Традиционные способы приготовления жидкой закваски
Традиционные способы приготовления хлеба из ржаной муки и из смеси ржаной и пшеничной реализуются в хлебопечении на основе непрерывного ведения заквасок – постоянно возобновляемый в непрерывном режиме полуфабрикат хлебопекарного производства, полученный путем культивирования молочнокислых бактерий и дрожжей в питательной смеси из муки и воды при определенных технологических параметрах процесса. Закваски готовят по разводочному и производственному циклам.
Разводочный цикл осуществляется путем постепенного наращивания объема закваски в первой, второй, третьей фазах до производственной, и имеет свои технологические особенности.
В производственном цикле закваску, выведенную по разводочному циклу любым способом, накапливают до нужного количества и далее поддерживают в производственном цикле путем освежений с последующим выбраживанием до накопления требуемой кислотности. При этом выброженную закваску в дежах делят на 3...4 части, из которых одна используется на возобновление закваски, а остальные – на приготовление теста.
Важнейшими факторами, влияющими на качество заквасок является используемая микрофлора, параметры технологического процесса, влажность, кислотность питательной смеси.
В ржаных заквасках имеются как кислотообразующие бактерии, так и дрожжи. Основной вид микрофлоры ржаных заквасок – молочнокислые бактерии.
Специфическую для ржаных заквасок микрофлору можно классифицировать на две группы.
1.Истинные, или гомоферментативные, молочнокислые бактерии, образующие в качестве основного продукта молочную кислоту. Наряду с молочной кислотой бактерии этой группы образуют незначительное количество летучих кислот (в основном уксусную). Способностью газообразования эти бактерии не обладают. Бактерии этой группы могут быть подразделены на две подгруппы: бактерии, имеющие температурный оптимум в пределах 25…35°С; термофильные бактерии с температурным оптимумом 40...55°С. Эти бактерии в заквасках и тесте играют роль только кислотообразователей. В разрыхлении теста они не участвуют, так как не образуют газа. К представителям этой группы относятся следующие молочнокислые бактерии Lactobacilluscasei , L. Plantarum[5].
Lactobacilluscasei - палочки с прямоугольными концами размером (0,7-1,1) х (2-4) мкм, располагающиеся чаще всего цепочками. Оптимальная температура роста около 30 °С. Не растет при температуре 45 °С.
Lactobacillusplantarum–мезофильныегомоферментативные палочки средних размеров, располагаются поодиночке и короткими цепочками. Образуют колонии средней величины, куполообразные, беловатого цвета. Оптимальная температура 30-35 . Постоянно встречается в заквасках.
Рисунок 1 – Молочнокислые бактерии Lactobacillusplantarum
2.Неистинные, или гетероферментативные, молочнокислые бактерии, образующие наряду с молочной кислотой значительное количество летучих кислот (в основном уксусную) и газа (в основном диоксида углерода) и незначительное количество спирта. Температурный оптимум бактерий этой группы лежит в пределах 30...35°С. Эти бактерии в заквасках и тесте являются не только кислотообразователями, но и энергичными газообразователями, играющими существенную роль в разрыхлении ржаного теста. Именно эти бактерии образуют основное количество уксусной кислоты в заквасках и тесте.
Наряду с кислотообразующими бактериями этих двух групп в ржаных заквасках всегда содержится некоторое количество бактерий типа Ваct. Coliaerogenes или близких им Вас. levans, также образующих наряду с молочной кислотой значительное количество летучих кислот и газов (водорода, азота и диоксида углерода). Однако эти бактерии, вносимые в закваски при освежении не являются специфичными для заквасок. При непрерывном способе введения заквасок они подавляются и вытесняются бактериями первых двух групп. К представителям этой группы относятся следующие молочнокислые бактерии L. fermenti, L. brevis.
Lactobacillusbrevis–мезофильныегетероферментативные бактерии. По морфологии это – короткие толстые палочки, располагаются поодиночке или короткими цепочками. Оптимальная температура 30 . Развиваются в сочетании с палочкой плантарум.
Рисунок 2 – Молочнокислые бактерии Lactobacillusbrevis
Lactobacillusfermenti–мезофильныегетероферментативные бактерии. Морфологически это - мелкие палочки, располагаются поодиночке и короткими цепочками. Оптимальная температура 37-40 [2].
