Методы повышения надежности машин при различных воздей-ствиях
К основным направлениям повышения надежности машин относятся кон-структивные, технологические, эксплуатационные и ремонтные.
Основными конструктивными направлениями повышения надежности машин являются: оптимизация конструктивных схем машин (снижение числа составных частей и повышение вероятности их безотказной работы); выбор долговечных материалов деталей и их рациональное сочетание в парах трения; обеспечение надлежащей конфигурации деталей (особенно в местах располо-жения галтелей, канавок и надрезов с целью снижения концентрации напряже-ний при воздействии динамических и циклических нагрузок) и достаточной жесткости и устойчивости к вибрациям базовых деталей машин; обеспечение надлежащей герметизации подвижных и неподвижных соединений деталей машин; создание оптимальных условий работы пар трения (нагрузка, скорость) для наименьших потерь на трение; обеспечение оптимальных температурных режимов работы соединений и агрегатов, а также надежной смазки трущихся поверхностей; создание эффективных устройств очистки воздуха, топлива и масел; резервирование отдельных составных частей машин и др.
Основными технологическими направлениями повышения надежности являются: обеспечение необходимой точности изготовления деталей; обеспече-ние оптимального качества рабочих поверхностей (шероховатость, волнистость и др.); повышение износостойкости, статической и циклической прочности де-талей термической обработкой; упрочнение деталей химико-термической обра-боткой (цементация, азотирование и др.): упрочнение деталей поверхностным пластическим деформированием (обкатка или раскатка шариками и роликами, алмазное выглаживание, чеканка, дробеструйная обработка); нанесение на ра-бочие поверхности деталей машин износостойких покрытий (наплавка твердых сплавов, нанесение хромовых покрытий гальваническим методом и др.); уста-новка втулок, колец и вставок из износостойких материалов; проведение искус-ственного старения чугунных деталей (блоки цилиндров, головки цилиндров,
корпуса задних мостов и коробок передач); статическая и динамическая балан-сировка деталей и сборочных единиц; повышение точности сборки и качества окраски агрегатов и машин в целом.
Основные эксплуатационные направления повышения надежности. Качественная обкатка новых и отремонтированных машин в хозяйстве. В
процессе правильной эксплуатационной обкатки в течение 30...60 ч постепенно уменьшается шероховатость поверхности, снижается высота микронеровно-стей, волнистость, увеличивается фактическая площадь контакта сопрягаемых деталей. В результате резко уменьшаются удельные нагрузки, коэффициент трения, интенсивность изнашивания, повышается долговечность деталей и со-единений.
Организация качественного технического обслуживания и создание для его проведения необходимой материальной базы. Высокие показатели надеж-ности машин характерны для хозяйств с высокой степенью организации учета наработок машин, соблюдающих периодичность технических обслуживании, качественно выполняющих все операции технического обслуживания, распола-гающих стационарными пунктами технического обслуживания и звеньями ма-стеров-наладчиков, применяющих моечное, смазочное, диагностическое и ре-гулировочное оборудование, средства механизации.
Внедрение в техническую эксплуатацию машин диагностирования, что позволит уменьшить простои тракторов на устранении отказов и неисправно-стей в 1,5... 2 раза, сократить затраты на ремонт в 1,3... 1,5 раза, повысить ре-сурс машин.
Соблюдение оптимальных режимов работы машин. Износы, безотказ-ность и долговечность машин зависят от режимов их работы. Особенное влия-ние на надежность оказывает тепловой режим работы агрегатов. Пуск не про-гретого двигателя и работа при пониженной температуре увеличивают износ его основных деталей в несколько раз.
На работу двигателя отрицательно влияет и перегрев, при котором наблюдается форсированный износ деталей. При повышении температуры
охлаждающей жидкости до 115°С суммарный износ увеличивается в 1,5 раза по сравнению с износом при нормальном тепловом режиме.
На износ деталей машин оказывает влияние величина и характер нагруз-ки, скоростной режим. При неустановившихся нагрузках и скоростных режи-мах работы интенсивность изнашивания верхних поршневых колец повышается
в 2,5...3,5 раза, поршней — в 1,2... 2,5 раза.
Соблюдение рекомендаций заводов-изготовителей по применению топ-лива и смазочных материалов. Так, износ деталей дизелей зависит от цетаново-го числа дизельного топлива. При его снижении с 68 до 31 увеличивается износ гильз цилиндров почти в 2 раза.
Еще большее влияние на износ деталей и долговечность машин оказыва-ют смазочные материалы.
Соблюдение установленных правил хранения машин.
Повышение уровня квалификации механизаторов, мастеров по техниче-скому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка и других специа-листов.
Совершенствование организации инженерной службы хозяйства.