Составляющие профессионального решения

6 составляющих профессионального решения:

– субъект (инициатор) решения (руководитель, специалист, конкретный человек, отдел, компания);

– объект решения (исполнитель) (подчиненный, специалист, конкретный человек, отдел, компания);

– предмет решения: конкретная тема, процесс или информация;

– цель подготовки решения;

– причины подготовки и реализации решения;

– персонал или население, для которых готовятся или реализуются УР.

Субъект решения может быть одновременно и объектом решения

Структура решения: форма и наименование, констатирующая, информационная, постановляющая части; атрибуты ответственного лица. В констатирующей части приводятся цели и причины появления решения. Информационная часть включает комментирующие, объясняющие и дополнительные сведения для лучшего понимания решения. Постановляющая часть содержит перечень заданий, выдаваемых конкретным исполнителям для выполнения. В атрибутах ответственного лица может указываться должность, ФИО и другие необходимые сведения.

Каждое ур должно быть целевым, своевременным, обоснованным, непротиворечивым, понятным исполнителям. Решение может приниматься человеком в 3 основных системах: технической, биологической и социальной.

Техническая система включает станки, оборудование, компьютеры и др. Набор решений в технической системе ограничен, и последствия решений обычно предопределены. Такие решения носят формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке.

Биологическая система включает флору и фауну планеты, в т.ч. относительно замкнутые биологические подсистемы (например, человеческий организм и др.). Эта система обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. Набор решений в биологической системе также ограничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира.

Социальная (общественная) система характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов (семья, производственный коллектив, неформальная организация и т.п.). Набор решений в социальной системе характеризуется большим разнообразием в средствах и методах реализации. Это объясняется тем, что главным объектом управления является человек как личность с высоким темпом изменения сознания, а также широтой нюансов в реакциях на одинаковые и однотипные ситуации.

Потребности в принятии решений.

Необходимость прур возникает при условиях:
- существует разрыв между желаемым и имеющимся уровнями достижения цели

- разрыв достаточно большой, чтобы быть замеченным (заслуживает внимания)
- лпр стремится сократить разрыв

- лпр уверено в возможности сокращения разрыва

Как правило, решение направлено на уменьшение проблемы до заданного (необходимого, определенного критерием качества) уровня. Устранение проблемы (уменьшение до нуля) зачастую невыполнимо и может требовать очень больших затрат ресурсов.

В общем случае для решении я проблемы необходимо ответить на ряд вопросов, которые харакетризуют определенные элементы решения:

Для чего (кого)?-характеризует владельца проблемы

Что?-характеризует содержание решения и его основные ожидаемые результаты

Кто?-исполнитель решения

Где?-пространственные ограничения решаемой проблемы

Как?-предполагаемые технологии разработки и реализации решения

Ресурсы?-предполагаемые ресурсы для решения проблемы

Выбор решения основывается на личных или групповых интересах и предполагает наличие не менеее двух вариантов (альтернатив)

Классификация ур

1. По степени влияния на будущее организации:

1. стратегические - определяют общие направления развития организации и его долгосрочные цели;

2. тактические (конкретные методы достижения первых).

2. По масштабам.

1. глобальные - охватывают всю организацию в целом;

2. локальные - затрагивают некоторые стороны деятельности предприятия.

3. По продолжительности периода реализации:

1. долгосрочные (более пяти лет);

2. среднесрочные (от одного года до пяти лет);

3. краткосрочные (менее одного года).

4. По направленности воздействия: внешние, внутренние.


5. По обязательности выполнения:

1. директивные - принимаются высшим руководством и являются обязательными для исполнения;

2. рекомендательные - принимаются совещательными органами и не являются обязательными для исполнения;

3. ориентирующие - определяют единое направление деятельности подсистем организации.

6. По функциональному назначению:

1. регулирующие - определяют метод выполнения действий;

2. координирующие - концентрируют усилия вокруг проблемы;

3. контролирующие - направлены на оценку результатов.

4. Прогнозирующие

5. Планирующие

6. Организаторские

7. Активизирующие

8. информирующие

8. По степени запрограммированности:

1. запрограммированные - принимаются в стандартных ситуациях, не требуют особого творческого напряжения;

2. незапрограммированные - принимаются в новых необычных условиях.

9. По сфере реализации: научные и маркетинговые исследования, производство, реализация товаров (услуг), работа по кадрам и т. д.

10. По способам принятия:

1. интуитивные - принимаются руководителем на основе его способности предвидеть результаты;

2. адаптивные - принимаются руководителем в соответствии с его профессиональными и личными знаниям, жизненным опытом;

3. рациональные - опираются на научный анализ проблемы.

Требования к ур

Требования:

Наличие определенной структуры: субъект решения, объект решения, предмет решения, цель разработки решения, причины разработки и реализации рещения.

Соответствие решения действующему законодательству, нормативным документам

Наличие у субъекта решения соответствующих полномочий

Наличие в тексте решения четкой целевой направленности и адресности

Соответствие формы решения его содержанию

Своевременность решения

Недопустимость в тексте решения противоречий самому себе или ранее реализованным решениям

Техническая, экономическая и организационная выполнимость решения

Параметры для внутреннего и внешнего контроля выполнения решения. Составление рабочих документов, аудит

Учет возможных отрицательных последствий реализации решения в различных областях (политическая, экономическая, социальная)

Наличие возможности обоснованного положительного результата.