Дрожжи – это одноклеточные микроорганизмы, относящиеся к классу грибов сахаромицетов. Дрожжевые клетки имеют шаровидную или овальную форму и содержат 75 % влаги. Сухое вещество клетки состоит в основном из белков (44-67%), минеральных веществ (6-8%), углеводов (до 30%). Основные углеводы дрожжей – гликоген и трегалоза – являются источником энергетических процессов в клетке.
Дрожжи в заквасках представлены следующими видами:
Saccharomycescerevisiae– спорообразующие верховые дрожжи семейства сахаромицетов. Клетки крупные, круглой и овальной формы. Спорообразование происходит только в условиях голодания. На сусло –агаре образуют колонии круглой формы, диаметром 0,5-1 см, выпуклые, желтоватого цвета. Поверхность колоний бывает гладкой блестящей и складчато-шероховатой, бугристой. Оптимальная температура брожения 28-30 ; рН –4,5-5,0; кислотность 10-12 град. Неустойчивы к высокой концентрации сахара, соли, спирта в концентрации 12-14%.
Рисунок 3 – Дрожжи Saccharomycescerevisiae
Дрожжи S. minorбыли выделены из ржаных заквасок и являются специфическими дрожжами для ржаного теста, в других отраслях пищевой промышленности не применяются.Клетки мелкие 1,5 - 3 мкм, круглой формы, характерны фигуры почкования по 3 - 7 клеток. На сусло - агаре образуют мелкие круглые колонии диаметром 4 - 6 мм выпуклые с гладкой блестящей поверхностью сероватого - белого цвета. Оптимальная температура развития 25 – 28 . Повышение температуры до 32 – 35 угнетает их. Отличаются кислотоустойчивостью, менее требовательны к источникам витаминного и азотного питания, более спиртоустойчивы.. Они сбраживают и усваивают глюкозу, галактозу, сахарозу, раффинозу, не сбраживают и не усваивают лактозу, ксилозу, арабинозу, крахмал, клетчатку. Характерной особенностью данного вида является то, что они не сбраживают мальтозу и простые декстрины.
Дрожжи в ржаных заквасках встречаются даже тогда, когда их не вносят. Это дрожжи, попавшие в закваску с мукой, водой или из воздуха и размножившиеся в закваске, представляющей благоприятную питательную среду.
В тесте и других полуфабрикатах хлебопекарного производства кислорода очень мало, поэтому дрожжи вызывают процесс спиртового брожения. Образовавшийся в результате брожения углекислый газ разрыхляет тесто и обеспечивает необходимую пористость изделий. В присутствии кислорода (в аэробных условиях) в питательной среде дрожжи разлагают сахар с образованием воды и углекислого газа. При этом энергии выделяется в 23 раза больше, чем при спиртовом брожении, поэтому в присутствии кислорода дрожжевые клетки интенсивно размножаются.
Для нормальной жизнедеятельности дрожжей необходимы жидкая среда, содержащая питательные вещества, соответствующая реакция среды и температурные условия.
Реакция среды, в которой находятся дрожжи, должна быть слабокислая. Щелочная среда угнетает дрожжевые клетки. При высокой щелочности дрожжи погибают. Оптимальное значение рН среды 4,5-5.
Большое значение для жизнедеятельности дрожжей имеют температурные условия. Для размножения дрожжей наиболее благоприятна температура 25-28 °С. Спиртовое брожение идет наиболее активно при температуре 30-35°С.
При температуре 45-50°С и выше дрожжевые клетки погибают. Низкая температура тормозит жизнедеятельность дрожжей, дрожжи впадают в состояние анабиоза (скрытая жизнедеятельность), в котором могут сохраняться долго без порчи.
На развитие микрофлоры ржаных заквасок и теста влияют следующие факторы: температура, соотношение муки и воды, внесение дрожжей, длительность брожения, внесение пищевых добавок.
Температура заквасок (25...40°С) может изменять соотношение молочнокислых бактерий и дрожжей. Чем выше температура, тем меньше дрожжей и тем интенсивнее происходит кислотонакопление в закваске. Повышение температуры заметно увеличивает долю молочной кислоты в общей кислотности теста, так как создает благоприятные условия для жизнедеятельности термофильных истинных молочнокислых бактерий. Установлено, что чем выше доля молочной кислоты в общем содержании кислот, тем менее выражен кислый вкус готовых изделий. Молочная кислота благоприятно влияет на реологические свойства ржаного теста, на пептизацию белков и амилолиз крахмала.
