Теоретические основы обессоливания, обезвоживания нефтей и борьбы с коррозией.
Добытая из недр земли нефть, помимо растворенных в ней газов, содержит некоторое количество примесей - частицы песка, глины, кристаллы солей и воду.
Наличие солей и механических примесей вызывает эрозию и засорение труб печей и теплообменников, понижает коэффициент теплопередачи и повышает зольность мазутов и гудронов. Наличие воды приводит к резкому снижению производительности установки, повышенным расходам топлива и воды вначале для ее испарения и в дальнейшем для ее конденсации. При этом ухудшается четкость ректификации. Растворенные в воде и находящиеся в виде кристаллов в нефти соли ведут себя различно. Хлористый натрий почти не подвергается гидролизу. Хлористый магний подвергается гидролизу с образованием соляной кислоты (HCl), причем гидролиз протекает и при низких температурах. Поэтому соли могут быть причиной коррозии нефтяной аппаратуры. Коррозия аппаратуры, в первую очередь бензиновых конденсаторов и холодильников, усиливается при переработке сернистых нефти. Вначале в присутствии влаги образуется сернистое железо в виде защитной пленки:
Fe + H2S = FeS + H2.
При наличии соляной кислоты пленка превращается в хлорное железо, которое растворяется в воде (FeS + 2HCl = FeCl2 + H2S), оголяя свежий слой железа, вступающего в реакцию с сероводородом и т.д.
Как видим, переработка таких нефти совершенно недопустима. Необходимо нефти подготавливать к переработке не только на нефтепромыслах или головных станциях нефтепроводов, но и на нефтеперерабатывающих заводах. Нефть, поступающая на первичную переработку, не должна содержать солей более 2-5 мг/л, воды более 0,1-0,2 % при отсутствии механических примесей.
Вода и нефть часто образуют трудноразделимую нефтяную эмульсию. В общем случае эмульсия есть система из двух взаимно нерастворимых жидкостей, в которых одна распределена в другой во взвешенном состоянии в виде мельчайших капель. На поверхности капелек из нефтяной среды адсорбируются смолистые вещества, асфальтены, органические кислоты и их соли, растворимые в нефти, а также высокодисперсные частицы тугоплавких парафинов, ила и глины, хорошо смачиваемых нефтью. С течением времени толщина адсорбционной пленки увеличивается, возрастает ее механическая прочность, происходит старение эмульсии. Для предотвращения этого явления в нефть вводят деэмульгаторы. Деэмульгаторы используют при термохимическом, и при электрохимическом обезвоживании нефти. Разрушая поверхностную адсорбционную пленку, деэмульгаторы способствуют слиянию (коалесценции) капелек воды в более крупные капельки, которые при отстое эмульсии отделяются быстрее. Этот процесс ускоряется при повышенных температурах (обычно 80-120 оС), так как при этом размягчается адсорбционная пленка и повышается ее растворимость в нефти, увеличивается скорость движения капелек и снижается вязкость нефти, т.е. улучшаются условия для слияния и оседания капель.
Наиболее стойкие мелкодисперсные нефтяные эмульсии разрушаются с помощью электрического тока. При попадании нефтяной эмульсии в переменное электрическое поле частицы воды, заряженные отрицательно, начинают передвигаться внутри элементарной капли, придавая ей грушевидную форму, острый конец которой обращен к положительно заряженному электроду. При перемене полярности электродов капля претерпевает новое изменение формы, вытягиваясь острым концом в противоположную сторону. Подобные изменения конфигурации капли претерпевают столь часто, сколь велика частота электрического поля. Под воздействием сил притяжения отдельные капли, стремясь передвигаться в электрическом поле по направлению к положительному электроду, сталкиваются друг с другом и при достаточно высоком потенциале заряда наступает пробой оболочки диэлектрика, в результате чего мелкие капли воды укрупняются, что и облегчает их осаждение в электродегидраторе. Во избежание испарения воды, а также в целях снижения газообразования электродегидраторы - аппараты, в которых производится электрическое обезвоживание и обессоливание нефти - работают при повышенном давлении.
