Тема: Полеты человека (с. 108—112).

Цели: познакомить учеников с разными видами летательных аппаратов; провести эксперимент и сделать выводы; раскрыть содержание понятия «оригами».

Ход урока

• Вводная беседа

Какой самый быстрый вид транспорта?

На какие расстояния летают самолеты?

Чем отличается вертолет от самолета?

Кто управляет самолетом?

Каким должен быть пилот?

• «Наблюдаем, экспериментируем»

Какие предметы долго держатся в воздухе, а какие падают сразу? Почему?

Сравните, как падает смятая бумага и ровный лист.

• «Делаем сами» — «Парашют»

Парашют состоит из купола, в котором есть отверстие, строп и груза. Купол парашюта замедляет падение, и парашютист (или груз), висящий на стропах, благополучно приземляется.

Анализ изделия:

— Какие детали нужны для изготовления изделия? (Вырезать купол и зайца, заготовить стропы.)

— Проверьте изделие в действии. Если парашют опускается неровно, то увеличьте тяжесть груза.

• «Наблюдаем, экспериментируем»

Подумайте, почему летают мыльные пузыри.

• Подводим итоги

Из каких частей состоит парашют и какова их роль?

Почему парашют плавно опускается, а зонт переворачивается?

Зачем в куполе парашюта нужно отверстие?

ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИЯ

Урок 29

Тема: Способы общения (с. 114—117).

Цели: развивать способности ориентироваться в информации разного вида; воспитывать интерес к информационной и коммуникационной деятельности; познакомить со способами общения людей друг с другом, с развитием письменности, использованием различных материалов для передачи всевозможной информации.

Ход урока

• Вводная беседа

Очень много всего неизвестного и неизведанного. Мы часто друг другу задаем вопросы: почему? Где? Когда? Для чего? И порой не на каждый вопрос нам могут ответить учителя, родители. А какими еще способами мы можем добыть нужную нам информацию?

Информацию можно найти:

— на экскурсии в музее;

— в книгах и журналах;

— в фильмах, фотографиях, диафильмах;

— поговорив со специалистами.

• «Узнаем подробнее»

Умение говорить отличает человека от животных. Хотя у некоторых млекопитающих и птиц тоже есть свои «языки», но человеческая речь несравненно более высокоразвитая.

• «Делаем сами» — «Зашифрованное письмо»

Самостоятельное задание для детей, при выполнении которого им необходимо будет проявить свою фантазию. Можно организовать проектную деятельность и назвать проект, например, «Код 1 Б класса».

• «Делаем сами» — «Письмо на глиняной дощечке»

План работы в учебнике на с. 117.

• Подводим итоги

Расскажите нам о вашем увлечении.

Урок 30

Темы: Важные номера телефонов. Правила дорожного движения (с. 118—119).

Цели: познакомить с современными средствами связи, правилами дорожного движения; развивать способность ориентироваться в информации разного вида, техническое и логическое мышление.

Ход урока

• Вводная беседа

Очень важно знать, как можно передать информацию, но также нужно знать, к кому и куда можно обратиться для получения необходимой информации.

Рассмотрим таблицу с важными телефонными номерами («скорая помощь», милиция, единая служба спасения, поликлиника, дежурный врач, домашний телефон, школа, друг (подруга)). Есть ли в твоей телефонной книге эти телефоны? Какую информацию ты можешь получить по этим телефонам?

• «Работа с тетрадью» — «Важные телефонные номера»

Ученики делают для себя таблицу с важными телефонными номерами. Учителю необходимо подсказать ученикам, где можно найти эти номера в соответствии с тем, в каком регионе России они проживают.

Какие знаки помогают нам ориентироваться в городе?

Рассмотрите рисунки. Что важно для безопасности движения на улицах?

Какие знаки дорожного движения помогают тебе ориентироваться в городе?

Нарисуйте свой маршрут от дома до школы.

Сделайте в классе уголок «Правила поведения на улице».

• Подводим итоги

Расскажите о дорожных знаках, которые встречаются вам по дороге в школу.

Урок 31

Тема: Компьютер (с. 120—122).

Цели: дать первичные знания об основных составных частях компьютера, их назначении; познакомить с Интернетом как одним из основных современных источников информации; помочь овладевать умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; учить соблюдать безопасные приемы труда при работе с компьютером.

Ход урока

• Вводная беседа

Находясь по разные стороны земного шара, люди разговаривают друг с другом и смотрят одни и те же телепрограммы. Электронные приборы преобразуют речь, изображение и слова в электросигналы. Телефон, радио и телевизионные системы передают сигналы по проводам или с помощью радиоволн, в том числе через космические спутники связи.

Компьютеры поистине великое достижение техники. Они способны решать сложнейшие задачи практически во всех областях — в банковском деле, в архитектуре, в промышленности и т. п. Компьютеры участвуют и в создании новой техники, помогая проектировать машины. Компьютеры повсюду и выглядят они по-разному. Иногда компьютеры спрятаны в приборах и машинах.

• Подводим итоги

Назовите приборы, машины, которые работают с помощью компьютера.

