Семинар № 4. Конфликт. Технологии разрешения конфликта
План:
1. Понятие «конфликт», типы конфликтов, их особенности.
2. Причины конфликтов. Структура конфликта.
3. Стадии развития конфликта.
4. Стратегии и тактики в управлении конфликтом.
5. Технология педагогического разрешения конфликта.
6. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны.
Литература
Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание конфликт! – Новосибирск, 1989.
Гиляров Е.М. Конфликтология. – Домодедово, 1993.
Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. – М., 2001.
Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. – М., 1988.
Скотт Д.Г. Конфликты и пути их преодоления. – Киев, 1991.
Социальные технологии урегулирования конфликтов /Под ред. А.Б.Белинской. – М., 2000.
Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2001.
Семинар № 5. Методика и технология социально-педагогической работы в социуме
План:
1. Методика диагностики микросферы.
2. Технология целевого программирования.
3. Методика организации благотворительных акций.
4. Технология уличной работы.
Литература
Герасимова Т.В. Технологии оказания социальных услуг подросткам и детям в трудной жизненной ситуации. - М., 2004.
Клемантович И.П. Благотворительность в России: Страницы истории. – М., 1998.
Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. – Орел, 1994. – Ч. 1.
Менеджмент социальной работы: Учебное пособие /Под ред. Е.И.Комарова, А.И.Войтенко. – М., 2001.
Моделирование воспитательных систем: Теория-практика /Под ред. Н.Л.Селивановой. – М., 1995.
Сеть социальных контактов: мобилизация социального окружения детей и семей в кризисной ситуации. – М., 2005.
Соколов Р.В. Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства. – М., 1993.
Терентьева А.В., Ивашин О.И., Москвичев В.В. Реабилитационная программа «Перекресток». – М., 2000.
Технологии уличной работы. – СПб,. 2002.
Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми. – М., 2007.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.
Семинар № 6. Методика и технология социально-педагогической работы с группами, детскими и молодежными объединениями и организациями
План:
1. Методика диагностики подростковых и юношеских групп.
2. Методика работы социального педагога с группами различной направленности.
3. Методика организации групп взаимопомощи.
4. Взаимодействие социального педагога с детскими и молодежными объединениями и организациями.
Литература
Башкатов И.П. Психология неформальных подростковых и молодежных групп. – М., 2000.
Дети ради детей: Программа социальной защиты детей в деятельности детских организаций. – М., 1996.
Криминологи о неформальных молодежных объединениях: Проблемы, дискуссии, предложения /Под ред. И.И. Корпец. – М., 1990.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.
Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995.
Семинар № 7. Работа социального педагога в микрорайоне
План:
1. Основные направления и содержание работы социального педагога в микрорайоне.
2. Социально-педагогический комплекс: определение, задачи, структура.
3. Принципы работы социально-педагогического комплекса.
4. Основные функции социально-педагогического комплекса.
Литература
Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М., 2001.
Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 2000.
Катаева Н.А. Межведомственный социально-педагогический центр в микрорайоне: перспективная модель. – М., 1996.
Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. – Орел, 1994.
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ» для ОДО 2011-2012 уч.г.
1. Сущность понятий «технология», «социальная технология», «технология социальной работы», «социально-педагогическая технология», их общая характеристика.
2. Сущность понятий «методика», «техника», «технология» в системе социально-педагогической деятельности, их общая характеристика.
3. Социально-педагогическая технология, ее содержательная характеристика.
4. Социально-педагогическая технология, типы социально-педагогических технологий.
5. Взаимосвязь технологии, методов, методики, средств, приемов, техники в работе социального педагога.
6. Социально-педагогическая технология. Структура и содержание социально-педагогических технологий.
7. Социально-педагогическая технология. Классификация социально-педагогических технологий, их общая характеристика.
8. Деятельность социального педагога в учреждениях системы образования. Использование социально-педагогических технологий в практике работы школьного социального педагога.
9. Деятельность социального педагога в учреждениях социальной защиты населения. Использование социально-педагогических технологий в практике работы социального педагога - социального работника.
10. Деятельность социального педагога в учреждениях здравоохранения. Использование социально-педагогических технологий в практике работы социального педагога - валеолога.
11. Методика диагностики личности. Характеристика наблюдения и анкетирования как методов диагностики.
12. Методика диагностики личности. Характеристика метода экспертной оценки и интервью как методов диагностики.
13. Методика диагностики личности. Анализ документов, тестирование, биографический метод, их характеристика.
14. Дети с ограниченными возможностями как объект социально-педагогической работы. Технологии социально-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями.
15. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как объект социально-педагогической работы. Технологии социально-педагогической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
16. Безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние как объект социально-педагогической работы. Технологии профилактики безнадзорности, социального сиротства в системе социально-педагогической работы.
17. Одаренные дети как объект социально-педагогической работы. Технологии социально-педагогической работы с одаренными детьми.
18. Социальная профилактика. Уровни социальной профилактики.
19. Организация профилактики дезадаптации в деятельности социального педагога.
20. Организация профилактики социальных отклонений в социально-педагогической деятельности.
21. Виды специализаций социального педагога.
22. Функции социального педагога.
23. Организация социально-педагогической коррекции в деятельности социального педагога.
24. Организация социально-педагогической реабилитации в деятельности социального педагога.
25. Социально-педагогическое консультирование. Виды. Этапы.
26. Социально-педагогическое консультирование. Телефон доверия. Правила и принципы ведения бесед по телефону доверия.
27. Понятие «конфликт». Типы конфликтов. Причины конфликтов.
28. Технология социально-педагогического разрешения конфликта.
29. Технология разрешения конфликта с участием третьей стороны.
30. Реализация социальным педагогом психотерапевтической функции.
31. Реализация социальным педагогом педагогической функции.
32. Методы индивидуальной социально-педагогической помощи.
33. Организация социально-педагогической работы в школе.
34. Профессиональный статус социального педагога в школе.
35. Рабочий стол социального педагога.
36. Права и обязанности социального педагога образовательного учреждения.
37. Документация социального педагога образовательного учреждения. Планирование социально-педагогической работы.
38. Реализация социально-педагогических технологий в условиях детского дома.
39. Реализация социально-педагогических технологий в условиях социального приюта.
40. Реализация социально-педагогических технологий в учреждениях интернатного типа.
41. Понятие «дети группы риска». Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска в общеобразовательном учреждении.
42. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической работы. Общая структура социально-педагогической технологии работы с неблагополучной семьей.
43. Понятие «замещающая семья». Формы замещающей семьи. Технология социально-педагогической работы с замещающей семьей.
44. Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями как объект социально-педагогической работы. Общая структура социально-педагогической технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
45. Технология целевого программирования, ее содержательная характеристика.
46. Технология уличной работы. Специфика реализации социально-педагогической технологии уличной работы.
47. Социально-педагогическая технология работы с детскими и молодежными группами различной направленности.
48. Жестокое обращение с детьми как социально-педагогическая проблема. Технология профилактики жестокого обращения с детьми.