Ресурс и наработка талевого каната, условия замены его на новый
Состав бурового комплекса
Для выполнения этих операций требуется комплекс машин и оборудования, в состав которого входят: - буровая установка, состоящая из комплекса машин и оборудования; - бурильная колонна; - породоразрушающий инструмент; - обсадные колонны; - забойные двигатели (турбобуры, электробуры, винтовые забойные двигатели); - оборудование устья скважины (колонные головки, переходные катушки, крестовины и т.д.); - противовыбросовое оборудование; - оборудование для цементирования скважин (цементировочные головки, цементосмесительные агрегаты, цементировочные агрегаты и т.д.).
3 Требования, предъявляемые к машинам и оборудованию для бурения скважин:
технические– соответствие мировым стандартам и требованиям современной технологии бурения;
- технологические – оптимальные материальные и трудовые затраты на изготовление;
- эксплуатационные – доступность и удобство технического обслуживания и ремонтов, высокая ремонтопригодность;
- экономические – минимальные производственные и эксплуатационные расходы;
- социальные– безопасность работы, лёгкость управления и обслуживания, выполнение эргономических требований;
- специальные – ограничение площади, занимаемой буровой установкой, ограничение массы узлов и блоков, монтажеспособность, взрывобезопасность электрооборудования и т.д.
Ресурс и наработка талевого каната, условия замены его на новый
Технический ресурс каната составляет 40 ÷ 55 тыс. т · км (тонно-километров)
По правилам безопасности канат должен быть заменён на новый, если:
оборвана одна прядь каната,
на шаге свивки число оборванных проволок составляет > 10% от числа всех проволок в канате,
одна прядь вдавлена вследствие обрыва сердечника,
канат вытянут или сплюснут и его наименьший диаметр составляет < 75% от первоначального.
на канате имеется скрутка (жучок),
при износе (или коррозии) достигшем > 40% первоначального диаметра проволок.
Состав и технологическая схема циркуляционной системы
Циркуляционная система включает в себя наземные сооружения, обеспечивающие промывку скважины путём циркуляции бурового раствора по замкнутому кругу: насос – забой скважины – насос. Это даёт значительную экономическую выгоду за счёт сокращения химреагентов, предотвращает загрязнение окружающей среды стоками.
Функции циркуляционной системы:
приготовление буровых растворов,
очистка от выбуренной породы и вредных примесей,
прокачивание по системе,
оперативное регулирование физико-химических свойств растворов.
Циркуляционные системы монтируются из отдельных блоков, что обеспечивает их компактность и упрощает монтаж и обслуживание. .
1. Очистные сооружения циркуляционной системы
Очистка буровых растворов осуществляется путем последовательного удаления частиц, содержащихся в буровом растворе. Циркуляционные системы оборудуются комплексом очистных устройств. Сначала очистка проводится виброситами (удаляются частицы размером более 75 мкм), затем пескоотделителями (> 40 мкм), илоотделителями (> 25 мкм) и центрифугами (> 5 мкм).
Упругие подвижные муфты в приводе буровых установок
Муфты
В буровых машинах и механизмах используются муфты различных конструкций и видов. Муфты делятся на: механические, гидравлические и электромагнитные. 1. Механические муфты
По назначению подразделяются на:
а) постоянные, которые не допускают разъединения валов в процессе работы машины.
б) сцепные, которые служат для соединения и разъединения валов на ходу или при кратковременных остановках.
В качестве постоянных используются подвижные муфты, допускающие взаимное смещение валов. К подвижным муфтам относятся:
а) жесткие компенсирующие,
б) шарнирные,
в) упругие.
Упругие подвижные муфты
Имеют упругий элемент для компенсации смещения осей соединяемых валов, смягчения толчков и ударов. Упругие муфты изготовляются в основном с резиновыми упругими элементами Размеры, масса и допускаемые вращающие моменты стандартных муфт приводятся в справочниках по муфтам
.