В целях предотвращения соляно-кислой коррозии в нефть подается водный раствор каустической (NaOH), в результате чего растворенные в нефти хлориды кальция и магния - переходят в термически устойчивые хлориды натрия, что способствует уменьшению коррозии аппаратуры и трубопроводов
MgCl2 + 2NaOH = Mg(OH)2 + 2NaCl
CaCl2 + 2Na2CO3 = CaCO3 + 2NaCl
Для удаления сероводорода из фракции нк.-62 оС, её защелачивают. Удаление сероводорода из фракций осуществляется по следующим реакциям:
2NaOH + H2S = Na2S + 2H2O
NaOH + H2S = NaHS + H2O
Na2S + H2S = 2NaHS
В присутствии избытка щелочи образуется сульфид натрия (Na2S), при недостатке гидросульфид натрия (NaHS). При выщелачивании бензинов каустической содой (Na2OH) содержащиеся в них меркаптаны частично реагируют по схеме:
RSH + NaOH = RSNa + H2O
Высокомолекулярные меркаптаны извлекаются при выщелачивании бензиновых фракций значительно труднее, чем низкомолекулярные. Для защиты конденсационно-холодильной аппаратуры от сероводородной коррозии в шлемовую линию атмосферной колонны подается раствор аммиачной воды
NH4OH + HCl = NH4Cl + H2O
2NH4OH + H2S = (NH4)2S + 2H2O
вместо раствора аммиачной воды в шлем К-1 подается ингибитор коррозии
Додиген и нейтрализатор коррозии Додикор.
(С целью повышения эффективности противокоррозионной защиты, обеспечения надежной эксплуатации и увеличения срока службы технологического оборудования схемой предусмотрена подача ингибитора коррозии Додиген 481 и нейтрализующего амина Додикора 1830 (вместо аммиака).)
Описание установки.
Установка АВТ-11 состоит из следующих блоков и узлов:
- блок ЭЛОУ,
- блок атмосферной перегонки,
- блок вторичной перегонки бензина,
- блок вакуумной перегонки,
- блок приготовления щелочного раствора,
- блок приготовления депрессорной присадки,
- узел подачи газообразного топлива,
- блок утилизации тепла.
Ниже мы подробно рассмотрим некоторые из блоков этой установки.
Блок ЭЛОУ.
Нефть из резервуаров товарно-сырьевой базы (ТСБ) поступает на прием сырьевых насосов и двумя параллельными потоками прокачивается через теплообменники, где нагревается до температуры не более 120 оС за счет регенерации тепла отходящих фракций и циркуляционных орошений.
Первый поток нефти проходит трубное пространство теплообменника, где нагревается за счет тепла среднего циркуляционного орошения колонны К-2, затем межтрубное пространство теплообменника, в котором нагревается за счет тепла среднего циркуляционного орошения колонны, и поступает в общий коллектор перед первой ступенью ЭЛОУ.
Второй поток нефти проходит трубное пространство другого теплообменника, где нагрев идёт за счет тепла верхнего циркуляционного орошения колонны К-10, затем трубное пространство теплообменника Т2/2, в котором нагревается за счет тепла гудрона, и поступает в общий коллектор перед первой ступенью ЭЛОУ.
Расход нефти по потокам регулируется приборами с коррекцией по уровню эвапоратора К-1, клапаны которых установлены на каждой линии потока нефти перед теплообменниками. Температура нефти каждого потока перед теплообменниками также регистрируется приборами. При работе установки без вакуумного блока во всех трёх теплообменниках предусмотрен нагрев нефти мазутом.
Деэмульгатор из бочки пневматическим химическим насосом подается на прием сырьевых насосов.
Оба потока нефти для выравнивания температуры перед электродегидраторами объединяются в общем коллекторе, в который насосом из спец. емкости вводится вода от электродегидраторов второй ступени. Далее нефть поступает параллельно на все четыре электродегидратора первой ступени. На линии подачи нефти на первую ступень обессоливания после подачи воды имеются смесительные клапаны для перемешивания нефти с водой. Интенсивность перемешивания регулируется перепадом давления на клапанах. Для равномерного распределения нефти в электродегидраторах первой ступени установлена специальная арматура на каждом потоке.
Эмульсионная нефть поступает в электродегидраторы через коллектор, расположенный в нижней части аппарата, по всей его длине. Конструкция коллектора обеспечивает равномерный восходящий поток смеси по всему электродегидратору. Нефть проходит поле высокого напряжения, в результате чего отделяется от содержащейся в ней воды. Затем через зону между верхним электродом и расположенным вверху аппарата по всей его длине коллектором сбора обессоленная нефть выводится из аппарата.
