Классификации шрифтов. принципы формирования и виды классификации.
Все типографские шрифты условно можно разделить на: Текстовые Титульные и Акцидентные
Текстовые шрифты — шрифты, предназначенные для печатания основного текста - сравнительно мелких кеглей — от 0 до 12 пунктов.
Титульные шрифты —более крупных кеглей — от 14 до 48 пунктов, применяемые для набора титулов, обложек, рубрик, газетных заголовков и различных акцидентных работ.
Акцидентные шрифты — шрифты преимущественно декоративные, имитационные, а также шрифты крупных кеглей. К акцидентным шрифтам относятся плакатные и афишные шрифты. Кегль (размер) шрифта определяется по прописной (заглавной) букве.
Классификация шрифтов по ГОСТу
В государственном стандарте на шрифты все типографские шрифты разделены на 6 основных групп и одну дополнительную. Таким образом, в соответствии с классификацией типографских шрифтов согласно ГОСТу, выделяют следующие группы:
Группа рублёных шрифтов
В эту группу входят гарнитуры, не имеющие засечек, например: Журнальная рублёная, Древняя, Плакатная,
Группа шрифтов с едва наметившимися засечками
Сюда входят гарнитуры, концы штрихов которых немного утолщены, например Октябрьская.
Группа медиевальных шрифтов
Это наиболее полная группа шрифтов. Засечки шрифтов, входящих в эту группу, плавно сопрягаются с основными штрихами и, как правило, строятся как дуги окружностей. Примеры гарнитур этой группы: Литературная, Банниковская, Лазурского, Таймс.
Группа обыкновенных (классических) шрифтов
Шрифты этой группы имеют ярко выраженный контраст и длинные тонкие прямые засечки, соединяющиеся с основными штрихами под прямым углом. Пример: Обыкновенная новая, Елизаветинская, Бодони.
Группа брусковых шрифтов
Контраст в этих шрифтах отсутствует или малозаметен, утолщенные прямые засечки соединяются с основными штрихами под прямым углом. Примеры: Брусковая газетная, Балтика.
Группа новых малоконтрастных шрифтов
Как правило, шрифты этой группы, которые характеризуют длинные закругленные засечки, мягко сопрягающиеся с основными штрихами, используются при наборе большого количества текста, в книгах и газетах. Примеры: Новая газетная, Школьная, Бажановская, Журнальная, Академическая.
Группа дополнительных шрифтов
В эту группу входят все шрифты, которые нельзя отнести ни к одной из остальных групп. Например, рукописные гарнитуры, такие как Жихаревская.
Классификация компьютерных шрифтов
Приспосабливаясь к широким возможностям электронной техники, художники создали массу новых гарнитур, сохраняя традиции старых школ. Но новые технологии потребовали и новых классификационных характеристик шрифтов, обусловленных системными и фирменными различиями компьютеров и той языковой средой, в которой они создавались.
Roman – эта группа определяет шрифты с засечками (например, Таймс и Бодони);
Swiss – группа рубленных шрифтов с переменной толщиной штрихов (Гельветика, Футура и др.);
Modern – группа, в которую входят шрифты с постоянной толщиной штрихов (Курьер);
Script – группа рукописных шрифтов;
Decorative – группа декоративных шрифтов;
Don’t Know – шрифты, о которых нет информации.
Однако, данная классификация носит довольно общий характер. Более полно и конкретно описание шрифтов по системе IBM Classification. Оно и более приближенно к знакомой нам исторической классификации:
Специальные шрифты
Кроме указанных выше шрифтов, имеются и другие, специальные, используемые для различных целей:
Шрифты, буквы которых выполнены с просветом между контурными линиями (в некоторых шрифтах просветы делаются только в основных штрихах букв).
Шрифты, буквы которых так или иначе связаны друг с другом: соединены штрихами, заходят одна на другую или объединяются общим контуром.
Шрифты, благодаря своему рисунку производящие впечатление объемных.
Шрифты, буквы которых украшены (расцвечены, иллюминированы) различными графическими средствами: штриховкой, заливкой, дополнительными штрихами, оттенениямй, декоративными элементами и т.д.
