V. степ-аэробика. технические правила
Введение
1.1. Универсальные правила работы на степ-платформе четко описывают организацию степ-тренировки с использованием правильной техники работы ног, рук и туловища. Эти правила необходимо использовать таким образом, чтобы, независимо от уровня физической подготовки участников соревнований, можно было избежать физической травмы или повреждения во время выступления в дисциплине «степ-аэробика».
Таблица № 6
Критерии | Описание |
Постановка корпуса | голова должна быть поднята, плечи отведены назад и опущены, мышцы живота и ягодиц слегка напряжены. Колени смягчены. При подъеме на степ-платформу необходимо выполнять лёгкий естественный наклон туловища вперёд, который должен начинаться от бедер, а не выполняться в области талии. |
Подъем на степ-платформу | перенос всего веса тела с пола на степ-платформу, за которым немедленно следует перенос всего веса тела со степ-платформы на пол. при выполнении шагов стопа должна находится в полном контакте с поверхностью степ-платформы. Вся стопа должна находиться на степ-платформе. Необходимо наступать на платформу легко, но сильно. Стопы должны опускаться на пол на расстоянии от степ-платформы, равном длине одной стопы, пятки необходимо ставить на пол. Если необходимо поставить ногу от степ-платформы дальше, чем расстояние в одну стопу (например, при выполнении выпада или повтора), то нельзя ставить пятку на пол. Вес тела должен находиться на передней части стопы. |
Ведущая нога | нога, начинающая движение на степ-платформу. Следует часто менять ведущую ногу. |
Прыжки | разрешается напрыгивать на степ или выполнять прыжки на степе, но не со степ-платформы. Все прыжковые движения на степ-платформу (пауэр-степ) требуют большей затраты сил, чем прыжки на степ-платформе. |
Интенсивность программы | можно увеличить интенсивность программы за счет прыжков на степ-платформу и на степ-платформе, увеличения высоты степ-платформы, добавления амплитудных движений рук и использования различных подходов к степ-платформе. |
Основные движения
Таблица № 7
Терминология | Ведущая нога | Подход | Описание |
Бейсик степ | ПН или ЛН | Ф,В,К,У | вверх, вверх, вниз, вниз или вниз, вниз, вверх, вверх |
В-степ | ПН или ЛН | Ф | широкийбейсик степ |
Лифт степ | ПН или ЛН | все | вверх, подъем, вниз, вниз или вниз, вниз, вверх, подъем |
Тап-ап, тап-даун | Попеременно ПН или ЛН | Ф,Б,К,У,В | вверх, касание, вниз, касание или вниз, касание, вверх, касание. |
Тап ап | Попеременно ПН или ЛН | Ф,К,У | вверх, касание, вниз, вниз. |
Тап даун | Попеременно ПН или ЛН | Ф,К,У | верх, вверх, вниз, касание. |
Тёрн степ | ПН или ЛН | Б,Ф | вверх, вверх, вниз, касание лицом к степу. |
Страдлдаун | ПН или ЛН | В | вниз, вниз, вверх, вверх или вниз, вниз, вверх, касание. |
Страдлап | Попеременно ПН или ЛН | С | вверх, вверх, вниз, вниз или вверх, вверх, вниз, касание. |
Овер зе топ | ПН или ЛН | Б | вверх, вверх, вниз, касание. |
T-степ | Попеременно ПН или ЛН | К | вверх, вверх, страдлдаун, вверх, вверх, вниз закончить (смешанный подход). |
Акроссзе топ | Попеременно ПН или ЛН | К | вверх, вверх, вниз, касание. |
Корнер ту корнер | Попеременно ПН или ЛН | У | вверх, вверх, вниз, касание (перемещение по диагонали и касание вниз в сторону). |
У-тёрн | ПН или ЛН | Б,К,У | Маленький тёрн степ на месте или маленький тёрн степ из стороны в сторону. |
A-степ | ПН или ЛН | Ф,Б | перевернутый В-степ или большой оверзе топ. |
Л-степ | ПН или ЛН | ФкК КкБ Б кК | вверх, касание, вниз, касание или вверх, вверх, вниз, касание (смешанный подход). |
Рипитер | ПН или ЛН | все | Вариант лифт степ. |
Разрешенные упражнения
3.1. Прыжки с приземлением на две ноги (как на степе, так и на полу).
3.2. Упражнения на гибкость без фиксации позы (проходящие).
3.3. Поддержки в начале и в конце композиции (в положении стоя или на полу).
Запрещенные упражнения
4.1. Отжимания на двух или одной руке.
4.2. Упоры на двух или на одной руке.
4.3. Падение в упор лежа.
4.4. Прыжки с приземлением в упор лежа или в шпагат.
