Процарапывание по пластилину
Таким способом можно сделать иллюстрации к сказкам, басням, рассказам, жанровые сценки, передать различные явления природы.
Процарапывание по пластилину (цвет.табл. VIII)
Для основы используют плотную белую бумагу.
Пластилин разогревают в руках и наносят тонким слоем на основу, размазывая пальцем, начиная с середины листа. Слой должен быть равномерным по толщине. Потом берут деревянную стеку с остро отточенным концом и процарапывают пластилин до бумаги. Работают без предварительного рисунка. Если допущена ошибка, ее легко исправить: пальцем вновь растирают пластилин, закрывая процарапанные места. Так работают до завершения изделия. Эффект рисунка получается за счет контрастности белой бумаги и цветного пластилина.
Лепка овощей, фруктов
. Лепку некоторых овощей и фруктов дети выполняют на уроках трудового обучения, однако время на их изготовление ограничено, поэтому на внеклассных занятиях учащиеся расширяют знания, совершенствуют навыки и умения, выполняют поделки большей сложности.
Об этом виде работы следует сказать несколько слов особо, так как иногда для изготовления игрушек в качестве поделочного материала используют непосредственно овощи, фрукты, корнеплоды. Это делать не следует ни в коем случае. Пластилин в этом виде работ незаменим, так как из него можно сделать различные овощи и фрукты, придав им форму персонажей сказок, мультфильмов, басен.
Перед лепкой необходимо рассмотреть образец или рисунок будущей поделки, определить ее форму, цвет материала, наметить последовательность работы. Некоторые овощи и фрукты имеют неправильную форму шара (помидор, яблоко, вишня и др.), иные - конуса со скругленными краями (морковь, перец), другие объединяют несколько форм (груша, гриб). После анализа приступают к лепке. Работу можно выполнить за несколько занятий.
Для поделок, имеющих круглую форму, берут пластилин нужного цвета (примерно третью часть бруска), разогревают его в руках, раскатывают шарик на подкладной доске, слегка сдавливают сверху и снизу пальцами. Затем стекой делают углубление для черешка и цветоножки. На готовую поделку, чтобы передать различные оттенки, наносят тонкий слой пластилина в зависимости от цветовых особенностей плодов. В заключение делают черешок, по необходимости листья (рис. 77).
Лепка овощей, фруктов (рис. 77)
Плоды, имеющие более сложную форму, начинают делать так же, как и шаровидные. Подготавливают пластилин, раскатывают его на подкладной доске, потом в руках придают нужную форму и производят отделку (рис. 78).
Лепка овощей, фруктов (рис. 78)
Конусообразные плоды начинают делать в форме толстого жгута, потом делают ладонью нажим на одну сторону, постоянно раскатывая пластилин на подкладной доске. Заключительный этап работы выполняют в руках: скругливают ребра конуса, делают углубления и т. п. (рис. 79).
Лепка овощей, фруктов (рис. 79)
Если лепные овощи и фрукты используют в качестве персонажей, то на них стекой делают глаза, рот, нос и т. д. Отдельные дополнительные детали вылепливают из пластилина нужного цвета и прикрепляют к основе. Для удобства демонстрации готовые поделки крепят на палочке.
Лепка животных
. Объемная лепка для детей всегда представляет определенную трудность. Одна из причин - недостаточная их подготовленность к такому виду работы. Учителя, воспитатели, руководители кружков иногда игнорируют объемную лепку или, наоборот, требуют от детей абсолютной точности, детализации, что не всегда удается детям сделать. После нескольких неудач дети приходят к выводу, что этот вид работы им не под силу, вследствие чего пропадает интерес, появляется нежелание заниматься объемной лепкой.
Прежде чем приступить к объемной лепке, дети должны четко представить предмет работы. Для этого необходимо найти общие и отличительные черты, принцип построения, особенности расположения частей, произвести анализ, выделить основные детали. Перед работой можно поставить задачу творческого характера: сделать словесное описание, выполнить эскиз.
В основе частей тела различных животных можно увидеть определенные геометрические фигуры. Эту закономерность необходимо использовать в работе. Дети тогда лучше представляют объект труда, в упрощенной форме им легче вылепить различные изделия.
На первых порах школьникам трудно выполнять объемную лепку из целого куска пластилина - это более высокий и сложный этап работы. Поэтому лепку лучше производить по отдельным деталям, последовательно соединяя их между собой.
Поросенок
Для работы используют пластилин розового цвета. Основные детали поделки: голова, туловище, ноги, уши.
Поросенок (рис. 80)
От бруска пластилина стекой отрезают четвертую часть, разогревают в руках и раскатывают на подкладной доске в форме шарика. Пальцами, потом стекой делают мордочку поросенка. Для туловища берут несколько больше пластилина, делают из него цилиндр, потом руками скругливают ребра. Ножки делают в форме маленьких цилиндров, уши - в виде треугольников. Когда подготовлены все части, их соединяют и производят окончательную отделку.
Лисичка
Для работы используют пластилин оранжевого цвета. Основные детали поделки: голова, туловище, хвост.
Лисичка (рис. 81)
От бруска пластилина стекой отрезают четвертую часть, разогревают в руках и раскатывают на подкладной доске в форме конуса, руками скругливают ребра, делают сгиб острой части мордочки. Из черного пластилина скатывают маленький шарик и крепят его на кончике - это будет носик лисички, стекой делают разрез - рот. Потом процарапывают глаза и прикрепляют уши.
Для туловища берут несколько больше пластилина. Делают из него конус, срезают острую часть и крепят к нему голову. Хвост сначала выполняют в виде колбаски, потом суживают оба конца, сгибают, придают заготовке нужную форму и соединяют все части, производя окончательную отделку.
Медвежонок
Аналогичным способом лепят медвежонка (рис. 82). Для работы берут пластилин коричневого цвета. Голову делают в виде шарика, потом руками формируют мордочку, носик выполняют из кусочка черного пластилина. Туловище напоминает форму неправильного конуса, передние лапки - короткие, толстые жгуты, задние лапки сплющивают, чтобы поделка была устойчива.
Медвежонок (рис. 82)
Лепка сказочных персонажей
Неограниченный простор для творчества, фантазии представляет лепка известных детям сказочных персонажей. В каждую работу ребята вносят что-то свое, индивидуальное, иногда неожиданное и оригинальное.
Прежде чем приступить к лепке, необходимо вспомнить с детьми выбранную ими сказку. Целесообразно сделать словесное описание главных героев, рассмотреть иллюстрации или самим выполнить эскизы персонажей, которых будут лепить.
Чебурашка
Для работы используют пластилин коричневого цвета. Основные части поделки: голова, туловище, уши, лапки.
Чебурашка (рис. 83)
Сначала подготавливают основные детали поделки. Для головы берут четвертую часть бруска пластилина, разогревают его в руках и делают шарик на подкладной доске. Для туловища используют несколько больше пластилина. Уши делают в виде толстой лепешки, передние лапки - в форме жгута, задние - плоские, чтобы поделка была устойчива. Когда подготовлены все части, их соединяют и производят окончательную отделку.
Чиполлино
Для работы используют пластилин разного цвета. Основные детали поделки: голова, верхняя часть головы, туловище, руки, ноги, ступни ног.
Чиполлино (рис. 84)
Сначала делают голову в виде шарика, для верхней части берут зеленый пластилин и делают из него конус, острая часть которого срезана и выполнена в виде луковичных перьев. Детали соединяют вместе, притирая пальцами.
Потом делают туловище, по форме напоминающее неправильный цилиндр. Ноги сначала делают также в форме цилиндра, потом несколько сплющивают его, разрезают стекой на две части и окончательно формируют заготовку. Руки делают в виде жгута, ступни ног плоские для устойчивости поделки.
Незнайка
Сначала лепят голову, используя для этого четвертую часть бруска пластилина. Для шляпы делают большую лепешку, середину выдавливают пальцами и поднимают поля. Детали соединяют. Туловище поделки - конус со срезанной вершиной, руки - маленькие конусы. Поделку крепят на подставке в форме кирпичика.
Незнайка (рис. 85)
Используя общие принципы лепки, можно сделать самые различные изделия.