Классификация шрифтов по назначению
Шрифты делятся по своему назначению и области применения на книжные, рекламные, газетные, плакатно-афишные, декоративные, картографические.
Выбор той или иной гарнитуры шрифта определяется самим изданием, его целью и читательским адресом. В научно-популярном издании уместны одни шрифты, в художественном – другие. Выбор шрифта определяет и способ печати.
В настоящее время пользователи имеют возможность использовать как растровые, так и векторные шрифты.
Под гигиеническими требованиями к шрифту понимается его удобочитаемость.
32. Понятие гарнитуры. Культура шрифтового оформления в газете. Шрифтовое расписание.
Гарнитура– совокупность различных начертаний шрифта, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов. имеющая опр. название.
В настоящее время термины “гарнитура” и “шрифт” часто употребляются как синонимы, что не совсем верно.
Культура шрифтового оформления
Выбор шрифтов — трудоемкий этап создания газеты. Как часть композиционно-графической модели в редакции создается шрифтовое расписание издания. Это перечень шрифтов, которые будут использоваться в газете (журнале) с точной привязкой каждого из них к темам материалов, жанрам, полосам.Правильная шрифтовая политика определяет 3/4 успеха оформления газеты.
Различают 4 функциональные группы шрифтов:
1. Рабочий, или основной (мелкий шрифт основного набора). рекомендуется применять один (и обязательно — единого кегля!) для всего текстового массива газеты. Правда, практика показывает, что в ряде случаев еще один рабочий шрифт просто необходим в чисто технических целях — скажем, для экономии места. Дополнительный шрифт должен резко отличаться от основного — если основной шрифт является засечным, то дополнительный должен быть рубленым; и наоборот.
2. Заголовочный, подзаголовочный и шрифт для рубрик. Заголовочные шрифты подчиняются примерно тем же законам, что и рабочие, и выбирать их следует по той же методике, которая предлагалась к рабочим шрифтам. Соотношение кегля заголовка с объемом публикации (у опытного верстальщика такая пропорциональность присутствует на интуитивном уровне). На Западе широко используются очень крупные заголовки прагматического содержания (как правило — в форме простого предложения) даже для небольших материалов, а также практически всегда основной заголовок снабжается разъяснительными подзаголовками. Такую методологию на российский медиа-рынок внедрила и продолжает настойчиво и небезуспешно продвигать газета «Коммерсант»; ограничение количества заголовочных гарнитур, желательно до 2–3-х традиционных для конкретного издания; традиционность расположения заголовка (или постоянная центровка, или постоянная выключка — вправо или влево); ни в коем случае не использовать рабочие и выбранные заголовочные шрифты в рекламе.
3. Выделительный(врубки-врезки, вопросы к интервью) - в наибольшей степени зависят от вкуса конкретного оформителя, и поэтому ограничимся повторением прописных истин:
· как правило, эти шрифты бывают полужирные или жирные (Bold, Black);
· как правило врубки и врезки бывают не менее 10–12 кегля;
· как правило, вопросы интервью повторяют кегль основного шрифта и выделяются не только толщиной, но еще и курсивным начертанием (Italic).
Выделительные шрифты тоже следует применять не более одного–двух начертаний, заложенных в основные автоматические стили компьютера.
4. Рекламная группа. Рекламные шрифты — тема настолько объемная и отдельная, что относится уже не совсем к газетному делу; и скорее — не к полиграфическому, а к художественному дизайну. Единственное, что стоит повторить, — не используйте свои газетные шрифты в рекламных блоках и даже объявлениях.
При выборе шрифтов желательно ознакомиться с авторскими аннотациями к шрифтам — они встречаются в каталогах клип-артов, на web-сайтах шрифтовых фирм-разработчиков (наиболее крупные из них Corel, ParaType). Как правило, там содержатся краткие рекомендации по использованию шрифтов. Вот этих гарнитур может быть великое, но не бесконечное множество. Даже самые крупные и пестрые западные журналы узнаваемы стилистикой своих рекламных шрифтов, хотя используют их не менее сотни на один номер.
