Характера местности, дорог и топографической карты

Характер местности и дорог Коэффициент увеличения длины маршрута Kуд.м при масштабе карты
1:50 000 1:100 000 1:200 000
Равнинная местность Среднепересеченная (холмистая) местность Сильнопересеченная (горная) местность Дорога прямая Дорога извилистая Дорога сильно извилистая 1,00 1,05   1,15   1,00 1,05 1,15 1,00 1,10   1,20   1,00 1,10 1,20 1,10 1,15   1,25   1,10 1,15 1,25

Если после совершения марша подразделение переходит в наступление, то предполагаемый расход моторесурса определяется как составляющее предполагаемого расхода моторесурса на марше (S1) и в ходе наступления (S2):

Sc = S1 + S2 , км;

S2 = Lдз . Км, км,

где S2 - предполагаемый расход моторесурса в наступлении, км;

Lдз - глубина дальнейшей задачи, км;

Км - коэффициент маневра в зависимости от вида вооружения и техники.

Общий расход за выполнение боевой задачи (Sбз) тогда будет:

Sбз = Sс . d, км,

где d - продолжительность выполнения боевой задачи, сут.

Таблица 13.2.

Значение коэффициента Kм в зависимости от вида боевых действий

Вид боевых действий Коэффициент маневра, Км
Танки БМП БТР Базовые машины
  Встречный бой     2,0-2,5   1,9-2,3   1,7-1,9   1,5-1,8  

Фактический запас моторесурсов (Sз) определяется путем снятия показаний со спидометра машин.

Таким образом, конкретный вид технического обслуживания определяется путем сопоставления Sз и Sc (Sбз), если Sc (Sбз) > Sз, то при подготовке вооружения и техники к маршу необходимо проводить номерное техническое обслуживание (ТО-1 или ТО-2), если Sc (Sбз) < Sз, то достаточно выполнить работы ЕТО.

При ограниченных сроках подготовки вооружения и техники к маршу при проведении номерного технического обслуживания в первую очередь выполняются только основные работы номерного технического обслуживания, а менее важные работы выполняются в ходе марша на привалах, в районах дневного (ночного) отдыха.

В любом случае выполняются мероприятия по пополнению машин боеприпасами и дозаправка ГСМ, проверка регулировок приводов управления, исправности вооружения, средств связи, приборов освещения и приборов ночного видения, проверка средств запуска и укомплектованности машин буксирными тросами (жесткими буксирами на автомобилях), средствами самовытаскивания и повышенной проходимости, правильности укладки и крепления возимого на машинах имущества. Особое внимание обращается на ходовую часть вооружения и техники. Изношенные детали и узлы гусеничных и колесных движителей должны быть заменены.

При подготовке вооружения и техники к маршу в начальный период войны в ППД, районах формирования колонн, исходных районах вооружению и технике, находящимся на хранении в мирное время, обычно проводится КО или ЕТО, а вооружению и технике, находящимся в эксплуатации, в том числе и технике, поступающей из народного хозяйства - ТО-1 или ТО-2 и дополнительные работы.

Очередность выполнения работ на каждой машине устанавливает заместитель командира батальона (роты) по вооружению, исходя из реального технического состояния машины.

Работы по обслуживанию вооружения и техники выполняют экипажи (расчеты, водители) машин под руководством заместителей командиров рот по вооружению при активном участи ВТО батальона, а также с использованием тех сил и средств, которые выделяются старшим начальником.

Для обеспечения безотказной работы машин, имеющих большой пробег, может потребоваться проведение дополнительных работ, не предусмотренных объемом очередного обслуживания, например, замена гусениц, прокладок выпускных коллекторов, пакета дисков главного фрикциона, лент планетарных механизмов поворота, дюритных патрубков и т.д.

Это увеличит время на подготовку машин к маршу, а также потребует привлечения сил и средств технического обеспечения не только батальона, но и специалистов ремонтной роты полка.

Для сокращения времени на подготовку вооружения и техники к маршу заместитель командира батальона по вооружению должен правильно организовать работу личного состава взвода технического обслуживания батальона с мастерской технического обслуживания (МТО), а так же тех сил и средств, которые выделяются старшим начальником.

Мастерская технического обслуживания является многофункциональным подвижным средством батальона, предназначенным для выполнения сложных и трудоемких работ технического обслуживания и ремонта, которые не могут быть выполнены членами экипажей танков.

