Лекция 2. Национальные инновационные системы и государственное регулирование инновационной сферы
ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО
Факультет управления
Конспект лекций
Для студентов дневной формы обучения
«Инновационный менеджмент»
специальности7.050201 "Менеджмент организаций"
образовательно-квалификационного уровня «бакалавр»
профессионального направления подготовки 0502«менеджмент»
специальность 7.050201 «Менеджмент»
Составитель:
Бузни А.Н.
Рассмотрена и рекомендована на
заседании кафедры менеджмента и маркетинга
от «……»……2009 г. (протокол №………)
Симферополь,2010
Содержание лекций по дисциплине
«Инновационный менеджмент»
Лекция 1. Основные понятия инновационного процесса
Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности.
Наука – это систематизированное знание объектов любой природы, выраженное в формах, обеспечивающих общее, одинаковое его освоение и понимание.
Наука – это форма общественного сознания, отражающая в своём содержании, целях, ценностных установках, философско-мировоззренческих предпосылках общественное бытиё.
Науковедение – это отрасль знаний, изучающая закономерности функционирования и развития науки как специфического социального института и особой формы деятельности, её структуру и динамику, взаимодействие с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества.
Инновация определяется как конечный результат деятельности по реализации нового или усовершенствования реализуемого на рынке продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
От понятия «инновация» следует отличать другое – «инновационный процесс», под которым следует понимать процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
Различают три логических формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный.
По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения. Первое, в основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства.
Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени, это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.
Исходя из названных определений, можно назвать основные этапы инновационного процесса, который ещё принято называть циклом «наука-производство» или кратко НИОКР.
Под научной работой понимают исследовательскую деятельность, направленную на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации.
Фундаментальные исследования– это экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний о закономерностях развития природы, общества, человека, их взаимосвязей. Они могут заканчиваться рекомендациями по постановке прикладных исследований для определения возможностей практического использования полученных научных результатов, научными публикациями и т.п.
Прикладные исследования – это научная и научно-техническая деятельность, направленная на получение и использование знаний для практических целей. Конечным их результатом являются результаты по созданию технических нововведений (инноваций).
Опытно-конструкторские разработки выделяются в особый вид научной или научно-производственной деятельности. К числу опытно-конструкторских разработок относятся: конструирование, производство и оценка изделий, изготовленных для испытаний в условиях, приближённых к условиям эксплуатации; эксплуатационные испытания новых устройств, а также материалов и процессов.
Названные этапы инновационного цикла выполняются, как правило, специальными научными или опытно-конструкторскими организациями. Фундаментальные исследования выполняются преимущественно в организациях, имеющих статус академических. В Украине это прежде всего государственные академии: Национальная академия наук Украины, УААН, Академия медицинских наук, Академия юридических наук, академия педагогических наук, а также принадлежащие им институты, которые однако уже выполняют и прикладные исследования, причём иногда даже в большей мере, чем фундаментальные.
Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.
Инновационные менеджеры могут действовать в различных организационных структурах (академии наук, вузы, научные общества, исследовательские организации, конструкторские бюро и др.),выполняя функции создания творческих коллективов, поиска и распространения новшеств, формирование портфеля заказов на научные исследования и разработки. Они управляют научными коллективами, занимаются координацией научных исследований и должны обладать качествами традиционного менеджера и ученого исследователя, а также быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность нововведений.
Лекция 8. Планирование нововведений как инструмент развития предприятия
Планирование деятельности предприятия является составляющей эффективного управления, так как именно с помощью планов предприятие может осуществлять организацию запланированных работ, мотивацию персонала, контроль результатов деятельности на основе оценки плановых показателей
Основными классификационными признаками типа планирования являются: степень неопределенности, временная ориентация и горизонт. Степень неопределенности планирования связана с предсказуемостью результатов. В случае полной определенности используются детерминированные системы, а в случае отсутствия полной предсказуемости результатов - вероятные (стохастические) системы.
Преимуществами реактивного планирования следует считать возможность использования минувшего опыта.
Положительными сторонами инактивного (инертного) планирования является принятие таких действий, которые не приводят к катастрофическим следствиям, и потому банкротство предприятия не может быть неожиданным.
Преактивное планирование основано на учете будущих изменений и факторов внешней среды в процессе планирования.