Требования к шрифту по аспектам:
- эстетичность (красота)
- производственно-технико-технологические - возможная точность воспроизведения графики шрифта в разных видах печати - высокой, глубокой, плоской, механической прочностью и линейной точностью шрифта как элемента печатной формы при получении оттисков в печатной машине.
- экономичность (емкость)
- гигиеничность (удобочитаемость) удобочитаемость. При выборе шрифта для набора издания необходимо учитывать условия чтения, степень подготовленности читателя (например, по возрасту).
а )кегль шрифта – лучше больше
б) длина строки – уже
в) интерлиньяж
г) большие внутрибуквенные просветы
д) не очень узкие соединительные линии
+ Связь между шрифтом и другими элементами оформления полосы. Связь должна быть очевидной, логичной.
+ Соответствие шрифта содержанию текста. Художественный редактор должен использовать "индивидуальность" шрифта
Шрифтовое выделение - использование шрифтов, отличных от основного текста гарнитур, начертаний, кеглей, а также заглавных и капительных букв с целью выделения отдельных частей текста.
Нужно опасаться излишеств при оформлении – должен быть выдержан единый стиль. Зачастую, газеты выбирает себе шрифтовое оформление и пользуется им в течение долгого времени или все свое существование – это помогает узнать газету, создать иллюзию целостности.
Шрифтовое расписание газеты – это документ, в котором описаны и закреплены все шрифты, используемые в данной газете. Система шрифтовых форм – какой лид, текст – все прописано, оговорены гарнитуры, шрифт, размер, схема выходных данных и т.д.
Рекомендуется учитывать следующие моменты:
1. легче читается засечный, а не рубленый шрифт, потому что сетчатка глаза «улавливает засечки букв, как будто цепляется за ручки»;
2. при плохой полиграфии использование засечного шрифта неразумно: засечки плохо пропечатываются;
3. в газетах России наблюдается тенденция увеличения кегля рабочего шрифта с 8 (питит) до 9–9,5 пунктов (боргес), что удобно для людей в возрасте 40–45 лет, наиболее преданных читателей периодики.
Не менее важным моментом является не только выбор гарнитуры и кегля, но и определение постоянного межстрочного расстояния (интерлиньяжа).
33. Шрифт в компьютерных-издательских системах. Виды компьютерных шрифтов.
Шрифт на компьютерных издательских системах - это файл или группа файлов, обеспечивающих вывод текста со стилевыми особенностями шрифта. Обычно система файлов, составляющая шрифт, состоит из основного файла, содержащего описание символов, и вспомогательных информационных и метрических файлов, используемых прикладными программами.
При работе с программами многошрифтового редактирования и программами верстки есть возможность выбора шрифта по имени, а также указания начертания (нормальное, полужирное, прямое, курсив) и размера в пунктах. Некоторые системы обеспечивают печать с подчеркиванием, двойным подчеркиванием, перечеркиванием, надстрочными и подстрочными индексами.
Пользователи имеют возможность использования растровых (битовых) и векторных (масштабируемых) шрифтов. Файлы растровых шрифтов содержат описания букв в виде матриц растра - последовательностей печатаемых точек. Каждому кеглю какого-либо начертания растрового шрифта соответствует файл на диске, используемый программой при печати. Растровые шрифты должны быть предварительно загружены в лазерный принтер. В векторных шрифтах буквы описаны не как растровые матрицы, а как геометрические фигуры. Использование векторных шрифтов не ограничено перечнем имеющихся кеглей, определяемым наличием соответствующих шрифтовых файлов. Имея один файл векторного шрифта, можно выбрать любой нужный кегль, а также указать прямое или наклонное начертание. Удобство работы с такими шрифтами очевидно, хотя имеется ряд негативных моментов при работе с малыми кеглями.
• Экранные шрифты. Используются для отображения текста на мониторе. Данный тип шрифтов оптимален для применения в служебных элементах интерфейса — диалоговых окнах, панелях, палитрах, меню и т. д. При выводе на печать экранные символы выглядят крайне непрезентабельно.
• Принтерные шрифты. Загружаются непосредственно в память печатного устройства, а иногда сразу записаны в памяти принтера. Это позволяет максимально ускорить процесс печати, но создает значительные неудобства из-за невозможности увидеть текст на экране. Теоретически идеальной является связка «экранный шрифт — принтерный шрифт того же названия». На практике часто оказывается, что экранная и принтерная версии реализованы по-разному, из-за чего текст «плывет», некоторые символы исчезают и т. д.
• Универсальные шрифты. Предназначены как для вывода на экран, так и для печати. В отличие от предыдущих типов шрифта, всегда представляют собой набор векторных объектов, которые растрируются только в момент отображения на выводном устройстве. В настоящее время наиболее распространены два формата универсальных компьютерных шрифтов.
• Adobe Type 1. Шрифты формата PostScript. Изначально существовали как принтерные шрифты для PS-устройств, однако бурное развитие допечатных технологий привело к созданию специальных системных утилит для отображения шрифтов Туре 1 на экране. Из них безусловно лучшей является программа Adobe Type Manager.
True Type. Наиболее распространенный сегодня векторный шрифтовой формат. Обладает некоторой избыточностью в описании. Непрофессионально сделанные шрифты True Type часто приводят к сбоям при выводе на PostScript-устройства.
34. Понятие, "лицо" издания. Тематические, структурные, графические характеристики, формирующие лицо издания.
Лицо газеты – совокупность устойчивых содержательных и оформительских признаков, характерных д. данного издания. индивидуальный и неповторимый облик издания.
В работе С.М. Гуревича «Номер газеты» говорится, что имидж издания (лицо издания) – устойчивое представление о газете, которое тесно связано с аудиторией (ориентировано на ее вкусы и интересы). В «лице издания» есть и национальные особенности, исторически сложившееся традиции в области печати у народов разных стран. Каждая газета – самостоятельный материально-духовный организм, обладающий своей графической самобытностью. Например, «серьезные», «качественные» российские газеты (Коммерсант, Ведомости) – отличаются нарочитой графической строгостью. «Массовые газеты» (Жизнь, Speed INFO) – кричат каждой деталью своего оформления.
Детали оформления формирующие облик издания:
1. Заголовок как главный стилеобразующий элемент оформления. В методичке Самолетова «Дизайн современной газеты» заголовок и иллюстрация названы важнейшими элементами дизайна, служащими для привлечения читательского внимания. «Лицо газеты» представлено в ее заголовках, иллюстрациях и графике.
Сегодня заголовки стали значительно крупнее – 48 пунктов (раньше они использовались в афишно-плакатном деле, теперь в газетах формата А3). Самые крупные – 100 пунктов – считаются неоправданно крупными, т.к. являются слишком навязчивыми. Для оформления заголовков рекомендуется использовать не более 2, 3-х гарнитур. Лучше использовать разные начертания и кегли. Но шрифт при этом должен оставаться единым. К видам нестандартной разверстки заголовка относятся наложение заголовка на определенный цветовой фон, на фотографию.
2. Иллюстрация – важнейший элемент оформления газетной полосы.Сейчас существует большая проблема – бытует точка зрения, что лучше плохая иллюстрация, чем никакой вообще. Хотя основная функция иллюстрации – информировать, а не украшать. Жанр газетной фотографии – фотография с места события.
Требования к фотографиям:
· Она должна быть профессиональной по качеству и соответствовать тематике полосы.
· Наиболее привлекательными снимками считаются фотографии, где объект в движении.
· Статичные снимки – для особых случаев (если есть особая задумка).
Необходимо также сказать о направлении фотографий – лучше, чтобы снимок «смотрел» внутрь полосы.
3.Графика – привлекательный элемент издания.Но это не элемент декора. К графическим иллюстрациям относят:
· Рисунки (карикатуры)
· Информационная графика (карты, таблицы, диаграммы) – также этот компонент называется инфографика.
