Манипуляционное управление как составная часть процесса управления
Манипуляционное управление как составная часть процесса управления
Существование и широкая распространенность манипулятивного управления достаточно известны и признаны. Однако природа этого вида управленческой деятельности исследована частично и односторонне. Обычно ее сводят к использованию обмана для достижения корыстных целей преимущественно в сфере политической жизни.
Соответственно определяется и место манипулятивного управления как безусловно вредной для общества деятельности, которая осуждается и отвергается публично. Критическое отношение к манипуляциям выражается ясно и твердо в многочисленных разоблачительных публикациях в СМИ и в периодических кампаниях по искоренению этого явления.
Тем не менее манипулятивное управление существует издревле и сейчас в разнообразных формах, несмотря на публичное осуждение и беспощадную критику.
В настоящее время оно также широко применяется не только в рамках политической сферы, но и во всех других областях общественной жизни.
Манипулятивное управление обладает всеми родовыми признаками обычного управления, т. е. штатного, легального, легитимного. Смысл такой же — перевести управляемый объект в заданное состояние. И содержание одинаковое — те же составные элементы управленческого цикла: от подготовки решения до оценки результатов исполненного решения. И сферы применения те же самые — от экономики до искусства включительно. Когда этот факт признается, то специфику социального манипулирования усматривают обычно в особенных методах реализации манипуляций.
Однако определять сущность манипулятивного управления только по применяемому методу — одному или нескольким - некорректно, поскольку метод, да еще одиночный, не обусловливает цель, характер и результаты любой деятельности, в том числе и управленческой. Наоборот, цель и задачи управленческой деятельности сами предопределяют выбор применяемого метода или совокупности методов. Нет оснований в этом отношении делать исключение для манипулятивного управления.
Выяснение его природы следует начинать с выявления причин, порождающих и питающих это сложное общественное явление.
Очевидной причиной манипуляций является своекорыстный интерес социального субъекта — индивидуального, группового, массовидного. Реализовать такой интерес можно либо принуждением, если на то достаточно сил и возможностей, либо путем договоров и переговоров, идя на компромиссы и уступки, либо деформируя в свою пользу мотивацию противостоящих субъектов незаметным для них способом. Последний вариант является предпочтительным, поскольку обеспечивает максимальную выгоду при минимальных затратах. Для изменения мотиваций часто применяется обман в различных формах и видах, что, как известно, не требует серьезных материальных затрат.
Другая причина лежит за пределами узкой корысти. Зачастую как индивиды, так и массовидные субъекты не в силах по разным обстоятельствам понять, осознать, прочувствовать общественные интересы и даже свои собственные. Тогда управляющий субъект (орган) вынужден для осуществления их же интересов создавать доступное, приблизительное, упрощенное выражение этих интересов, чтобы оно стало понятным и приемлемым для их носителей. Иначе у них не будет активного желания действовать для достижения этих интересов. И тут без манипуляций никак не обойтись.
Социальные и морально-психологические следствия применения манипуляционного управления для подчиненных
- утрата инициативности, т.к. подчиненные не знают требований к своей работе
- дезориентация в рабочем поведении
- недоверие и критицизм по отношению к начальству (критическое осмеяние)
Структура и алгоритм применения манипулятивных. Технологий
(По лекции:
Основные шаги:
Воспитание страхом
Не ходи туда! Баба-Яга заберет! Вот так ловко, без затрат времени на убеждение ребенка, организуется процесс управления маленьким человеком. Побочный эффект такого метода – развитие у малыша всевозможных фобий, страха темноты, например. Кроме того, поняв внутреннюю подоплеку подобного приема, ребенок, уже будучи подростком, легко сможет обратить его в обратную сторону: «Если я не получу желаемого – убегу из дома (брошу школу)!»
Откладывание ответа
Зачастую взрослые, столкнувшись с затруднениями при каком-либо детском вопросе, обещают ответить на него потом. Мишень воздействия, в этом случае – короткая детская память (сиюминутность момента), приманка – обещание. Нужно ли говорить, что большинство таких вопросов так и остаются без ответа.
Злоупотребление запретами
Запреты, которые не идут ребенку на благо, зачастую являются еще одним примером домашнего манипулирования. Основа – искусственно вызываемое чувство вины, например, за несоблюдение этических норм поведения. Девочка, находясь в гостях, просит еще добавки. Хозяйка замечает ей: - Неужели мама не рассказывала тебе, что воспитанные дети не просят добавки? - Да, конечно рассказывала! Но мама не знала, что Ваш торт будет нарезан такими крошечными кусочками.
«Торговля» любовью»
Я буду любить тебя, когда ты начнешь меня слушаться (хорошо учиться и т.д.)! Очень опасная манипуляция, так как угроза потерять родительскую любовь, в которой малыш так нуждается, вызывает у ребенка фрустрацию, внутренний конфликт.
