Глава 2 Обнинск - как важный научный центр
2.1. Программа комплексного социально-экономического развития города Обнинска[8]
ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. ОБНИНСКА КАК НАУКОГРАДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2013-2017 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (см. табл. №2).
Наименование Программы | Программа комплексного социально-экономического развития г. Обнинска как наукограда Российской Федерации на 2013 - 2017 годы и на период до 2020 года |
Основание для разработки Программы | - Указ Президента Российской Федерации от 06.05.2000 № 821 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Обнинску Калужской области» - Федеральный закон от 07.04.1999 № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - Постановление Правительства РФ от 25.11.2004 № 681 «Об утверждении порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации и прекращении такого статуса» - Постановление Правительства РФ от 22.12.2007 № 917 «Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для осуществления мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации» - «Методические рекомендации по подготовке документов о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации», утверждённые Министром образования и науки Российской Федерации 31.07.2006 - Постановление Администрации г. Обнинска от 31.08.2011 № 1319-П «О создании рабочей группы по разработке Программы комплексного социально-экономического развития г. Обнинска как наукограда Российской Федерации на 2012-2016 годы и на период до 2020 года» - Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» |
Государственный заказчик - координатор Программы | Министерство образования и науки Российской Федерации |
Заказчик Программы | Администрация г. Обнинска Калужской области |
Разработчики Программы | Управление экономики и инновационного развития Администрации г.Обнинска Калужской области |
Основная цель Программы | Создание условий для формирования эффективной экономики муниципального образования инновационного типа, обладающей долгосрочным стабильным потенциалом динамичного роста, способной обеспечить последовательное повышение уровня и качества жизни населения города, эффективное воспроизводство и модернизацию научно-производственного, образовательного и инновационного потенциала наукограда |
Основные задачи Программы | 1. Сохранение статуса наукограда Российской Федерации 2. Создание благоприятного климата для привлечения инвестиций на реализацию долгосрочных экономически эффективных и социально значимых проектов, формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства. 3. Создание условий и необходимой инфраструктуры, способствующих стимулированию роста инновационного производства 4. Развитие взаимодействия государственных научных организаций, промышленных предприятий, высших образовательных учреждений, предприятий инновационной инфраструктуры и бизнес-сообщества для коммерциализации конкурентоспособных наукоёмких разработок и технологий 5. Достижение уровня доходов городского бюджета, обеспечивающего динамичное развитие города, повышение благосостояния его жителей. 6. Продолжение работ по реконструкции инженерных сетей и объектов жилищно-коммунального хозяйства на основе внедрения современных энерго - и ресурсосберегающих технологий и материалов. |
Сроки реализации Программы | Программа реализуется в период с 2013 - 2017 годы и на период до 2020 года |
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий Программы | Администрация города, предприятия градообразующего научно-производственного комплекса, промышленные предприятия города, малые и средние инновационные предприятия, организации городской инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, образовательные учреждения, учреждения непроизводственной сферы города. |
Объёмы и источники финансирования Программы | Бюджет программы включает в себя все доходы бюджета г. Обнинска с учётом финансирования из федерального и областного бюджетов. Объём финансирования в 2013-2017 годах оценивается в 17,3 млрд. рублей, в том числе: в 2013 году – 3,2 млрд. рублей, в 2014 году – 3,3 млрд. рублей, в 2015 году – 3,4 млрд. рублей, в 2016 году – 3,6 млрд. рублей, в 2017 году – 3,8 млрд. рублей. Объём финансирования в 2018-2020 годах прогнозируется в 12,4 млрд. рублей. Объёмы финансирования определяются при формировании бюджетов соответствующих уровней на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с порядком, правилами и пропорциями, нормативно определёнными, а также в соответствии с порядком и правилами предоставления межбюджетных трансфертов. |