Отделившаяся из нефти вода оседает вниз электродегидраторов. Дренажная вода из электродегидраторов первой ступени поступает в спец. емкость.
Собирающаяся с верха этой емкости нефть направляется на прием насосов. С низа этой емкости дренажная вода после захолаживания в аппарате воздушного охлаждения выводится с установки.
Уровень нефти в емкости регулируется прибором (уровень раздела фаз), клапан которого установлен на линии вывода нефти из этой емкости на прием насосов. Давление в емкости в ней регулируется прибором, клапан которого установлен на линии дренажной воды из емкости.
Частично обессоленная и обезвоженная нефть из верхней части каждого электродегидратора первой ступени обессоливания Э-1/1, Э-2/1, Э-3/1, Э-4/1 поступает в соответствующий электродегидратор второй ступени Э-1/2, Э-2/2, Э-3/2, Э-4/2.
Для промывки нефти во второй ступени используется вода, дренируемая с емкостей Е-1, Е-3, Е-6 и оборотная вода из заводской линии, которые направляется в промежуточную емкость, сюда же подается насосом конденсат из барометрического ящика.
Для нейтрализации органических кислот, находящихся в нефти, используется раствор щелочи, который из емкости Е-9 насосом подается на прием насоса. Предусмотрена также подача раствора щелочи на прием сырьевого насоса.
Промывная вода из емкости Е-20 насосом подается на вторую ступень обессоливания раздельно в каждый из четырех электродегидраторов.
На каждом потоке нефти после подачи воды, как и в первой ступени, имеются смесительные клапаны для перемешивания нефти с водой. Интенсивность перемешивания регулируется перепадом давления на клапанах.
Постоянство уровня в электродегидраторах второй ступени обессоливания поддерживается регуляторами раздела фаз, клапаны которых установлены на линии вывода дренажной воды из каждого электродегидратора второй ступени. Давление в емкости регистрируется спец. прибором.
После электродегидраторов второй ступени обессоливания нефть собирается в общем коллекторе и поступает на блок атмосферной перегонки.
Для предотвращения коррозии оборудования и аппаратуры в схеме предусмотрена подача щелочи (NаОН) взамен соды (Nа2СО3) в линию нефти, поступающей на блок атмосферной перегонки.
В электродегидраторах имеется сигнализация и блокировка верхнего уровня нефти, связанная с подачей напряжения на электроды. При образовании в верхней части электродегидраторов газовых пробок автоматически снимается напряжение на электроды.
На каждом электродегидраторе установлены предохранительные клапаны, которые при превышении давления в аппарате сбрасывают нефть в эвапоратор К-1.
Блок атмосферной перегонки.
Обессоленная и обезвоженная нефть после блока ЭЛОУ прокачивается двумя потоками через теплообменники, где нагревается до 210 оС за счет регенерации тепла отходящих фракций и циркуляционных орошений.
Первый поток обессоленной нефти проходит последовательно трубное пространство трёх теплообменников и далее в межтрубное пространство др. теплообменников. Нагрев нефти в одном теплообменнике осуществляется за счет тепла II погона, в др. 2–Х. теплообменниках за счет тепла нижнего циркуляционного орошения колонны К-2 и в третьих теплообменниках за счет тепла гудрона.
Второй поток обессоленной нефти проходит последовательно трубное пространство теплообменников Т-4/1,Т-4/2 и далее в межтрубное пространство теплообменников Т-6, Т-10/1, Т-10/2. Нагрев нефти осуществляется в теплообменниках Т-4/1,Т-4/2 за счет тепла среднего циркуляционного орошения колонны К-2, в теплообменниках Т-6,Т-10/1 за счет тепла среднего циркуляционного орошения колонны К-10 и в теплообменнике Т-10/2 за счет тепла III погона.
Расход второго потока обессоленной нефти с коррекцией по давлению на блоке ЭЛОУ регулируется прибором, клапан которого установлен на линии второго потока нефти перед теплообменником.
При работе установки без вакуумного блока в теплообменниках предусмотрен нагрев нефти мазутом.
Обессоленная и обезвоженная нефть после теплообменников поступает двумя потоками на 19 тарелку эвапоратора К-1 по двум тангенциальным вводам.
В низ эвапоратора К-1 подается перегретый водяной пар. Расход перегретого водяного пара в эвапоратор К-1 регулируется прибором, клапан которого установлен на линии подачи пара в эвапоратор К-1.
