Название раздела (общая трудоемкость)
1. Основы туристской деятельности, ее регулирование и управление в Российской Федерации (8 ауд. часов).
2. Субъекты туристского рынка и их деятельность (8 ауд. часов).
3. Организация деятельности туристского предприятия (10 ауд. часов).
4. Туристский продукт как объект туристской деятельности (10 ауд. часов).
5. Организация приема и обслуживания в туризме (14 ауд. часов).
3.5.2.2 Лекции (20 аудиторных часов)
3.5.2.3 Семинары (30 аудиторных часов)
3.5.2.4 Самостоятельная работа студентов (58 часов)
Раздел 1. Основы туристской деятельности, ее регулирование и управление в Российской Федерации (8 ауд. часов)
Лекция 1.Туризм в жизни общества. Основы туристской деятельности
(2 ауд. часа)
Понятие «туризм», «туристская деятельность». Виды туристской деятельности. Туризм, как массовое явление и феномен XX века. Туризм как социально-экономическая система. Туризм в системе научного знания. Путешествие и туризм. Классификация туризма. Виды и категории туризма. Ресурсы и инфраструктура туризма. Туристский потенциал территории. Туристские объекты и комплексы. Туристские учреждения. Туристские регионы и центры.
Семинар 1. Туризм в жизни общества. Основы туристской деятельности (2 ауд. часа)
Цель семинара – закрепить полученные знания роли и значения туризма в развитии общества и концептуальных основах туристской деятельности
1. Основные понятия туризма, его цели и функции, классификация.
2. Туризм, как массовое явление.
3. Ресурсы и инфраструктуры туризма.
4. Территориальные системы для развития туристской деятельности.
Вопросы для самостоятельной работы и подготовки к семинару
1. Охарактеризуйте все определения понятия «туризм».
2. В чем заключается сущность системного подхода к определению туризма?
3. Какие критерии заложены в определении туризма, приводимом в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»?
4. Перечислите основные функции туризма и укажите примеры наиболее возможных вариантов их реализации?
5. Обоснуйте основные критерии, отличающие туризм от путешествия.
6. Назовите признаки классификации туризма.
7. Охарактеризуйте основные виды и категории туризма.
8. Назовите формы туризма.
9. Раскройте сущность классификации и типологию туристов.
10. Охарактеризуйте воздействие туризма на социальную, гуманитарную среду общества.
11. Определите место туризма в системе научного знания.
12. Какими свойствами обладают туристские ресурсы?
13. Какие разновидности учреждений отдыха вы знаете?
14. В чем заключается значимость туристского потенциала для развития туризма?
15. Назовите типы туристских дестинаций.
16. Перечислите основные факторы и условия формирования и развития туристского региона.
17. Назовите три группы факторов формирования туристских центров.
Задания для самостоятельной работы и подготовке к семинару (0,5 час.)
1. Изучите литературу по теме лекции.
2. Выучите понятия и определения по основной литературе.
3. Подготовьтесь к терминологическому диктанту по теме.
Виды контроля: фронтальный - письменный опрос (терминологический диктант).
Список основной литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Кодекс, 2001.
2. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации. Федеральный Закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ. // Российский туристский бюллетень. №4. М.: Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму. 1996, 2010 ст. 4. С. 7-8.
3. Александрова, А.Ю. Международный туризм : Учеб.пособие для вузов / А. Ю. Александрова. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 464с.
4. Боголюбов, В.С. Экономика туризма : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. С. Боголюбов, В. П. Орловская. - М. : Академия, 2005. - 192 с. - (Высш. проф. образование). - Библиогр.: с. 186-188. –
5. Буйленко, В.Ф. Основы профессиональной деятельности в туризме : учеб.-метод. пособие / В. Ф. Буйленко ; Кубанский гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - Краснодар : [б. и], 2007. - 244 c.
6. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение : Учебник / Б. В. Емельянов ; Рос.междунар.акад.туризма. - 3-е изд.,перераб.и доп. - М. : Советский спорт, 2001. - 215с.
7. Жолдак В.И. Основы менеджмента в спорте и туризме : Учебник для образовательных учреждений. Т.3 : Технология и техника управления / В. И. Жолдак. - М. : Сов.спорт, 2003. - 240 с.
8. Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме : Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Зайцева. - М. : Академия, 2003. - 224 с.
9. Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме : Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Зайцева. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2005. - 240 с. - (Высш. проф. образование). - Библиогр.: с. 231-232.
10. Ильина Е.Н. Организация железнодорожных путешествий : Учеб.-метод. пособие / Е. Н. Ильина ; Рос. международ. акад. туризма. - М. : Сов. спорт, 2003. - 99 с. 338.48(075)
11. Морозова Н.С. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме : Учебник / Н. С. Морозова, М. А. Морозов. - М. : Академия, 2003. - 336 с.
12. Основы туристской деятельности : Учебник для лицеев,колледжей и сред.спец.учеб.заведений турист.профиля / Сост.Е.Н.Ильина;Рос.междунар.акад.туризма. - М. : Сов.спорт, 2002. - 199с.
13. Самойленко А,А. География туризма : учеб. пособие для студентов вузов / А. А. Самойленко. - 3-е изд. - Ростов н/Д : Феникс; Краснодар : Неоглори, 2008. - 359 с.
14. Седова Н.А. Культурно-просветительный туризм : Учебное пособие / Н. А. Седова. - М. : Сов. спорт, 2003. - 96 с. - Библ.: с. 95-96.
15. Третьякова Т.Н. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме : учеб. пособие / Т. Н. Третьякова. - М. : Академия, 2008. - 336 с.
16. Черных Н.Б. Технология путешествий и организация обслуживания клиентов : Учеб. пособие / Н. Б. Черных. - М. : Сов. спорт, 2002. - 319с.