Ориентировочная схема изучения кабинета информатики и технологий

1. Условия для обучения школьников в кабинете?

а) Оборудование кабинета. Удовлетворяет ли вас оборудование кабинета (да, нет, не совсем)? Обоснуйте свой ответ.

б) Эстетика оформления кабинета. Удовлетворяет ли вас эстетика оформления кабинета (да, нет, не совсем)? Обоснуйте свой ответ.

в) Соответствие кабинета санитарно-гигиеническим нормам. Соблюдаются ли санитарно-гигиенические нормы работы в кабинете информатики (да, нет, не совсем)? Обоснуйте свой ответ.

2. Микроклимат на занятиях. Устраивает ли вас микроклимат (да, нет, не совсем)? Обоснуйте свой ответ.

3. Условия для развития личности на занятиях. Созданы ли эти условия (да, нет, не совсем)? Обоснуйте свой ответ.

4. Ваши предложения возможных изменений в кабинете?

5.______________________________________ Ваши другие предложения по улучшению деятельности учителя?

Ориентировочная схема составления психолого-педагогической
характеристики классного коллектива

Педагогическая характеристика классного коллектива проводится на основе бесед с учителями и детьми, а также в результате наблюдения за школьниками в учебное и внеурочное время.

1. Характеристика школы как коллектива. Уровень воспитанности, успеваемости. Связь школы с общественностью Влияние школы на класс и классного руководителя на жизнь общешкольного коллектива.

2. Официальная структура классного коллектива. Состав коллектива. Его актив. Краткая характеристика старосты класса, учащихся, пользующихся симпатиями коллектива.

3. Общая характеристика организации учебной деятельности классного коллектива.

4. Участие классного коллектива в общественно полезной работе.

5. Состояние дисциплины в классе, нормы поведения учащихся, навыки и привычки социального поведения.

6. Общественно значимые цели классного коллектива. Сплоченность членов коллектива. Общественное мнение в коллективе.

7. Психология взаимоотношений учащихся в микрогруппах.

8. Анализ престижа и социальных ролей учащихся (ученик-общественник, спортсмен, участник художественной самодеятельности и т. п.). Влияние отдельных школьников на коллектив.

9. Возрастные психологические особенности коллектива класса. Специфические черты данного коллектива, которые можно выделить на основе анализа и обобщения всего изученного материала.

10. Влияние социального окружения, родителей и общественности на коллектив класса.

11. Содержание работы, проведенной студентом-практикантом в классе в целях повышения общественной активности учащихся и привития им коллективистских черт характера.

Предложения по содержанию и организации воспитательной работы с данным классным коллективом (со стороны учителей, родителей, ученических общественных организаций).

Ориентировочная схема изучения
содержания и структуры школьной документации

При изучении классного журнала необходимо обратить внимание:

· на структуру журнала (из каких разделов он состоит);

· виды письменных работ учащихся;

· накопляемость отметок;

· посещаемость учениками уроков.

При изучении дневников школьников следует проанализировать:

· правильность и аккуратность заполнения ими всех разделов дневника;

· систематичность выставления отметок;

· содержание записей учителя;

· контроль родителей за ведением дневника учеником.

При анализе ученических тетрадей необходимо осветить следующие вопросы:

· Какие виды письменных работ выполняют ученики на уроках и дома?

· Каков объем классных и домашних письменных работ?

Как часто учитель проверяет тетради учеников?

Оформление фотографии занятия

Дата____________

Класс___________

Учитель__________________________________

Тема урока_______________________________________________________

Дидактическая цель___________________________________________________________

Тип урока__________________________________

Таблица 3

Этапы урока, их хронометраж Ход урока (содержание деятельности учителя и учащихся)   Замечания, предложения, выводы

Примерная схема анализа урока

1. Дата, класс, урок.

2. Тема урока. Место данного урока в общей системе уроков по теме.

3 Цель урока и его образовательные, воспитательные и развивающие задачи (формирование конкретных представлений, умений, навыков, развитие свойств личности и приемов умственной деятельности). Их достижение.