Оформление газеты должно быть максимально доступным и легковоспринимаемым читателем. Критерием оценки может служить – насколько быстро читатель находит нужную ему информацию. Текст занимает большую часть газетной площади, поэтому правильный выбор шрифтов и максимальная удобочитаемость – два основных требования при создании газеты. Так, к наиболее предпочтительным и легковоспринимаемым шрифтам сегодня относят Times New Roman. Шрифты с засечками на газетной полосе смотрятся легко, а рубленые шрифты придают материалу тяжеловесность. Большие по объему тексты и их неправильное размещение на полосе ухудшают вид издания. Поэтому для формата А3 предельно максимальным объемом публикации является 150 строк. И подобные тексты надо располагать горизонтально. А информационные заметки необходимо размещать вертикально. Здесь иллюзия увеличения текста.
Если большой материал помещается в подвал, то при этом его нельзя печатать мелким шрифтом. Для того, чтобы привлечь читательское внимание к информации, текст можно украсить врезками, буквицами и т.п. Кегль набора – раньше во всех изданиях использовали петит (8 пунктов), теперь 8,5 – 9 (9пунктов – боргес).
35. Композиционно-графическая модель издания. Ее роль в формировании внешнего облика издания.
Главенствующую роль в серьезном типе изданий играет содержание. Без рассмотрения предварительной подготовки (систематизации) содержательной части просто нельзя приступать к работе над формой издания — к верстке и оформлению.
Для этой цели и существует такой методологический продукт, как тематическая модель издания.
Тематическая модель— это система подачи содержательной части периодического издания, которая определяет его количественную (объем и число материалов), пространственную (размещение материалов в целом по номеру и по конкретным полосам), качественную (жанровую) и временную (периодичность) составляющие текстового и иллюстративного массивов.
Основой тематической модели является рубрикатор (полный список используемых рубрик и система их подачи). Модель подразумевает относительное постоянство расположения рубрик, раз и навсегда определенные рубрики закрепляются за определенными полосами. Не обязательно те или иные рубрики присутствуют в каждом номере. Но периодичность их подачи должна строго соблюдаться.
Словом, тематическая модель является своего рода расписанием работы редакции; на первый взгляд сугубо формальным документом. На самом деле она является продуктом творческим, и творческое начало как раз должно присутствовать в процессе ее создания.
композиционно-графическая модель изданиявключает самые типичные особенности ее содержания и формы, главную тематику газеты, ее структуру, формы организации и подачи материалов, способы графического выражения всех содержательных компонентов газеты.
Композиционно-графическая модель – система внешнего облика издания. Графическая модель — воплощение тематической модели издания графическими, шрифтовыми и изобразительными средствами. 2 части композиционно-графической модели:
1. Структурная – тематическая, смысловая
2. Графическая – композиционные, шрифтовые, размерные основы
Основой графического моделирования является:
а) конструкция номера в целом и всех его полос по отдельности;
б) шрифтовая политика;
в) подача иллюстраций и инфографики;
г) использование изобразительных средств второго плана (как-то — подложек, рамок, линеек и др.).
Конструкция номера — дело сугубо индивидуальное для каждого издания. Базируется она на выборе определенной системы верстки: вертикальной и горизонтальной, плоской и объемной (характеризуется активным использование средств, придающих странице газеты объемный вид. При таком виде верстки смело используется поворот текстов, используются различные подложки). Вариантов конструкции номера может быть бесконечное множество, но необходимо иметь в виду, что выбрав ту или иную конструкцию, следует придерживаться ее постоянно. В противном случае возникает впечатление хаотичности и эклектики, что в читательском восприятии в любом случае оставит отпечаток неаккуратности, если не просто безвкусицы.
Важным является и постоянство в выборе определенного числа колонок. Отход от традиционного количества колонок является дополнительным выделительным средством верстки, когда редакция хочет обратить внимание аудитории именно на эту полосу. Следует помнить, что такой прием является довольно сильным средством, поэтому использовать его нужно крайне осторожно.
36. Композиция газетного номера. Структура периодического издания.
Композиция номера газеты- Практически в каждой газете постепенно складывается более или менее устойчивая композиция, под которой подразумеваются характерное для данного издания оформление полос, основные разделы и рубрики.