Интерактивное планирование рассматривается как проектирование будущего предприятия, оно максимально мобилизует творческие способности работников предприятия и предусматривает возможность контроля будущего.
Процесс планирования деятельности предприятия включает две основные стадии:
1. Разработка стратегии деятельности - стратегическое планирование.
2. Определение тактики реализации избранной стратегии – оперативное или тактическое планирование.
Особое значение в современных условиях имеет выбор рынка и оценка его привлекательности, так как он не однороден и подразделяется на сегменты, по каждому из которых предприятие решает конкретные задачи продажи своей продукции.
Величина финансовых затрат определяется с учетом: необходимых инвестиций в разработку и внедрение продукции для определенной позиции на рынке и объема продаж; конкурентоспособности предприятия и создания имиджа продукции; уровня цен; затрат на рекламу, формирования спроса, содействия сбыту, вознаграждения посредников и предоставления услуг потребителям и др.
Определение уровня цены на единицу продукции предполагает проведение разнообразных расчетов на основе политики цен относительно каждого конкретного рынка (сегмента). Цены на продукцию должны оказывать содействие поступлению доходов, которые покрывают затраты производства и обеспечивают прибыль. Процесс ценообразования включает: установление целей, ценовой политики, оценку спроса на продукцию, анализ затрат, изучение цен на продукцию конкурентов, выбор метода ценообразования и установление цены.
Важным этапом стратегического планирования является процесс формирования портфеля инновационных проектов, сложность которого обусловлена неопределенностью и недостаточностью информации, отсутствием требований ринка в начале работы над проектами, нестабильностью экономической ситуации и ограниченность информации о зарубежных рынках сбыта.
Планирование инноваций является эффективным средством мобилизации коллектива предприятия и разумного использования научно-производственного потенциала с целью усиления рыночных позиций. Приоритетными направлениями развития инноваций в условиях отечественной экономики являются интенсивный, диверсифицированный и интеграционный. Такое распределение позволяет рассматривать интенсивное и экстенсивное развитие с точки зрения привлечения материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью выпуска дополнительной продукции.
Тактическое планирование представляет собою процесс принятия решений по распределению ресурсов предприятия для достижения его стратегических целей. Разница между стратегическим и тактическим планированием состоит в том, что тактическое планирование в отличие от стратегического, которое решает вопрос - чего добивается предприятие, сосредоточенно на вопросе - как предприятие может достичь запланированного состояния развития.
С точки зрения рынка жизненный цикл продукции определяется начальным спросом на нее, а потом спросом, вызванным необходимостью замены продукции. При этом продукция подразделяется на три группы:
1. Продукция, которая покупается единовременно.
2. Продукция, покупаемая нечасто.
3. Продукция, покупаемая часто.
От стадии развития жизненного цикла зависит получение разного дохода. Стратегия инновационного развития предприятия должна базироваться на правильно сбалансированном портфеле продукции, которая сформирована таким образом, чтобы новая продукция финансировалась за счет денежных потоков от продукции, которая уже закрепилось на рынке.
ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО
Факультет управления
Конспект лекций
Для студентов дневной формы обучения
«Инновационный менеджмент»
специальности7.050201 "Менеджмент организаций"
образовательно-квалификационного уровня «бакалавр»
профессионального направления подготовки 0502«менеджмент»
специальность 7.050201 «Менеджмент»
Составитель:
Бузни А.Н.
Рассмотрена и рекомендована на
заседании кафедры менеджмента и маркетинга
от «……»……2009 г. (протокол №………)
Симферополь,2010
Содержание лекций по дисциплине
«Инновационный менеджмент»
Лекция 1. Основные понятия инновационного процесса
Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности.
Наука – это систематизированное знание объектов любой природы, выраженное в формах, обеспечивающих общее, одинаковое его освоение и понимание.
Наука – это форма общественного сознания, отражающая в своём содержании, целях, ценностных установках, философско-мировоззренческих предпосылках общественное бытиё.
Науковедение – это отрасль знаний, изучающая закономерности функционирования и развития науки как специфического социального института и особой формы деятельности, её структуру и динамику, взаимодействие с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества.
Инновация определяется как конечный результат деятельности по реализации нового или усовершенствования реализуемого на рынке продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
От понятия «инновация» следует отличать другое – «инновационный процесс», под которым следует понимать процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
Различают три логических формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный.