Подразделения и части, имеющие на вооружении гусеничную БТВТ (кроме БМП) и машины на их базе укомплектовываются мастерскими МТО-80, МТО-БТ. При проведении технического обслуживания и ремонте бронетанковой техники с помощью оборудования мастерских можно выполнить следующие работы:

- наружную мойку и подкраску БТВТ;

- дозаправку БТВТ топливом из посторонней емкости;

- заправку агрегатов и узлов маслами, смазками;

- механизированную промывку кассет воздухоочистителей и их промасливание;

- эксплуатационную регулировку агрегатов, узлов механизмов и приводов их управления;

- проверку исправности и эксплуатационную регулировку электрооборудования, систем ППО и ПАЗ;

- устранение мелких неисправностей и замену агрегатов и узлов силовой установки;

- замену узлов и агрегатов ходовой части БТВТ: опорных и поддерживающих катков, направляющих и ведущих колес, балансиров, торсионных валов, гидравлических амортизаторов, бортовых передач.

Кроме этих работ с использованием оборудования МТО-БТ дополнительно выполняются: пуск двигателей объектов БТВТ от внешнего источника питания; подзаряд и заряд аккумуляторных батарей обслуживаемого объекта; сварка черных металлов.

В состав взвода технического обслуживания батальона входят не только специалисты, выполняющие демонтажные работы, но и специалист по вооружению, электроспецоборудованию и танковым радиостанциям.

Опыт войск показывает, что правильное использование МТО и личного состава взвода технического обслуживания батальона при выполнении работ технического обслуживания на танках Т-72 и Т-80 позволяет сократить продолжительность обслуживания на 20-25 % по сравнению с продолжительностью обслуживания этих машин только с помощью комплекта ЗИП.

При подготовке вооружения и техники к маршу МТО целесообразно использовать в ротах поочередно. Порядок ее использования определяет заместитель командира батальона по вооружению в зависимости от условий обстановки, технического состояния машин и первоочередности обслуживания.

На первом этапе МТО целесообразно развернуть в центре обслуживаемой роты. По указанию заместителя командира роты по вооружению механики-водители снимают с машин фильтры систем двигателя и передают в МТО, где их промывают два специалиста из взвода технического обслуживания. Оставшиеся специалисты взвода работают на танках, проверяя и обслуживая вооружение, электроспецоборудование, радиостанции и т.д. и устраняя обнаруженные неисправности. Очередность работ личного состава взвода технического обслуживания на каждой машине роты устанавливает заместитель командира роты по вооружению, исходя из конкретной потребности их выполнения. Так, например, на одном танке в первую очередь необходимо проверить регулировку приводов управления БКП, на другом - устранить неисправность в цепи стартера-генератора, на третьем - прежде всего, выявить и устранить отказы в работе механизма заряжения и т.д.

После окончания промывки фильтров при необходимости проводится поочередная смазка узлов ходовой части с помощью заправочного агрегата АЗ-1Э (АЗ-1). Эти работы выполняются теми же специалистами МТО. Заправочные пробки узлов ходовой части должны быть заранее сняты механиками-водителями или другими членами экипажей.

Завершив всю работу в одной роте, МТО и взвод технического обслуживания направляются в другую, затем в третью роту.

Наряду с выполнением работ по техническому обслуживанию в батальоне (роте) при подготовке к маршу выполняются работы по завершению ремонта неисправного вооружения и техники с таким расчетом, чтобы к его началу возвратить в строй максимальное ее количество и своевременно подготовить ремонтные подразделения к выполнению задач технического обеспечения на марше.

В батальоне (роте) выполняется несложный текущий ремонт с объемом ремонтных работ до 10 чел\ч., как правило экипажами (расчетами, водителями) неисправных машин с использованием сил и средств взвода технического обслуживания.

Во всех случаях в первую очередь завершается восстановление неисправного вооружения и техники подразделений и частей с небольшим объемом ремонтных работ. Неисправные вооружение и техника подразделений, ремонт которых не может быть завершен своими силами и средствами к сроку готовности к маршу, по указанию заместителя командира полка по вооружению передаются ремонтной роте полка или ремонтно-восстановительным органам старшего начальника, при этом должны быть указаны: порядок, место и срок передачи. В подразделении экипаж выполняет все подготовительные работы, а заместитель командира роты по вооружению с начальником бронетанковой службы полка готовят необходимые документы на передачу (акт технического состояния машины Ф.12), формуляр (паспорт машины), решают вопросы о доукомплектовании подразделения вооружением и техникой взамен переданных машин.