4.5. Броски с помощью партнёра или опираясь на партнёра.
4.6. Гимнастические / акробатические движения (переворот назад (фляк), переворот через голову вперед, переворот боком (колесо) и др.).
4.7. Пирамиды и поддержки в процессе выполнения композиции.
4.8. Прыжки со степ-платформы на пол.
4.9. Прыжки с одной степ-платформы на другую.
4.10. Подъёмы или спуски со степ-платформы спиной к ней.
4.11. Подъем степ-платформы вверх с участником.
4.12. Подъёмы, выполняемые на степ-платформах.
4.13. Постановка одного степа на другой.
VI. АЭРОБИКА. ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА
Введение
1.1. В основе программ по фитнес-аэробике лежат движения высокоударной (хай-импакт) аэробики (основанные на постоянных прыжках и беге) и используется музыкальное сопровождение с чётко различимой ударностью. Не существует никаких обязательных упражнений, а также не приветствуется использование элементов из спортивной аэробики. Акцент делается на непрерывное выполнение движений хай-импакт, выстроенных в творчески составленную композицию.
Основные движения
Таблица № 8
ШАГ | 1. Нога сгибаетсявперед:тазобедренный и коленныйсуставысогнуты. 2. Лодыжка разгибается,демонстрируя перекатсноска напятку. 3. Основная фаза–движениевверх,а не вниз. 4. Верхняя половина тела (туловище,голова) удерживается в вертикальном положении, с нейтральным положениемпозвоночника и естественной осанкой. 5. Верхняячастьтеладемонстрируетстатическуюсилу,безодновременныхсшагамиперемещенийвверх-вниз или вперед-назад. 6. Амплитуда:допускаются вариантыотнейтральногоположения стопыдо полногосгибаниявголеностопном суставе (оттянутыйносок). Уголвтазобедренномиколенномсуставах-30-40°. |
БЕЙСИКСТЕП | 1. Шаг ПНвперед(спятки на всюстопу). 2. ЛНприставить. 3. Шаг ПН назад(с носканавсюстопу). 4. ЛНприставить. 5. Естественный небольшой наклон туловищавперед(отбедер). |
ВИ-СТЕП | 1. Исходная позиция–ноги вместе, стопыв 3 позиции. 2. Шаг ПНвперед–в сторону по диагонали. 3. Шаг ЛНвперед-в сторону по диагонали. 4. Шаг правой ногой назад,левуюприставитьвисходную позицию. 5. Естественный небольшой наклон туловищавперед(отбедер). |
МАМБО | 1. Шаг ПНвперед,шаг ЛН на месте. 2. Шаг ПН назад,шагЛН наместе. 3. Шаг вперед–спятки навсюстопу,шаг назад–на носок, пяткана полне опускается. 4. Центртяжестиостается наЛН. 5. ЛН делаетшаг–отрываетсятолько пятка, носок отполане отрывается. |
МАМБОС ПОВОРОТОМ | 1. Шаг мамбос поворотом –шаг вперед–поворот –шаг вперед–поворот. 2. Шаг впередделаетсяспятки навсюстопу,поворотделаетсяпяткой,носок от пола неотрывается. 3. Центртяжестиостается наЛН. |
БОКС-СТЕП | 1. Поквадратувыполняется4шага:шагкрест-накрестПН–назадЛН–всторонуПН–приставить ЛН ит.п. 2. При перекрестномшаге небольшойразвороттазав сторонушага. |
СТЕПКРОСС | 1. Исходняпозиция–ноги вместе, 6 позиция. 2. Шаг впередПН–крест-накрестЛН –назадПН–ЛН в сторону в исходную позицию. 3. При перекрестномшаге небольшойразвороттазав сторонушага. |
ЗОРБА | 1. Шаг ПН в сторону–ЛНкрест-накрестназад–шагПН в сторону–ЛНкрест-накрествперед. 2. При перекрестном шаге небольшойразвороттазав сторонушага. |
КИКСОСМЕНОЙ | 1. Кик-ча-ча–ПНподнимаетсявпередна 45°(«удар»),ча-ча-повторить2раза. 2. На кике носок оттянут. |
СТЕП-ТАЧ | 1. Шаг ПНвправо, ЛНприставить, касаясь носком возле правой пятки (пятка на пол не опускается). 2. Шаг ЛНвлево, ПНприставить,касаясьноском возле ЛН(пятка наполне опускается). 3. Естественный небольшой наклон туловищавперед(отбедер). |