По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения. Первое, в основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства.
Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени, это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.
Исходя из названных определений, можно назвать основные этапы инновационного процесса, который ещё принято называть циклом «наука-производство» или кратко НИОКР.
Под научной работой понимают исследовательскую деятельность, направленную на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации.
Фундаментальные исследования– это экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний о закономерностях развития природы, общества, человека, их взаимосвязей. Они могут заканчиваться рекомендациями по постановке прикладных исследований для определения возможностей практического использования полученных научных результатов, научными публикациями и т.п.
Прикладные исследования – это научная и научно-техническая деятельность, направленная на получение и использование знаний для практических целей. Конечным их результатом являются результаты по созданию технических нововведений (инноваций).
Опытно-конструкторские разработки выделяются в особый вид научной или научно-производственной деятельности. К числу опытно-конструкторских разработок относятся: конструирование, производство и оценка изделий, изготовленных для испытаний в условиях, приближённых к условиям эксплуатации; эксплуатационные испытания новых устройств, а также материалов и процессов.
Названные этапы инновационного цикла выполняются, как правило, специальными научными или опытно-конструкторскими организациями. Фундаментальные исследования выполняются преимущественно в организациях, имеющих статус академических. В Украине это прежде всего государственные академии: Национальная академия наук Украины, УААН, Академия медицинских наук, Академия юридических наук, академия педагогических наук, а также принадлежащие им институты, которые однако уже выполняют и прикладные исследования, причём иногда даже в большей мере, чем фундаментальные.
Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.
Инновационные менеджеры могут действовать в различных организационных структурах (академии наук, вузы, научные общества, исследовательские организации, конструкторские бюро и др.),выполняя функции создания творческих коллективов, поиска и распространения новшеств, формирование портфеля заказов на научные исследования и разработки. Они управляют научными коллективами, занимаются координацией научных исследований и должны обладать качествами традиционного менеджера и ученого исследователя, а также быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность нововведений.
Лекция 2. Национальные инновационные системы и государственное регулирование инновационной сферы
Национальные инновационные системы (НИС) – это совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ (мелкие и крупные компании, университеты, гослаборатории, технопарки и инкубаторы). В то же время НИС – комплекс институтов правового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности.
НИС формируется под влиянием множества факторов: размеры страны, природные и трудовые ресурсы, особенности исторического развития, форм предпринимательской деятельности и т.п.
В настоящее время в развитых странах возрастает наукоемкость всей общественной жизни. Здесь наука не только ускоряет развитие общественного производства, но и становится структурообразующим фактором, причиной возникновения и стремительного прогресса новых отраслей индустрии и сферы услуг, предлагая такие новшества в области электроники, конструкционных материалов, биотехнологии, информатики, которые приводят к качественным изменениям общественного производства и всей жизнедеятельности людей.
Организационные формы интеграции науки и производства в США включают партнерство (соглашение университета и фирмы об углубленной проработке конкретной проблемы до определенной технологии и передачи ее на рынке), консорциум (соглашение университета с группой компаний, направленное обычно на проведение прикладных исследований), объединение (форма сотрудничества, решающая краткосрочную задачу), центры прикладных исследований, затем созданные на их основе промышленно-университетские кооперативные научно-исследовательские центры, которые на 50% обеспечиваются финансированием национальным научным фондом (NSF) США, а в остальном - заинтересованной корпорацией.
Научным парком называют специально подготовленную территорию, на которой находятся связанные между собой лаборатории, пункты централизованного технического снабжения, институты, экспериментальные производства, промышленные предприятия, занятые научно-техническими работами, пользующимися особенно высоким спросом.
Одним из заметных явлений инновационного процесса в развитых странах стало массовое возникновение мелких исследовательских и внедренческих фирм наукоемких отраслей на основе новых форм финансового обеспечения их деятельности, в выработке которых особая роль принадлежит государству. Государство прибегает к рисковому финансированию, передавая для освоения тот или иной результат НИР венчурным фирмам, финансируемым частным капиталом.
Для стимулирования инвестиций рискового капитала правительства используют налоговые и другие льготы, распространяющиеся на индивидуальных инвесторов, на фирмы, участвующие в венчурных предприятиях через фонды или свои филиалы, на фонды и на сами венчурные предприятия.