Устойчивая композиция номера — один из основных компонентов долговременной модели газеты, облегчающих читателю ознакомление с номером, поиск интересующих его материалов. Устойчивость композиции вырабатывает у читателя своеобразную «модель ожидания» — готовность воспринимать публикации каждого номера той или иной газеты в хорошо знакомых и привычных формах. Один из признаков хорошей композиции — ее гибкость, допускающая при необходимости быструю переверстку той или иной полосы или даже замену какой-либо из них целиком, а также перемену мест разделов и рубрик, вынесение важнейших на данный момент материалов вперед, на самые выгодные места номера.
Связь между полосами газетного номера подчеркивается единством стиля их оформления. Разумеется, связь между полосами номера не исключает возможности резкого выделения какой-либо из них, если такая необходимость диктуется содержанием материалов.
Композиция номера во многом определяется его объемом, зависящим от формата и количества полос. Чем больше полос в номере, тем легче разместить на них материалы основных разделов газеты, закрепив важнейшие тематические рубрики за определенными полосами. Поэтому для того, чтобы сделать композицию номера более четкой, облегчить группировку материалов и рационально распределить газетную площадь, формат периодического издания иногда уменьшают, увеличивая за счет этого количество страниц и полос.
Компонуя номер, верстальщик должен иметь в своем распоряжении большой выбор различных по размерам материалов. Крупные статьи послужат основой, фундаментом для построения каждой полосы. Но строить номер, используя только объемные материалы, можно лишь в исключительных случаях, поскольку он будет трудночитаемым. Наряду с большими статьями на страницах должны быть помещены и средние по размерам заметки, и разнообразные мелкие сообщения. Переход от крупных проблемных статей к мелким заметкам облегчает восприятие всего номера.
Важный элемент композиции газеты — ее разделы и рубрики. Рубрики подразделяются на служебные, определяющие жанр или источник публикуемого материала, и тематические, указывающие направление и характер публикации. Для композиции номера решающее значение имеют именно тематические рубрики, которые позволяют реализовать дифференцированный подход к читательской аудитории, систематизировать материал газеты и ориентировать его на конкретные группы читателей. В каждой газете существует несколько разделов, в которых помещают материалы определенного направления, характера или жанра. Раздел газеты может совпадать с рубрикой, но чаще статьи и заметки, входящие в какой-либо раздел, печатают под разными рубриками, которые выступают как его части. Чем больше таких рубрик, тем разнообразнее газета. В каждой газете должна быть разработана своя система рубрик, различающихся характером, продолжительностью своего существования, ориентацией на определенную аудиторию и т.д. Одни рубрики используются в издании постоянно или живут длительное время, иногда несколько лет, и обычно совпадают с главными тематическими разделами газеты, другие связаны с конъюнктурой или имеют сезонный характер. Применяются и эпизодические рубрики, которые помогают уточнить характер публикации в одном номере и более не повторяются. Они также помогают читателям, хотя и не играют большой роли в формировании лица газеты.
Рубрики различаются и периодичностью, частотой своего появления в газете. Одни применяются в каждом или почти в каждом номере, другие, рассчитанные на определенные читательские группы, используются реже, с большими или меньшими интервалами. Некоторые предназначены для всей читательской аудитории, иные — лишь для ее части.
У рубрик в газете своя жизнь: какие-то из них могут наскучить читателю, а другие потребовать обновления. Иногда достаточно видоизменить рубрику над старым постоянным разделом газеты, чтобы его материалы стали восприниматься по-новому. Лучший метод обеспечить оптимальное функционирование системы рубрик газеты — планирование, для чего составляются редакционные планы по рубрикам, определяется периодичность их появления в газете; рубрики закрепляются за определенными страницами номера и местом на полосе, связываются с конкретными днями недели или месяца.
Законы газетного оформления: Соотношение содержания и оформления. Здесь недопустим сухой стиль книги, но и кричащий стиль плаката не подходит.
В 30-е годы начал формироваться общий стиль газетного оформления. В 40-е это был экономный стиль (жесткая экономия газетной полосы, много материалов, мало пробельных элементов – «воздуха»), на рубеже 50-х формируется пестрый стиль, в 60-70 годы брусковый стиль газетного оформления (сокращаются «украшения», но характерна многогарнитурность). С 70-х и до сегодняшнего дня стиль просветленный(жесткая экономия оформительских приемов).
