Применение автоматизированных информационных систем управления отношениями с клиентами в аптечных сетях
В современных условиях розничная реализация фармацевтической продукции является одним из самых динамично развивающихся рынков. Аптеки давно перестали быть только лишь местом покупки «панацеи». Сегодня аптеки представляют собой порою целый супермаркет и развиваются в сети, покрывающие рынки нескольких городов, оказывающие комплекс услуг клиенту: от реализации рецептурных препаратов до пропаганды красоты и здоровья. Естественно, клиентоориентированный подход является ключевым фактором успеха функционирования аптеки в условиях жесткой конкурентной борьбы.
Безусловно, разработано множество методик привлечения и удержания клиентов, технологий продаж, но специфика работы аптек не позволяет их применить полностью и получить максимальный эффект. Более того, внедряя требования надлежащей фармацевтической (аптечной) практики (GPP), аптеки сталкиваются с проблемой организации создания и ведения персонифицированного досье клиента. Трудностями при этом являются отсутствие или малый объём базы постоянных клиентов, недостаточность ресурсов для внесения и обработки данных о клиентах вручную, отсутствие навыков управления отношениями с клиентами (непрерывное поддержание, отслеживание тенденций истории болезней и т.п.). Без наличия автоматизированной информационной системы это сделать очень сложно.
Относительно недавно на российском рынке корпоративных IT-решений появились программные продукты, именуемые CRM. Дословно CRM (CustomerRelationshipManagement) переводится с английского как "управление отношениями с клиентами". CRM – корпоративная информационная система, предназначенная для управления проактивными взаимоотношениями с клиентами компании.
Прежде всего, необходимо понимать, что в основе CRM-концепции лежит принцип персонализации обслуживания, установления долгосрочных отношений с каждым из клиентов с целью максимального удовлетворения его индивидуальных потребностей.
Соответственно изменяется и подход к стратегическому планированию. Например, в области продаж фармацевтических препаратов через аптечную сеть организация ориентируется на каждого конкретного клиента с учетом его истории покупок и физиологических особенностей. При маркетинговых исследованиях покупатели представляются не как обезличенная масса, а выступают каждый со своими нуждами и потребностями. В частности, система позволяет хранить информацию о заболеваниях конкретного клиента, а так же приобретаемых им препаратах. Таким образом, создается подобие «досье клиента» с четкими данными истории потребления препаратов, физиологическими особенностями и историей болезней, что позволяет «прикрепить» покупателя к конкретной аптеке или сети аптек с общей базой «историй» клиентов. Особое внимание уделяется послепродажному обслуживанию, которое включает в себя целый ряд маркетинговый мероприятий с целью повышения покупательской лояльности к конкретной аптеке. Также система CRM позволяет обеспечивать деонтологический подход к обслуживанию клиентов в аптеке и принцип рационализации применения препаратов: клиенту не нужно при каждой новой покупке информировать провизора или фармацевта о своих физиологических особенностях и состояниях, восприимчивости к отдельным компонентам препарата, аллергических реакциях и т.п., что немаловажно. Таким образом, за счет установления длительных доверительных, больше дружеских (клиент идет в «свою» аптеку, где его знаю по имени и заботятся о его здоровье), отношений с клиентами обеспечивается гибкость и устойчивое положение аптеки на рынке.
Внедрение CRM систем позволяет получить следующие основные преимущества:
1) Повышение продаж за счет использования обширной базы данных клиентов, которая позволяет упростить процесс повторных продаж;
2) Увеличение маржи за счет того, что при изучении накопленной информации возникает лучшее понимание потребностей клиента, более высокий уровень их удовлетворенности, и, как следствие, снижается необходимость в дополнительных скидках, либо предоставлять скидку только наиболее чувствительным к цене покупателям;
3) Управление маркетингом улучшается за счет использования системы планирования, разработки, управления и реализации маркетинговых компаний, а также маркетингового анализа. Появляется возможность проводить дешевые и эффективные акции прямого маркетинга. Это автоматические рассылки рекламных материалов по базе клиентов через электронную почту или смс. Через сегментирование рынка и анализ клиентской базы возможна разработка предложений, ориентированных на определенную группу клиентов. Кроме того, появляется возможность проводить те или иные акции для отдельных категорий клиентов в зависимости от их индивидуальных потребностей.