Перегрев водяного пара после блока утилизации тепла осуществляется в пароперегревателях печей. Перегретый водяной пар после пароперегревателей печей поступает в общий коллектор, из которого направляется в колонны К-1, К-2, К-3 и в стриппинги К-6, К-7, К-9, а из пароперегревателя печи - в колонну К-10 и в стриппинги К-11, К-12, К-13. Предусмотрен подвод водяного пара из заводской сети к пароперегревателям печей.
Давление острого пара на установку регулируется прибором, клапан которого установлен на линии подачи острого пара на установку.
С верха эвапоратора К-1 газы, пары бензина и воды проходят через включенные параллельно аппараты воздушного охлаждения и конденсат стекает в емкость, в которой происходит отделение бензина эвапоратора от воды. Отстоявшаяся вода из емкости сбрасывается.
Часть бензина из этой емкости подается насосом в эвапоратор К-1 в качестве орошения, а балансовый избыток перетекает с верха емкости и направляется совместно с бензином колонны К-2 через водяной холодильник в емкость, в которой происходит отделение бензина от газа и воды.
В схеме предусмотрено орошение эвапоратора К-1 нефтью, которая после электродегидраторов второй ступени обессоливания подается на 5 тарелку эвапоратора К-1.
Давление верха эвапоратора К-1 регистрируется прибором. Тепловой режим низа эвапоратора К-1 поддерживается "горячей струей", для чего часть отбензиненной нефти с низа эвапоратора К-1 насосом прокачивается четырьмя параллельными потоками через змеевики печи.
Жидкое топливо на установку поступает из заводской сети. Давление в линии жидкого топлива в печи из заводской сети регулируется прибором, клапан которого установлен на линии возврата жидкого топлива в заводскую сеть.
Давление жидкого топлива в печь с коррекцией по температуре низа эвапоратора К-1 и давление пара в эту печь с коррекцией по соотношению пар: жидкое топливо регулируются спец. приборами (клапанами этих приборов).
Все потоки объединяются на выходе из печи и поступают в низ эвапоратора К-1.
С низа эвапоратора К-1 отбензиненная нефть забирается насосами и восемью параллельными потоками прокачивается через змеевики печей, где нагревается не более 370 оС и подается двумя потоками на 46 тарелку колонны К-2 по двум тангенциальным вводам.
Общий расход, давление отбензиненной нефти и количество отбензиненной нефти на входе в змеевики печей регулируются приборами.
В целях наиболее полного извлечения светлых нефтепродуктов из мазута в нижнюю часть колонны К-2 подается перегретый водяной пар.
С верха колонны К-2 пары бензина и водяные пары проходят через включенные параллельно аппараты воздушного охлаждения и конденсат стекает в емкость.
С целью повышения эффективности противокоррозионной защиты, обеспечения надежной эксплуатации и увеличения срока службы технологического оборудования схемой предусмотрена подача ингибитора коррозии Додиген 481 и нейтрализующего амина Додикора 1830 (вместо аммиака).
Из бочек насосом НД-70 ингибитор коррозии Додиген 481 нейтрализующий амин Додикор 1830 закачиваются в промежуточные емкости.
Ингибитор коррозии Додиген 481 подается из промежуточной емкости пневматическими, дозирующими насосами в шлемовые линии колонн К-1, К-2. Нейтрализующий амин Додикор 1830 подается из промежуточной емкости пневматическим, дозирующим насосом в шлемовую линию колонны К-2 по линии подачи аммиачной воды. Ингибитор коррозии Додиген 481 и нейтрализующий амин Додикор 1830 подаются в систему в виде 1%-ого раствора в бензине. В качестве растворителя используется бензин колонны К-2, который насосом подается в линии подачи реагентов.
В спец. емкости происходит отделение бензина от воды.
Бензин из этой емкости забирается насосом и часть его подается через аппараты воздушного охлаждения наверх колонны К-2 в качестве острого орошения, а балансовый избыток совместно с бензином эвапоратора К-1 через водяной холодильник выводится.
Предусмотрено получение фракций нк. - 180 оС с верха колонны К-2, балансовый избыток которой из емкости насосом через аппарат воздушного охлаждения и водяной холодильник выводится с установки.
С низа колонны К-8 при избыточном давлении до 12 кгс/см2 стабильный бензин направляется на блок вторичной перегонки или через аппарат воздушного охлаждения, водяной холодильник выводится с установки.