Оснастка талевой системы
От кратностиоснасткиiТСзависят: длина каната, кинематика и нагруженность всей подъёмной части буровой установки. Чем > iТС, тем < dК (диаметр каната), DБ(диаметр барабана), DШ(диаметры шкивов),но > i (длина каната).
Скорости подъёма крюка vКР определяются из выражения
,
где DСР – средний диаметр навивки каната на барабан, nдв.л - частота вращения вала двигателя лебёдки, iТР - передаточное отношение трансмиссии.
После преобразования выражения получаем
,
откуда видно, что чем > iТС,тем< iТР.Это приводит к меньшему редуцированию привода, упрощает его конструкцию и снижает металлоёмкость.
Различают оснастки: крестовую - оси талевого блока и кронблока перекрещиваются под углом 90о и параллельную – оси параллельны. Крестовая лучше, т.к. получается более плотная намотка каната на барабан, уменьшается раскачка талевого блока при холостом ходе и его закручивание.
Развёрнутые схемы и последовательность оснастки талевой системы показаны на рис. 13 на доске.
а) при ручной расстановке свечей, б) при АСП
Вертлюги
Предназначены для подвода бурового раствора во вращающуюся бурильную колонну.
При бурении вертлюг подвешивается к крюку или к автоматическому элеватору и посредством гибкого шланга соединяется со стояком манифольда. 2.2. Устройство, конструктивные особенности и основные параметры
Вертлюги имеют общую конструктивную схему и различаются в основном по допускаемой осевой нагрузке.
Вращающийся ствол1 смонтирован в корпусе 2 на радиальныхи упорных подшипниках 4,5,6,7. Ствол имеет фланец, передающий вес бурильной колонны через главный опорный подшипник 5 на корпус 3 и далее на штроп 14.
Вес корпуса вертлюга, толчки и удары от бурильной колонны снизу вверх воспринимаются вспомогательной осевой опорой 7, установленной над главной.
Ствол является ведомым вращающимся элементом. Ствол и связанные с ним детали имеют левые стандартные конические резьбы во избежание самоотворачивания.
Штроп 14 крепится к корпусу на осях и может поворачиваться на угол до 400. К верхней крышке 12 корпуса 2 прикреплён подвод с резьбой 13 с резьбой или фланцем 10, к которому присоединяется буровой рукав. Напорный сальник 9 во время бурения работает в тяжёлых условиях, он быстро изнашивается, поэтому выполнен быстросменным.
В корпус вертлюга заливается масло для смазки всех подшипников. В нижней и верхней частях корпуса установлены самоуплотняющиеся манжетные уплотнения 2 и 8 для предотвращения вытекания масла.
Вертлюги снабжаются устройствами для заливки, спуска и контроля уровня масла, сапунами.
Выбор основных параметров
Параметры вертлюгов должны соответствовать аналогичным параметрам подъёмного механизма и буровых насосов.
Допускаемаястатическая нагрузкадолжна быть ≥ допускаемой нагрузки на крюке.
Динамическая нагрузка устанавливается из условия обеспечения расчётного ресурса основной опоры вертлюга при вращении с n = 100 об/мин в течение 3000 часов. Рассчитывается по наиболее тяжёлой бурильной колонне
,
где С – динамическая нагрузка на главную опору;
GБК – наибольший вес бурильной колонны.
Максимальное давление прокачиваемой жидкости должно быть ≥ наибольшего давления насосов бур установки сооответствующего класса.
Диаметр проходного отверстия в стволе принимается из опыта конструирования равным 75 мм.
Частота вращения ствола совпадает с частотой вращения ротора и изменяется от 15 до 300 об/мин.
Высота штропов принимается от 2,6 до 3,1 м.
10Выбор основных параметров лебёдок
Предназначеныдля спуска, подъёма и удержания на весу бурильной, обсадной колонн и бурильного инструмента при бурении и креплении скважин. Универсальные лебёдки, кроме того, могут выполнять передачу вращения ротору, служат для свинчивания и развинчивания труб, выполнения тартальных работ при извлечении грунтоносок.