8. Формы подготовки и реализации ур

Ур выполняет 3 функции

-направляющая, которая связана с постановкой цели

-организующая

-мотивирующая

Каждое ур должно быть целевым, своевременным, обоснованным, непротиворечивым, экономичным, понятным исполнителю

Структура решения:

1. Форма и наименование

2. Констатирующая часть

3. Информирующая часть

4. Постановляющая

5. Атрибуты ответственного лица

Сущность системного подхода

Системный подход-это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса), как к системе, в которой выделены элементы внутренней системы, наиболее влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов определены исходя из общего предназначения объекта.

Суть: любая система рассматривается как составляющий элемент (часть) системы более высокого и сложного порядка.

Составляющие элементы: части расчленяются на более простые и низкого порядка

Целостность системы не является простая совокупность ее структурных элементов (частей).

10. элементы диалектического метода как база системного подхода при подготовке и реализации ур

Системный подход-это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса), как к системе, в которой выделены элементы внутренней системы, наиболее влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов определены исходя из общего предназначения объекта.

Суть: любая система рассматривается как составляющий элемент (часть) системы более высокого и сложного порядка.

Составляющие элементы: части расчленяются на более простые и низкого порядка

Целостность системы не является простая совокупность ее структурных элементов (частей).

Диалектический метод предполагает:

-анализ объективного мира в целом, в котором все явления и процессы взаимозависимы и взаимообусловлены

-понимание того, что как объект мир, так и все его составляющие находятся в непрерывном и закономерном движении и изменении

-Неизбежность внутренних противоречий, как источника изменений.

11.Целесообразность применения системного подхода при подготовке и реализации ур

Системный подход к решению управленческих проблем базируется на следующих основных принципах: системности, иерархичности, интегральности и формализма.

Системный подход к решению проблем государственного и муниципального управления основывается также на некоторой совокупности фундаментальных понятий: система, элемент, подсистема, внешнее окружение, фактор, ценность, полезность, цель.

Одной из самых распространенных ошибок в управленческой деятельности является неадекватное представление об исследуемом предмете, когда частичный (экономический, или социальный, или технологический и т.п.) образ систем рассматривается как вся реальная система. Вследствие этого нарушения принципов системно-физического подхода управленческие решения часто оказываются крайне неэффективными.

Необходимо отметить, что каждая управленческая проблема связана с той или иной реальной системой. В процессе анализа проблем разработки управленческих решений необходимо, обращать внимание на наиболее общие системные свойства. К таким свойствам, прежде всего, относятся целостность, целесообразность, открытость. Свойство целостности играет крайне важную роль в решении управленческих проблем, поскольку нарушение пространственной связности или рассогласование процессов, протекающих в системе, является одним из наиболее существенных деструктивных факторов, угрожающих безопасности существования системы. В связи с этим, главным требованием, которое должно предъявляться к управленческим решениям, является требование их целесообразности. Очевидно, что наряду с отмеченными также необходимо учитывать и свойство открытости при решении проблем, связанных с реальными системами, поскольку последствия реализации управленческих решений могут проявиться в силу этого свойства самым неожиданным образом в других системах.

Важную роль при реализации системно-физического подхода в решении управленческих задач играет факторный анализ.

Для системного анализа характерно наличие определенных типов стандартных компонентов, которые практически всегда присутствуют в анализе любой проблемы. Сочетание этих характерных элементов в определенной последовательности, диктуемой структурой проблемы и причинно-следственными связями, и приводит к ее системному решению. Основные элементы системного анализа образуют «кирпичи», которые укладываются в единое здание анализа с соблюдением логической последовательности: цели - средства достижения целей - потребные ресурсы. Кроме того, при решении задач этой логической цепочки широко используются различные модели и критерии.

Умение правильно использовать при решении тех или иных проблем логических элементов системного анализа во многих случаях предопределяет возможность получения требуемого результата. В частности, «главные причины неудач в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ — отсутствие явно сформулированной цели (26%), неудовлетворительное составление и контролирование программ работ (35%), отсутствие обоснованного распределения ресурсов и неудовлетворительный экономический анализ (26%). Только 13% неудач связаны с частными, специфическими трудностями индивидуального порядка».

12.Процедуры системного подхода при подготовке и реализации ур(прур)

1. Выделение наиболее важных (приоритетных) элементов или процессов при ПРУР (согласно 3 типов систем):

- приоритеты в технической сфере деятельности (прибыль, ставка кредита, объём продаж, качества и др.). Определение ориентации либо на конечную продукцию, либо на процесс её получения (ориентация на диплом или на получение знаний).

- приоритеты в биологической сфере деятельности (здоровье, питание и т.д.)

- приоритеты в социальной сфере деятельности персонала, коллектива и общества (самовыражение и самопроявление, информация, общение, управление и организация и д.р.). Ориентация на потребителя, его потребности и интересы.

2. Выделение элементов 2-го уровня в технической, биологической и социальной сферах деятельности, которые могут оказать влияние на ПРУР. Чтобы акцентировать внимание на главном и не углубляться в мелочи.

3. Каждый элемент или процесс первого уровня следует рассматривать с учётом его истории (с чего это начиналось и к чему пришло).

4. Корректировка и согласование элементов и их приоритетов необходимых при ПРУР.

5. Приближение процесса решения проблем к источникам информации об их возникновении и развитии.

Наши рекомендации