Избыточное тепло колонны К-2 снимается тремя циркуляционными орошениями.
Флегма первого (верхнего) циркуляционного орошения, забирается с 15 тарелки колонны К-2 насосом и подается в аппараты воздушного охлаждения. На выходе из аппаратов воздушного охлаждения потоки флегмы объединяются и с температурой 65-70 оС возвращаются на 14-ю тарелку колонны К-2.
Флегма второго (среднего), циркуляционного орошения, забирается с 25 тарелки колонны К-2 насосом, прокачивается через теплообменники, где отдает свое тепло обессоленной нефти. Затем поступает в теплообменник, где отдает свое тепло сырой нефти, и возвращается на 24 тарелку колонны К-2.
Флегма третьего (нижнего) циркуляционного орошения, забирается с 35 тарелки колонны К-2 насосом, прокачивается через теплообменники, где отдает свое тепло обессоленной нефти. Затем поступает в теплообменник, где отдает свое тепло теплофикационной воде и возвращается под 34 тарелку колонны К-2.
Из колонны К-2 в виде бокового погона фракция 120-180 оС с 10 и 12 тарелок отводится на верхнюю тарелку отпарной колонны К-6.
В низ отпарной колонны (стриппинг) К-6 подается перегретый водяной пар.
Фракция 120-180 оС с низа стриппинга К-6 забирается насосом, прокачивается через аппарат воздушного охлаждения, доохлаждается водой в холодильнике и выводится с установки.
С 20,22 тарелок колонны К-2 выводится фракция керосиновая на верхнюю тарелку отпарной колонны (стриппинга) К-7.
В низ стриппинга К-7 подается перегретый водяной пар.
Отпаренные фракции из стриппинга К-7 возвращаются на 20 тарелку колонны К-2.
Фракция керосиновая с низа стриппинга К-7 забирается насосом, прокачивается аппарат воздушного охлаждения Т-33, доохлаждается водой в холодильнике Т-29 и направляется в электроразделители, которые работают как отстойники.
С 30,32 тарелок колонны К-2 выводится фракция 240-290оС на верхнюю тарелку отпарной колонны (стриппинга) К-9.
В низ стриппинга К-9 подается перегретый водяной пар. Отпаренная фракция из стриппинга К-9 возвращаются на 29 тарелку колонны К-2.
Фракция 240-290 оС с низа стриппинга К-9 забирается насосом, прокачивается через теплообменники, для нагрева бензиновой фракции (нк.-140 оС) перед стабилизационной колонной К-8, аппарат воздушного охлаждения и направляется в общую линию вывода дизельного топлива с установки.
С 41 тарелки колонны К-2 насосом откачивается фракция 290-350 оС, которая как теплоноситель проходит через рибойлер, затем направляется в включенные параллельно теплообменники и далее через аппарат воздушного охлаждения и теплообменник для нагрева теплофикационной воды направляется в общую линию вывода дизельного топлива с установки.
Предусмотрена подача депрессорной присадки в поток прямогонного дизельного топлива, направляемого с установки в ПТП. Подача раствора присадки в поток может осуществляться насосом или самотеком по линии выкида в линию прямогонного дизельного топлива с установки АВТ-11 в ПТП.
Предусмотрена также работа колонн К-2 с выводом погонов по схеме:
- фракция керосиновая с 10, 12 тарелок колонны К-2 перетекает на верхнюю тарелку стриппинга К-6. Отпаренные фракции из стриппинга К-6 возвращаются на 10 тарелку колонны К-2. Фракция керосиновая с низа стриппинга К-6 насосом прокачивается через аппарат воздушного охлаждения, холодильник, электроразделители и далее выводится с установки;
- фракция 240-290 оС с 20, 22 тарелок колонны К-2 перетекает на верхнюю тарелку стриппинга К-7. Отпаренные фракции из стриппинга К-7 возвращаются на 20 тарелку колонны К-2.
С низа стриппинга К-7 насосом фракция 240-290 оС прокачиваются через теплообменники, аппарат воздушного охлаждения и далее направляется в общую линию вывода дизельного топлива с установки.
- фракция 290-350 оС с 30, 32 тарелок колонны К-2 откачивается насосом через рибойлер, включенные параллельно теплообменники, затем через аппарат воздушного охлаждения и теплообменник для нагрева теплофикационной воды направляется в общую линию вывода дизельного топлива с установки.