Требования к лебёдкам:
мощность и тяговое усилие должны быть достаточными для выполнения наиболее тяжёлых технологических операций,
скорости подъёма и спуска должны обеспечивать безаварийность и экономичность СПО,
масса и габариты должны отвечать требованиям перевозок ж/д и др. видами транспорта,
система управления должна обеспечивать автоматическое отключение привода и включение тормозапри срабатывании предохранительных устройств (ограничителя нагрузки , ограничителя подъёма крюка и т.д.)
По параметрам и конструкциибуровые лебёдкиразличают:
помощности привода (200¸3000 кВт),
по числу скоростей (2, 3, 4, 5, 6 скоростные),
по характеру привода (ступенчатый, непрерывно-ступенчатый, бесступенчатый),
по схеме включения быстроходной скорости (независимой и зависимой),
по числу валов (1, 2-х и 3-х вальные),
по числу скоростей, передаваемых ротору и кинематической схеме передач между лебёдкой и ротором,
по способу управления подачей долота (ручное или автоматическое),
с капельной или струйной смазкой цепных передач,
с воздушным или водяным охлаждением тормозных шкивов,
с гидродинамическим или электромагнитным вспомогательным тормозом,
с ручным или дистанционным управлением.
11Конструкции вертлюгов
Вертлюги
Общие сведения
Предназначены для подвода бурового раствора во вращающуюся бурильную колонну.
При бурении вертлюг подвешивается к крюку или к автоматическому элеватору и посредством гибкого шланга соединяется со стояком манифольда.
Во время СПО вертлюг с ведущей трубой и гибким шлангом отводится в шурф и отсоединяется от талевого блока.
При бурении забойными двигателями вертлюг используется для периодических проворачиваний бурильной колонны с целью предотвращения прихватов.
При эксплуатации вертлюг испытывает статические осевые нагрузки от действия веса бурильной колонны и динамические нагрузки от продольных колебаний долота и от пульсации промывочной жидкости.
Детали вертлюга, контактирующие с раствором, подвергаются абразивному износу. Износостойкость трущихся деталей снижается от нагревапри трении.
Требования к вертлюгам:
1) поперечные габариты не должны препятствовать его свободному перемещению вдоль вышки;
2) быстроизнашиваемые узлы должны быть быстрозаменяемыми;
3) система смазки должна обеспечивать эффективную смазку и охлаждение трущихся деталей вертлюга;
4) устройство для соединения с талевым блоком должно быть удобным для быстрого отвода и выноса вертлюга из шурфа.
27 Конструкции талевых канатов
Состав буровых установок
1). Основное буровое оборудование: талевый механизм, лебёдка, вертлюг, ротор, привод, насосы, топливо-масло установка, дизель-генераторная электростанция, компрессоры и пневмосистема управления;
2). Буровые сооружения: вышка, основания блоков, приёмные мостки, укрытия блоков и т.д.);
3). Оборудование для приготовления, очистки и регенерации бурового раствора: блок приготовления, вибросита, песко- и илоотделители, центрифуга, подпорные насосы, ёмкости и т.д.;
4). Оборудование для механизации трудоёмких работ: регулятор подачи долота, механизмы автоматизации спускоподъемных операций (АСП), пневмоклиновой захват, вспомогательная лебёдка, пневмораскрепители и т.д.; 5). Манифольд: нагнетательная линия насосов, запорные и предохранительные устройства, стояк, буровой рукав; 6). Устройства для обогрева блоков буровой установки: котельные, радиаторы, воздухотеплогенераторы, электронагреватели и др.;7). Коммуникации: электрокабели, водо- паро- масло- пневмо и топливо проводы.
29 Состав талевой системы, её особенности, кратность оснастки
Назначение и состав
Предназначена для выполнения спускоподъемных операций (СПО).
