Составляющие профессионального решения
6 составляющих профессионального решения:
– субъект (инициатор) решения (руководитель, специалист, конкретный человек, отдел, компания);
– объект решения (исполнитель) (подчиненный, специалист, конкретный человек, отдел, компания);
– предмет решения: конкретная тема, процесс или информация;
– цель подготовки решения;
– причины подготовки и реализации решения;
– персонал или население, для которых готовятся или реализуются УР.
Субъект решения может быть одновременно и объектом решения
Структура решения: форма и наименование, констатирующая, информационная, постановляющая части; атрибуты ответственного лица. В констатирующей части приводятся цели и причины появления решения. Информационная часть включает комментирующие, объясняющие и дополнительные сведения для лучшего понимания решения. Постановляющая часть содержит перечень заданий, выдаваемых конкретным исполнителям для выполнения. В атрибутах ответственного лица может указываться должность, ФИО и другие необходимые сведения.
Каждое ур должно быть целевым, своевременным, обоснованным, непротиворечивым, понятным исполнителям. Решение может приниматься человеком в 3 основных системах: технической, биологической и социальной.
Техническая система включает станки, оборудование, компьютеры и др. Набор решений в технической системе ограничен, и последствия решений обычно предопределены. Такие решения носят формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке.
Биологическая система включает флору и фауну планеты, в т.ч. относительно замкнутые биологические подсистемы (например, человеческий организм и др.). Эта система обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. Набор решений в биологической системе также ограничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира.
Социальная (общественная) система характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов (семья, производственный коллектив, неформальная организация и т.п.). Набор решений в социальной системе характеризуется большим разнообразием в средствах и методах реализации. Это объясняется тем, что главным объектом управления является человек как личность с высоким темпом изменения сознания, а также широтой нюансов в реакциях на одинаковые и однотипные ситуации.
Потребности в принятии решений.
Необходимость прур возникает при условиях:
- существует разрыв между желаемым и имеющимся уровнями достижения цели
- разрыв достаточно большой, чтобы быть замеченным (заслуживает внимания)
- лпр стремится сократить разрыв
- лпр уверено в возможности сокращения разрыва
Как правило, решение направлено на уменьшение проблемы до заданного (необходимого, определенного критерием качества) уровня. Устранение проблемы (уменьшение до нуля) зачастую невыполнимо и может требовать очень больших затрат ресурсов.
В общем случае для решении я проблемы необходимо ответить на ряд вопросов, которые харакетризуют определенные элементы решения:
Для чего (кого)?-характеризует владельца проблемы
Что?-характеризует содержание решения и его основные ожидаемые результаты
Кто?-исполнитель решения
Где?-пространственные ограничения решаемой проблемы
Как?-предполагаемые технологии разработки и реализации решения
Ресурсы?-предполагаемые ресурсы для решения проблемы
Выбор решения основывается на личных или групповых интересах и предполагает наличие не менеее двух вариантов (альтернатив)
Классификация ур
1. По степени влияния на будущее организации:
1. стратегические - определяют общие направления развития организации и его долгосрочные цели;
2. тактические (конкретные методы достижения первых).
2. По масштабам.
1. глобальные - охватывают всю организацию в целом;
2. локальные - затрагивают некоторые стороны деятельности предприятия.
3. По продолжительности периода реализации:
1. долгосрочные (более пяти лет);
2. среднесрочные (от одного года до пяти лет);
3. краткосрочные (менее одного года).
4. По направленности воздействия: внешние, внутренние.
5. По обязательности выполнения:
1. директивные - принимаются высшим руководством и являются обязательными для исполнения;
2. рекомендательные - принимаются совещательными органами и не являются обязательными для исполнения;
3. ориентирующие - определяют единое направление деятельности подсистем организации.
6. По функциональному назначению:
1. регулирующие - определяют метод выполнения действий;
2. координирующие - концентрируют усилия вокруг проблемы;
3. контролирующие - направлены на оценку результатов.
4. Прогнозирующие
5. Планирующие
6. Организаторские
7. Активизирующие
8. информирующие
8. По степени запрограммированности:
1. запрограммированные - принимаются в стандартных ситуациях, не требуют особого творческого напряжения;
2. незапрограммированные - принимаются в новых необычных условиях.
9. По сфере реализации: научные и маркетинговые исследования, производство, реализация товаров (услуг), работа по кадрам и т. д.
10. По способам принятия:
1. интуитивные - принимаются руководителем на основе его способности предвидеть результаты;
2. адаптивные - принимаются руководителем в соответствии с его профессиональными и личными знаниям, жизненным опытом;
3. рациональные - опираются на научный анализ проблемы.
Требования к ур
Требования:
Наличие определенной структуры: субъект решения, объект решения, предмет решения, цель разработки решения, причины разработки и реализации рещения.
Соответствие решения действующему законодательству, нормативным документам
Наличие у субъекта решения соответствующих полномочий
Наличие в тексте решения четкой целевой направленности и адресности
Соответствие формы решения его содержанию
Своевременность решения
Недопустимость в тексте решения противоречий самому себе или ранее реализованным решениям
Техническая, экономическая и организационная выполнимость решения
Параметры для внутреннего и внешнего контроля выполнения решения. Составление рабочих документов, аудит
Учет возможных отрицательных последствий реализации решения в различных областях (политическая, экономическая, социальная)
Наличие возможности обоснованного положительного результата.