Одновременно с подготовкой вооружения и техники боевых подразделений необходимо готовить к маршу силы и средства взвода технического обслуживания, взвода обеспечения, взвода связи и батальонного медицинского пункта, при этом на технике проводятся работы очередного технического обслуживания, устранение выявленных недостатков и неисправностей. Особое внимание при этом уделяется на проверку работоспособности и крепления оборудования, мастерские пополняются запасными частями до установленных норм.

К началу марша взвод технического обслуживания должен быть освобожден от ремонтного фонда. С этой целью неисправные машины, которые не могут быть восстановлены силами и средствами старшего начальника по службе, передаются местным воинским частям.

Высокая боевая готовность и боеспособность танковых (мотострелковых) подразделений существенным образом зависят от уровня подготовленности личного состава, использующего вооружение и технику в условиях современного общевойскового боя.

Техническая подготовка экипажей (расчетов, водителей), и специальная подготовка личного состава подразделений технического обеспечения к маршу проводятся в целях достижения высоких скоростей движения, повышения маршевой выучки подразделений, изучения особенностей предстоящего марша, совершенствования навыков в обслуживании и устранении неисправностей на машинах в ходе марша.

От уровня их знаний и условий зависит реализация боевых возможностей, заложенных в конструкцию вооружения и техники, надежность и длительность ее работы, успешное решение задач по восстановлению машин.

Эти положения подтверждаются опытом локальных войн, опытом эксплуатации вооружения и техники в условиях мирной обстановки.

В тоже время недооценка вопросов подготовки личного состава, использующего вооружение и технику, даже в мирных условиях, приводит к большому количеству выхода ее из строя. Опыт ведения боевых действий в Чеченской республике показал, что некоторая часть специалистов-ремонтников не знает подвижных средств ремонта и обслуживания вооружения и техники, не умеет ремонтировать вышедшие из строя вооружение и технику.

То есть, роль и значение технической и специальной подготовки в современных условиях не снизилась, а наоборот, она возрастает, особенно при подготовке подразделений к совершению марша.

Методы и тематика занятий зависят от наличия времени на подготовку к маршу, условий и характера предстоящего марша, практических навыков и опыта механиков-водителей (водителей) по вождению машин в колоннах, выполнению работ по техническому обслуживанию и устранению неисправностей.

Основное внимание при подготовке личного состава уделяется совершенствованию навыков вождения и обслуживания техники, а также изучению порядка и правил выполнения восстановительных работ.

Занятия в ротах проводятся под руководством заместителей командиров рот по вооружению, а с подразделениями технического обеспечения - заместителем командира батальона по вооружению. При этом наибольший эффект в углублении знаний и совершенствовании навыков экипажей (расчетов, водителей), специалистов-ремонтников достигается практическими занятиями, однако для их проведения требуется свободное время, которого в ряде случаев может и не быть.

Во всех случаях, независимо от знаний и практического опыта механиков-водителей (водителей), специалистов-ремонтников, степени их подготовки к предстоящему маршу, с ними необходимо провести инструктаж.

При инструктаже механиков-водителей (водителей) необходимо указать: протяженность марша, маршрут движения подразделения; труднопроходимые участки маршрута и способы их преодоления; объем, места и порядок технического обслуживания машин на марше, организацию дозаправки техники, порядок оказания помощи экипажам (расчетам, водителям) неисправных и застрявших машин; порядок контроля за работой систем, узлов и агрегатов машин. Кроме того, в обязательном порядке даются указания по соблюдению дисциплины марша и мер безопасности при движении.

Особое внимание должно быть обращено на техническую подготовку, проверку знаний, умений и навыков механиков-водителей (водителей), поступающих на доукомплектование танковых (мотострелковых) подразделений и имеющих недостаточный опыт эвакуации вооружения и техники в условиях боевых действий. При этом заместители командиров подразделений по вооружению должны предусмотреть равномерное распределение механиков-водителей (водителей) между экипажами. Для этого в каждом экипаже танка (БМП, БТР) один-два его члена должны иметь практический опыт использования машин в различных видах боевых действий, чтобы прибывший на доукомплектование экипажа личный состав вливался в коллективы со сложившимися боевыми традициями.

Обмен опытом между членами экипажей, участвующих в боевых действиях и прибывших на доукомплектование личным составом, является высокоэффективным методом обучения и позволяет существенным образом сократить потребное время для слаживания экипажей в выполнении работ по техническому обслуживанию вооружения и техники, выполнению ремонтно-восстановительных работ и др.