4. Организация начала урока. Приход учащихся на урок и их готовности к занятию. Организация учащихся (мобилизация их внимания, требования к подготовке рабочих мест и т.п.). Готовность классного помещения к уроку (чистота класса, его освещенность; проветриваемость). Подготовка оборудования и техники.

5. Содержание и методика проверки ЗУН учащихся. Цель и место проверки ЗУН. Методы проверки. Содержание вопросов для фронтального и индивидуального опроса, практических заданий, самостоятельных работ, заданий дифференцированного характера. Качество ответов школьников (его полнота, осознанность, правильность, прочность). Активность класса (сколько учащихся было опрошено, как учитель привлекает внимание учащихся к ответу одноклассника). Как учитель исправляет ошибки учеников. Подведение итога проверки знаний. Оценка ответов школьников, объективность выставления отметок.

6. Содержание и методика изучения нового материала. Тема и содержание устного изложения учителем учебного материала. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Содержание изучаемого материала, его объем и научность, связь с жизнью и воспитывающий характер. Система и последовательность изложения, образность и доступность при объяснении, осуществление межпредметных и внутрипредметных связей.

Цель самостоятельного изучения учащимися учебного материала. Постановка проблемных вопросов перед учащимися, познавательных задач, формулировка логических заданий. Пути повышения самостоятельности и активности учащихся, способы поддержания интереса и внимания учащихся на отдельных этапах. Рациональность использования наглядных, словесных, практических и поисковых методов обучения. Роль и место демонстрационного эксперимента, других средств наглядности, приемов занимательности и игровой деятельности! Сочетание индивидуальной и фронтальной формы учебной работы. Обеспечение делового сотрудничества, доброжелательности и взаимопомощи.

7. Содержание и методика закрепления изученного материала. Какой материал отобран для закрепления и почему? Пути способы, средства закрепления и систематизации учебного материала. Что показали ответы учащихся? Упражнения и самостоятельные работы дифференцированного характера.

8. Содержание домашнего задания, его объем и виды. Методические советы

по выполнению задания. Дополнительные задания отдельным учащимся

9. Характеристика познавательной деятельности учащихся.

Внимание. Использование учителем общепсихологических принципов организации внимания на уроке. Приемы организации внимания на уроке: внешний вид учителя, мимика и пантомимика, доброжелательный тон: ритм и темп урока, яркость и новизна материала, эмоциональная насыщенность, образность речи учителя; последовательность, логичность в изложении. Обеспечение устойчивости внимания учащихся на разных этапах урока, использование переключения внимания учащихся.

Восприятие. Приемы создания установки на восприятие нового материала.

Память. Приемы актуализации полученных ранее знаний. Обеспечение развития всех типов памяти учащихся.

Мышление. Создание проблемной ситуации в начале овладения учащимися новым материалом. Побуждение к формулировке задачи самих учащихся. Активность учащихся, вызванная интересом, поисками новых решений, системой вопросов учителя, побуждающих произвести перенос общих знаний на конкретную задачу. Опора на коллективное мышление учащихся класса единой смысловой системой вопросов, привлечение внимания класса к ответам опрашиваемых. Использование учащимися теоретических знаний, полученных ими в школе, и непосредственного чувственного опыта для выводов и обобщений. Пути формирования новых понятий. Трудности при усвоении учащимися новых понятий.

Личность. Отношение учащихся к ответам товарищей и оценкам учителя. Имело ли место у школьников удовлетворение выполненным заданием? Оказывал ли влияние учитель на учащихся своим отношением к учебному предмету и способствовал ли выявлению у них новых мотивов поведения? Как в процессе учебной деятельности формировались интеллектуальные, волевые и другие свойства личности?

10. Характеристика учителя. Знание материала. Методическое мастерство. Увлечение учителя предметом. Педагогический такт. Речь (дикция, темп, культура речи, образность, эмоциональность).

Образец оформления конспекта урока

Титульный лист:

Первая страница пишется по схеме:

Дата__ _______ Класс_________ Номер урока_____

Тема урока _______________________________________________________

Дидактическая цель ______________________________________________

Задачи обучения:

Понимать: ________________________________________________

Знать: _____________________________________________________

Уметь: _____________________________________________________

Исследовать: _______________________________________________

Задачи воспитания: _____________________________________________

_______________________________________________________________

Задачи развития: _________________________________________________

______________________________________________________________

Тип урока_______

Основныеметоды обученияна уроке.