8. Формы подготовки и реализации ур
Ур выполняет 3 функции
-направляющая, которая связана с постановкой цели
-организующая
-мотивирующая
Каждое ур должно быть целевым, своевременным, обоснованным, непротиворечивым, экономичным, понятным исполнителю
Структура решения:
1. Форма и наименование
2. Констатирующая часть
3. Информирующая часть
4. Постановляющая
5. Атрибуты ответственного лица
Сущность системного подхода
Системный подход-это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса), как к системе, в которой выделены элементы внутренней системы, наиболее влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов определены исходя из общего предназначения объекта.
Суть: любая система рассматривается как составляющий элемент (часть) системы более высокого и сложного порядка.
Составляющие элементы: части расчленяются на более простые и низкого порядка
Целостность системы не является простая совокупность ее структурных элементов (частей).
10. элементы диалектического метода как база системного подхода при подготовке и реализации ур
Системный подход-это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса), как к системе, в которой выделены элементы внутренней системы, наиболее влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов определены исходя из общего предназначения объекта.
Суть: любая система рассматривается как составляющий элемент (часть) системы более высокого и сложного порядка.
Составляющие элементы: части расчленяются на более простые и низкого порядка
Целостность системы не является простая совокупность ее структурных элементов (частей).
Диалектический метод предполагает:
-анализ объективного мира в целом, в котором все явления и процессы взаимозависимы и взаимообусловлены
-понимание того, что как объект мир, так и все его составляющие находятся в непрерывном и закономерном движении и изменении
-Неизбежность внутренних противоречий, как источника изменений.
11.Целесообразность применения системного подхода при подготовке и реализации ур
Системный подход к решению управленческих проблем базируется на следующих основных принципах: системности, иерархичности, интегральности и формализма.
Системный подход к решению проблем государственного и муниципального управления основывается также на некоторой совокупности фундаментальных понятий: система, элемент, подсистема, внешнее окружение, фактор, ценность, полезность, цель.
Одной из самых распространенных ошибок в управленческой деятельности является неадекватное представление об исследуемом предмете, когда частичный (экономический, или социальный, или технологический и т.п.) образ систем рассматривается как вся реальная система. Вследствие этого нарушения принципов системно-физического подхода управленческие решения часто оказываются крайне неэффективными.
Необходимо отметить, что каждая управленческая проблема связана с той или иной реальной системой. В процессе анализа проблем разработки управленческих решений необходимо, обращать внимание на наиболее общие системные свойства. К таким свойствам, прежде всего, относятся целостность, целесообразность, открытость. Свойство целостности играет крайне важную роль в решении управленческих проблем, поскольку нарушение пространственной связности или рассогласование процессов, протекающих в системе, является одним из наиболее существенных деструктивных факторов, угрожающих безопасности существования системы. В связи с этим, главным требованием, которое должно предъявляться к управленческим решениям, является требование их целесообразности. Очевидно, что наряду с отмеченными также необходимо учитывать и свойство открытости при решении проблем, связанных с реальными системами, поскольку последствия реализации управленческих решений могут проявиться в силу этого свойства самым неожиданным образом в других системах.
Важную роль при реализации системно-физического подхода в решении управленческих задач играет факторный анализ.
Для системного анализа характерно наличие определенных типов стандартных компонентов, которые практически всегда присутствуют в анализе любой проблемы. Сочетание этих характерных элементов в определенной последовательности, диктуемой структурой проблемы и причинно-следственными связями, и приводит к ее системному решению. Основные элементы системного анализа образуют «кирпичи», которые укладываются в единое здание анализа с соблюдением логической последовательности: цели - средства достижения целей - потребные ресурсы. Кроме того, при решении задач этой логической цепочки широко используются различные модели и критерии.
Умение правильно использовать при решении тех или иных проблем логических элементов системного анализа во многих случаях предопределяет возможность получения требуемого результата. В частности, «главные причины неудач в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ — отсутствие явно сформулированной цели (26%), неудовлетворительное составление и контролирование программ работ (35%), отсутствие обоснованного распределения ресурсов и неудовлетворительный экономический анализ (26%). Только 13% неудач связаны с частными, специфическими трудностями индивидуального порядка».
12.Процедуры системного подхода при подготовке и реализации ур(прур)
1. Выделение наиболее важных (приоритетных) элементов или процессов при ПРУР (согласно 3 типов систем):
- приоритеты в технической сфере деятельности (прибыль, ставка кредита, объём продаж, качества и др.). Определение ориентации либо на конечную продукцию, либо на процесс её получения (ориентация на диплом или на получение знаний).
- приоритеты в биологической сфере деятельности (здоровье, питание и т.д.)
- приоритеты в социальной сфере деятельности персонала, коллектива и общества (самовыражение и самопроявление, информация, общение, управление и организация и д.р.). Ориентация на потребителя, его потребности и интересы.
2. Выделение элементов 2-го уровня в технической, биологической и социальной сферах деятельности, которые могут оказать влияние на ПРУР. Чтобы акцентировать внимание на главном и не углубляться в мелочи.
3. Каждый элемент или процесс первого уровня следует рассматривать с учётом его истории (с чего это начиналось и к чему пришло).
4. Корректировка и согласование элементов и их приоритетов необходимых при ПРУР.
5. Приближение процесса решения проблем к источникам информации об их возникновении и развитии.