БЕГ | 1. Безопорная нога поднятамаксимальноназадк ягодице. 2. Нейтральноеположениевтазобедренномсуставеилинебольшоесгибаниеилиразгибаниебедра(на угол+/-10 °). 3. Колено согнуто. 4. Носок натянут. 5. При приземлении на стопу демонстрируется управляемое движение, выполняется перекатсносканапятку. 6. Верхняяполовинателаудерживаетсявертикально,снейтральнымположениемпозвоночника,естественной осанкой. 7. Амплитуда:Нейтральноеположение-уголвтазобедренномсуставеот 0-10°,вколенномсуставе-110-130°,(оттянутыйносок). |
ПОДСКОК | 1. Подскокначинаетсякакприбеге сразгибаниемвтазобедренномсуставе,коленобезопорнойногисгибаетсяиголеньперемещаетсяназад,пятка как можно ближекягодице. 2. Подскакивая,согнутьбезопорнуюногувтазобедренномсуставена30-45°,выполнить махголеньюсполным разгибаниемвколене до0°- подскок. 3. Движениедолжнобытьзаметнымивтазобедренномивколеномсуставах. 4. Мышечныйконтроль(управление)демонстрируетсянапротяжениивсегодвижения.Движениебезопорнойноги останавливаетсячетырехглавоймышцейбедра. 5. Верхняяполовинателаудерживаетсявертикально,снейтральнымположениемпозвоночника,естественной осанкой. 6. Амплитуда:сгибаниевтазобедренномсуставеотнейтральногоположениядоугла30-45°,отполногосгибанияв колене, дополногоразгибания. |
ПОДЪЕМ КОЛЕНА | 1. Демонстрируетсявысокийуровеньподвижностивтазобедренномиколенномсуставахрабочей(безопорной) ноги,минимум сгибаниявобоих суставах - 90 °. 2. Когдабедрорабочейногинаходитсяввысшемположении,голеньрасполагаетсявертикально,(носокоттянут). 3. Вголеностопномсуставеможетбытьсогнутоеилиразогнутоеположение(носок«оттянут»или«насебя»),но необходимо показатьмышечный контроль. 4. Опорнаянога-прямая,максимальнодопустимоесгибаниевколеном/тазобедренномсуставах–приблизительно10 °. 5. Верхняяполовинателаудерживаетсявертикально,снейтральнымположениемпозвоночника,естественной осанкой. 6. Амплитуда:Отнейтральногоположениядосгибанияминимумна90°втазобедренномиколенномсуставах рабочей ноги (безопорной). |
КЕРЛ | 1. Шаг в сторону ПН-захлестЛН. 2. Шаг в сторону ЛН–захлестПН. 3. Бедро перпендикулярно полу,пятка тянетсяк ягодице. 4. Естественный небольшой наклон туловищавперед(отбедер). |
ЛоуКИК | Разновидностьмахаголенью.Выполняетсяна 2счета. 1. Сгибая колено, поднять ПНвперед-вниз. В момент разгибания в коленном суставе ПН, выполнитьмах(«удар») голеньюна 45 градусов в любомнаправлении (вперед,подиагонали,назад). 2. Вернутьсявисходное положение. |
МАХ | 1. Высокий махпрямой ногой,минимальная амплитуда: пятка в высоте плеча,приблизительно145°. 2. Движение выполнять только в тазобедренном суставе. Маховая нога прямая – при движении колено не сгибается. 3. Втечение движенияносок оттянут. 4. Опорная нога остается прямой, максимально допустимое сгибание в коленном и тазобедренном суставах приблизительно10°. 5. Верхняяполовинателаудерживаетсявертикально,снейтральнымположениемпозвоночника,естественной осанкой. 6. Амплитуда:отнейтральногоположениядоугладо150-180°втазобедренномсуставемаховойноги.Втечениедвижения показывать полное разгибание колена. |
ЛИФТСАЙД | 1. ШагвсторонуПН–подъемногина45°,шагЛНвсторону–подъемПНвсторонуна45°. 2. Опорноеколено чутьсогнуто, стопыпараллельныдруг другу. 3. Корпусне отклоняетсяв сторону. 4. Естественный небольшой наклон туловищавперед(отбедер). 5. Ягодицы подтянуты. |
ПОНИ | 1. Прыжок в сторону–ча-ча,тожев другую сторону. 2. Естественный небольшой наклон туловища вперед(отбедер). |
СКУП | Вариантприставного шага, выполняемого соскачком. 1. ПН шагв сторону–прыжкомприставитьЛНна носок. 2. ЛН шагв сторону–прыжкомприставитьПН на носок. 3. Небольшой разворотплечв сторонуопорной ноги. 4. Точку делатьне отрываяносокотпола. |
