Диаграмма прецедентов (use case diagram)
Любые (в том числе и программные) системы проектируются с учетом того, что в процессе своей работы они будут использоваться людьми и/или взаимодействовать с другими системами. Сущности, с которыми взаимодействует система в процессе своей работы, называются экторами, причем каждый эктор ожидает, что система будет вести себя строго определенным, предсказуемым образом. Попробуем дать более строгое определение эктора. Для этого воспользуемся замечательным визуальным словарем по UML Zicom Mentor:
Эктор (actor) - это множество логически связанных ролей, исполняемых при взаимодействии с прецедентами или сущностями (система, подсистема или класс). Эктором может быть человек или другая система, подсистема или класс, которые представляют нечто вне сущности.
Графически эктор изображается либо " человечком ", подобным тем, которые мы рисовали в детстве, изображая членов своей семьи, либо символом класса с соответствующим стереотипом, как показано на рисунке. Обе формы представления имеют один и тот же смысл и могут использоваться в диаграммах. "Стереотипированная" форма чаще применяется для представления системных экторов или в случаях, когда эктор имеет свойства и их нужно отобразить (рис.4.1).
Сразу же можно задать вопрос: а почему эктор, а не актер? Согласны, слово "эктор" немного режет слух русского человека. Причина же, почему мы говорим именно так, проста - эктор образовано от слова action, что в переводе означает действие. Дословный же перевод слова "эктор" - действующее лицо - слишком длинный и неудобный для употребления. Поэтому мы будем и далее говорить именно так.
Рис. 4.1. Графическое изображение эктора
Также можно заметить промелькнувшее в определении эктора слово "прецедент". Что же это такое? Этот вопрос заинтересует нас еще больше, если вспомнить, что сейчас мы говорим о диаграмме прецедентов. Итак,
Прецедент (use-case) - описание отдельного аспекта поведения системы с точки зрения пользователя (Буч).
Определение вполне понятное и исчерпывающее, но его можно еще немного уточнить, воспользовавшись тем же Zicom Mentor 'ом:
Прецедент (use case) - описание множества последовательных событий (включая варианты), выполняемых системой, которые приводят к наблюдаемому эктором результату. Прецедент представляет поведение сущности, описывая взаимодействие между экторами и системой. Прецедент не показывает, "как" достигается некоторый результат, а только "что" именно выполняется.
Прецеденты обозначаются очень простым образом - в виде эллипса, внутри которого указано его название (рис.4.2). Прецеденты и экторы соединяются с помощью линий. Часто на одном из концов линии изображают стрелку, причем направлена она к тому, у кого запрашивают сервис, другими словами, чьими услугами пользуются. Это простое объяснение иллюстрирует понимание прецедентов как сервисов, пропагандируемое компанией IBM.
Рис. 4.2. Изображение прецедента
Прецеденты могут включать другие прецеденты, расширяться ими, наследоваться и т. д. Все эти возможности мы здесь рассматривать не будем. Как уже говорилось выше, цель этого обзора - просто научить читателя выделять диаграмму прецедентов, понимать ее назначение и смысл обозначений, которые на ней встречаются.
Кстати, к этому моменту мы уже потратили достаточно много времени на объяснение понятий и их условных обозначений. Наверное, пора уже, наконец, привести пример диаграммы прецедентов. Как вы думаете, что означает эта диаграмма (рис.4.3)?
Рис. 4.3. Пример диаграммы прецедентов
Полагаем, здесь все было бы понятно, если бы даже мы никогда не слышали о диаграммах прецедентов! Ведь так? Все мы в студенческие годы пользовались библиотеками (которые теперь для нас заменил Интернет), и потому все это для нас знакомо. Обратите также внимание на примечание, сопоставленное с одним из прецедентов. Следует заметить, что иногда на диаграммах прецедентов границы системы обозначают прямоугольником, в верхней части которого может быть указано название системы. Таким образом, прецеденты - действия, выполняемые системой в ответ на действия эктора, - помещаются внутри прямоугольника.
А вот еще один пример (рис.4.4). Думаем, вы сами, без нашей помощи, легко догадаетесь, о чем там идет речь.
Рис. 4.4. Пример диаграммы прецедентов
Из всего сказанного выше становится понятно, что диаграммы прецедентов относятся к той группе диаграмм, которые представляют динамические или поведенческие аспекты системы. Это отличное средство для достижения взаимопонимания между разработчиками, экспертами и конечными пользователями продукта. Как мы уже могли убедиться, такие диаграммы очень просты для понимания и могут восприниматься и, что немаловажно, обсуждаться людьми, не являющимися специалистами в области разработки ПО.
Подводя итоги, можно выделить такие цели создания диаграмм прецедентов:
- определение границы и контекста моделируемой предметной области на ранних этапах проектирования;
- формирование общих требований к поведению проектируемой системы;
- разработка концептуальной модели системы для ее последующей детализации;
- подготовка документации для взаимодействия с заказчиками и пользователями системы.