Назначение буровых установок.
Предназначены для выполнения следующих технологических операций:
- вращения и продольной подачи долота по мере углубления скважины;
- выполнения спускоподъемных операций (СПО);
- приготовления, обработки и очистки буровых растворов;
- прокачки бурового раствора по стволу скважины для выноса выбуренной породы.
Состав буровых установок
1). Основное буровое оборудование: талевый механизм, лебёдка, вертлюг, ротор, привод, насосы, топливо-масло установка, дизель-генераторная электростанция, компрессоры и пневмосистема управления;
2). Буровые сооружения: вышка, основания блоков, приёмные мостки, укрытия блоков и т.д.);
3). Оборудование для приготовления, очистки и регенерации бурового раствора: блок приготовления, вибросита, песко- и илоотделители, центрифуга, подпорные насосы, ёмкости и т.д.;
4). Оборудование для механизации трудоёмких работ: регулятор подачи долота, механизмы автоматизации спускоподъемных операций (АСП), пневмоклиновой захват, вспомогательная лебёдка, пневмораскрепители и т.д.; 5). Манифольд: нагнетательная линия насосов, запорные и предохранительные устройства, стояк, буровой рукав; 6). Устройства для обогрева блоков буровой установки: котельные, радиаторы, воздухотеплогенераторы, электронагреватели и др.;7). Коммуникации: электрокабели, водо- паро- масло- пневмо и топливо проводы.
Требования, предъявляемые к машинам и оборудованию для бурения скважин:
технические– соответствие мировым стандартам и требованиям современной технологии бурения;
- технологические – оптимальные материальные и трудовые затраты на изготовление;
- эксплуатационные – доступность и удобство технического обслуживания и ремонтов, высокая ремонтопригодность;
- экономические – минимальные производственные и эксплуатационные расходы;
- социальные– безопасность работы, лёгкость управления и обслуживания, выполнение эргономических требований;
- специальные – ограничение площади, занимаемой буровой установкой, ограничение массы узлов и блоков, монтажеспособность, взрывобезопасность электрооборудования и т.д.
42 Материалы для ленточных тормозов
Накладки шино-пневматических муфт изготовляют из ретинакса и других фрикционных материалов, обычно используемых для ленточных тормозов буровой лебедки.
43 Гидроциклоны, их конструкция, песко- и илоотделители
В циркуляционных системах используются пескоотделители ПГ-50, ПГ-60/300, ГЦК 360М и илоотделители ИГ-45/75, ИГ-45М.
Пескоотделители ПГ-50 (рис. 12.3) состоят из 4-х гидроциклонов диаметром 150 мм, расположенных в один ряд.
1 – коллектор; 2 – гидроциклоны; 3 – рама; 4 – шламосборник; 5 - отводы; 7 – труба для выгрузки шлама
Рисунок 12.3 – Пескоотделители ПГ-50
В илоотделителях ИГ-45 (рис. 12.4) используются шестнадцать гидроциклонов диаметром 75 мм, расположенных в два ряда.
Корпус гидроциклонов имеет разъемную конструкцию и состоит из силуминовых литых цилиндров, конуса и обоймы для шламовой насадки. Контактирующие с буровым раствором поверхности, покрывают резиновым чехлом. Насадки изготовляют из износостойких сталей и сплавов.
1 – коллектор; 2 – гидроциклоны; 3 – рама; 4 – шламосборник; 5 - отводы; 7 – труба для выгрузки шлама
Рисунок 12.4 – Илоотделитель ИГ-45
В гидроциклон 1 (рис. 12.5) буровой раствор подается под давлением по питающей насадке 4. Благодаря тангенциальному расположению питающей насадки буровой раствор интенсивно вращается относительно оси гидроциклона. Крупные и тяжелые частицы, содержащиеся в буровом растворе, отбрасываются центробежными силами во внешний поток. Опускаясь по винтообразной траектории, частицы удаляются через шламовую насадку 3 в находящийся под гидроциклоном шламосборник.
Мелкие частицы оказываются во внутреннем восходящем потоке, создаваемом в результате образования вдоль оси гидроциклона воздушно-
1 – гидроциклон; 2 – конус; 3 – шламовая насадка; 4 – питающая насадка; 5 – патрубок
Рисунок 12.5 – Конструктивная схема гидроциклона
жидкостного столба пониженного давления. Восходящий поток очищенного бурового раствора направляется к сливному насадку и по патрубку 5 поступает в приемную емкость циркуляционной системы.
45 расчет и Выбор основных параметров роторов
1). Диаметр проходного отверстия в столе ротора выбирается исходя из выражения
,
где Dст – диаметр отверстия в столе ротора,
Dд – диаметр долота при бурении под направление,
δ = 30÷50 мм – зазор для свободного прохождения долота.
2). Проходное отверстие вкладышей стола для всех роторов принято равным 225 мм.
3). Допускаемая статическая нагрузка на стол ротора определяется из условия
,
где Gмах – масса наиболее тяжёлой колонны обсадных труб,
Рст – допускаемая статическая нагрузка на стол ротора,
Со – статическая грузоподъёмность основной опоры.
Запас грузоподъёмности принимается
.
Для примера; диаметры подшипников для роторов Р-560 – 750х1000, Р- 950 – 1060х1280, Р-1260 – 1400х1630.