Меняя соотношение муки и воды, можно делать иным соотношение молочной и уксусной кислот. Чем меньше в закваске воды по отношению к муке, чем крепче она по консистенции, тем выше скорость общего кислотонакопления и доля уксусной кислоты в общей кислотности закваски.
Внесение в закваску дрожжей, особенно кислотоустойчивых, форсирует кислотонакопление и, наоборот, снижает долю уксусной кислоты в общей кислотности.
Коэффициент размножения кислотообразующих бактерий снижается при их совместном культивировании с дрожжами, особенно при повышенных температурах. Совместная жизнедеятельность бактерий и дрожжей целесообразна не в заквасках, в которых большое значение имеет размножение микроорганизмов, а в последней фазе – в тесте, где их размножение не имеет практического значения.
Добавление к закваске фтористого натрия изменяет соотношение молочной и уксусной кислот в сторону уксусной.
Основным способом регулирования биохимических процессов в ржаных полуфабрикатах является подбор вида и характеристик микрофлоры заквасок.
При производстве ржаного хлеба для направленного процесса брожения заквасок и теста большое значение имеет применение чистых культур дрожжей и кислотообразующих бактерий. Это обеспечивает быструю надежную стабилизацию доминирующих микроорганизмов, нормальное брожение и гарантирует производство от случайностей. Подбор нужных культур микроорганизмов позволяет управлять качеством готовой продукции. В настоящее время большинство хлебозаводов готовит закваски на чистых культурах дрожжей и кислотообразующих бактерий. При этом необходимы правильный подбор видов микроорганизмов для той или другой технологической схемы, постоянный контроль за чистотой и активностью культуры, строгое соблюдение режима технологического процесса, а также строгий систематический контроль за развитием вносимых микроорганизмов.
Для обеспечения нормальной жизнедеятельности микрофлоры ржаных заквасок необходимы полноценная питательная среда и оптимальные условия приготовления (таблица1).
Таблица 1 – Основные компоненты, необходимые для питания бродильной микрофлоры ржаных полуфабрикатов
Видмикроорганизмов | Азотистое питание | Витамины и стимуляторы | Неорганические соединения |
Молочнокислые бактерии | Свободные аминокислоты, низкомолекулярные пептиды, аргинин, цис-теин, метионин, фенилаланин, триптофан, тирозин, глицин, изолейцин, пролин, серии | Биотин, В6, В12, В3, пиридоксин; пантотен, никотиновая кислота, фолиевая кислота | Мn, Na, К, Сu, Fе, F, I,Мg, S |
Дрожжи | Аммоний | Инозит, биотин, пантотеновая кислота, глюта-мин | N, P, Mg, Fe, Cu |
Для обогащения необходимыми компонентами в целях создания полноценной питательной среды в ржаных заквасках на практике используют различные виды продуктов, приведенные на рисунке 4.
| ||||
|
Рисунок 4 – Продукты, вносимые в питательные среды ржаных заквасок
При приготовлении ржаного теста традиционными способами основной задачей является обеспечение достаточно быстрого кислотонакопления. Поэтому в ржаном тесте должны быть созданы условия, при которых количество кислотообразующих бактерий во много раз (60... 80) превышало бы количество дрожжевых клеток. Это достигается приготовлением теста на заквасках.
Закваски могут быть густые, жидкие без заварки, жидкие с заваркой, концентрированные бездрожжевые молочнокислые. Часть такой закваски применяется при приготовлении теста в качестве продукта, содержащего активную специфическую микрофлору ржаного теста и значительное количество кислот. На остальной части закваски с добавлением определенного количества муки и воды готовится новая порция закваски. После определенного времени брожения закваска восстанавливает свою кислотность, состав бродильной микрофлоры и опять может быть частично использована для приготовления одной или нескольких порций теста и т.д. (рисунок 5).
Рисунок 5 – Схема приготовления ржаного теста на закваске
По полному разводочному циклу закваски готовят 1...2 раза в год в соответствии с установленным на каждом предприятии графиком или по мере необходимости при ухудшении подъемной силы, замедлении кислотонакопления, изменении вкуса, запаха.
Разводочный цикл можно осуществить следующими способами:
ü с применением закваски прежнего приготовления и прессованных дрожжей;
ü с применением жидких чистых культур молочнокислых бактерий и дрожжей;
ü с применением сухоголактобактерина.
