Реализация и анализ работы счетных схем
Счетчиком называется схема, предназначенная для хранения числа и изменения его под действием входных сигналов на единицу или заданную константу. Число устойчивых состояний счетной схемы называется ее модулем. Номер состояния счетной схемы отсчитывается обычно от некоторого исходного состояния. Все счетные схемы можно подразделить на синхронные и асинхронные. У синхронных счетчиков на синхронизирующие входы всех триггеров одновременно поступают считываемые сигналы, счет которых и осуществляет данная схема. У асинхронных счетчиков на синхронизирующие входы триггеров поступают сигналы с выходов других триггеров или логических элементов. При проектировании возникает необходимость в создании счетных схем с любым модулем М. Пример асинхронных счетных схем с М=4, реализованных на JK и D триггерах и временная диаграмма их работы представлены на рис. 5.1.
Асинхронные счетные схемы с М=4 и временная диаграмма их работы
Рис. 5.1
Асинхронные счетные схемы обычно более просты в реализации, но их проектирование в ряде случаев осложняется различием во внутренней организации используемых в схеме триггеров. При проектировании синхронных счетчиков данное различие существенного значения не имеет. Синхронный счетчик с любым модулем представляется логической структурой, состоящей из ряда триггеров и комбинационной схемы (см. рис.5.2). Комбинационная схема, таким образом, производит преобразование поступающей на ее входы информации, чтобы с приходом очередного считываемого импульса осуществить требуемый переход счетчика из предыдущего состояния в следующее. Функции возбуждения каждого i-го триггера E1i , E2i определены определены для одного и того же момента времени, что и их аргументы (входные сигналы триггеров счетной схемы) и следовательно являются переключательными. Поэтому, при выбранном типе используемых для построения триггерных схем, задача логического проектирования счетчика заключается в составлении функций возбуждения каждого триггера и минимизации их в заданном базисе.
Представление счетной схемы
Рис. 5.2
Матрицы переходов для различных типов триггеров
Переход | Функции возбуждения | ||||||
J | K | D | S | R | D | V | |
0®0 | X | X | a0 | ||||
0®1 | X | ||||||
1®0 | X | ||||||
1®1 | X | X | a2 | a2 b2 |
Рис. 5.3
Для определения функций возбуждения каждого триггера схемы, используют составленные для данного типа триггера матрицы переходов, приведенные на рис. 5.3.
Каждая строка матрицы переходов соответствует одному из возможных переходов триггерной схемы. Значения функций возбуждения определяют на основании логики функционирования рассматриваемого типа триггера. Если совершаемый переход полностью определяется одной функцией возбуждения, то в качестве значения другой записывается символ "Х", указывающий, что данная функция может принимать любое значение. При записи матрицы переходов для DV-триггера, вместо численных значений функций использованы неопределенные коэффициенты a0 , b0 , a1 , b1 , каждый из которых может принимать значение "0" или "1". Использование неопределенных коэффициентов обусловлено совершением триггером переходов 0®0, 1®1 при трех различных наборах функций возбуждения D и V. Например, переход 0®0 для D=0 может происходить при любом значении сигнала на входе V, а для D=1 - только при подаче на вход V нуля. Следовательно, если соответствующее данному переходу значение функции обозначить через a0 , то для V необходимо записать .
Методику логического проектирования синхронных счетных схем рассмотрим на примере синтеза двоично-десятичного счетчика на JK-триггерах. Для определения функций возбуждения каждого триггера схемы составляется кодированная таблица переходов (см. табл.5.1), в которой любому состоянию схемы ставится в соответствие определенное двоичное число.
Таблица 5.1
Таблица переходов и функций возбуждения счетчика
№ | T | t+1 | T4 | T3 | T2 | T1 | ||||||||||
Q4 | Q3 | Q2 | Q1 | Q4 | Q3 | Q2 | Q1 | J4 | K4 | J3 | K3 | J2 | K2 | J1 | K1 | |
X | X | X | X | |||||||||||||
X | X | X | X | |||||||||||||
X | X | X | X | |||||||||||||
X | X | X | X | |||||||||||||
X | X | X | X | |||||||||||||
X | X | X | X | |||||||||||||
X | X | X | X | |||||||||||||
X | X | X | X | |||||||||||||
X | X | X | X | |||||||||||||
X | X | X | X |
В левой части табл. 5.1, для моментов времени t (t=0,1,...M) последовательно указываются все устойчивые состояния счетной схемы, а также состояния, в которые схема переходит в моменты времени t+1 (1,2,...M,0), т.е. после приема каждого следующего импульса. В правой части таблицы указываются значения входных сигналов (функций возбуждения) каждого триггера, необходимые для осуществления его перехода из состояния, определенного для момента времени t, в состояние, определенное для момента времени t+1.
Рассмотрим первую строку табл. 5.1. Счетчик из состояния Q4=0, Q3=0, Q2=0, Q1=0 после поступления очередного считываемого импульса должен перейти в состояние Q4=0, Q3=0, Q2=0, Q1=1. Следовательно, для триггеров Т4, Т3, Т2 необходимо реализовать переход 0®0, а для триггера Т1 - переход 0®1. В соответствии с матрицей переходов JK-триггера выбираем значения функций возбуждения, необходимые для осуществления данного перехода:
J4=0; K4=0; J3=0; K3=0; J2=0; K2=0; J1=1; K1=0.
Остальные строки таблицы заполняются аналогично. Для определения функций возбуждения воспользуемся методом карт Карно.
Определение функций возбуждения триггеров счетной схемы
Рис. 5.4
Структура счетчика, полученная на основе минимизированных функций возбуждения каждого триггера схемы, представлена на рис. 5.5.
Синтезированный двоично-десятичный счетчик
Рис. 5.5
При синтезе счетной схемы на DV триггерах в ряде полей карт Карно вместо символа Х будут вписаны неопределенные коэффициенты. В данном случае диаграммы для D и V функции возбуждения каждого триггера необходимо рассматривать совместно, выбирая накрытия с учетом взаимосвязи полей карт, включающих неопределенные коэффициенты. Например, если для одной из карт коэффициент аi принят равным "1", то в поле другой карты, содержащей произведение независимо от значения bi запишется "0".
Заключение
Во время прохождения производственной практики по профессиональным модулям ПМ.05. «Организация сетевого администрирования», ПМ.06. «Обслуживание автоматизированных систем» достигнуты следующие цели практики по направлению подготовки 230000 Информатика и вычислительная техника по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах:
· формирование и развитие профессиональных компетенций и профессиональных знаний в сфере избранной специальности,
· закрепление полученных теоретических знаний;
· овладение необходимыми методами по новым видам деятельности.
Выполнены следующие задачи:
- закрепление, углубление и расширение теоретических знаний, умений и навыков, полученных студентами в процессе теоретического обучения;
- овладение профессионально – практическими умениями, производственными навыками и передовыми методами труда;
- овладение нормами профессии в мотивационной сфере: осознание мотивов и духовных ценностей в избранной профессии;
- овладение основами профессии в операционной сфере: ознакомление и усвоение методологии решения профессиональных задач (проблем);
- изучение разных сторон профессиональной деятельности: социальной, правовой, гигиенической, психологической, психофизической, технической, технологической, экономической.
При прохождении практики сформированы следующие общие компетенции, включающие в себя способность:
- OK1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
И профессиональные компетенции, соответствующие основным
видам профессиональной деятельности: