Основные направления инновационной деятельности в авиакомпании.
Направления инновационной деятельности, связанной с прогрессивными изменениями в товарной продукции и технологии авиакомпании, можно определить с помощью матрицы “продукт - рынок” (таблица 6.3).
Таблица 6.3
Матрица «продукт – рынок» авиакомпании РЫНКИ ПРОДУКТЫ | 1. Существующий рынок | 2. Новый рынок (для компании) | 3. Новый рынок (для мировой практики) |
1. Новый продукт (для мировой практики) | 1.1 | 1.2 | 1.3 |
2. Новый продукт (для компании) | 2.1 | 2.2 | 2.3 |
3. Существующий продукт | 3.1 | 3.2 | 3.3 |
Раскроем содержание ячеек матрицы.
1.1. Применение новейших в мировой практике самолетов и технологий обслуживания при эксплуатации ранее освоенных ВЛ. Например, авиакомпания первой начинает эксплуатировать изготовленный по ее заказу самолет нового типа или новой модификации с повышенной комфортностью при полетах на традиционных маршрутах. Пассажиры обеспечиваются дополнительным сервисом на земле: отелями, прокатом автомобилей, удобными залами ожидания в аэропорту и др.
1.2. Применение новейших в мировой практике самолетов и технологий обслуживания пассажиров на новых для авиакомпании линиях.
Авиакомпания, обладая технологическим преимуществом, завоевывает позиции на новом для себя рынке.
1.3. Применение новейших в мировой практике самолетов и технологий обслуживания на принципиально новых для мировой практики воздушных линиях.
Например, разработка нескольких проектов сверхзвуковых пассажирских самолетов, рассчитанных на перевозку пассажиров на дальность 10 000-14 000 км с крейсерской скоростью до 2,5 - 5 М. Такие самолеты будут летать на границе земной атмосферы и космоса, соединяя самые отдаленные пункты спрямленными маршрутами.
2.1. Применение новых для авиакомпании самолетов и технологий обслуживания на освоенных воздушных линиях.
Авиакомпания осуществляет модернизацию парка ВС на базе новых для нее самолетов и технологий обслуживания и применяет их на традиционных для нее маршрутах, тем самым создает заметную разницу в качестве продукта, отвлекает клиентов от конкурентов. Вводится значительное разнообразие в обслуживании пассажиров (первый класс, бизнес-класс, экономический и туристский классы).
2.2. Применение новых для авиакомпании самолетов и технологий обслуживания на новых для нее авиалиниях.
Компания для полетов по новым для нее маршрутам приобретает и осваивает новые самолеты.
2.3. Применение новых для авиакомпании самолетов и технологий при эксплуатации новых в мировой практике авиалиний.
Такие возможности, например, открываются в связи с освоением воздушного пространства России зарубежными авиакомпаниями.
3.1. Частичные усовершенствования и модернизация ВС, технологической базы при полетах по традиционным маршрутам.
Например, переоснащение самолетов на новые двигатели, установка систем предупреждения столкновений в воздухе, спутниковой навигации, улучшение расписания движения самолетов, обеспечение стыковок рейсов, предоставление клиенту пакета услуг, изменение компоновки салона и др.
3.2. Подготовка имеющихся в авиакомпании ВС, методов и средств обслуживания к полетам по новым маршрутам. Например, организация в небольшой авиакомпании чартерных полетов по различным маршрутам на арендованных самолетах.
3.3.Усовершенствование и подготовка самолетов к полетам на новых в мировой практике маршрутах.
Аналогично 2.3. такие возможности открываются, например, если использовать в межконтинентальных перелетах в качестве пунктов промежуточных посадок некоторые наши аэропорты Европейского Севера и Дальнего Востока России.
Анализируя содержание таблицы 6.3, можно отметить, что главные направления инновационной деятельности авиакомпании - это освоение новых самолетов и технологий и создание с их помощью высококачественного перевозочного продукта.
В таблице 6.4 приведены характерные тенденции нововведений в авиакомпаниях.
Таблица 6.4
Характерные тенденции нововведений Классификационный признак | Тенденции |
Воздушные суда | Экономичные, комфортабельные и экологичные воздушные суда |
Продажа перевозок | Комплексные услуги, электронные платежи, интеграция в глобальные распределительные системы |
Организация перевозок | Стратегические альянсы, новые авиалинии, системы мониторинга |