Состоит из :1) полиспастного механизма, включающего:
а) кронблок, неподвижно расположенный на верхней части буровой вышки;
б) подвижный талевый блок или крюкоблок (совмещённый талевый блок с крюком);
в) талевый канат, который связывает между собой кронблок, талевый блок и лебёдку;
2) крюка, используемого при ручной расстановке свечей или автоматического элеватора при оснащении буровой автоматическим спускоподъёмом (АСП);
3) стабилизатора колебаний подвижной ветвиталевого каната;
4) механизма для крепления неподвижного конца талевого каната.
Усилие от массы поднимаемого груза распределяется между рабочими струнами.Подвижная ветвь талевого каната наматывается на барабан буровой лебёдки. Неподвижная ветвь крепится к механизму для её крепления, на котором устанавливается датчик веса на крюке.
Кратность оснастки талевой системы (число рабочих струн) обозначается iтси определяется по формуле
где n – число шкивов талевого блока.
Число шкивов талевого блока всегда на 1-н меньше, чем у кронблока, так как с кронблока сходит ещё неподвижная ветвь каната. Диаметрышкивов талевого блока и кронблока одинаковы. Оснастки талевой системы бывают 4х5, 5х6, 6х7, 7х8.
30 Классы буровых установок, их основные параметры
В настоящее время буровые установки для глубокого бурения подразделяются на 12 классов. Главными параметрамиявляются допускаемая нагрузка на крюке G, кН (тс) и условный диапазон глубин бурения (таблица 1).
В настоящее время буровые установки выпускаются ОАО «Волгоградский завод буровой техники» (ВЗБТ) (г. Волгоград) – глубиной бурения до 3000 м и ОАО «Уралмаш» (г. Екатеринбург) – от 3000 м до 8000 м. На рис. 1.2 представлена буровая установка БУ5000/320ДГУ-1 (IT).
Буровые установки выпускаются с различными приводами основных машин:
Э– электропривод переменного тока от промышленных электросетей;
ЭП (ЭР) – электропривод постоянного тока от промышленных электросетей, ЭР - регулируемый;
ДЭП (ДЭР) – дизель электрический привод постоянного тока, ЭР - регулируемый;
Д– дизельный с механическими передачами;
ДГ – дизельный с гидромеханическими передачами;
ГТ – газотурбинный.
В последнее время условные обозначения буровых установок приведены к одному виду. Пример обозначении: БУ 2900/200 ЭП К БМ
БУ – буровая установка;
2900 – максимальная глубина бурения, м;
200 – допускаемая нагрузка на крюке, тс;
ЭП – вид привода основных машин;
К – конструктивное исполнение (для кустового бурения);
БМ – вид компоновки, определяющей монтажеспособность (БМ – блочно-модульное исполнение, У – универсальной монтажеспособности).
31 Конструкции вертлюгов, основные параметры, маркировка
Выбор основных параметров
Параметры вертлюгов должны соответствовать аналогичным параметрам подъёмного механизма и буровых насосов.
Допускаемаястатическая нагрузкадолжна быть ≥ допускаемой нагрузки на крюке.
Динамическая нагрузка устанавливается из условия обеспечения расчётного ресурса основной опоры вертлюга при вращении с n = 100 об/мин в течение 3000 часов. Рассчитывается по наиболее тяжёлой бурильной колонне
,
где С – динамическая нагрузка на главную опору;
GБК – наибольший вес бурильной колонны.
Максимальное давление прокачиваемой жидкости должно быть ≥ наибольшего давления насосов бур установки сооответствующего класса.
Диаметр проходного отверстия в стволе принимается из опыта конструирования равным 75 мм.
Частота вращения ствола совпадает с частотой вращения ротора и изменяется от 15 до 300 об/мин.
Высота штропов принимается от 2,6 до 3,1 м.
УВ-250(2500кН),320,450
32 Назначение основных и вспомогательных тормозов буровой лебёдки
По назначениюделятся на основныеи вспомогательные.
Основныепредназначены для остановки в конце движения. В качестве ихиспользуются ленточные фрикционные тормоза.
Вспомогательные –для длительного торможения с целью снижения скорости движения (для остановки не предназначены).К нимотносятся гидродинамические и электромагнитные тормоза.
