Тема 3.3. Опыт реализации социального волонтёрства в России и за рубежом. Проектирование волонтерского действия и роли в проекте.
Цель: изучить опыт реализации социального волонтерства в отношении различных категорий населения в России и за рубежом; сформировать умение проектировать волонтерское действие (ОПК-4, ОПК-7).
Перечень изучаемых элементов содержания:
Проектирование волонтерского действия и роли в проекте
Оказание помощи отдельным гражданам и социальным группам населения в целях улучшения условий их жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Объекты социального волонтерства и технологии работы с ними:
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
Граждане пожилого возраста и ветераны Великой Отечественной Войны
Люди с инвалидностью
Малоимущие граждане
Безнадзорные и беспризорные дети и подростки
Лица, подверженные социально-опасным болезням
Пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций
Лица без определенного места жительства
Несовершеннолетние родители
Крупнейшие проекты в области социального волонтёрства в России: благотворительные фонды «Подари жизнь», «Виктория», «Линия жизни» и др.,
Вопросы для самоподготовки:
Почему для любого человека другой человек – всегда только цель?
Почему счастье каждого – в счастье ближнего?
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: кейс-задачи
Групповое решение кейс-задач «Управление ситуациями»
Ситуация. Рассказ волонтера: «В прошлую субботу, когда я пришел в детский дом для репетиции постановки спектакля, меня не пустил охранник, хотя накануне в пятницу я позвонил и обо всем договорился с директором. Но охранник сказал, что у него нет никакой информации ни о каких волонтерах, и что вообще все это подозрительно и он вызывает милицию...».
Ситуация. Рассказ волонтера: «Я не смог провести занятие, потому что у меня был важный зачет, а предупредить, что занятия не будет, я не успел. И, вообще, у меня сессия...».
Ситуация. Рассказ волонтера: «Мне кажется, что ко мне относятся как к бесплатной рабочей силе и все время что-то требуют от меня, чтобы я таскал шкафы, разгружал «гуманитарку», приходил каждый день. А я не могу, у меня есть и другие дела...».
Ситуация. Рассказ волонтера: «Мне не нравится то, что мы делаем. Да, это важно, но очень однообразно, и мне кажется, что мало эффективно...»
Тема 3.4. Особенности организации и практической деятельности волонтеров с различными категориями населения.
Цель: развить умение организовывать практическую деятельность волонтеров с различными категориями населения (ОПК-4, ОПК-7).
Перечень изучаемых элементов содержания:
Категории волонтёров.
Конкурс волонтерского действия и командообразование
Мероприятийное волонтёрство: культурное, событийное, спортивное, волонтёрство в чрезвычайных ситуациях, медиа-волонтёрство и др.
Волонтерская деятельность в области развития физической культуры и массового спорта. Волонтерская деятельность в области охраны окружающей среды. Волонтерская деятельность в области защиты животных. Волонтерская деятельность в области охраны памятников архитектуры и мест захоронения. Волонтерство и пропаганда здорового образа жизни. Массовые мероприятия социально-гуманитарной направленности. Сбор гуманитарной помощи.
Крупнейшие проекты в области мероприятийного волонтёрства в России: «Зимние Олимпийские игры Сочи-2014», «Волонтёры 70-летия Победы в Великой Отечественной войне», «Чемпионат мира по футболу 2018 года», «FINA 2015» и др.
Проект «Волонтёр-гид РГСУ»: участие волонтёров в событиях университета.
Перечень изучаемых элементов содержания: волонтерская программа «Волонтёр-гид РГСУ». История РГСУ. Основные характеристики РГСУ. Сайт РСГУ. РГСУ в социальных сетях.
Вопросы для самоподготовки:
Кому и какое сообщение вы собираетесь транслировать с помощью своего мероприятия?
Какого эффекта вы ждете от своих гостей?
Что они должны вынести с вашего события?
От ответа на эти вопросы будут зависеть формат мероприятия в целом и отдельные нюансы программы.
Изучите технологию swot-анализа самостоятельно.
Проанализируйте свои компетенции по технологии swot-анализа, укажите ваши «сильные» и «слабые» стороны в деятельности.
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: кейс-задача «Управление ситуациями»
МОДУЛЬ 4.