Организация, технология и проектирование предприятий

ОРГАНИЗАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ

Методические указания к изучению дисциплины

и выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

Специальность: 080301 - Коммерция (торговое дело)

Санкт-Петербург

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

Составитель

ст. преп. Е.В. Чернорез

Рецензент

канд. экон. наук, доц. М.А. Помазанова

Подготовлено на кафедре

коммерческой деятельности и предпринимательства

Одобрено научно – методическим советом

факультета предпринимательства и финансов

Отпечатано в авторской редакции

с оригинал-макета, представленного составителем

© СПбГИЭУ, 2007

Содержание

1. Общие положения……………………………………….....……...4

2. Методические указания к изучению дисциплины........................6

3. Методические указания к выполнению контрольной работы…7

4. Контрольные задания……………………………………...…..….9

5. Требования к оформлению контрольной работы………….….10

6. Список литературы………………………………………...…....12

Приложение 1. Содержание разделов и тем дисциплины (извлечение из рабочей программы дисциплины)…….16

Приложение 2. Пример оформления титульного листа контрольной работы………...………...…..…………......21

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Объектом изучения дисциплины является предприятие (организация), как социально-экономическая система, как основное звено экономических отношений в сфере обращения товаров. Предметом изучения учебной дисциплины «Организация, технология и проектирование предприятий» являются технологические и коммерческие операции, совершаемые на коммерческих предприятиях.

Основной целью данной учебной дисциплины является изучение теории и практики организации и технологии коммерческой деятельности на предприятиях, освоение навыков рациональной организации технологических и коммерческих процессов, происходящих в различных звеньях товародвижения.

«Организация, технология и проектирование предприятий» как дисциплина изучает технологию процессов и рациональную их организацию с целью эффективного их выполнения, взаимодействия и согласования.

Место дисциплины в системе подготовки специалистов:

Учебная дисциплина «Организация, технология и проектирование предприятий» относится к общепрофессиональным дисциплинам федерального компонента.

Дисциплина тесно связана с такими дисциплинами как: «Экономика предприятия», «Менеджмент»; базируется на изучении дисциплины «Экономическая теория» и обеспечивает дисциплины: «Организация коммерческой деятельности», «Коммерческая логистика».

Данная дисциплина наряду с другими учебными дисциплинами способствует всесторонней подготовке будущих специалистов коммерции.

После изучения данной дисциплины студенты должны

ЗНАТЬ:

- основные понятия и определения в области организации, технологии и проектирования предприятий сферы товародвижения;

- роль и функции различных предприятий (товаропроизводящих, оптовых и розничных) в процессе товародвижения;

- принципы проектирования рациональных технологических процессов на всех стадиях товародвижения;

- основные элементы технологического процесса, его структуру и содержание;

- требования, предъявляемые к построению рациональной производственной структуры, к устройству и планировке помещений, к размещению оборудования;

- порядок выбора технологического оборудования, методы расчета их потребности.

- основные правила розничной торговли;

- особенности управление технологических процессов и организации труда в сфере товародвижения;

- принципы и нормы проектирования предприятий;

- пути повышения эффективности технологического процесса на всех стадиях товародвижения.

УМЕТЬ:

- разрабатывать рациональные торгово-технологические процессы товародвижения с минимальными затратами трудовых и материальных ресурсов;

- выбирать технологическое оборудование в соответствии с требованиями технологического процесса, определять потребность в нем;

- формировать производственную структуру, обосновывать применение разных форм специализации и методов организации технологических процессов;

- выбирать наиболее рациональные схемы товароснабжения розничной торговли;

- проектировать торговый зал, размещать и выкладывать товар в торговом зале с целью повышения товарооборота;

- организовывать технологический процесс во времени.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение дисциплины начинаетсясизучения основных терминов, связанных сдисциплиной: технология, технологические и производственные процессы, технологическая и производственная структура предприятия. Студенты в процессе изучения дисциплины должны получить теоретические знания и прикладные навыки о механизме процесса доведения товаров от места производства до потребителя, о путях повышения эффективности этого процесса на всех стадиях.

При изучении дисциплины технологические и коммерческие процессы рассматриваются в последовательности, соответствующей реальному движению товаров из сферы материального производства в сферу потребления. Основными звеньями технологической цепи товародвижения являются предприятия-товаропроизводители, предприятия оптовой, розничной торговли и различные торгово-посреднические структуры.

Принцип и логика построения дисциплины содержаться в Приложении 1 «Содержание разделов и тем дисциплины (Извлечение из рабочей программы дисциплины)»

Рекомендации по подбору необходимой учебной, научной, методической, нормативно-справочной литературы по дисциплине: в соответствии со списком литературы, приведенному в данных методических указаниях (стр.12), при возникновении заданий по самостоятельному изучению отдельных пунктов дисциплины, подготовке практических и контрольных заданий, необходимая литература изучается для их выполнения. Поиск учебной, научной, методической, нормативно-справочной литературы по дисциплине осуществляется в библиотеке Университета, книжных магазинах и сети Internet (специализированные сайты, посвященные нормативно-правовым актам).

Советы по работе с литературой: теоретические рекомендации, приведенные в литературных источниках, проверяются на соответствие практическим знаниям студента. Студентом делаются выводы о применимости теоретического материала на примере организации, проводится анализ и оценка выявленных отклонений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

6.1. Нормативно-правовые акты:

1. Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992г., №2 – Ф3 (в ред. Федерального закона от 17 декабря 1999г. № 212-Ф3) – М.: Ось-89, 2000. – 48 с.

2. Правила продажи отдельных видов товаров. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 Января 1998г. № 55.

3. Правила продажи товаров по образцам. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997г. № 918.

4. Правила по охране труда на предприятиях розничной торговли. Приказ Роскомторга от 13 июля 1994г., № 68.

5. ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения.

6. ГОСТ Р 51304-99 Услуги розничной торговли. Общие требования.

7. ГОСТ Р 51305-99 Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу.

8. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству. Постановлением Госарбитража СССР от 15 июня 1965 г. № П-6.

9. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству. Постановление Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г. № П-7.

10. Инструкция об особенности приемки товаров народного потребления, доставляемых в таре- оборудовании. Постановление Минторга СССР, Центросоюза СССР, Госарбитража СССР 29 июня 1982г. № 072-75.

6.2. Основная литература:

1. Варламов В.А. Технология розничной торговли. –М.:изд-во «Москва», 2000.

2. Волгин В.В. Складские операции, управление, логистика.- М.: Издательский дом «Дашков и К», -89, 2007.- 729 с.

3. Волгин В.В. Склад: Практическое пособие. 2-е изд.- М.: Издательский дом «Дашков и К», 2001, - 315 с.

4. Дашков Л.П., Памбухчияну В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий.: Учебник для студентов высших учебных заведений 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2005.- 516 с.

5. Егоров В.Ф. Организация торговли: Учебник.- СПб: Питер, 2004.- 344 с..-(Учебник для вузов).

6. Платонов В.Н. Организация торговли: Учебное пособие. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 287 с.

7. Производственный менеджмент: Учебник / Под ред. В.А. Козловского. – М : Инфра – М, 2006. – 573 г.- ( Высшее образование).

8. Торговое дело: Экономика, маркетинг, организация: Учебник. 2-е издание, перер. и доп.\ под общей редакцией проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. – М.: ИНФРА- М, 2001, 560 с.

9. Савин В.А. Склады: Справочное пособие.- М.: Дело и Сервис, 2001.- 541 с.: ил., табл.

10. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. Учебник для вузов.- М.: Банки и биржи. Юнити, 1997.

11. Шемпеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: Учебное пособие для студентов экономических факультетов и видов. 2-е изд., доп. и перераб. - Ростов-на-Дону: Издат.центр «МарТ», 2000.-537 с.:ил.

