Вопрос 14. Поиск информации в электронном каталоге
Доступ к ЭК – гос. услуга. Основание – запрос пользователя на предоставление библиографической информации. Результат – предоставление библиографической информации в виде БЗ. Услуга бесплатна и не требует указания персональных данных. Доступ – рабочие места в б-ке и с портала б-ки удаленным пользователям.
Виды поиска:
· Простой (базовый) - на начинающего пользователя.
· Расширенный (профессиональный, сложный) - на опытного пользователя, владеющего знанием поисковой стратегии использующего средства и методики поиска в ЭК.
Большое значение в поиске имеет выбор стратегии, т.е. определение последовательности действий. Стратегия поиска:
1. Определить наиболее информативные слова, выражающие потребность пользователя.
2. Выбор оптимального ЭК для поиска
3. Определение эффективного пути (стратегии) поиска:
· Поиск с использованием логических операторов (и, или, нет)
· Поиск по отдельному значимому слову или фразе
· Поиск с усечением слов или фразы
· Поиск с учетом близости терминов
4. Составление поискового предписания в соответствии с выбранной стратегией
5. Осуществление поиска согласно предписанию
6. Проведение анализа результатов поиска. Корректировка запроса для проведения дальнейшего поиска при необходимости.
Для работы с ЭК пользователи могут быть предоставлены следующие группы поисковых команд:
1. Команды формирования запроса – поиск по определенным критериям и их сочетанию, с помощью логических и математических операторов и т. д.
2. Команды контроля поиска – возможность скорректировать запрос, ограничить или расширит критерии
3. Команды выбора формата вывода – в виде списка записей, отдельных записей, библиографической карточки, с метками MARS-формата и др.
4. Команды работы с результатами поиска – возможность сортировать записи в алфавите имен авторов, по дате издания и др.
Типы поиска:
· По всей БЗ (по любому её элементу (по ключевому слову))
· По конкретному элементу БЗ – автору, заглавию, дате
· Комбинированный поиск по нескольким элементам БЗ – по автору и заглавию, по теме и языку
Поисковые возможности ЭК реализуются с использованием точек доступа. Точки доступа – элементы библиографических и авторитетных записей (АЗ), которые обеспечивают достоверный результат поиска БЗ и АЗ, и в то же время ограничивают результаты поиска. Могут быть:
- Контролируемые регулируются международными стандартами и общепринятыми списками кодов либо авторитетными файлами. Обеспечивают единообразие представления сведений областей БЗ.
- Неконтролируемые – используют БЗ в том виде, в котором они приведены непосредственно в документе, либо могут быть введены в запись дополнительно (ключевые слова)
Обязательные точки доступа – имя лица, название документа, основное заглавие документа, годы издания или выпуска, предметные рубрики, классификационные индексы, идентификационные номера документа.
Дополнительные точки доступа – имена лиц, помимо первого автора, имена др. лиц – ред., худ., перев., вариантные заглавия, заглавие серии, язык документа, место издания, тип носителя и др.
В состав ИПЯ ЭК при поиске входят классификационные ИПЯ, язык предметных рубрик, язык ключевых слов, дескрипторные ИПЯ и др. Пользователь может воспользоваться словарем, он обеспечивает самый быстрый поиск в ЭК. Языки ИПЯ и словари – лингвистическое обеспечение ЭК.
Вопрос 15. Базы данных: общая характеристика и назначение
База данных — совокупность относящихся к определенной обл. знания (теме, проблеме) взаимосвязанных данных, представленных в определенном формате на машинном носителе.
База данных как особая разновидность электронных информационных ресурсов обладает рядом отличительных свойств. Свойства БД:
· машиночитаемость;
· структурированность информации;
· возможность доступа к данным на расстоянии;
· комфортность работы с данными;
· легкость копирования и архивирования информации.
Назначение БД:
· компактное хранение больших объемов информации;
· выполнение различных преобразований данных (сортировка, выборка, изменение и т. д.);
· оперативный многоаспектный поиск информации;
· возможность получения информации в различных формах.
Вопрос 16. Классификация БД
Классификация БД:
1. По принадлежности к определенной области знания (по общественным, естественным, точным и техн.наукам, отраслям экономики, общеотраслевым проблемам)
2. По целевому назначению (официальной, научной, производственной нормативной, справочной учебной, досуговой информации, персональные и др.)
3. По широте тематического охвата (универсальные, многоотраслевые, межотраслевые, отраслевые, тематические, проблемно-ориентированные)
4. По профилю информации (деловой информ., информ. для специалистов, массовой информ.).
5. По временному охвату (текущие, ретроспективные)
6. По форме предоставления информации (текстовые, гипертекстовые, тексто-числовые, числовые, графические, мультимедийные)
7. По виду документов (диссертаций, стандартов, статей, материалов конференций)
8. По типу модели данных (иерархические, сетевые, объектные)
9. По способу генерации (собственная генерация, с заимствованными данными, комбинированная)
10. По способу организации (локальные, централизованные)
11. По объему (крупные, средние, малые)
12. По способу доступа (автономные, сетевые, мобильные)
13. По месту создания (внешние: отечественные, зарубежные, международные; внутренние)
14. По условиям использования (платные/бесплатные)
15. По наличию печатного аналога (имеющие/неимеющие)
Одним из важнейших признаков является характер предоставляемой информации. В соответствии с этим признаком выделают:
· Документальные (документографическая, библиографическая, реферативная). документографическая - БД, содержащие упорядоченную совокупность сведений о документах по определенной проблеме, теме, отрасли знания или их совокупности. Библиографическая БД – содержащие библиограф. описания документов. К ним относятся БД: книг, журналов, газет, статей, диссертаций, патентов, рукописей, изоматериалов, фонодокументов и т.д. — по видам изданий. Реферативная БД – БД, в которой наряду с библиографическим описанием приводятся аннотации или рефераты);
· Фактографические (БД, содержащие информацию, относящуюся непосредственно к предметной области. Цель БД – выдать конкретные факты пользователю);
· Полнотекстовые (БД, содержащая полные тексты документов)
· Лексикографические (словари, рубрикаторы, классификаторы. С их помощью ведутся систематический, предметный поиск, поиск по ключевым словам и более сложные виды поиска, возможные с помощью компьютера. Среди этих БД могут быть словари ключевых слов (нормализованной лексики), словари предметных рубрик, тезаурусы, классификационные системы, БД авторитетных записей (точек доступа).