4) Поддержка клиентов: обеспечивается ожидание клиента работать с аптекой, которая всегда точно и своевременно предоставляет информацию, поддерживает регулярные контакты с ним, всегда вовремя и качественно решает сервисные проблемы, обращается с ним персонализировано и любой провизор/фармацевт аптеки обладает полной информацией о взаимодействии с ним; при использовании технологии автоматизации система напомнит о запланированных мероприятиях. Все это позволяет каждому клиенту чувствовать себя "особым клиентом" аптеки, о проблемах здоровья которого знают, помнят и помогают их преодолевать, помогают обеспечивать качество жизни и красоту, т.е. чувствовать себя не разовым покупателем, а постоянным клиентом, с которым аптека разделяет трудности и успехи по аналогии с семейным врачом.
5) Снижение затрат: «точечное» воздействие на целевых клиентов в отношении их потребностей, обеспечивает значительное сокращение затрат на рекламные кампании по привлечению клиентов. А «привязывание» клиентов за счет ведения индивидуальных досье и детальное изучение потребностей каждого клиента позволят снизить затраты на «поддерживающие» связь с клиентами маркетинговые мероприятия.
Таким образом, применяя современные разработки в области автоматизированных информационных систем, таких как CRM, у сети аптек появится возможность соблюдения требований GPP в части рационализации применения лекарственных средств и ведения данных о потреблении лекарств каждым конкретным клиентом с целью анализа динамики потребления, эффективности и побочных действий препаратов. Но, что более актуально, это позволит обеспечить комплексный клиентоориентированный подход для привлечения, а главное удержания клиентов, что в свою очередь положительно скажется на прибыльности аптечного дела.
Работа с АИС «САО»
Автоматизированная информационная система Сельского и городского Административного образования (АИС САО) служит для автоматизации всех операций, выполняемых работниками сельских, поселковых и городских администраций.
САО-FS включает в себя следующие разделы:
Ведение похозяйственного учета, а именно ведение лицевых счетов похозяйственных книг в полном объеме (состав семьи, жилой фонд, земельные участки, использование земли, скот, техника), учет прав граждан на участки и объекты недвижимости.
Регистрация прибытия и убытия граждан.
Регистрация корреспонденции и выдача справок.
Расчет налогов на имущество.
АИС САО для бесплатного распространения устанавливается в локальном варианте, многопользовательская работа не предусмотрена. АРСИНТ не берет на себя обязательств по поддержке пользователей САО-FS в режиме "горячая линия" и по электронной почте.
Общие сведения
Автоматизированная информационная система "Сельское административное образование" (АИС САО) представляет собой территориально распределенную трехуровневую автоматизированную информационную систему, функционирующую в сельских населенных пунктах - на уровне сельской администрации, в муниципальных районах – на районном уровне, в муниципальных администрациях субъектов РФ – на уровне субъекта РФ.
Решаемые задачи
- Повышение качества работы органов государственной власти и местного самоуправления субъектов РФ.
- Автоматизация информационно-справочного и административного обслуживания граждан.
- Повышение эффективности планирования деятельности органов власти за счет комплексного анализа полученной информации.
- Информационная поддержка сбора налогов в бюджеты всех уровней и их рациональное распределение.
- Автоматизация ведения похозяйственного учета в сельских административных образованиях.
Описание
АИС САО предназначена для комплексной автоматизации похозяйственного учета в субъектах РФ, формирования, ведения и использования баз данных о населении, земельных участках, жилом фонде, растениеводческих, животноводческих, рыбопромысловых и охотничьих хозяйствах, материально-технической базе хозяйств, а также информационного обслуживания и предоставления услуг населению.
В соответствии с функциями, возложенными на структурные подразделения сельских административных образований, в АИС САО уровня сельского поселения входят следующие основные подсистемы:
- Учет похозяйственных книг.
- Учет земельного фонда муниципального образования.
- Информационно-справочное обслуживание граждан и организаций.
- Информационное взаимодействие с ГАС "Выборы", ФНС, СПУН.
- Информационное взаимодействие с уровнем района.
- Делопроизводство и учет муниципальных кадров.
- Учет объектов недвижимости, специализированных объектов и объектов социального назначения
- Расчет местных налогов.
- Учет предприятий и юридических лиц.
- Учет муниципального имущества и транспорта.
- Учетдоговороваренды.
АИС САО уровня района и субъекта РФ состоит из следующих подсистем:
- Агрегированный похозяйственный учет.
- Учет земельного фонда.
- Информационно-справочное обслуживание граждан и организаций.
- Информационное межуровневое взаимодействие с АИС САО.
- Информационное взаимодействие с порталом СПУН.
- Делопроизводство и учет муниципальных кадров.
- Учет объектов недвижимости, специализированных объектов и объектов социального назначения.
- Расчет местных налогов по району.
- Учет муниципального имущества и транспорта.
- Учетдоговороваренды.
МДК 06.02. Схемотехника