Включение и выключение тормозных устройств осуществляется посредством механического, пневматического или электроприводов, снабжённых ручным или дистанционным управлением. Последнее обеспечивает автоматическую остановку в аварийных ситуациях.
Механические муфты
По назначению подразделяются на:
а) постоянные, которые не допускают разъединения валов в процессе работы машины.
б) сцепные, которые служат для соединения и разъединения валов на ходу или при кратковременных остановках.
В качестве постоянных используются подвижные муфты, допускающие взаимное смещение валов. К подвижным муфтам относятся:
а) жесткие компенсирующие,
б) шарнирные,
в) упругие.
Накладки шино-пневматических муфт изготовляют из ретинакса и других фрикционных материалов, обычно используемых для ленточных тормозов буровой лебедки
Сцепные муфты
Используются при частых пусках и остановках, при необходимости изменения режима работы и реверсировании. Вращающий момент передается зацеплением (сцепные кулачковые и зубчатые муфты) либо силами трения (фрикционные сцепные муфты).
1). Кулачковые и зубчатые муфты по сравнению с фрикционными проще по конструкции и имеют значительно меньшие габариты и массу. Основной недостаток их – невозможность включения на быстром ходу.
Фрикционные муфты
Передают вращающий момент за счет сил трения между пластинами или дисками ведущей и ведомой полумуфт. Позволяют осуществить плавное сцепление валов при любой частоте их вращения.
38 Крюки и крюкоблоки, их устройство, параметры
Предназначены для:
подвешивания вертлюга и бурильной колонны при бурении скважины;
подвешивания с помощью штропов и элеватора колонн бурильных и обсадных труб при СПО;
подвешивания и перемещения тяжёлого оборудования при монтажно-демонтажных работах и инструмента при бурении скважины.
Крюки используются при ручной расстановке свечей. При использовании АСПи двухсекционного талевого блока крюки заменяются автоматическими элеваторами. При бурении вертлюг присоединяется к автоматическому элеватору при помощи дополнительной подвески.
Крюки бывают 3-х видов:
с шарнирным соединением с талевым блоком;
с универсальным соединением (шарнирно и жёстко);
с жёстким соединением – крюкоблоки.
Крюкоблокиимеют меньшую длину, массу и используются при ручной расстановке свечей.
Используются только трёхрогие крюки. Крюк состоит из литого корпуса и собственно крюка. Основной рог используется для подвешивания вертлюга при бурении скважины, а два боковых – для штропов элеватора при проведении СПО.
Крюки подразделяются на кованные, пластинчатые (из склёпанных между собой стальных пластин) и литые из стали. Литые проще в изготовлении и легче.
В корпусе крюка размещаются: оси штропов, упорный подшипник, ствол, пружина, гидроамортизатор, защёлкаит.д.
Подшипник служит для лёгкости поворота при захвате свечей или их свинчивании при СПО. Пружина – для подскока ниппеля из муфты замка при отвинчивании. Гидроамортизатор– для смягчения подскока. Защёлка – для предотвращения проворачивания при СПО.
В талевых механизмах буровых установок, оснащённых комплексом АСПвместо крюка используется автоматический элеватор. Соединение вертлюга с автоматическим элеватором осуществляется посредством устройства,(рис. 6) состоящего из петлевых штропов 2, переходной скобы 3 и траверсы 5, которая надевается на штроп 7 вертлюга и соединяется с переходной скобой осью 4. Положение траверсы фиксируется рамками 6, закреплёнными на штропе хомутами 8. Вертлюг подвешивается к талевому механизму с помощью штропов 2, соединяющих переходную скобу с автоматическим элеватором 1, установленным на талевом блоке.
40 Гидротрансформаторы, их назначение и основные параметры
Это устройства для передачи мощности от двигателей лебедке, насосам, роторуи другим потребителям энергии буровой установки.
Их функции:
1) регулирование момента (М) и частоты вращения (n) лебедки и ротора;
2) регулирование числа ходов поршней насоса;
3) суммирование мощности двигателей при групповом и многомоторном приводе;
4) распределение мощности между лебедкой, насосами и ротором при групповым приводом;
5) плавное включение и защита двигателей от перегрузок;
6) реверсирование лебедки и ротора, приводимых от ДВС.
