Лекция 5. Модели инновационного процесса
Инновационный процесс - это процесс преобразования знаний в инновации, который можно представить как цепь событий, исходящих от знаний, идей к созданию инноваций, их внедрению и распространению вплоть до возникновения на основе созданных инноваций новых знаний и идей, которые вновь порождают более продвинутые инновации.
Несмотря на то, что исследования - это процесс создания новых знаний, инновации не являются исследованием. Исследования являются делом научных специалистов, инновации - дело предпринимателей.
Необходимо различать инновации как результат научных исследований и разработок и инновации в более широком смысле как результат внедрения нового (либо не использовавшегося в данной области) знания в практическую деятельность (экономическую, социальную, экологическую и т.д.), а также инновационный процесс в узком смысле, – как внедрение результатов НИОКР в хозяйственную деятельность, в широком – динамичное и позитивно оцениваемое внедрение нового (либо не использовавшегося в данной области) знания в практическую деятельность (экономическую, социальную, экологическую и т.д.).
Процесс инновации проходит определённые этапы: проявление цели, формулирование задачи, генерация, селекция, адаптация, внедрение.
Фундаментальные Прикладные Производство Маркетинг Сбыт Диффузия
исследования исследования
Основные факторы влияния на инновационный процесс могут быть сведены в три группы:
- первая группа - мотивационное обеспечение инноваций.
- вторая группа - инновационные ресурсы
- третья группа включает организационно-структурные характеристики.
Первое поколение моделей инновационного процесса – это так называемые «подталкиваемые технологиями» (technologypush) модели. Другое название данных моделей – «линейные», или «неоклассические». Они превалировали с середины 1950-х до конца 1960-х гг. Существуют также «каскадная модель» (Schienstock 1994) и «серийная модель» (Jorde and Teece 1990). Эта модель в основном имеет дело с формальными или явно заданными знаниями, полученными в процессе фундаментальных исследований. Возникновение инноваций рассматривается в качестве линейного процесса, фундаментальные исследования расположены в начале причинно-следственной цепочки, которая заканчивается ростом производительности. Поток знаний является однонаправленным, что означает, что более поздние стадии не предоставляют входные данные для более ранних стадий
В середине 1960-х – начале 1970-х гг. появилось второе поколение линейных моделей - линейно-последовательная, называемая «подтягиваемая спросом» (thedemandpull). Инновации стали результатом сигналов, поступающих с рынка; в отличие от предыдущей модели инновации больше не были результатом новых идей НИОКР, они стали удовлетворять спрос, поступающий от потребителей. В некотором смысле вторую модель инноваций можно назвать «реагирующей» (reactive) на рынок, в то время как неоклассическую модель можно назвать «воздействующей (pro-active)» на рынок.
Интерактивная модель инновационного процесса характеризуется упором на связи технологических способностей и возможностей с потребностями рынка. Иначе она называется - сопряженная модель.
Выделяют обычно три основных типа межорганизационного трансфера технологий (интерактивная модель):
1. передача технологии на стадии НИОКР из научных и исследовательских академических и вузовских организаций в отраслевые или ведомственные лаборатории для доработки и доведения до стадии опытного производства;
2. передача технологии на стадии завершения ОКР из исследовательских организаций в действующие промышленные фирмы для финишного освоения технологии в промышленном масштабе;
3. передача технологии вновь образованным (специально для этой цели) компаниям;
4. передача или возврат технологии (а часто - не собственно технологии, а технического задания на технологию или исследование) для более глубокого изучения и дальнейшего развития.
В интерактивной модели инновационный процесс начинают рассматривать как комбинацию двух предыдущих моделей, новые знания комбинировались со старыми.
Инновационный процесс начинался с осознания новой рыночной возможности и создания инновации или с изобретения и далее создания инновации, затем следовало создание продукта и его производство.
Интерактивная модель, так или иначе, оставалась линейной. В середине 1980-х новая организация производства на японских предприятиях привела к появлению нового поколения моделей инновационного процесса – интегрированных.
В данных моделях акцент делался на интеграцию исследований и разработок с производством и на более тесное сотрудничество с поставщиками и покупателями. Различные подразделения предприятий интегрировались для создания нового продукта, позволяя предприятию уменьшать срок разработки продукта при одновременном снижении издержек. В то же время значительно увеличилось горизонтальное сотрудничество (создание совместных предприятий, стратегических альянсов). В данной модели делается акцент на параллельную деятельность всех звеньев инновационного процесса, одновременную работу над новой идеей нескольких групп специалистов, на интеграцию вертикальных и горизонтальных связей исследований и разработок с производством, на более тесное сотрудничество с поставщиками, инвесторами и покупателями.
Метод сетевого планирования — это совокупность определенных приемов, позволяющих с помощью сетевого графика (сетевой модели) рационально осуществлять всю программу управления инновациями.
Основой сетевого планирования является графическое изображение плана (сетевой график), который отражает технологическую и логическую взаимосвязь всех операций предстоящей работы.