Разработка методики и проведение занятия учебной практики
3.4.1. Анализ Проблемно-тематический план с целью установления проблем по теме проводимого занятия
3.4.2.Разработка плана конспекта занятия учебной практики
Для разработки разработки плана-конспекта в начале был разработан план урока.
План урока
По дисциплине «Учебная практика»
Дата: 25.10.2016 Группа: 3/4
Профессия: Сварщик Курс обучения: 1-ой
Тема урока "Чтение сборочных чертежей"
Тип урока:урок формирования практических навыков.
Цели урока: сформировать представления об алгоритме чтения сборочного чертежа;
Задачи:
1.научить читать простейшие сборочные чертежи;
2. развивать пространственное мышление;
3. продолжить развитие критического мышления, приобретение опыта коммуникативной деятельности, умения искать необходимую информацию в различных источниках. продолжить формирование положительной мотивации учащихся к изучению черчения, воспитание толерантности по отношению к чужой точке зрения, ответственности за свои поступки.
Оборудование: «Алгоритм чтения сборочного чертежа и наглядного изображения сборочной единицы», тестовые задания, карточки для групповой работы.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Введение в тему урока .
3. Повторение изученного материала .
4. Формирование практических навыков (практическая работа по чтению сборочных чертежей).
5. Закрепление учебного материала.
6. Окончание урока.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Введение в тему урока
Читать сборочные чертежи нужно в определенной последовательности: 1. Найти название изделия. Зная его название, которое указывается в основной надписи, легче читать чертеж. Например, названия «авторучка», «тиски слесарные» дают представление не только о назначении, но в некоторой степени и об устройстве этих изделий. 2. Установить, какие изображения (виды, разрезы, сечения) даны на чертеже. В результате их сопоставления создается общее представление об изделии. 3. Рассмотреть, пользуясь спецификацией, изображения каждой детали. Для этого выясняют по спецификации название первой детали и относящиеся к ней данные. Находят изображения детали по обозначению ее позиции. Определяют форму детали, сопоставляя все ее изображения, данные на чертеже. Так поступают последовательно со всеми деталями. По названию детали можно быстрее выделить ее изображения на чертеже. Например, прочитав «болт», «штифт», «втулка», «гайка», вы уже представляете их форму и как они изображаются на чертеже. 4. Определить, как соединяются между собой детали (с помощью резьбы, шпонки, штифта и т. п.). Выяснить, как перемещаются во время работы подвижные части изделия. 5. Найти другие данные, приведенные на чертеже (размеры, технические требования и т.д.). Для примера прочитаем сборочный чертеж (рис. 1). Вопросы к нему расположены в той последовательности, в какой вы будете читать сборочные чертежи. Вначале попытайтесь ответить на них самостоятельно. Рис. 1. Чертеж для чтения Вопросы к сборочному чертежу: 1. Как называется изделие? 2. Какие изображения приведены на чертеже? 3. Из скольких деталей состоит изделие? Как называются детали 1. 2. 6? Какова их форма? 4. Какие детали и как соединены между собой? Укажите особенности соединения деталей 3, 4, 5 и 6, а также 1 и 2. Как соединены каретка и стержень? 5. Какая резьба нарезана на детали 7? Теперь проверьте свои ответы. Ответы на вопросы к сборочному чертежу: 1. Изделие называется «рейсмус». 