно этот предмет, а не другой».
Подведение итогов занятия
Ведущий дает общую оценку всем участникам игры и каждому в отдельности; разбирает весь ход игры, акцентируя внимание на удачных и неудачных решениях; оценивает общую манеру поведения участников игры — интерес, взаимопомощь, нестандартность мышления, дисциплину и т. д.
Кроме того, желательно, чтобы сами игроки высказали свое мнение об игре — о ее содержании, организации, а также внесли предложения по ее усовершенствованию.
Идея занятия
Студентам предлагается следующая ситуация деловой игры: "В Оренбурге работают несколько фирм по дизайну и рекламной деятельности на заказ. Работа каждой из фирм в течение одного конкретного дня протекает следующим образом. Начинается рабочий день. С утра еще нет заказов и можно заняться чем-нибудь на досуге, например решением кроссворда из тех слов, которые используются в работе. Затем поступает заказ: один заказчик хочет изготовить эмблемы, посвященные 60-летию ОГУ, а другой – рекламные проспекты юридического факультета. Надо им в этом помочь".
Имитационной моделью в данном случае выступает работа фирмы по изготовлению эмблем и рекламных проспектов. Игровой моделью является рабочий день такой фирмы.
Занятие содержит два основных этапа, на каждом из которых выполняется определенное задание.
Задание 1 — решение кроссворда. На этом этапе студенты вспоминают известные им понятия темы и решают кроссворд с использованием данных понятий.
Задание 2 — дизайн и рекламная деятельность. Выполняя данное задание, студенты закрепляют умения и навыки использования графического редактора при создании различных изображений. В конце выполнения задания студенты должны представить эмблемы ОГУ и рекламные проспекты факультета.
Организация занятия
Рабочая группа разбивается на две игровые группы (команды) по 7 человек в каждой. Один из членов группы выбирается на роль начальника отдела, остальные выступают в роли сотрудников отделов. Заранее был назначен студент (эксперт-консультант), который будет помогать как игрокам, так и ведущему, в процессе игры: давать консультации, проверять выполнение заданий, следить за правильностью ответов и оценивать работу групп. Ведущим является преподаватель информатики, организовавший игру и преподающий в данной группе.
Обязательно до начала игры нужно решить, как будут размещаться участники игры в помещении: кто и где будет находиться.
Оснащение занятия
Каждая игровая группа должна иметь листочки с правилами игры, системой оценивания, карточки с изображениями кроссвордов, макеты эмблем и реклам на бумаге (подготовленные самими участниками игры в ходе самостоятельной, творческой работы по дисциплине).
Эксперт должен иметь листочки с правилами игры, системой оценивания и оценочную ведомость.
Правила игры
Игра проходит в форме соревнования между игровыми группами, задача которых — набрать максимальное количество баллов, которые начисляются за правильно выполненные задания и тактичное поведение во время игры.
Игроки могут обращаться за консультацией к эксперту- консультанту.
Ведущий может влиять на ход игры, участвовать в работе, задавать вопросы. (Роль преподавателя в игре минимальна. В хорошо подготовленной ролевой игре преподаватель в основном действует до начала игры. Чем меньше он вмешивается в процесс игры, тем больше в ней элементов саморегулирования и взаимоконтроля студентов, и выше обучающая ценность игры).
По окончании игры подводятся ее итоги.
Система оценивания
Правильность выполнения заданий оценивается по следующим критериям:
задание 1:
• правильность;
• аккуратность;
задание 2:
• оригинальность идеи;
• рациональность использования рабочего времени;
• воплощение идеи на практике.
Поведение участников игры оценивается по следующим критериям:
• умение пользоваться инструментарием графического редактора;
• умение организовать работу в группе;
• умение уложиться во времени при решении задач;
План занятия
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
№ | Элементы занятия, изучаемые вопросы, методы обучения | Планируемое время (мин.) |
1. | Организация занятия. | |
2. | Вступительная беседа преподавателя. Сообщение темы, цели и задач занятия. Основной мотив выполнения практического задания: осознание студентами практической значимости тех знаний, умений и навыков, которыми он должен овладеть и творчески их применять на практике. | |
3. | Осмысление содержания и выполнение практических действий. Метод обучения: ролевая игра. Форма работы: самостоятельное выполнение студентами творческой работы под контролем преподавателя. | |
4. | Обобщение и систематизация результатов работы. | |
5. | Итоги занятия. |
Ход занятия
Подготовительный этап
Участники занимают места в зависимости от распределенных ранее ролей: игровые группы, эксперт-консультант, ведущий (преподаватель). На системных блоках компьютеров эксперта-консультанта, начальника 1 отдела и начальника 2 отдела стоят таблички.
Ведущий. Сегодня у нас заключительный занятие по теме «Графический редактор», который пройдет в виде деловой игры «Дизайнер».
Ведущий сообщает участникам дидактическую цель игры.
Ведущий. Цель нашей деловой игры состоит в том, чтобы в игровой форме закрепить, систематизировать, проверить умения и навыки применения графического редактора при создании различных изображений на практике.
Все участники игры разбиты на две группы.
Ведущий. Каждая из ваших групп организовала свой отдел: 1 - отдел дизайна, 2 - рекламный отдел.
Итак, у вас начинается рабочий день. Пока заказы не поступили, можно провести свободное время с пользой — решить кроссворд по теме «Графический редактор». Приступайте.