Посчитайте, сколько компьютеров вы встретите за день.

Мечтаете ли вы о компьютере и роботе, которые будут во всем помогать? Нарисуйте, как они должны выглядеть. Что они должны уметь делать?

Из чего состоит компьютер?

Назовите его части и объясните их назначение.

Компьютеры всего мира могут быть связаны друг с другом. Эту международную (интернациональную) сеть называют Интернет. Можно представить Интернет как огромную паутину.

Каждый может подключиться к Интернету, чтобы смотреть картинки, найти нужную информацию, слушать сказки и музыку.

Знаешь ли ты, как стать пользователем Интернета

Приложение

Памятка № 1

Безопасность в классе

• строго следуйте указаниям учителя;

• уберите длинные волосы назад, завяжите их или заколите, спрячьте длинную (болтающуюся) одежду в брюки;

• работайте тихо и осторожно, не мешайте работать другим ребятам;

• инструменты и приспособления храните на рабочем месте;

• берите инструменты только по разрешению учителя;

• уберите за собой и приведите рабочее место в порядок после окончания работы.

Памятка № 2

Раскрой деталей.

Работа с режущим инструментом

• не размахивайте рукой, в которой держите ножницы;

• передавайте ножницы кольцами вперед и с сомкнутыми лезвиями;

• при выполнении раскроя правильно держите ножницы: большой и средний пальцы — в кольцах, указательный поддерживает инструмент снизу кольца.

• для хорошего качества раскроя широко раскрывайте лезвия, режьте их средней частью, плавно закрывайте и не смыкайте лезвия до конца выполнения разреза;

• при разрезании по прямой линии направляйте ножницы по линии разметки;

• по наружному криволинейному контуру режьте против часовой стрелки, поворачивайте материал, а не ножницы;

• не режьте на ходу;

• режьте сидя, повернувшись вполоборота от товарища, концы ножниц направляйте вниз;

• закончили работу, положите ножницы сомкнутыми лезвиями от себя.

Памятка № 3

Разметка деталей по шаблону

• при разметке по шаблону держите шаблон левой рукой, карандаш правой (если ребенок левша, то наоборот);

• линии разметки проводите слева направо, они должны быть тонкими, волосными;

• помните об экономии бумаги, на материале располагайте шаблоны правильно.

Памятка № 4

Требования к инструментам

при работе с бумагой

Для работы с бумагой или картоном ребенку понадобятся карандаш, линейка и ножницы. Карандаш должен быть не слишком мягким (М или ТМ) и хорошо заточенным. От этого зависит точность и качество выполнения изделия. Ребенку лучше дать небольшие ножницы с закругленными концами лезвий, чтобы ему было удобно ими работать; линейку — деревянную или пластмассовую, длиной 30 см.

При выполнении некоторых операций ребенку понадобится помощь взрослого. Помощь нужна будет, например, при прорезании щелей, когда необходимо сделать прорези и надрезы на бумаге. Для этого лучше использовать выдвижной канцелярский нож.

Памятка № 5

Требования к инструментам

при работе с пластилином

Для лепки изделий необходим пластилин, стека, прочная нитка, клеенка или плотная бумага, чтобы закрыть стол.

Для разрезания пластилина можно использовать прочную нитку. Ее завязывают одинарным узлом, затягивают на месте, разрезая брусок. Этот прием используют, когда ребенку необходимо разделить брусок на части.

В остальных случаях кусок пластилина отрывается от бруска пальцами или отрезается стекой. Стека нужна для проработки деталей изделия и для нанесения узоров. Существует несколько разновидностей стек для выполнения разных видов работы.

Для развития мелкой моторики рук лепка должна производиться только пальцами. Любую форму нужно лепить пальцами, а не раскатывать между ладонями, поскольку в этом случае работают мышцы предплечья, локтевой и плечевой суставы, которые у ребенка в этом возрасте развиты в достаточной мере.

Чтобы поделка не была липкой (в случае, например, если она используется в игре), нужно втереть в ее поверхность немного талька или муки.

Памятка № 6

Правила и приемы работы с клеем

• работайте на подкладном листе;

• клей берите на кисть небольшими порциями, излишки вытирайте специальной тряпочкой;

• намазывайте клеем ту деталь, которую приклеиваете;

• намазывайте клеем деталь полностью от середины к краям, в заключение проведите кистью по всем краям заготовки;

• мелкие детали наклеивайте, взяв клей с подкладного листа;

• проглаживайте склеенные детали через притирочный лист тряпочкой, чтобы не разорвать или не сместить мокрую бумагу;

• после работы вымойте клеевую кисть и вытрите ее тряпочкой;

• все склеенные детали и изделия высушите под прессом.

Памятка № 7

Творческий проект

План:

1. Выбор и обоснование проблемы.

2. Исследование и развитие идеи.

3. Выбор материалов.

4. Инструменты и приспособления.

5. Эскиз изделия.

6. Технологическая карта.

7. Анализ результатов работы.

8. Экономический расчет.

Наши рекомендации