2. Даны главный вид в соединении с разрезами, сечение и разрез А — А. 3. Изделие состоит из семи деталей. Деталь 1 называется «основание». Ее форма образована двумя цилиндрами разного диаметра, имеющими фаски в виде усеченного конуса. Вдоль оси детали просверлено цилиндрическое отверстие, в котором нарезана метрическая резьба. В нижней части большого цилиндра имеется цилиндрическая выточка (на рисунке 2 даны наглядные изображения деталей). Рис. 2. Детали рейсмуса Деталь 2 называется «стержень». В целом она представляет собой цилиндрический стержень со сферическими торцами. В нижней части детали нарезана резьба. Она доходит до большего по диаметру цилиндра с плоскими срезами (лысками), расположенными с двух сторон. Деталь 6 называется «винт зажимной». Она составлена из двух цилиндров разных диаметров. На меньшем из них нарезана резьба и на конце снята фаска в виде усеченного конуса. В большем цилиндре перпендикулярно оси просверлено сквозное цилиндрическое отверстие. 4. Детали рейсмуса соединены двумя способами: 1. при помощи резьбы (детали 1 и 2, 4 и 7, 5 и 6); 2. свободно сопряжены (детали 2 и 4. 3 и 6). Особенность соединения деталей 3, 4, 5 и 6 состоит в том, что закрепление их осуществляется перемещением детали 6 в отверстии детали 4 при завинчивании детали 5. При этом деталь 3 может быть установлена под любым углом на разной высоте. Каретка (дет. 4) надевается на стержень (дет. 2) и крепится винтом (дет. 7). 5. На винте 7 нарезана метрическая резьба, наружный диаметр которой 2,5 мм. Это вы можете узнать из обозначения винта, данного в спецификации. Прочитайте сборочный чертеж, данный на рисунке 3, по плану, приведенному в 35. Рис. 3. Чертеж для чтения Пояснения к сборочному чертежу на рисунке 3. Вилка служит для контакта электрического провода со штепсельной розеткой. Провод, проходящий через отверстие в средней части корпуса 1, поджимается прокладкой 3 и крепится гайкой 5 на штыре 4. Контакты 2 предназначены для крепления штырей 4 и позволяют подключать сверху еще одну вилку. Чтобы легче было понять сборочный чертеж, на рисунке 4 дано наглядное изображение вилки. Рис. 4. Вилка |
III. Повторение изученного материала/ответить да или нет на утверждение/
1.Сборочный чертеж необходим для изготовления деталей сборочной единицы
2. Позиции, количество, наименование и материалы деталей, входящих в состав сборочной единицы-сведения содержащиеся в спецификации
3.На сборочном чертеже номера позиций деталей указывают на линиях-выносках сначала номера позиций нестандартных деталей, а после стандартных
4. Штриховку в разрезе для двух смежных деталей выполняют линиями разной толщины, разного наклона, причем расстояние между линиями выполняется одинаковым
5.Валы, шпонки, болты, шпильки, все не пустотелые тела, когда их секущая плоскость проходит вдоль их осевой линии называют на чертеже не рассеченными?
6.На сборочном чертеже допускается располагать только главный вид и вид справа с применением необходимых местных разрезов, соблюдая проекционную связь
7.Перечислите название размеров в порядке последовательности прочитанных определений
· Размеры, определяющие предельные внешние или внутренние очертания изделия
· Размеры, по которым изделие крепится на месте монтажа
· Размеры, по которым изделие крепится к другим изделиям
габаритные, установочные, присоединительные.
8. Эскиз ничем не отличается от рабочего чертежа;
9. Эскиз детали выполняется в глазомерном масштабе;
10. Рабочий чертёж детали должен содержать максимально возможное число видов;
11. На рабочих чертежах детали ставятся размеры, необходимые для изготовления и контроля изготовления детали.
12. В спецификации указывается вес деталей.
13. Применяются ли упрощения на сборочных чертежах?
14. Для всех деталей, входящих в сборочную единицу наносят номера позиций .
15. На сборочных чертежах наносят все размеры;
16 .Количество изображений детали на сборочном чертеже должно соответствовать количеству изображений детали на рабочем чертеже.
17. Спецификация выполняется на форматеА4.
18. Изображения сечений деталей толщиной или диаметром 2мм и менее зачерняют;
19. Чертежи, содержащие изображения и данные для изготовления деталей называются сборочными.
20. Соединения, многократно встречающиеся в механизмах различных машин называются типовыми.
10-14 – «3» 15-18 – «4» 19-20 – «5»