Решение кроссвордов
Все кроссворды были составлены студентами первого курса в ходе самостоятельной, творческой работы по данной теме. Были выбраны лучшие из них, набраны на компьютере и отпечатаны на принтере силами членов кружка по информатике.
Ведущий. Заканчивайте работу. Поступили заказы.
Выполнение заказа
Ведущий. Начальники отделов доложите о поступивших заказах.
Начальник 1 отдела:
В наш отдел дизайна поступил заказ от Оренбургского государственного университета на изготовление эмблем, в связи с 60-летием, который состоится в сентябре 2015 года. Мы провели конкурс, и было разработано несколько вариантов таких эмблем, лучшие из которых мы вам продемонстрируем после дизайна на компьютере.
Начальник 2 отдела:
Рекламный отдел заключил контракт на изготовление рекламных проспектов юридического факультета. Среди всех сотрудников нашего отдела был проведен конкурс за право создания компьютерного варианта рекламного проспекта. Победители конкурса сейчас приступят к выполнению задания.
Ведущий. Приступайте к выполнению заказов.
Студенты занимаются выполнением заказов на компьютере.
В это время эксперт-консультант проверяет правильность заполнения кроссвордов и выставляет отметки. После этого, он консультирует участников игры по выполнению задания. После выполнения задания участниками игры, ведущий вместе с экспертом-консультантом принимают работу и выставляют отметки.
Подведение итогов
Ведущий дает общую оценку всем участникам игры и каждому в отдельности; разбирает весь ход игры, акцентируя внимание на удачных и неудачных решениях; оценивает общую манеру поведения участников игры — интерес, взаимопомощь, нестандартность мышления, дисциплину и т. д.
Список рекомендуемой литературы
Основная литература
- Казанцева, С.Я. Информатика и математика для юристов [Текст] : учебник для вузов / под ред. С. Я. Казанцева - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 560 с;
- Кузнецов, А.А. Информатика. Тестовые задания [Комплект] : метод. пособие / А.А. Кузнецов [и др.].- 2-е изд., испр. - М. : Бином. Лаборатория знаний, 2003. - 232 с.
- Кулантаева, И.А. Электронные презентации как средство повышения качества изучения юридических дисциплин [Текст]: учебное пособие для вузов / И.А Кулантаева, С.А. Краснов, В.И. Кутузов; Оренб. гос. универси-тет.- М.: ИГ Юрист, 2006;
- Кутузов, В.И. Excel для юристов [Текст]: учебное пособие для вузов / В.И. Кутузов, И.А Кулантаева; Оренб. гос. университет.- М.: ИГ Юрист, 2006;
- Информатика[Текст] : базовый курс: учеб. пособие для студентов втузов / под ред. С. В. Симоновича .- 2-е изд. - СПб. : Питер, 2010. - 640 с. - (Учебник для вузов). - Библиогр. : с. 631-632. - Алф. указ. : с. 633-639.
- Згадзай, О.Э. Информатика для юристов [Текст] : учебник / О.Э. Згадзай, С.Я. Казанцев, Л.А. Казанцева . - М. : Мастерство, 2001. - 256 с. - (Среднее профессинальное образование) -
Дополнительная литература
- Информатика для юристов и экономистов [Текст] : учебник / под ред. С. В. Симоновича . - СПб. : Питер, 2007. - 688 с. : ил.. - (Учебники для вузов). - Библиогр.: с. 661-663. - Алф. указ.: с. 664-687.
- Информатика: практикум по технологии работы на компьютере: учеб.пособие для студ. экон. спец. вузов: рек. М-вом образования РФ/под ред. Н.В. Макаровой. – Изд. 3-е, перераб. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 256 с.
- Богатов, Д.Ф. Основы информатики и математики для юристов [Текст]: учебное пособие для вузов / Д.Ф. Богатов, Ф.Г. Богатов; М.: ПРИОР, 2000.
- Кулантаева, И.А. Информатика для юристов [Электронный ресурс] / И.А. Кулантаева, С.А. Краснов. - Электр. дан.. - Оренбург: ОГУ, 2005- 1 электрон. опт. №108 диск (CD-ROM). - Систем. требования: 32 х Miltispeed; 54,6 МВ; 80 min. - (Электронная библиотека).
- Жолков, С.Ю. Математика и информатика для гуманитариев [Текст]: учебник для вузов / С.Ю. Жолков; М.: Гардарики, 2002.
- Кулантаева, И.А., Краснов С.Н. Информатика для юристов. Электронный сетевой курс на 15 компьютеров.
- Олифер, В.Г. Компьютерные сети [Текст]: учебник для вузов / В.Г. Олифер, В.А. Олифер; СПб: Питер, 2000;
- Соломенчук, В. Интернет: Краткий курс [Текст]: учебное пособие для вузов / В. Соломенчук; 2-е изд. - СПб: Питер, 2001;
- Акопов, Г.Л.Правовая информатика: учебное пособие. – М.:Дашков и К . 2009. – 303 с.
- Гаврилов, М.В. Информатика и информационные технологии: учеб.для студ.вузов, обуч. По напр. 030500 «Юриспруденция» и по спец. 030501 «Юриспруденция», 030505 «Правоохранительная деятельность»: доп.УМО по юрид.образованию. –М.: Гардарики, 2006. – 655 с.
- Аванесов Г.М.