В приводе используются механические, гидравлические, электрические и пневматические передачи. Гидравлические и электрические используются в сочетании с механическими, образуя гидромеханические и электромеханические передачи.
Гидромеханические передачи
Механические передачи сочетаютсяс гидродинамическими.В основном используются гидротрансформаторы, из-за сложной системы управлениягидромуфты используются реже.
Преобразование момента в гидротрансформаторе происходит в результате воздействия лопаток реактора на скорость и направление потока жидкости, поступающей из насосного колеса на турбинное. К.п.д. его 0,8ч0,92. В комплексном имеется муфта свободного хода (МСХ), которая позволяет ему работать в режимах гидромуфты и гидротрансформатора.
В приводе буровых установок гидротрансформаторы используются в основном в сочетании с дизелями и называются дизель-гидравлическими агрегатами. Гидромеханические передачи улучшают пусковые и регулировочные характеристики привода, но к.п.д. их ниже, чем привода с механическими передачами
41 Состав буровых установок, требования предъявляемые к ним
Состав буровых установок
1). Основное буровое оборудование: талевый механизм, лебёдка, вертлюг, ротор, привод, насосы, топливо-масло установка, дизель-генераторная электростанция, компрессоры и пневмосистема управления;
2). Буровые сооружения: вышка, основания блоков, приёмные мостки, укрытия блоков и т.д.);
3). Оборудование для приготовления, очистки и регенерации бурового раствора: блок приготовления, вибросита, песко- и илоотделители, центрифуга, подпорные насосы, ёмкости и т.д.;
4). Оборудование для механизации трудоёмких работ: регулятор подачи долота, механизмы автоматизации спускоподъемных операций (АСП), пневмоклиновой захват, вспомогательная лебёдка, пневмораскрепители и т.д.; 5). Манифольд: нагнетательная линия насосов, запорные и предохранительные устройства, стояк, буровой рукав; 6). Устройства для обогрева блоков буровой установки: котельные, радиаторы, воздухотеплогенераторы, электронагреватели и др.;7). Коммуникации: электрокабели, водо- паро- масло- пневмо и топливо проводы.
Требования, предъявляемые к машинам и оборудованию для бурения скважин:
технические– соответствие мировым стандартам и требованиям современной технологии бурения;
- технологические – оптимальные материальные и трудовые затраты на изготовление;
- эксплуатационные – доступность и удобство технического обслуживания и ремонтов, высокая ремонтопригодность;
- экономические – минимальные производственные и эксплуатационные расходы;
- социальные– безопасность работы, лёгкость управления и обслуживания, выполнение эргономических требований;
- специальные – ограничение площади, занимаемой буровой установкой, ограничение массы узлов и блоков, монтажеспособность, взрывобезопасность электрооборудования и т.д.
42 Материалы для ленточных тормозов
Накладки шино-пневматических муфт изготовляют из ретинакса и других фрикционных материалов, обычно используемых для ленточных тормозов буровой лебедки.
43 Гидроциклоны, их конструкция, песко- и илоотделители
В циркуляционных системах используются пескоотделители ПГ-50, ПГ-60/300, ГЦК 360М и илоотделители ИГ-45/75, ИГ-45М.
Пескоотделители ПГ-50 (рис. 12.3) состоят из 4-х гидроциклонов диаметром 150 мм, расположенных в один ряд.
1 – коллектор; 2 – гидроциклоны; 3 – рама; 4 – шламосборник; 5 - отводы; 7 – труба для выгрузки шлама
Рисунок 12.3 – Пескоотделители ПГ-50
В илоотделителях ИГ-45 (рис. 12.4) используются шестнадцать гидроциклонов диаметром 75 мм, расположенных в два ряда.