Система организации контроля за исполнением Программы | Обнинское городское Собрание и Администрация города контролируют своевременное и полное проведение мероприятий и реализацию проектов Программы. Административный контроль дополняется текущим финансовым контролем за использованием средств федерального, областного и местного бюджетов на основании подготовки следующих документов: - отчёт о результатах реализации Программы; - отчёты об использовании средств, выделяемых из областного бюджета (в Министерство финансов Калужской области); - отчёты об использовании средств, выделяемых из федерального бюджета (в Министерство финансов Российской Федерации); - отчёт по мониторингу результатов деятельности научно-производственного комплекса наукограда Российской Федерации (в Министерство образования и науки Российской Федерации). |
В результате реализации Программы ожидается: - устойчивое динамичное социально-экономическое развитие города на основе сохранения лидирующих позиций по приоритетным направлениям научной, научно-технической и инновационной деятельности, экспериментальных разработок, являющихся приоритетными для города Обнинска как наукограда Российской Федерации; - устойчивый рост налогооблагаемой базы для формирования эффективного местного бюджета и динамичного развития города; - рост объёма промышленного производства в 1,75 раза в 2017 году относительно 2012 года; в 2,6 раза в 2020 году относительно 2012 года; - увеличение номинальной средней заработной платы в 1,7 раза в 2017 году относительно 2012 года; в 2,3 раза в 2020 году относительно 2012 году; - увеличение доходной части бюджета до 3,8 млрд. рублей в 2017 году; увеличение доходной части бюджета до 12,4 млрд. рублей в 2018-2020 годах; - достижение общей численности населения города 108,1 тыс. человек в 2017 году; 110,0 тыс. человек в 2020 году; - создание экологически безопасной среды обитания и повышение уровня жизни жителей города; - завершение проекта реконструкции и расширения очистных сооружений с увеличением производительности очистных сооружений с 60 тыс. куб. м/сут. до 80 тыс. куб. м/сут.; завершение строительства городского магистрального хозфекального коллектора «от КНС мкр.51 через ул. Белкинская, Энгельса и Красных Зорь до городских очистных сооружений» |
2.2 Развитие города Обнинска как Наукограда[9]
Учитывая историческую специфику города, научно-технологический и кадровый потенциал городских предприятий и организаций, ограниченные территориальные ресурсы, его экономика могла и должна была опираться на генерацию и коммерческое использование знаний.
Основной, стратегической целью Программы является создание условий для формирования эффективной экономики муниципального образования инновационного типа, обладающей долгосрочным стабильным потенциалом динамичного роста, способной обеспечить последовательное повышение уровня и качества жизни населения города, эффективное воспроизводство и модернизацию научно-производственного, образовательного и инновационного потенциала наукограда.
Основными направлениями инновационного развития г. Обнинска на 2013 – 2017 гг. и на период до 2020 года являются:
- развитие научно-производственного комплекса города;
- развитие системы поддержки инновационной и технико-внедренческой деятельности;
- формирование и развитие территориальных инновационных кластеров;
- создание и развитие территорий инновационного развития (Красные Зори, Обнинский индустриальный парк, Технопарк «Обнинск»);
- развитие системы кадрового обеспечения предприятий научно-производственного комплекса и технопарка «Обнинск».
В городе будут сохранены условия развития наукограда:
- наличие конкурентных преимуществ в области атомной энергетики и ядерных и радиационных технологий, в области авиационно-космической, медицинской радиологии, онкологии и т. д.;
- наличие значительного сектора фундаментальной науки (ГНЦ, научные организации РАН и других академий и др.);
- обеспечение проведения прикладных исследований, технологических разработок и внедрения научно-технических результатов в производство (ГНЦ, отраслевые научные организации);
- эффективная система подготовки научных и технических кадров, в том числе, кадров высшей квалификации;
- наличие базовых элементов инновационной структуры – инновационно-технологических центров, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий и т. д.
Стратегия развития г. Обнинска в среднесрочной перспективе (2013-2017 гг.) и на весь период действия его утверждённого статуса как наукограда (до 2024 года) исходит из необходимости комплексного и сбалансированного развития различных отраслей (см. диаграмму 1) и секторов экономики города с учётом имеющихся ресурсов и возможностей и его статуса как наукограда:
- градообразующего НПК;
- комплекса государственных предприятий, выполняющих федеральную миссию наукограда по реализации государственного заказа по приоритетным направлениям развития науки технологий и критических технологий федерального уровня;
- комплекса инновационных предприятий, осуществляющих коммерциализацию технологий и развитие наукоёмкого производства;
- научно-образовательного комплекса;
- производственного сектора;
- строительного комплекса;
- сектора среднего специального общего образования и дошкольного воспитания;
- градостроительства;
- городского хозяйства и социальной сферы.