«Откуп» от ребенка
Такое манипулирование имеет место в семьях, где родители обеспечены, но постоянно заняты. Не желая тратить время на ребенка (или не имея такой возможности), они задаривают его модной одеждой, дорогими игрушками, щедрыми «карманными». Все это лишь создает видимость любви и заботы, ребенок же оказывается лишен самого главного и дорогого – родительского тепла, внимания, ласки.
«Домашний мудрец»
В основе этой манипуляции — стремление всех поучать, присущее, как правило, кому-либо старшему в семье. При любой неудаче остальных членов семьи, следует непременное замечание: «Я же говорила…» Такая позиция пристройки сверху имеет своей целью достижение упоительного психологического комфорта и возможности лишний раз поставить свою «мудрость» в противовес «легкомысленности» окружающих.
«Вечные» дети
Родительская власть порой настолько сильна и упоительна, что никак не хочет отпускать ребенка. Конечно, такие выросшие, но оставшиеся неуверенными в себе, инфантильные и безвольные, дети очень «удобны», но их личностное становление в подобной манипулятивной среде находится под большой угрозой.
Вред от манипулирования детьми очевиден – с одной стороны, ребенок не видя полноценной, реальной картины мира, получает искаженные представления о ней, своем месте в этом мире, человеческих отношениях, что приводит к возникновению многочисленных комплексов, мешающих ему жить полноценной счастливой жизнью.
С другой стороны – дети замечательные ученики, на лету схватывающие все жизненные уроки. Наблюдая действенность родительских манипуляций на собственном примере, маленький человек сам начинает отбирать уже в свой жизненный опыт методы достижения желаемого, и зачастую родители, подавлявшие ребенка, воспитывают в результате не менее искусного маленького манипулятора..
Как подростки манипулируют родителями
1. Слезы. Когда они чего-то хотят, то ноют и хнычут.
2. Угрозы. "Наверное, я брошу школу". "Вот возьму и выйду замуж". "Я могу попасть в беду".
3. Спекуляции."Если бы ты меня любил, ты бы..."
4. Сравнение. "Ни у кого нет таких коротких волос". "А Биллу отец просто взял и купил Мустанг". "У всех есть ангорские свитера". "Других не заставляют мыть руки каждые пять минут". "Все туда идут".
5. Шантаж. "Наверное, я заболею". "Ты же знаешь, я при гостях всегда могу болтнуть лишнего". "Я расскажу папе, что ты прячешь от него этот счет".
6. Настраивание одного из родителей против другого. "Мама меня не пускает в кино, как же так, па?" "Попроси папу дать мне машину, а то мне он отказывает, представляешь?
7. Ложь. "Мы идем в библиотеку" (но о вечеринке через пять минут после посещения библиотеки ничего не говорится). "Я тут не при чем". "Я этого не брал".
8. Хандра. Подавленное состояние подростка вынуждает мать идти на все, чтобы поднять его настроение.
Метод прямого опорочивания.
Заключается в применении приемов, которые очерняют данное лицо, организацию, процесс.
Приемы:
· Клевета (заведомо ложная информация об объекте)
· Приклеивание ярлыков
· Лозунги
· Прием опережающего компромата
Обман.
Приемы:
· Сверкающие обобщения
· Похвала спрашивающим или обратная похвала
· Если нельзя сказать правду, не обязательно лгать (можно ответить на другой вопрос, или на часть вопроса)
· Отвлечение внимания
Психологическое давление.
· Опирается на свойство конформизма (делай как все).
· Опирается на угрозу (инфляционные ожидания сильнее самой инфляции, ожидания репрессии эффективнее самой репрессии)
Угроза опирается на: страх, плановые ожидания, шантаж
· Вовлечение в общность.
Прямая ложь. Метод борьбы
1)Требовать немедленного приведения примеров, со ссылкой на источник.
Дело в том, что огульные обвинения всегда не опираются на факты.
2) Хорошо разбираться в теме разговора и подвергать такие "утверждения" сомнению сходу, перепроверяя их все по доказавшим свою надёжность источникам и авторам.
3) ОБЯЗАТЕЛЬНО приводить в пику этой запредельной лжи, ДЕЙСТВИЕТЛЬНЫЕ цифры и факты из тех самых давно проверенных и перепроверенных источников. Или сами источники с комментариями вида: "вот здесь (ссылка на источник) ссылка на исследования учёных, доказавших ложность и полную бредовость этого Мифа".
Антитеза демагогии.
а. Привести именно те самые факты, что полностью разрушают картину созданную лжецом;
б. Привести список литературы(научные труды), где данные факты фигурируют;
в. привести список крупнейших авторов, которые скомпрометировали себя на распространении лжи и конкретно методом "лжи через умолчание".