6.3. Дополнительная литература:

1. Арастумов Э.А., Оборудование предприятий (торговли). Учеб. Пособие. М.: «Дашков и Ко», 2001.

2. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли: Учебник для вузов.- 6-е изд., перераб. и доп..- М.: Дашков и К, 2007.- 699 с.: ил.

3. Кардашин Л.И. Основы технологии товародвижения и организации торговли: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003. – 133 с.

4. Леви М., Вейтц Б.А. Основы розничной торговли. - СПб.: Питер, 2001. – 448 с.

5. Ньюмэн Э., Каллен П. Розничная торговля: организация и управление/; Пер. с англ. под ред.Ю.Каптуревского.- СПб: Питер, 2005.- 416 с..-(Практика менеджмента).

6. Правила торговли: Розничная торговля. Аттестация предприятий. Учет и оформление. Сертификация. Контрольно-кассовые машины.- М.: Экзамен, 2005.- 222 с..-(Документы и комментарии).

7. Производственный менеджмент: Учебник для вузов/; Под ред. С. Д. Ильенковой.- М.: ЮНИТА-ДАНА, 2000. – 583 с.

8. Строительные нормы «Предприятия розничной торговли». – М.: «Книга сервис», 2003.- 48 с.

9. Щур Д.Л., Труханович Л.В. Основы торговли. Розничная торговля . Настольная книга руководителя. Главбуха и юриста- М.: Дело и сервис, 2002.- 704, ил.

10. Щур Д.Л., Труханович Л.В. Основы торговли. Оптовая торговля. Настольная книга руководителя. Главбуха и юриста- М.: Дело и сервис, 2002.- 704, ил.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Содержание разделов и тем дисциплины

(извлечение из рабочей программы дисциплины)

Строительства

Методы и последовательность проектирования предприятий. Принципы и нормы проектирования коммерческих предприятий. Индивидуальное проектирование. Особенности типового проектирования. Организация строительства, капитального ремонта и реконструкции предприятий.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Пример оформления титульного листа контрольной работы

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

Кафедра коммерческой деятельности и предпринимательства

Контрольная работа по дисциплине

ОРГАНИЗАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ

Выполнил: _______________________________

(Фамилия И.О.)

студент ____ курса ________ спец. ___________

(срок обучения)

группа________ № зачет. книжки_____________

Подпись:__________________________­­_______

Преподаватель:___________________________

(Фамилия И.О.)

Должность: _______________________________

(уч. степень, уч. звание)

Оценка: _____________Дата: ________________

Подпись: _________________________________

Санкт-Петербург

200_

ОРГАНИЗАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ

Методические указания к изучению дисциплины

и выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

Специальность: 080301 - Коммерция (торговое дело)

Санкт-Петербург

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

Составитель

ст. преп. Е.В. Чернорез

Рецензент

канд. экон. наук, доц. М.А. Помазанова

Подготовлено на кафедре

коммерческой деятельности и предпринимательства

Одобрено научно – методическим советом

факультета предпринимательства и финансов

Отпечатано в авторской редакции

с оригинал-макета, представленного составителем

© СПбГИЭУ, 2007

Содержание

1. Общие положения……………………………………….....……...4

2. Методические указания к изучению дисциплины........................6

3. Методические указания к выполнению контрольной работы…7

4. Контрольные задания……………………………………...…..….9

5. Требования к оформлению контрольной работы………….….10

6. Список литературы………………………………………...…....12

Приложение 1. Содержание разделов и тем дисциплины (извлечение из рабочей программы дисциплины)…….16

Приложение 2. Пример оформления титульного листа контрольной работы………...………...…..…………......21

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Объектом изучения дисциплины является предприятие (организация), как социально-экономическая система, как основное звено экономических отношений в сфере обращения товаров. Предметом изучения учебной дисциплины «Организация, технология и проектирование предприятий» являются технологические и коммерческие операции, совершаемые на коммерческих предприятиях.