В ряде стран (США, Япония, Франция, ФРГ, Китай) получила популярность идея "выращивания" инновационных предприятий на основе так называемых "инкубаторов".
Термином "инкубатор" стали обозначать специальные подразделения, создаваемые при вузах, компаниях или государственных (!) учреждениях с целью "выращивания" новых компаний и оказания различных услуг предпринимательству. Формы и названия их различны: технические станции, венчуры, грюндерские центры и др.
Мелкий бизнес по своей природе является более инновационным по сравнению с крупным, поскольку само создание мелких фирм чаще всего связано с попыткой коммерческого использования какого-либо новшества. При этом для мелких фирм инновации сопряжены с меньшим риском, так как возможные неудачи не подрывают коммерческую репутацию всей остальной продукции компании. Общей особенностью деятельности мелких наукоемких фирм является преимущественное их сосредоточение на последних стадиях инновационного цикла — организации опытно-конструкторских разработок; такие фирмы призваны обеспечивать технологическую готовность изделия к производству.
В странах Западной Европы преобладает модель инновационного процесса под названием "Международная межфирменная кооперация — метод повышения эффективности НИОКР", которая отличается от моделей "Рисковое венчурное предпринимательство" США и "Новые формы взаимодействия людей в инновационном процессе" Японии. В каком-то смысле формы взаимодействия научно-технических идей в Европе занимают промежуточное между американской и японской практикой положение.
Если в США и Японии наблюдается преимущественный вклад мелкого бизнеса в современные направления НТП, то для европейских стран носителями пионерных разработок являются главным образом крупные и крупнейшие корпорации.
Одной из разновидностей межфирменной кооперации в сфере международных отношений в последние годы является стремление к совместному решению важнейших финансовых, технических, производственных и других вопросов. Такие соглашения получили название стратегических или научно-технических альянсов (НТА).
Научно-техническим альянсом принято называть устойчивое объединение фирм различных размеров между собой или с университетами, государственными лабораториями на основе соглашения о совместном финансировании НИОКР, разработке или усовершенствовании продукции. Если партнеры по альянсу — из разных стран, то он становится международным.
Система государственной поддержки имеет единую основу — стремление к формированию благоприятных налоговых, кредитных и других финансовых условий для развития мелких научно-технических фирм.
Так, в Великобритании наряду с поддержкой инновационных программ как крупных, так и мелких фирм (дотациями на промышленные изделия, кредитами и т. п.) существует система страхования займов, которые берут мелкие фирмы. Она направлена на обеспечение банковских кредитов и гарантирует возврат среднесрочных займов (в течение двух-семи лет).
Значительную часть льгот мелкий бизнес получает через Европейский инновационный банк и Европейскую угольную и стальную компанию, которые выдают ему специальные фиксированные безвозвратные займы. Наряду с системой региональных грантов и региональной селективной помощи они способствуют развитию и защите мелкого бизнеса.
Системой налогообложения для малых фирм предусмотрены и существенные льготы — пониженные ставки налогов на специальные расходы, уменьшенный корпоративный налог, отмена налога на запасы, ускоренная амортизация и т. п.
Международной стратегией выделены пять источников финансирования НИОКР. К основным из них следует отнести два: средства государства (государственное финансирование) и средства промышленных фирм (частное финансирование).
В общем, доля государства в финансировании гражданских НИОКР во Франции составляет 42 %, в ФРГ — 36,5, в Великобритании — 26 %.
В Украине практически отсутствует взвешенная инвестиционная политика государства, которая стимулировала бы развитие промышленного производства.
Направлениями институционального обеспечения инновационного развития следует считать:
- институционально-правовое обеспечение;
- реформирование форм собственности институтов инновационной сферы;
- совершенствование системы управления научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими учреждениями и их организационных форм;
- формирование новых инновационных институций в составе производственных предприятий, научно-производственных комплексов и других корпоративных структур;
-формирование финансово-координационных институтов инновационного развития;
- привлечение институциональных инвесторов в инновационную сферу деятельности;
-институционально-информационное обеспечение;
-региональное институциональное обеспечение.
Следует отметить, что, несмотря на трудности, инновационная сфера Украины сохраняет жизнеспособность и тенденции к развитию. Однако роль государства в этом процессе должна быть более значительной.