Перерыв в нужном месте.
Когда обсуждение дойдет до желаемого варианта, можно временно приостановить его — объявить перерыв, перекур, а после этого продолжать обсуждение с этой точки, как с уже принятого решения. Обычно собеседники помнят, что на этом остановились и возражать не будут.
Не давать говорить.
Уловка направлена на прямой срыв выступления оппонента. Для этого можно постоянно перебивать, вставлять свои фразы более громким голосом или просто активно демонстрировать нежелание слушать. Цель – вызвать у оппонента негативные эмоции и либо совсем закончить переговоры, либо заставить его нервничать и вывести на ошибку
Эмоциональный контроль. Совладать с натянутыми нервами и повышенными тонами очень трудно, но с манипулятором нужно постараться сохранять железное спокойствие. По опыту знаю, что спокойный тон в ответ на крик бесит еще больше, а агрессивность рано или поздно исчерпывается.
2. Конкретика. Иногда любые обвинения – это лишь попытка запугать и подчинить. Если получилось эмоционально выдержать первый натиск, тогда в ответ нужно требовать доказательств. Если вас обвиняют, заставьте привести весомые аргументы. На работе недостача? Пусть покажут реальные цифры и обоснуют выдвигаемые обвинения!
Рациональное мышление. Всю мишуру и шелуху прочь. Не поддавайтесь на сладкие комплименты или голословные обвинения. Отделяйте овец от козлищ и никакие манипуляции вам не навредят. Записывайте на подкорку любые слова и выражения, которые выбивают вас из привычной зоны комфорта.
Нейтрализация. Если вами манипулирует кто-то из близких или коллег, тогда лучший способ избавиться от назойливости – отвлечь внимание и занять общественно полезным делом. Подумайте над этим пунктом очень внимательно.
Манипуляционное управление как составная часть процесса управления
Существование и широкая распространенность манипулятивного управления достаточно известны и признаны. Однако природа этого вида управленческой деятельности исследована частично и односторонне. Обычно ее сводят к использованию обмана для достижения корыстных целей преимущественно в сфере политической жизни.
Соответственно определяется и место манипулятивного управления как безусловно вредной для общества деятельности, которая осуждается и отвергается публично. Критическое отношение к манипуляциям выражается ясно и твердо в многочисленных разоблачительных публикациях в СМИ и в периодических кампаниях по искоренению этого явления.
Тем не менее манипулятивное управление существует издревле и сейчас в разнообразных формах, несмотря на публичное осуждение и беспощадную критику.
В настоящее время оно также широко применяется не только в рамках политической сферы, но и во всех других областях общественной жизни.
Манипулятивное управление обладает всеми родовыми признаками обычного управления, т. е. штатного, легального, легитимного. Смысл такой же — перевести управляемый объект в заданное состояние. И содержание одинаковое — те же составные элементы управленческого цикла: от подготовки решения до оценки результатов исполненного решения. И сферы применения те же самые — от экономики до искусства включительно. Когда этот факт признается, то специфику социального манипулирования усматривают обычно в особенных методах реализации манипуляций.
Однако определять сущность манипулятивного управления только по применяемому методу — одному или нескольким - некорректно, поскольку метод, да еще одиночный, не обусловливает цель, характер и результаты любой деятельности, в том числе и управленческой. Наоборот, цель и задачи управленческой деятельности сами предопределяют выбор применяемого метода или совокупности методов. Нет оснований в этом отношении делать исключение для манипулятивного управления.
Выяснение его природы следует начинать с выявления причин, порождающих и питающих это сложное общественное явление.
Очевидной причиной манипуляций является своекорыстный интерес социального субъекта — индивидуального, группового, массовидного. Реализовать такой интерес можно либо принуждением, если на то достаточно сил и возможностей, либо путем договоров и переговоров, идя на компромиссы и уступки, либо деформируя в свою пользу мотивацию противостоящих субъектов незаметным для них способом. Последний вариант является предпочтительным, поскольку обеспечивает максимальную выгоду при минимальных затратах. Для изменения мотиваций часто применяется обман в различных формах и видах, что, как известно, не требует серьезных материальных затрат.
Другая причина лежит за пределами узкой корысти. Зачастую как индивиды, так и массовидные субъекты не в силах по разным обстоятельствам понять, осознать, прочувствовать общественные интересы и даже свои собственные. Тогда управляющий субъект (орган) вынужден для осуществления их же интересов создавать доступное, приблизительное, упрощенное выражение этих интересов, чтобы оно стало понятным и приемлемым для их носителей. Иначе у них не будет активного желания действовать для достижения этих интересов. И тут без манипуляций никак не обойтись.