Корпус гидроциклонов имеет разъемную конструкцию и состоит из силуминовых литых цилиндров, конуса и обоймы для шламовой насадки. Контактирующие с буровым раствором поверхности, покрывают резиновым чехлом. Насадки изготовляют из износостойких сталей и сплавов.
1 – коллектор; 2 – гидроциклоны; 3 – рама; 4 – шламосборник; 5 - отводы; 7 – труба для выгрузки шлама
Рисунок 12.4 – Илоотделитель ИГ-45
В гидроциклон 1 (рис. 12.5) буровой раствор подается под давлением по питающей насадке 4. Благодаря тангенциальному расположению питающей насадки буровой раствор интенсивно вращается относительно оси гидроциклона. Крупные и тяжелые частицы, содержащиеся в буровом растворе, отбрасываются центробежными силами во внешний поток. Опускаясь по винтообразной траектории, частицы удаляются через шламовую насадку 3 в находящийся под гидроциклоном шламосборник.
Мелкие частицы оказываются во внутреннем восходящем потоке, создаваемом в результате образования вдоль оси гидроциклона воздушно-
1 – гидроциклон; 2 – конус; 3 – шламовая насадка; 4 – питающая насадка; 5 – патрубок
Рисунок 12.5 – Конструктивная схема гидроциклона
жидкостного столба пониженного давления. Восходящий поток очищенного бурового раствора направляется к сливному насадку и по патрубку 5 поступает в приемную емкость циркуляционной системы.
45 расчет и Выбор основных параметров роторов
1). Диаметр проходного отверстия в столе ротора выбирается исходя из выражения
,
где Dст – диаметр отверстия в столе ротора,
Dд – диаметр долота при бурении под направление,
δ = 30÷50 мм – зазор для свободного прохождения долота.
2). Проходное отверстие вкладышей стола для всех роторов принято равным 225 мм.
3). Допускаемая статическая нагрузка на стол ротора определяется из условия
,
где Gмах – масса наиболее тяжёлой колонны обсадных труб,
Рст – допускаемая статическая нагрузка на стол ротора,
Со – статическая грузоподъёмность основной опоры.
Запас грузоподъёмности принимается
.
Для примера; диаметры подшипников для роторов Р-560 – 750х1000, Р- 950 – 1060х1280, Р-1260 – 1400х1630.
4). Частота вращения стола ротора выбирается в зависимости от режима бурения. Наибольшее её значение – 350 об/мин, наименьшее – 15 об/мин. Для обратного вращения достаточно 1-ой или 2-х скоростей от 15 до 50 об/мин.
5). Мощность ротора должна быть достаточной для вращения бур. колонны, долота и разрушения забоя скважины
,
где Nхв – мощность на холостое вращение бурильной колонны,
Nд – мощность на вращение долота и разрушение забоя,
η – к.п.д. учитывающий потери в трущихся частях ротора.
Мощность на холостое вращение бурильной колонны на каждую 1000 м глубины при плотности бурового раствора 1200 кг/м3 при различных диаметра труб можно найти по таблице
Мощность, расходуемая на вращение долота и разрушение забоя, определяется по формуле
,
где μо – коэффициент сопротивления долота (для алмазных и шарошечных = 0,2÷0,4, твёрдосплавных режущего типа = 0,4÷0,8),
Р – осевая нагрузка на долото,
n – частота вращения долота,
Rср – средний радиус долота, для шарошечных долот = DД/3.
Максимальный вращающий моментопределяется из выражения
,
где nмин – минимальная частота вращения ротора.
Базовое расстояние – измеряется от оси ротора до 1-го ряда зубьев цепной звёздочки на быстроходном валу ротора.
48 Конструкции шкивов кронблоков и талевых блоков
Секция кронблока представлена на рисунке 4, состоит из оси 1, на которой установлены шкивы 4, вращающиеся на подшипниках качения 2. В зависимости от грузоподъемности кронблока шкивы устанавливают на двух роликовых либо сдвоенных подшипниках с коническими роликами. Последние имеют общее наружное кольцо и два внутренних. Между подшипниками соседних шкивов на оси имеются распорные кольца 7, благодаря которым исключается трение ступиц смежных шкивов, вращающихся с различной частотой. Между наружными кольцами роликоподшипников в ступицах шкивов устанавливаются разрезные пружинные кольца 3, а на оси — распорные кольца 5 с проточкой и отверстиями для выхода смазки к подшипникам. Через масленки 11, продольные 8 и радиальные 6 отверстия в оси смазка подается ручным насосом в полость между кольцами 3 и 5 подшипников шкива.