Основной целью данной учебной дисциплины является изучение теории и практики организации и технологии коммерческой деятельности на предприятиях, освоение навыков рациональной организации технологических и коммерческих процессов, происходящих в различных звеньях товародвижения.

«Организация, технология и проектирование предприятий» как дисциплина изучает технологию процессов и рациональную их организацию с целью эффективного их выполнения, взаимодействия и согласования.

Место дисциплины в системе подготовки специалистов:

Учебная дисциплина «Организация, технология и проектирование предприятий» относится к общепрофессиональным дисциплинам федерального компонента.

Дисциплина тесно связана с такими дисциплинами как: «Экономика предприятия», «Менеджмент»; базируется на изучении дисциплины «Экономическая теория» и обеспечивает дисциплины: «Организация коммерческой деятельности», «Коммерческая логистика».

Данная дисциплина наряду с другими учебными дисциплинами способствует всесторонней подготовке будущих специалистов коммерции.

После изучения данной дисциплины студенты должны

ЗНАТЬ:

- основные понятия и определения в области организации, технологии и проектирования предприятий сферы товародвижения;

- роль и функции различных предприятий (товаропроизводящих, оптовых и розничных) в процессе товародвижения;

- принципы проектирования рациональных технологических процессов на всех стадиях товародвижения;

- основные элементы технологического процесса, его структуру и содержание;

- требования, предъявляемые к построению рациональной производственной структуры, к устройству и планировке помещений, к размещению оборудования;

- порядок выбора технологического оборудования, методы расчета их потребности.

- основные правила розничной торговли;

- особенности управление технологических процессов и организации труда в сфере товародвижения;

- принципы и нормы проектирования предприятий;

- пути повышения эффективности технологического процесса на всех стадиях товародвижения.

УМЕТЬ:

- разрабатывать рациональные торгово-технологические процессы товародвижения с минимальными затратами трудовых и материальных ресурсов;

- выбирать технологическое оборудование в соответствии с требованиями технологического процесса, определять потребность в нем;

- формировать производственную структуру, обосновывать применение разных форм специализации и методов организации технологических процессов;

- выбирать наиболее рациональные схемы товароснабжения розничной торговли;

- проектировать торговый зал, размещать и выкладывать товар в торговом зале с целью повышения товарооборота;

- организовывать технологический процесс во времени.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение дисциплины начинаетсясизучения основных терминов, связанных сдисциплиной: технология, технологические и производственные процессы, технологическая и производственная структура предприятия. Студенты в процессе изучения дисциплины должны получить теоретические знания и прикладные навыки о механизме процесса доведения товаров от места производства до потребителя, о путях повышения эффективности этого процесса на всех стадиях.

При изучении дисциплины технологические и коммерческие процессы рассматриваются в последовательности, соответствующей реальному движению товаров из сферы материального производства в сферу потребления. Основными звеньями технологической цепи товародвижения являются предприятия-товаропроизводители, предприятия оптовой, розничной торговли и различные торгово-посреднические структуры.

Принцип и логика построения дисциплины содержаться в Приложении 1 «Содержание разделов и тем дисциплины (Извлечение из рабочей программы дисциплины)»

Рекомендации по подбору необходимой учебной, научной, методической, нормативно-справочной литературы по дисциплине: в соответствии со списком литературы, приведенному в данных методических указаниях (стр.12), при возникновении заданий по самостоятельному изучению отдельных пунктов дисциплины, подготовке практических и контрольных заданий, необходимая литература изучается для их выполнения. Поиск учебной, научной, методической, нормативно-справочной литературы по дисциплине осуществляется в библиотеке Университета, книжных магазинах и сети Internet (специализированные сайты, посвященные нормативно-правовым актам).

Советы по работе с литературой: теоретические рекомендации, приведенные в литературных источниках, проверяются на соответствие практическим знаниям студента. Студентом делаются выводы о применимости теоретического материала на примере организации, проводится анализ и оценка выявленных отклонений.

Наши рекомендации