Мазут с низа колонны К-2 забирается насосом и откачивается на вакуумный блок установки.
Блок вакуумной перегонки.
Мазут с низа колонны К-2 забирается насосом и шестью потоками подается в змеевики печи, после нагревания не более 405 оС поступает в вакуумную колонну К-10.
Для снижения разложения мазута при нагревании до высокой температуры, уменьшения коксования печных труб и увеличения доли отгона на входе в колонну К-10 в змеевики каждого потока через печь подается перегретый водяной пар.
В нижнюю часть вакуумной колонны К-10 подается перегретый водяной пар.
На верху колонны К-10 поддерживается остаточное давление не более 60 мм. рт. ст.
Смесь нефтяных и водяных паров, газы разложения вакуумной колонны К-10 поступают в поверхностные конденсаторы, где пары конденсируются, а газы отсасываются трехступенчатым пароэжекторным вакуумным насосом.
Пары и газы после каждого эжектора поступают в промежуточные конденсаторы водяного пара. Образующийся конденсат стекает в барометрический ящик. Несконденсировавшиеся газы разложения с третьей ступени эжекторов отводится в отделитель под уровень воды и нефтепродукта, для создания гидравлического затвора с целью предотвращения засасывания воздуха в вакуумную систему. Газ из отделителя направляется к форсункам печей, где используется как топливо или в атмосферу.
Конденсат из поверхностных конденсаторов стекает в емкость, а из нее в барометрический ящик. Концы труб с поверхностных и промежуточных конденсаторов, емкости и отделителя должны быть выведены в барометрический ящик под уровень воды и нефтепродукта.
С 4 тарелки колонны К-10 насосом забирается флегма первого (верхнего) циркуляционного орошения, прокачивается через теплообменник сырой нефти, аппарат воздушного охлаждения и с температурой 50 оС направляется на 1 тарелку колонны К-10.
Балансовый избыток первого (верхнего) циркуляционного орошения после аппарата воздушного охлаждения направляется в колонну К-2 или совместно с фракцией 290-350 оС направляется в общую линию вывода дизельного топлива с установки.
С 7 тарелки колонны К-10 насосоми забирается флегма второго (среднего) циркуляционного орошения, прокачивается через теплообменники, где отдает свое тепло обессоленной нефти. Затем теплообменник, где отдает свое тепло сырой, аппарат воздушного охлаждения и с температурой 170 оС направляется на 5 тарелку колонны К-10.
С 8 тарелки колонны К-10 выводится в отпарную колонну К-12 (стриппинг) I погон.
В низ отпарной колонны К-12 подается перегретый водяной пар.
Отпаренные фракции из стриппинга К-12 возвращаются на 7 тарелку колонны К-10.
I погон с низа стриппинга К-12 забирается насосом, прокачивается через теплообменник, холодильник, аппарат воздушного охлаждения и выводится с установки. С 10, 12 тарелок колонны К-10 выводится в отпарную колонну (стриппинг) К-11 II погон. В низ отпарной колонны К-11 подается перегретый водяной пар. Отпаренные фракции из стриппинга К-11 возвращаются на 9 тарелку колонны К-10.
II погон с низа стриппинга К-11 забирается насосом, прокачивается через теплообменник обессоленной нефти, аппарат воздушного охлаждения и выводится с установки.
С 14, 16 тарелок колонны К-10 выводится в отпарную колонну (стриппинг) К-13 III погон. В низ отпарной колонны К-13 подается перегретый водяной пар.
Отпаренные фракции из стриппинга К-13 возвращаются на 13 тарелку колонны К-10.
III погон с низа стриппинга К-13 забирается насосом, прокачивается через теплообменник обессоленной нефти, теплообменник теплофикационной воды, аппарат воздушного охлаждения и выводится с установки.
Предусмотрена возможность возврата III погона после теплообменника в колонну К-10 в качестве третьего (нижнего) циркуляционного орошения колонны К-10. С 19 аккумуляторной тарелки колонны К-10 затемненный продукт насосом откачивается с установки или в жидкое топливо или в колонну К-2.
С низа колонны К-10 гудрон забирается насосом, прокачивается через теплообменники обессоленной нефти и теплообменник сырой нефти, параллельно включенные аппараты воздушного охлаждения и далее выводится с установки. Часть гудрона после теплообменников возвращается в низ колонны К-10 для поддержания требуемой температуры низа колонны.