Критерии работоспособности. Условный расчет подшипников скольжения
Основным критерием работопособности опор скольжения является износостойкость — сопротивление изнашиванию и заеданию.
Для оценки работоспособности и надежности подшипников, работающих в режиме несовершенной смазки служат среднее давление на трущихся поверхностях pm , удельная работа сил трения pm* , где — окружная скорость поверхности цапфы.
Расчет по среднему давлению гарантирует невыдавливаемость смазки, а расчет по удельной работе сил трения — нормальный тепловой режим и отсутствие заедания.
При этом должны соблюдаться условия:
где Rk — радиальная нагрузка на подшипник;
А — площадь проекции цапфы на диаметральную плоскость ( для шипа или шейки A=dl ),где d и l — диаметр и длина шипа (шейки), которые определяют при расчете и конструировании вала.
Тема 11.2. Oпоры. Подшипники качения
В результате изучения студент должен знать:
- классификацию подшипников качения;
- достоинства и недостатки;
- виды разрушений;
- критерии работоспособности подшипников скольжения;
- основы расчета и подбора подшипников качения.
Содержание лекции
Общие сведения
Достоинства подшипников качения
Недостатки подшипников качения
Классификация и маркировка подшипников качения
Основные типы подшипников качения
Материалы, применяемые для изготовления подшипников качения
Виды разрушения подшипников качения и критерии работоспособности
Расчет (подбор) подшипников качения на долговечность
Алгоритм расчета подшипников качения
Общие сведения
Подшипники качения представляют собой готовый узел рис.3.2.5, основным элементом которого являются тела качения — шарики или ролики 3, установленные между кольцами 1 к 2 и удерживаемые на определенном расстоянии друг от друга обоймой, называемой сепаратором 4. В процессе работы тела качения катятся по дорожкам качения колец, одно из которых в большинстве случаев неподвижно. Распределение нагрузки между несущими телами качения неравномерно и зависит от величины радиального зазора в подшипнике и от точности геометрической формы его деталей.
Рисунок 3.2.5 Подшипник качения
Подшипники качения широко распространены во всех отраслях машиностроения. Они стандартизованы и изготовляются в массовом производстве на ряде крупных специализированных заводов.
Достоинства подшипников качения
1. Сравнительно малая стоимость вследствие массового производства подшипников.
2. Малые потери на трение и незначительный нагрев (потери на трение при пуске и установившемся режиме работы практически одинаковы).
3. Высокая степень взаимозаменяемости, что облегчает монтаж и ремонт машин.
4. Малый расход смазочного материала.
5. Не требуют особого внимания и ухода.
6. Малые осевые размеры.