ТОЙ ТАЧ | 1. Шаг ПН в сторону–ЛНкрест-накрествпереднаносок. 2. Шаг в сторону ЛН–ПНкрест-накрест наносок. 3. Нога вперед выставляется передопорной ногой. |
ХИЛ ТАЧ | 1. Шаг в сторону ПН–ЛНв сторонуна пятку. 2. Шаг в сторону ЛН–ПНв сторонуна пятку. 3. Корпусразворачиваетсяв сторону свободной ноги. 4. Назадне наклоняться. |
ПРЫЖОК «НОГИ ВРОЗЬ– НОГИ ВМЕСТЕ» | 1. Прыжок из стойки в полуприседноги врозь. Естественный поворотбедер наружув тазобедренныхсуставах. 2. Приземление–в полуприседноги врозьшире плеч,проекция коленневыходитза пределыстоп. 3. Управляемые, номощныеотскокиприземление.Точноеи управляемоедвижениевлодыжкахистопах–перекатс носкана пятку. 4. Прыжок в: стойку ногивместе, носки направленывперед(преимущественно) или наружу. 5. Верхняяполовинателаудерживаетсявертикально,снейтральнымположениемпозвоночника,естественной осанкой. 6. Амплитуда:Отнейтральногодоположенияполуприседногиврозь,приблизительнонаширинуплеч, плюс2 длиныстопы,сосгибаниемвтазобедренныхиколенныхсуставахна25-45o (больше,еслипринимается положение оченьнизкого или низкого приседа - плие). |
ВЫПАД | 1. Висходномположенииноги/стопывместеиливрозьна ширинеплеч,безповоротабедранаружу.Однанога прямая (безсгибания колена) отведенаназадвсагиттальном направлении. 2. Пятки опускаютсяна полсконтролемдвижений. 3. Стопы ставятсявсагиттальномнаправлении.Все движения тела (ноги врозьи вместе) выполняются как единое действие. 4. Низкоеударное воздействие:придвижениителослегкаперемещаетсявперед(тяжестьтелапередаѐтсяна ногу впереди),сохраняется прямая линия отшеи допятки опорной ноги. 5. Высокоевоздействие:Прыжкомногиразводятсяврозьвсагиттальномнаправлении(вперединазад),какпри шаге в лыжномспорте. 6. Амплитуда: Расстояние между ногами, разведенными врозь в сагиттальном направлении (вперед-назад), приблизительноравнодлине 2-3 стоп (Вариантывыпада отличаются различной амплитудой движений). |
ГРЕЙПВАЙН | 1. ШагПНвсторону,ЛНкрест-накрестназад,ПНвсторону,ЛНзахлест(приставление ноги не делается). 2. Шаг в сторонувыполняетсяспятки навсюстопу. |
СУПЕРМЕН | 1. СПНдвапрыжкавсторону:согнутьПН,толчкомЛНнебольшойпрыжокЛНв сторону –назадс приземлениена ПН. 2. ЛН шагкрест-накрествперед,согнутьПН. 3. ТолчкомЛН небольшойпрыжок ЛН в сторону–назадсприземлениемна ПН. 4. Стоя на ПНсогнутьЛН. 5. При приземлении опускатьсясноска на пятку. 6. Туловищесонаправленодвижению. |
ШАССЕ МАМБОВПЕРЕД | Три быстрыхшагасинтенсивнымперемещением(на рази два)и шаг одной ногойвперед,другой на месте. (Ча-ча-час продвижениемвсторону ПН,мамбоЛНтольковперед). |
ШАССЕ МАМБО НАЗАД | Три быстрыхшагасинтенсивнымперемещением(на рази два)и шаг одной ногой назад,другой на месте (Ча-ча-час продвижениемвсторону ПН,мамбоЛН назад). |
ШАГАУТ | Два шага маршна месте,два шага ноги врозь (безперемещения). |
ШАГИН | Два шаганоги врозь, двашага ноги вместе (безперемещения). |
Разрешенные упражнения
3.1. Прыжки с приземлением на две ноги.
3.2. Отжимания на двух руках.
3.4. Упор на двух руках без фиксации позы (проходящий и без поворота).
3.5. Упражнения на гибкость без фиксации позы.
3.6. Падение в упор лежа.
3.7. Подъёмы (пирамиды) в начале и в конце композиции (в положении стоя или в партере).
3.8. Поддержки во время выступления.
3.9. Самостоятельное продвижение вперёд, опираясь на партнёра.
Запрещенные упражнения
4.1. Отжимания на одной руке.
4.2. Угол на одной руке.
4.3. Прыжки с приземлением в упор лежа или в шпагат.
4.4. Броски (продвижения) с помощью партнёра.
4.5. Гимнастические/акробатические движения (переворот назад (фляк), переворот через голову вперед, переворот боком (колесо) и др.).
4.6. Пирамиды и подъёмы в процессе выполнения композиции.