Оценка индивидуального, коллективного и социальной рисков гибели людей
Индивидуальный риск – частота поражения отдельного человека в результате воздействия исследуемых факторов опасности аварий.
Коллективный риск – ожидаемое количество пораженных в результате возможных аварий за определенный период времени.
Социальный риск – зависимость частоты возникновения событий F, в которых пострадало на определенном уровне не менее N человек, от этого числа N.
Процедура количественной оценки риска производится в соответствии со схемой, представленной на рисунке 14.
Для определения уровня индивидуального риска следует учитывать природу аварии, долю времени нахождения в "зоне риска" и местонахождение "рискующего". В этой связи индивидуальный риск рассчитывается по формуле (6):
,(6)
где Rинд – индивидуальный риск, 1/год;
Qni – условная вероятность поражения человека при реализации i-того сценария аварии;
Qi – вероятность реализации i–того сценария аварии в течение года;
Рпрi – вероятность присутствия человека в зоне действия поражающих факторов i-того сценария аварии;
n – число сценариев аварии.
Рисунок 14 - Схема количественной оценки риска
Условная вероятность поражения человека избыточным давлением, развиваемым при сгорании паровоздушных смесей на определенном расстоянии от эпицентра, а также тепловым излучением при пожаре пролива, рассчитывается с использованием «пробит-функции» [19].
Индивидуальный риск обычно рассчитывается для различных категорий персонала, при этом учитывается время пребывания персонала конкретной специальности (аппаратчики, слесари, ИТР – начальник цеха, мастер смены, технолог и др.) в зоне поражающих факторов конкретной аварии, при этом используются данные карт занятости персонала на рабочих местах.
Вероятность присутствия персонала в зоне действия поражающих факторов возможной аварии определяется по формуле (7):
, (7)
где τi – время нахождения работающего в пределах зон поражающих факторов в одну смену, ч;
Т – количество часов в году;
ni – количество рабочих смен в году.
Коллективный риск рассчитывается по формуле (8):
, (8)
где Rкол – коллективный риск, чел/год;
Qi – вероятность реализации i-того сценария аварии в течение года;
Ni – количество погибших при реализации i–того сценария аварии.
Средний индивидуальный риск рассчитывается по формуле (9):
, (9)
где Rср – средний индивидуальный риск, 1/год;
Ni – персонал, подвергающийся риску, чел.
Социальный риск– зависимость частоты возникновения событий F, в которых пострадало на определенном уровне не менее N человек. Пример представлен в виде графика на рисунке 15.
Частота гибели людей (F), 1/год | 1·10-5 1·10-6 1·10-7 1·10-8 1·10-9 | 1 2 3 4 Количество погибших, не менее N чел. |
Рисунок 15 - Частота гибели различного количества людей при аварии
Для наглядности, перечень составляющих ОПО с указанием рассчитанных показателей риска аварии рекомендуется представлять в виде таблицы 18.
Таблица 18 - Рассчитанные показатели риска составляющих ОПО
Составляющая | Частота реализации сценария аварии1, 1/год | Количество пострадавших1, чел., смерт./травм. | Ущерб, руб. | Риск | ||
Материальный | Экологический | Индивидуальный, 1/год | Коллективный, чел/год | |||
Склад соляной кислоты | 6,0·10-9 | 4/65 | 1,1·10-6 | 1,9·10-5 | ||
Склад серной кислоты | 5,0·10-7 | 2/0 | - |
Примечание - Необходимо указать данные для наиболее опасных по последствиям сценариев развития аварии
При анализе показателей риска на ОПО на основании таблицы 18 приводится следующее (в виде комментария):
1) какая составляющая (блок) является наиболее опасной, при этом указывается: наименование оборудования (резервуар, трубопровод, емкость и т.д.), опасное вещество, вероятность сценария, количество травмированных и погибших, ущерб от аварии;
2) выходят ли зоны действия поражающих факторов гипотетических аварий за пределы санитарно-защитной зоны, затрагивают ли близлежащие населенные пункты, сторонние организации;
3) индивидуальный риск на ОПО на уровне ли среднестатистических показателей риска техногенных происшествий;
4) отмечается соответствует ли современному уровню промышленной безопасности в целом все технические и организационные решения на ОПО, разработаны и осуществляются ли они с учетом действующих нормативных документов.