Семинар № 4. Конфликт. Технологии разрешения конфликта

План:

1. Понятие «конфликт», типы конфликтов, их особенности.

2. Причины конфликтов. Структура конфликта.

3. Стадии развития конфликта.

4. Стратегии и тактики в управлении конфликтом.

5. Технология педагогического разрешения конфликта.

6. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны.

Литература

Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание конфликт! – Новосибирск, 1989.

Гиляров Е.М. Конфликтология. – Домодедово, 1993.

Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. – М., 2001.

Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. – М., 1988.

Скотт Д.Г. Конфликты и пути их преодоления. – Киев, 1991.

Социальные технологии урегулирования конфликтов /Под ред. А.Б.Белинской. – М., 2000.

Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2001.

Семинар № 5. Методика и технология социально-педагогической работы в социуме

План:

1. Методика диагностики микросферы.

2. Технология целевого программирования.

3. Методика организации благотворительных акций.

4. Технология уличной работы.

Литература

Герасимова Т.В. Технологии оказания социальных услуг подросткам и детям в трудной жизненной ситуации. - М., 2004.

Клемантович И.П. Благотворительность в России: Страницы истории. – М., 1998.

Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. – Орел, 1994. – Ч. 1.

Менеджмент социальной работы: Учебное пособие /Под ред. Е.И.Комарова, А.И.Войтенко. – М., 2001.

Моделирование воспитательных систем: Теория-практика /Под ред. Н.Л.Селивановой. – М., 1995.

Сеть социальных контактов: мобилизация социального окружения детей и семей в кризисной ситуации. – М., 2005.

Соколов Р.В. Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства. – М., 1993.

Терентьева А.В., Ивашин О.И., Москвичев В.В. Реабилитационная программа «Перекресток». – М., 2000.

Технологии уличной работы. – СПб,. 2002.

Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми. – М., 2007.

Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.

Семинар № 6. Методика и технология социально-педагогической работы с группами, детскими и молодежными объединениями и организациями

План:

1. Методика диагностики подростковых и юношеских групп.

2. Методика работы социального педагога с группами различной направленности.

3. Методика организации групп взаимопомощи.

4. Взаимодействие социального педагога с детскими и молодежными объединениями и организациями.

Литература

Башкатов И.П. Психология неформальных подростковых и молодежных групп. – М., 2000.

Дети ради детей: Программа социальной защиты детей в деятельности детских организаций. – М., 1996.

Криминологи о неформальных молодежных объединениях: Проблемы, дискуссии, предложения /Под ред. И.И. Корпец. – М., 1990.

Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.

Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995.

Семинар № 7. Работа социального педагога в микрорайоне

План:

1. Основные направления и содержание работы социального педагога в микрорайоне.

2. Социально-педагогический комплекс: определение, задачи, структура.

3. Принципы работы социально-педагогического комплекса.

4. Основные функции социально-педагогического комплекса.

Литература

Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М., 2001.

Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 2000.

Катаева Н.А. Межведомственный социально-педагогический центр в микрорайоне: перспективная модель. – М., 1996.

Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. – Орел, 1994.

Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001.

Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ» для ОДО 2011-2012 уч.г.

1. Сущность понятий «технология», «социальная технология», «технология социальной работы», «социально-педагогическая технология», их общая характеристика.

2. Сущность понятий «методика», «техника», «технология» в системе социально-педагогической деятельности, их общая характеристика.

3. Социально-педагогическая технология, ее содержательная характеристика.

4. Социально-педагогическая технология, типы социально-педагогических технологий.

5. Взаимосвязь технологии, методов, методики, средств, приемов, техники в работе социального педагога.

6. Социально-педагогическая технология. Структура и содержание социально-педагогических технологий.

7. Социально-педагогическая технология. Классификация социально-педагогических технологий, их общая характеристика.

8. Деятельность социального педагога в учреждениях системы образования. Использование социально-педагогических технологий в практике работы школьного социального педагога.

9. Деятельность социального педагога в учреждениях социальной защиты населения. Использование социально-педагогических технологий в практике работы социального педагога - социального работника.

10. Деятельность социального педагога в учреждениях здравоохранения. Использование социально-педагогических технологий в практике работы социального педагога - валеолога.

11. Методика диагностики личности. Характеристика наблюдения и анкетирования как методов диагностики.

12. Методика диагностики личности. Характеристика метода экспертной оценки и интервью как методов диагностики.

13. Методика диагностики личности. Анализ документов, тестирование, биографический метод, их характеристика.

14. Дети с ограниченными возможностями как объект социально-педагогической работы. Технологии социально-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями.

15. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как объект социально-педагогической работы. Технологии социально-педагогической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

16. Безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние как объект социально-педагогической работы. Технологии профилактики безнадзорности, социального сиротства в системе социально-педагогической работы.

17. Одаренные дети как объект социально-педагогической работы. Технологии социально-педагогической работы с одаренными детьми.

18. Социальная профилактика. Уровни социальной профилактики.

19. Организация профилактики дезадаптации в деятельности социального педагога.

20. Организация профилактики социальных отклонений в социально-педагогической деятельности.

21. Виды специализаций социального педагога.

22. Функции социального педагога.

23. Организация социально-педагогической коррекции в деятельности социального педагога.

24. Организация социально-педагогической реабилитации в деятельности социального педагога.

25. Социально-педагогическое консультирование. Виды. Этапы.

26. Социально-педагогическое консультирование. Телефон доверия. Правила и принципы ведения бесед по телефону доверия.

27. Понятие «конфликт». Типы конфликтов. Причины конфликтов.

28. Технология социально-педагогического разрешения конфликта.

29. Технология разрешения конфликта с участием третьей стороны.

30. Реализация социальным педагогом психотерапевтической функции.

31. Реализация социальным педагогом педагогической функции.

32. Методы индивидуальной социально-педагогической помощи.

33. Организация социально-педагогической работы в школе.

34. Профессиональный статус социального педагога в школе.

35. Рабочий стол социального педагога.

36. Права и обязанности социального педагога образовательного учреждения.

37. Документация социального педагога образовательного учреждения. Планирование социально-педагогической работы.

38. Реализация социально-педагогических технологий в условиях детского дома.

39. Реализация социально-педагогических технологий в условиях социального приюта.

40. Реализация социально-педагогических технологий в учреждениях интернатного типа.

41. Понятие «дети группы риска». Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска в общеобразовательном учреждении.

42. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической работы. Общая структура социально-педагогической технологии работы с неблагополучной семьей.

43. Понятие «замещающая семья». Формы замещающей семьи. Технология социально-педагогической работы с замещающей семьей.

44. Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями как объект социально-педагогической работы. Общая структура социально-педагогической технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.

45. Технология целевого программирования, ее содержательная характеристика.

46. Технология уличной работы. Специфика реализации социально-педагогической технологии уличной работы.

47. Социально-педагогическая технология работы с детскими и молодежными группами различной направленности.

48. Жестокое обращение с детьми как социально-педагогическая проблема. Технология профилактики жестокого обращения с детьми.

Наши рекомендации