4). Частота вращения стола ротора выбирается в зависимости от режима бурения. Наибольшее её значение – 350 об/мин, наименьшее – 15 об/мин. Для обратного вращения достаточно 1-ой или 2-х скоростей от 15 до 50 об/мин.
5). Мощность ротора должна быть достаточной для вращения бур. колонны, долота и разрушения забоя скважины
,
где Nхв – мощность на холостое вращение бурильной колонны,
Nд – мощность на вращение долота и разрушение забоя,
η – к.п.д. учитывающий потери в трущихся частях ротора.
Мощность на холостое вращение бурильной колонны на каждую 1000 м глубины при плотности бурового раствора 1200 кг/м3 при различных диаметра труб можно найти по таблице
Мощность, расходуемая на вращение долота и разрушение забоя, определяется по формуле
,
где μо – коэффициент сопротивления долота (для алмазных и шарошечных = 0,2÷0,4, твёрдосплавных режущего типа = 0,4÷0,8),
Р – осевая нагрузка на долото,
n – частота вращения долота,
Rср – средний радиус долота, для шарошечных долот = DД/3.
Максимальный вращающий моментопределяется из выражения
,
где nмин – минимальная частота вращения ротора.
Базовое расстояние – измеряется от оси ротора до 1-го ряда зубьев цепной звёздочки на быстроходном валу ротора.
48 Конструкции шкивов кронблоков и талевых блоков
Секция кронблока представлена на рисунке 4, состоит из оси 1, на которой установлены шкивы 4, вращающиеся на подшипниках качения 2. В зависимости от грузоподъемности кронблока шкивы устанавливают на двух роликовых либо сдвоенных подшипниках с коническими роликами. Последние имеют общее наружное кольцо и два внутренних. Между подшипниками соседних шкивов на оси имеются распорные кольца 7, благодаря которым исключается трение ступиц смежных шкивов, вращающихся с различной частотой. Между наружными кольцами роликоподшипников в ступицах шкивов устанавливаются разрезные пружинные кольца 3, а на оси — распорные кольца 5 с проточкой и отверстиями для выхода смазки к подшипникам. Через масленки 11, продольные 8 и радиальные 6 отверстия в оси смазка подается ручным насосом в полость между кольцами 3 и 5 подшипников шкива.
Для сохранения смазки и защиты подшипников от загрязнения используются фланцевые крышки 9, закрепленные на ступицах шкивов. В других конструкциях для этого используются лабиринтные уплотнения, состоящие из колец, запрессованных в ступицу и входящих в кольцевой паз ступицы соседнего шкива. Осевые зазоры подшипников регулируются гайкой 12, предохраняемой от отвертывания винтом 10 либо стопорной шайбой.
Шкивы и подшипники кронблоков изнашиваются неравномерно. Опыт показывает, что наибольшему износу подвергаются подшипники и канавки шкива, огибаемого ходовой струной талевого каната, и соседних с ним быстровращающихся шкивов. Секционное расположение шкивов позволяет обеспечить их равномернее изнашивание путем поворота каждой секции на 180° либо их перестановки, если число шкивов в секциях одинаковое. Благо-даря этому увеличивается срок службы кронблока.
Секции шкивов закрываются кожухами. Для предотвращения выскакивания каната из канавки шкива зазор между шкивами и кожухом не должен превышать 0,15 диаметра каната. При больших зазорах канат может соскочить и оказаться затянутым между смежными шкивами. В результате этого часть рабочих струн разгружается, а из-за перегрузки оставшихся в работе струн может произойти обрыв каната.
49 Всасывающие линии и манифольд
Всасывающая линия - участок трубопровода, по которому раствор подводится из приёмной емкости к насосу.
Длина её должна быть минимально возможной, а диаметр труб – не менее диаметра приемного коллектора бурового насоса.
На конце её устанавливают сетчатый фильтр, площадь которого в свету должна быть не менее площади сечения труб.
Всасывающий трубопровод крепят к насосу посредством фланцевого соединения, уплотняемого листовой прокладкой из резины. Неточность монтажа компенсируется подвижными соединительными муфтами (компенсаторами). Для предотвращения замерзания всасывающие линии покрывают теплоизоляционным материалом.
Манифольд– участок трубопровода между буровым насосом и вертлюгом. Буровые насосы имеют индивидуальные всасывающие линии и общий манифольд.
Стояк представляет собой набор трубных секций, имеющих линзовые соединения . К стояку крепится изогнутое колено для присоединения бурового рукава, по которому раствор подается в вертлюг.
Для плавного перевода бурового насоса с холостого режима работы на рабочий применяют дроссельно-запорное устройство которое приводится в действие сжатым воздухом. Управление этим устройством осуществляется четырехклапанным краном, установленным на пульте управления.
Трубные секции манифольда соединяются быстроразъемными замковыми соединениями (рис. 12.10). Между отдельными блоками буровой установки трубы манифольда соединяются монтажными компенсаторами , обеспечивающими угловое смещение соединяемых труб на 10° и линейное их смещение до 200 мм.
Крепление манифольда к основанию буровой установки и вышке осуществляется при помощи хомутовых соединений. Манифольды изготовляют с рабочим давлением 20, 25, 32 и 40 МПа в зависимости от класса буровой установки. Пробное давление составляет соответственно 30, 38, 48 и 60 МПа. Трубы имеют диаметр проходного отверстия 80, 100 и 125 мм.