Законы газетной композиции:
1. Закон пропорции – наилучшим образом смотрятся материалы, разверстанные по принципу золотого сечения (длина отрезка большей части должна относиться к меньшей так же, как большая часть к меньшей – математический ряд Фибоначчи 3:5, 5:8, 8:13 и т.д.). Наилучшим образом смотрится на полосе материал, разверстанный по принципу «золотого сечения» (1:1,62). В этих пропорциях бывают выдержаны и основные составляющие газетной формы: ширина и высота полосы, ширина и высота большинства букв шрифтов нормального начертания. На полосе должно быть понятно, что главное, что второстепенное по размеру фото (иллюстрации), заголовков. Плохо, когда на полосе 3-4 фото одинакового размера. То же самое и с размером заголовка.
2. Закон контраста – расположенные рядом элементы оформления нужно оформлять контрастно.
3. Закон ритма – должен присутствовать некий ритм, повтор элементов оформления.
4.Закон равновесия– все элементы оформления имеют разный вес – и их на полосе нужно уравновешивать. Если вверху расположена иллюстрация, то уравновесить ее внизу может большой материал.
37. Макет газеты и его назначение. Виды макета, основные этапы и приемы макетирования.
После вычитки рукописей и подготовки оригиналов начинается процесс макетирования газеты. Макет– это чертеж газеты, графическое изображение расположения материалов на газетной полосе. Расчет макета – работа чрезвычайно трудоемкая. Нужно точно рассчитать, сколько места займет тот или иной материал, и затем разместить его с учетом значимости информации, основных законов и принципов газетного дизайна. Вид макета, объем газетных полос определяются прежде всего размерами бумажного листа, на котором печатается то или иное издание. Макет должен создавать четкое представление о характере документа. На макетных бланках обозначается располож. текстов с иллюстрациями с названиями файлов, рубрики, заголовки, подзаголовки, стиль оформления для текста и заголовка, номера размера иллюстраций, плашки, выворотки), линейки, рамки, цвета, колонтитулы, колонцифры. Макетирование делается после корректуры и перед версткой!
В учебно-методическом пособии С. Самолетова «Как делается газета?» рассматривается следующий аспект производства газеты: «большинство российских газет использует европейскую систему форматов бумаги. За единицу измерения в этой системе принят так называемый печатный лист. Его размеры (840X1189 мм – это так называемый нулевой формат (А0) определены не случайно, а с учетом следующих условий: площадь печатного листа должна быть равна одному кв метру; отношение ширины к высоте должно быть таким, чтобы при складывании листа пополам и переходе в следующий формат это отношение оставалось неизменным. Такому условию удовлетворяет лист бумаги, у которого стороны относятся друг к другу, как 1 : 1,41. Лист бумаги с такими размерами в газетной практике не применяется. Лист А1 (594X840 мм) – половина А0 также не используется.
Самым крупным форматом является А2 (420X594 мм). На этом формате печатаются «Известия», «Коммерсант», «Санкт-Петербургские ведомости», «Вести», «Вечерний Петербург». Но самым распространенным форматом является А3 (297X420). Формат А4 (210 X297 мм) – в данном виде выходит большая часть малотиражных газет.
Необходимо сказать, что в зависимости от формата бумаги и соответствующего ему формата газетной полосы определяются формат и число газетных колонок. А2 – восьмиколонная верстка. А3 –газеты приняли пятиколонную верстку,. С укрупнением кегля набора (с 8 до 8,5 – 10 пунктов - корпус) – многие газеты вернулись на пятиколонную верстку. А4 – применяется трехколонная и четырехколонная верстка.
Макеты бывают двух видов – расклейные и графические. Расклейные – по своим размерам точно соответствуют формату газетной полосы. Сделанные в типографии оттиски материалов наклеивались на полосы – таким образом выклеивался макет. Но его изготовление требует большого количества времени. Ему на смену пришел графический макет. Графический макет выполняется на специальном бланке, расчерченном по вертикали и горизонтали, так, чтобы число строк и колонок строго соответствовало формату газетного листа.