С личным составом подразделений технического обеспечения батальона заместителем командира батальона по вооружению проводятся занятия (инструктажи) по вопросам оказания помощи экипажам (расчетам, водителям) при техническом обслуживании, устранении неисправностей и ремонте машин в районах привалов и дневного (ночного) отдыха, а также по их действиям в составе замыкания батальона, спасательно-эвакуационных группах, ремонтно-эвакуационной группы (если марш совершается в предвидении вступления в бой с противником), организации управления силами и средствами технического обеспечения.

При необходимости проводятся тренировки по развертыванию и подготовке к работе ремонтных мастерских, средств эвакуации, по выполнению отдельных работ и нормативов, других работ, необходимость которых вытекает из условий осуществления технического обеспечения подразделений на марше. Боеспособность танковых (мотострелковых) подразделений определяется не только наличием в их составе исправного вооружения и техники, их готовности к использованию при ведении боевых действий, но и обеспеченностью их ракетами и боеприпасами, как основными средствами поражающими противника.

При совершении марша подразделением в предвидении вступления в бой с противником, противник еще в исходном районе будет наносить огневое поражение нашим подразделениям, тем самым будет стремиться сорвать выполнение поставленных задач батальона (роты). Таким образом, обеспечение подразделений в исходном районе для совершения марша ракетами и боеприпасами, восполнение их расхода и потерь в ходе марша будет важнейшим мероприятием технического обеспечения. При подготовке к маршу, независимо от условий совершения марша, подразделение в исходном районе пополняется ракетами и боеприпасами до установленных норм, определенных приказом МО РФ, при этом особое внимание уделяется правильности загрузки боеприпасов и надежность их крепления. Боеприпасы, содержащиеся при зенитном вооружении, приводятся в готовность к боевому применению.

Ответственность за обеспечение ракетами и боеприпасами в подразделении несут командиры подразделений и заместитель командира батальона (роты) по вооружению. Поэтому, заместитель командира батальона (роты) по вооружению должен вести учет боеприпасов в подразделении и своевременно докладывать старшему начальнику по службе об их расходе.

При подготовке к маршу доставка боеприпасов в подразделения осуществляется, как правило, силами и средствами старшего начальника по принципу “сверху вниз”. По заявке заместителя командира батальона (роты) по вооружению транспортом подвоза боеприпасов старшего начальника в установленное время подвозит боеприпасы прямо к боевым машинам, в дальнейшем под руководством командиров подразделений и заместителя командира роты по вооружению осуществляется загрузка боеприпасов в машины. В некоторых случаях для пополнения боевого комплекта танка (БМП, БТР) может использоваться транспорт батальона из состава ВОБ, однако к началу марша возимый запас боеприпасов батальона должен быть пополнен до установленных норм.

Во всех случаях, заместитель командира роты по вооружению по указанию заместителя командира батальона по вооружению в определенное им время встречает транспорт с боеприпасами в установленном месте, с последующим докладом об этом. Далее совместно с командирами подразделений он организует подготовку боеприпасов к загрузке (удаление со снарядов смазок, песка, грязи, осмотр и группировку их по назначению, партиям сборки) и загрузку их в машины, при этом уделяется особое внимание соблюдению мер безопасности. При совершении батальоном марша в предвидении вступления в бой с противником в качестве передового отряда или авангарда могут создаваться дополнительные запасы боеприпасов, которые перевозятся на выделенных из РМО автомобилях, при этом к началу марша они должны занять установленные места в походном порядке батальона.

При организации технического обеспечения марша заместитель командира батальона (роты) по вооружению для решения задач по восстановлению вооружению и техники в ходе марша должен определить вероятный выход ВВТ из строя по эксплуатационно-техническим причинам и возможности по их устранению. Величина выхода из строя вооружения и техники (Rсут) по техническим причинам за период (S, км) может быть определена из следующего выражения:

Rсут = Woi . Ni . S . 10-3 . d ед.,

где Rсут - величина выхода ВВТ из строя по техническим причинам, ед.

Woi - параметр потока отказов i-го образца вооружения, кол. отказов ;

1000 км

Ni - количество образцов, участвующих в марше, ед.;

S - протяженность маршрута, км;

d - количество суточных переходов.

Значение Woi для различных образцов ВВТ приведены в таблице:

Таблица 13.3

Наши рекомендации