Основные организационные формы обучения на уроке.

Средства обучения (схемы, таблицы, плакаты, учебники, раздаточный материал, программные средства учебного назначения; система задач).

Список используемой литературыи школьных учебников (не менее двух учебников).

Вторая страница:

План урока (его этапы).

Система задач.

Третья и последующие страницы отражают ход урока (см. таблицу)

Этапы урока (с указанием их длительности) Деятельность учителя Деятельность учащихся
     

Примерная схема самоанализа урока

Класс Тема урока Тип урока и его структура

1. Каков интеллектуальный уровень класса? Какие психолого-педагогические особенности учащихся, их возможности были учтены при планировании урока?

2. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается? Как этот урок «работает» на последующие уроки, темы, разделы? В чем специфика урока? Каков его тип?

3. Какие задачи решались на уроке (образовательные, воспитательные, развивающие)? Была ли обеспечена их комплексность и взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?

4. Была ли рациональна выбранная структура урока для решения этих задач и почему? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, его закрепления, проверки домашнего задания и т.д.? Рационально ли было распределено время между этапами урока? Логичны ли «связки» между этапами урока? Было ли отклонение от плана урока? Каковы причины и последствия?

5. Чем обосновывался выбор содержания? На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент урока и почему? Удалось ли выделить главное, существенное?

6. Какое сочетание методов и форм организации обучения было выбрано на отдельных этапах урока и почему? Был ли необходим дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся? Как он осуществлялся?

7. Каким образом был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В какой форме и какими методами он осуществлялся? Было ли проведено аргументированное оценивание результатов работы учащихся?

8. Эффективно ли использовался на уроках кабинет вычислительной техники? Какие средства обучения были задействованы и почему? Соблюдались ли санитарно-гигиенические нормы? Обеспечивалась ли высокая работоспособность школьников в течение всего урока и каким образом?

9. Поддерживалась ли на уроке хорошая психологическая атмосфера и за счет чего? Использовались ли воспитательные возможности урока? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?

10. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе школьников рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников?

11. Как можно оценить результаты урока? Какие моменты урока были самыми удачными? Удалось ли полностью решить все поставленные задачи? Если нет, то как и когда можно восполнить пробелы? Каковы причины недостатков и успеха? Какие выводы необходимо сделать на будущее?

Примерная схема анализа реализации воспитательной и развивающей функций обучения

1. Сообщает ли учитель цель и задачи урока?

2. Ориентированы ли цель и задачи урока на реализацию образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения? Если нет, то предложить свой вариант формулировки цели и задач урока.

3. Обеспечивается ли реализация образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения через содержание изучаемого на уроке учебного материала, организацию учителем соответствующих видов учебно-познавательной деятельности учащихся?

4. Осуществляется ли реализация на уроке воспитательной и развивающей функций обучения путем подбора и использования учителем разнообразных методов обучения? Показать это на конкретных примерах. Если реализация функций обучения на уроке не обеспечивается, привести свой вариант сочетания методов обучения, способствующих реализации запланированных цели и задач урока.

5. Обеспечивает ли осуществляемый учителем контроль учебно-познавательной деятельности школьников реализацию образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения? Показать на конкретных примерах.

6. Организован ли процесс обучения, воспитания и развития с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям старшеклассников и отражающих специфику предметной области информатики.

12. Учебно-методическое и информационное обеспечение производственнойпрактики

а) Основная литература

1. Лапчик М.П., Семакин И., Хеннер Е.К. и др. Теория и методика обучения информатике: Учебник. – М.: Академия, 2008. – 584 с.

2. Сластенин, В. А. Педагогика : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Изд. Центр «Академия», 2008. – 576 с.

3. Левченко И.В. Методологические вопросы методики обучения информатике в средней общеобразовательной школе: Учебно-методическое пособие. – М.: МГПУ, 2012. – 124 с.