На макете указывают:
- Название (1ая полоса)
- графически -Текстовые материалы
- Заголовки
- Всевозможные изобразительные средства (иллюстрация и пр.) + подписи под снимком
- Разделительные элементы ( линейки, маркеры, воздух)
- размер, насыщенность, наклон, плотность и гарнитуру шрифта,
- а также высоту строк. расстояние между горизонтальными линиями на макете = в основном 5 строкам.
Ускорить макетирование позволяет модульная сетка – система вертикальных и горизонтальных линий, своеобразный каркас, определяющий структуру полосы. Вертикальные линии определяют формат колонок и пробелы между ними, горизонтальные – единицы информации, место постоянных элементов на полосе.
При макетировании полосы употребляется целый ряд приемов. Общеприняты следующие приемы макетирования:
1.Планово-композиционный. В этом случае материалы разверстываются на бланке в той последовательности, в какой они обозначены в плане, начиная с верхних углов — левого (четные страницы) и правого (нечетные) и кончая соответствующим (расположенным по диагонали) нижним углом. Может быть и обратная постановка, начинающаяся с низа полосы.
2. Традиционный прием макетирования. Он предусматривает постановку в чердаке или подвале наиболее крупного материала, который по диагонали уравновешивается другой, сравнимой по размерам публикацией. Подобный метод в редакциях называют «мельницей», « вертушкой ».
3. «Гвоздевой» прием макетирования. В данном случае самая ударная, «гвоздевая » публикация ставится в зрительном центре полосы в окружении, как правило, мелких заметок.
Макет строится таким образом, чтобы этот материал сразу привлек внимание читателей, даже тогда, когда он не занимает геометрического центра страницы. Поиски принципиальной схемы разверстки материалов на различных полосах номера могут быть значительно упрощены и даже пропущены, если редакция располагает макетами-стандартами. Для этого необходимо: 1) строить страницы по «блочному » принципу 2) иметь реально действующий график частоты публикаций. В таком случае на каждую страницу номера, выходящего в определенный день недели, разрабатывается стандартная схема размещения «блоков ».
38. Композиция газеты и газетной полосы. Принцип организации газетных материалов.
Композиция номера газеты- Практически в каждой газете постепенно складывается более или менее устойчивая композиция, под которой подразумеваются характерное для данного издания оформление полос, основные разделы и рубрики.
Устойчивая композиция номера — один из основных компонентов долговременной модели газеты, облегчающих читателю ознакомление с номером, поиск интересующих его материалов. Устойчивость композиции вырабатывает у читателя своеобразную «модель ожидания» — готовность воспринимать публикации каждого номера той или иной газеты в хорошо знакомых и привычных формах. Один из признаков хорошей композиции — ее гибкость, допускающая при необходимости быструю переверстку той или иной полосы или даже замену какой-либо из них целиком, а также перемену мест разделов и рубрик, вынесение важнейших на данный момент материалов вперед, на самые выгодные места номера.
Связь между полосами газетного номера подчеркивается единством стиля их оформления. Разумеется, связь между полосами номера не исключает возможности резкого выделения какой-либо из них, если такая необходимость диктуется содержанием материалов.
Композиция номера во многом определяется его объемом, зависящим от формата и количества полос. Чем больше полос в номере, тем легче разместить на них материалы основных разделов газеты, закрепив важнейшие тематические рубрики за определенными полосами. Поэтому для того, чтобы сделать композицию номера более четкой, облегчить группировку материалов и рационально распределить газетную площадь, формат периодического издания иногда уменьшают, увеличивая за счет этого количество страниц и полос.
Компонуя номер, верстальщик должен иметь в своем распоряжении большой выбор различных по размерам материалов. Крупные статьи послужат основой, фундаментом для построения каждой полосы. Но строить номер, используя только объемные материалы, можно лишь в исключительных случаях, поскольку он будет трудночитаемым. Наряду с большими статьями на страницах дол