Чистые культуры молочнокислых бактерий используют из ампул или пробирок, а дрожжи – в виде смывов с одного косяка в 10 мл воды.
Сухой лактобактерин представляет собой обезвоженную сублимацией биомассу молочнокислых бактерий в виде мелкопористых таблеток желтоватого цвета в стеклянных флаконах. В одной дозе лактобактерина (1г) содержится около 10 млрд живых клеток молочнокислых бактерий. Для выведения закваски используют, как правило, сухой лактобактерин и дрожжи «Чернореченские». Основной особенностью этого способа приготовления закваски в разводочном цикле является то, что перед началом цикла осуществляется активация лактобактерина и дрожжей
На жидкой закваске можно вырабатывать хлеб из ржаной муки и смеси разных сортов ржаной и пшеничной муки. Тесто замешивается из муки, воды, соли, дополнительного сырья и закваски влажностью 69...85% (кислотность 9... 13 град и подъемная сила «по шарику» 30...35 мин).
На жидкой закваске с заваркой по унифицированной Ленинградской схеме вырабатывают преимущественно хлеб из смеси ржаной и пшеничной муки. По этому способу для приготовления закваски в разводочном и производственном циклах в нее вносят заварку из муки и воды. Готовая закваска должна иметь влажность 80...85 %, кислотность 9... 12 град, подъемную силу до 30 мин.
В разводочном цикле закваску выводят с применением чистой культуры дрожжей S. Cerevisiae Л-1 в сочетании со смесью жидких культур молочнокислых бактерий L. plantarum-30, L. casei-26, L. fermenti-34, L. brevis-1.
Таблица 2 – Режимы приготовления жидкой закваски с заваркой в разводочном цикле на жидких чистых культурах дрожжей и молочнокислых бактерий
Параметры и показатели процесса | Фазы разводочного цикла | ||
I | II | III | |
Влажность, % | 74-75 | 79-80 | 79-80 |
Температура начальная, | 31-33 | 31-33 | 31-33 |
Продолжительность брожения, ч | 8-10 | 3-5 | 3-5 |
Кислотность конечная, град: - из обойной муки - из обдирной муки | 8-10 7-9 | 9-11 8-10 | 10-13 9-12 |
В емкость с питательной смесью из муки, воды и заварки вносят чистые культуры микроорганизмов, все тщательно перемешивают и оставляют для брожения на 7-9 ч до накопления кислотности 7-10 град.
К спелой закваске I фазы добавляют питательную смесь, перемешивают, выбраживают до требуемой кислотности и получают закваску II фазы, а затем III фазу разводочного цикла с последующим накоплением до количества, нужного производству, соблюдая пропорции сырья и технологические параметры III фазы разводочного цикла.
В производственном цикле жидкую закваску с заваркой освежают по достижении кислотности 9-12 град через 3-5 ч брожения (в зависимости от влажности) путем отбора 50% спелой закваски в расходный чан и далее использования ее на замес теста и добавления в бродильный чан к оставшейся массе закваски питательной смеси из муки, воды и заварки для воспроизводства закваски. Содержание заварки в питательной смеси предпочтительно 20 и 35 % при влажности закваски соответственно 80 и 85 %[].
Таблица 3– Режимы приготовления жидкой закваски с заваркой в производственном цикле
Показатели процесса | Технологические параметры при влажности закваски, % | ||
Влажность, % | 79-80 | 82-83 | 84-85 |
Температура начальная, | 31-33 | 31-33 | 31-33 |
Кислотность конечная, град | 9-12 | 9-12 | 9-12 |
Продолжительность брожения, ч | 3-5 | 3-5 | 3-5 |
Подъемная сила, мин | 20-30 | 20-30 | 20-30 |
Заключение
В процессе прохождения научно-педагогической практики, были закреплены профессиональные знания и навыки в сфере данной дисциплины, была обеспечена непрерывность и последовательность овладения профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями, получены умения и навыки выполнения работ педагогической направленности.
Практика проводилась в Учреждении образования «Могилевский государственный университет продовольствия». Предметом изучения послужила дисциплина «ТПХМКиП».
В процессе прохождения практики, мною была досконально изучена вышеупомянутая дисциплина. Было проведено лекционное занятие у студентов 4-го курса с демонстрацией презентации (Приложение А).