Обратная геодезическая задача
В практике для выноса проекта на местность часто бывает необходимо по данным прямоугольных координат найти значение дирекционного угла и длину линии между заданными точками. Это и составляет сущность решения обратной геодезической задачи (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Координаты точек А и В
Допустим, координаты точек А и В известны (см. рис.), тогда для определения дирекционного угла a из треугольника АВС найдем
(1) |
По знакам числителя и знаменателя правой части формулы (1) можно установить название румба линии АВ, а следовательно, и дирекционный угол линии.
Для вычисления расстояния могут быть применены следующие формулы:
м | (2) |
м | (3) |
Для решения обратной геодезической задачи могут быть использованы пятизначные таблицы логарифмов или таблицы тригонометрических функций. Следует отметить, что до последнего времени формулы (2) и (3) стремились приводить к логарифмическому виду. Однако в связи с широким внедрением механизации в вычислительные работы удобнее пользоваться следующими формулами:
,м | (4) |
Вычисления по этим формулам будут точнее, так как sec a и cosec a имеет больше значащих цифр, чем sin a и cos a при одном и том же числе десятичных знаков этой функции (4).
Область применения обратной геодезической задачи достаточно разнообразна. Например, можно определить расстояние между точками А и В (см. рис.), если расстояние d недоступно для непосредственного измерения (из-за водной преграды). Нередко случается так, что между этими точками нет видимости, тогда значение вычисленного дирекционного угла позволит задать на местности требуемое направление и др.
Исходные данные:
1 Координаты т.А и т.В:
ХА = +92,38м; УА = +73,12м;
ХВ = +47,37м; УВ = +100,42м.
Исходные данные координат для тВ изменить с учетом шифра, дробную часть величин ХВ и УВ получить как сумму двух последних цифр шифра и существующих в задании значений:
2 Определить дирекционный угол a направления АВ (aАВ) и расстояние АВ = d,м (dАВ).
Пример решения задачи:
Например, шифр студента 2817, тогда координаты т.В принимают:
Решение:
1 Вычислить значение приращения координат по формулам:
Dх = ХВ – ХА, м
Dу = УВ – УА, м
Dх = 47,54 – 92,38 = –44,84м
Dу = 100,59 – 73,12 = +27,47м
По знакам числителя и знаменателя полученных результатов устанавливаем название румба линии АВ, а следовательно и дирекционный угол линии.
+Dх; +Dу | –Dх; +Dу | –Dх; –Dу | +Dх; –Dу |
I четверть СВ | II четверть ЮВ | III четверть ЮЗ | IV четверть СЗ |
2 Вычислить значение румба и линии АВ:
r =
rАВ = 31°29,6’
aАВ = 180° – 31°29,6’ = 179°60’ – 31°29,6’
aАВ = 148°30,4’,
что соответствует румбу ЮВ:31°29,6
3 Вычислить расстояние dАВ
значение могут отличаться друг от друга на 0,02м
Контроль вычисленного расстояния:
Задача №2
Исходная ситуация
Для съемки ситуации и рельефа строительной площадки на местности с помощью теодолита и мерной ленты была разбита сетка квадратов со сторонами 20м. В характерной точке местности была отмечена промежуточная точка (В/3 + 12,50м). Вершины квадратов и промежуточная точка были закреплены колышками. Данные разбивки показаны на рис.1. На вершину квадрата А/1 была передана отметка от репера государственной нивелирной сети.
Нивелирование точек поверхности (вершин квадратов и промежуточной точки) выполняли нивелиром и рейкой с одной станции при одном горизонте инструмента. В процессе нивелирования рейку ставили поочередно на срез колышков, забитых в каждой вершине квадрата и на промежуточной точке. Отсчеты по рейке, взятые в миллиметрах, записаны на схеме нивелирования (рисунок 2).
Масштаб 1:500
Рисунок 2 – Данные нивелирования вершин квадратов
Задание:
По данным нивелирования поверхности:
составить план строительной площадки в горизонталях с высотой сечения рельефа 0,5м. Масштаб плана 1:500. План ориентировании по магнитному меридиану;
запроектировать горизонтальную площадку и составить картограмму земляных работ при условии нулевого баланса, то есть равенства объемов земляных масс насыпей и выемок.
Исходные данные:отметка вершины квадрата А/1 (НА/1) определяется для каждого варианта индивидуально следующим образом: число сотен в отметке равно единице, число десятков и единиц равно двум последним цифрам учебного шифра. Дробная часть отметки (дм, см, мм) выражается теми же цифрами, что и целая. Например, если шифр 86030, т.е. оканчивается цифрами 030, то отметка НА/1 = 130,130м, если же последние цифры шифра – 002, то НА/1 = 102,102м.