Для сохранения смазки и защиты подшипников от загрязнения используются фланцевые крышки 9, закрепленные на ступицах шкивов. В других конструкциях для этого используются лабиринтные уплотнения, состоящие из колец, запрессованных в ступицу и входящих в кольцевой паз ступицы соседнего шкива. Осевые зазоры подшипников регулируются гайкой 12, предохраняемой от отвертывания винтом 10 либо стопорной шайбой.
Шкивы и подшипники кронблоков изнашиваются неравномерно. Опыт показывает, что наибольшему износу подвергаются подшипники и канавки шкива, огибаемого ходовой струной талевого каната, и соседних с ним быстровращающихся шкивов. Секционное расположение шкивов позволяет обеспечить их равномернее изнашивание путем поворота каждой секции на 180° либо их перестановки, если число шкивов в секциях одинаковое. Благо-даря этому увеличивается срок службы кронблока.
Секции шкивов закрываются кожухами. Для предотвращения выскакивания каната из канавки шкива зазор между шкивами и кожухом не должен превышать 0,15 диаметра каната. При больших зазорах канат может соскочить и оказаться затянутым между смежными шкивами. В результате этого часть рабочих струн разгружается, а из-за перегрузки оставшихся в работе струн может произойти обрыв каната.
49 Всасывающие линии и манифольд
Всасывающая линия - участок трубопровода, по которому раствор подводится из приёмной емкости к насосу.
Длина её должна быть минимально возможной, а диаметр труб – не менее диаметра приемного коллектора бурового насоса.
На конце её устанавливают сетчатый фильтр, площадь которого в свету должна быть не менее площади сечения труб.
Всасывающий трубопровод крепят к насосу посредством фланцевого соединения, уплотняемого листовой прокладкой из резины. Неточность монтажа компенсируется подвижными соединительными муфтами (компенсаторами). Для предотвращения замерзания всасывающие линии покрывают теплоизоляционным материалом.
Манифольд– участок трубопровода между буровым насосом и вертлюгом. Буровые насосы имеют индивидуальные всасывающие линии и общий манифольд.
Стояк представляет собой набор трубных секций, имеющих линзовые соединения . К стояку крепится изогнутое колено для присоединения бурового рукава, по которому раствор подается в вертлюг.
Для плавного перевода бурового насоса с холостого режима работы на рабочий применяют дроссельно-запорное устройство которое приводится в действие сжатым воздухом. Управление этим устройством осуществляется четырехклапанным краном, установленным на пульте управления.
Трубные секции манифольда соединяются быстроразъемными замковыми соединениями (рис. 12.10). Между отдельными блоками буровой установки трубы манифольда соединяются монтажными компенсаторами , обеспечивающими угловое смещение соединяемых труб на 10° и линейное их смещение до 200 мм.
Крепление манифольда к основанию буровой установки и вышке осуществляется при помощи хомутовых соединений. Манифольды изготовляют с рабочим давлением 20, 25, 32 и 40 МПа в зависимости от класса буровой установки. Пробное давление составляет соответственно 30, 38, 48 и 60 МПа. Трубы имеют диаметр проходного отверстия 80, 100 и 125 мм.
Силовые передачи
Это устройства для передачи мощности от двигателей лебедке, насосам, роторуи другим потребителям энергии буровой установки.
Их функции:
1) регулирование момента (М) и частоты вращения (n) лебедки и ротора;
2) регулирование числа ходов поршней насоса;
3) суммирование мощности двигателей при групповом и многомоторном приводе;
4) распределение мощности между лебедкой, насосами и ротором при групповым приводом;