Фактически перспектива развития наукограда в значительной степени определяется:
- кадровыми ресурсами и возможностью их воспроизводства;
- научной, научно-технологической, образовательной и производственной базой;
- возможностью привлечения финансовых и иных ресурсов для развития города;
- возможностью градостроительства, развития городского хозяйства.
Диаграмма 1 Структура валового регионального продукта.
Стратегия дальнейшего развития Обнинска по инновационному сценарию с приоритетом развития НПК – продолжение стратегии развития города как наукограда с акцентом на завоевание лидирующих позиций в мировом научно-техническом прогрессе по ведущим направлениям деятельности НПК наукограда, прежде всего, путём реализации крупных высокотехнологичных проектов и развития инновационного производства при использовании механизмов государственного финансирования и частно-государственного партнёрства.
Принципы реализации инновационного сценария развития наукограда:
Реализация инновационного сценария развития наукограда основывается на следующих принципах:
- приоритетная реализация крупных проектов на прорывных направлениях НИОКР, концентрации ресурсов, предназначенных для развития НИОКР, на ограниченном числе приоритетных направлений для обеспечения их конкурентоспособности повышения капитализации;
- широкое использование частно-государственного партнёрства в развитии сектора исследований и разработок, реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, критических технологий Российской Федерации, в первую очередь, федеральных целевых программ, кластерных инициатив и технологических платформ, создании и развитии инновационной инфраструктуры, инновационного сектора и научно-образовательного комплекса наукограда;
- развитие инновационного сектора наукограда преимущественно за счёт использования разработанных в наукограде технологий и привлечения инвесторов в области инновационных разработок и технологий;
- наряду с доведением новых наукоёмких технологий до предприятий реального сектора экономики получение и использование информации о спросе производителей и инвесторов на потенциально коммерциализируемые научные исследования и разработки.
Этапы и сроки реализации стратегии развития города Обнинска как наукограда РФ:
I этап (2013-2017 гг.)
Преобразование Обнинска в современный научный, образовательный и инновационный центр федерального значения, реализация ряда долгосрочных инновационных проектов, создание высокоэффективного инновационного сектора экономики наукограда с современной инфраструктурой, развитие инженерной инфраструктуры наукограда, обеспечивающей потребности наукограда и перспективу его развития, выход на уровень социального обеспечения, соответствующий московскому региону, обеспечение дальнейшего развития и функционирования Обнинска в системе международных и национальных научных и инновационных центров. Город высокого качества жизни, в котором хочется жить и работать.
II этап (2018-2020 гг. с возможным продлением до 2024 года)
Функционирование и дальнейшее развитие наукограда Обнинск как научного и инновационного центра федерального значения, одного из центров национальной инновационной системы, обслуживающего главные национальные приоритеты в области научно-технического прогресса, обороны и экономического развития России, города, занимающего лидирующие позиции в рейтинге муниципальных образований Калужской области, локомотива развития северо-западной части Калужской области и прилегающих районов Центрального Федерального Округа.
Территориальные научно-технические кластеры:
Основой инновационного развития экономики города в ближайшем будущем должен стать кластерный подход.
Стратегией социально-экономического развития Калужской области до 2030 года в качестве цели развития региона определено создание и развитие пространственно организованных кластеров как инновационного способа организации промышленной политики. Реализация кластерного подхода позволяет дать новый толчок развитию производительных сил в экономике города и региона, объединить усилия науки, инновационного производства и системы подготовки кадров.
На территории первого наукограда России - города Обнинска фактически уже сложились, действуют и развиваются три инновационных кластера:
- кластер биотехнологий и фармацевтики,
- кластер ядерных и радиационных технологий,
- кластер информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Основой для формирования и развития современных инновационных кластеров служат созданные и развивающиеся в течение десятилетий в г. Обнинске профильные научно-исследовательские организации с развитой материально-технической базой и признанными научными и инженерными школами, предприятия малого и среднего инновационного бизнеса, система подготовки кадров в областях атомной, ядерной и радиационной физики, радиационной медицины и радиационной экологии, достаточно развитая инфраструктура инновационной деятельности.