4. Левченко И.В. Теоретические вопросы методики обучения информатике в средней общеобразовательной школе: Учебно-методическое пособие. – М.: МГПУ, 2013. – 144 с.

5. Дергачева Л.М., Заславская О.Ю., Левченко, И.В. Программа и справочно-методические материалы для педагогической практики по информатике: Учебно-методическое пособие. – М.: МГПУ, 2006. – 123 с.

6. Полат Е. С. Новые педагогические технологии в системе образования [Электронный ресурс]: учеб.пособие / Е. С. Полат. - 3-е изд.– М.: Академия, 2009. – 269 с. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа:

http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/index.html, свободный.

б) Дополнительная литература

7. Карташова Л.И. Методика обучения информационным технологиям в средней общеобразовательной школе: учебно-метод. пособие для студентов пед. вузов: Ч. 1. Тех­нологии работы с графикой, текстом и мультимедиа / Л. И. Карташова, И. В. Левчен­ко, А. Е. Павлова. – М.: МГПУ, 2011. – 84 с.

8. Дергачева Л.М., Заславская О.Ю., Левченко, И.В. Программа и справочно-методические материалы для педагогической практики по информатике: Учебно-методическое пособие. – М.: МГПУ, 2006. – 123 с.

9. Дергачева Л.М., Заславская О.Ю., Левченко, И.В. Практикум по прикладному программному обеспечению: Учебно-методическое пособие. – М.: МГПУ, 2006. – 104 с.

10. Заславская О.Ю., Левченко И.В. Информатика: весь курс: для подготовки к ЕГЭ. Учебно-методическое пособие. – М.: Эксмо, 2009. – 208 с.

11. Заславская О.Ю., Левченко И.В. Информатика и ИКТ. Экзаменационные задачи, вопросы и тестовые задания: Учебно-методическое пособие. – М.: МГПУ, 2006. – 56 с.

12. Заславская О.Ю., Левченко И.В. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Сборник учебных задач: Учебное пособие. – М.: АПКиППРО, 2006. – 156 с.

13. Заславская О.Ю., Левченко И.В. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Справочные материалы: Учебное пособие. – М.: АПКиППРО, 2005. – 66 с.

14. Заславская О.Ю., Левченко И.В. Теоретический материал для подготовки к вступительным испытаниям по информатике и ИКТ: Учебно-методическое пособие. – М.: МГПУ, 2007. – 82 с.

15. Кузнецов А.А., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Левченко И.В., Заславская О.Ю. Информатика и ИКТ: Учебник. М.: Дрофа, 2010. – 255 с.

в) мультимедийные средства:

1. Каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

2. CD к УМК по информатике различных авторов.

3. Видеолекции ученых-авторов УМК по школьной информатике http://www.metodist.lbz.ru/content/videoafisha.php

г) Интернет-ресурсы

1. http://mon.gov.ru/ - сайт Министерства образования и науки РФ.

2. http://standart.edu.ru – ФГОС общего образования и разработанные к ним документы.

3. http://www.informika.ru/ - сайт ФГУ "Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций".

4. http://school-collection.edu.ru/ - каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

5. http://fcior.edu.ru - каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.

6. http://vex.examen-technolab.ru/vexiq/ - робототехнический набор VEX.

7. http://disys.ru/challengesandsolutions/ - сайт компании «Дидактические системы» - оборудование по мехатронике.

8. http://www.robotrack-rus.ru/roboti/ - сайт по конструкторам «Роботрек».

9. http://robotolab.ru/ru/

10. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.

11. http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.

12. http://www.it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей».

13. http://www.edu.h1.ru/ - блокнот учителя информатики.

14. http://webpractice.cm.ru - открытый сетевой компьютерный практикум по курсу «Информатика и ИКТ» компании Кирилл и Мефодий.

15. http://www.ict.edu.ru - портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании".

16. http://www.metodist.lbz.ru/content/videoafisha.php - видео-лекции авторов УМК по школьной информатике.

17. http://inf.1september.ru - газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября».

18. http://www.e-osnova.ru/journal/2/ -"Информатика. Все для учителя!"

Наши рекомендации