Комплексного государственного
ПРОГРАММА
КОМПЛЕКСНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭКЗАМЕНА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКЕ
для студентов всех форм обучения
специальности «030602.65 - «Связи с общественностью»
Екатеринбург 2012
УДК 378.146 (075)
ББК Ч481.28
П 78
Программа комплексного государственного экзамена по профессиональной подготовке для студентов всех форм обучения специальности 030602.65 - «Связи с общественностью»
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2012. – 24 с.
Составители:
Абрамова И.А., старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью_____
Авдюкова А.Е., к.п.н., доцент кафедры рекламы и связей с общественностью _______
Бухарцева Н.Г., к.филос.н., доцент кафедры рекламы и связей с общественностью _______
Крапивина Л.А., к.п.н., доцент кафедры рекламы и связей с общественностью _______
Попова О.И., к.с.н., доцент кафедры рекламы и связей с общественностью _______
Программа комплексного государственного экзамена по профессиональной подготовке для студентов всех форм обучения специальности 030602.65 - «Связи с общественностью» составлена на основе ГОС ВПО по специальности 030602.65 - «Связи с общественностью», утвержденным 14.03.2000, № государственной регистрации 42 мжд/сп.
Обсуждена на заседании кафедры рекламы и связей с общественностью (протокол № 10 от 07.06.2012 г.) и утверждена на заседании Ученого совета ИСОбр (протокол № 1 от 30.08.2012 г.)
УДК 378.146 (075)
ББК Ч481.28
П 78
© Уральский государственный педагогический университет
© авторы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Государственным образовательным стандартом по специальности 030602.65 - «Связи с общественностью», предусмотрена государственная аттестация выпускников.
К основным задачам государственной аттестации относится определение степени усвоения знаний, а также выявление уровня сформированности умений и навыков для решения профессиональных задач.
Государственная аттестация начинается комплексным государственным экзаменом по общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам специализации и завершается защитой выпускной квалификационной работы (ВКР). При такой последовательности комплексный государственный экзамен по профессиональной подготовке выступает не только как часть государственной аттестации, но и как условие успешной подготовки и защиты ВКР.
Комплексный государственный экзамен призван выявить уровень овладения будущими специалистами базовыми знаниями и навыками в области связей с общественностью, определить уровень усвоения студентами материала, предусмотренного учебным планом, установить его соответствие государственному стандарту по специальности 030602 «Связи с общественностью». По решению Ученого Совета Института социального образования в состав итоговых аттестационных испытаний включен комплексный экзамен по следующим общепрофессиональным дисциплинам: «Теория и практика связей с общественностью», «Теория и практика массовой информации»; а также по специальным дисциплинам: «Стилистика и литературное редактирование», «Организация и проведение PR-кампаний», «Основы теории коммуникации», «Психология массовой коммуникации», «Социология массовой коммуникации», «Современная пресс-служба».
В целях повышения качества подготовки и проведения основных мероприятий государственной итоговой аттестации составлен график (см. Табл. 1).
Таблица 1
Примерный график подготовки и проведения
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«030602.65 - СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»
Специалист в области связей с общественностью отвечает следующим требованиям:
· знает основные этапы истории России, ее политики, а также истории других ведущих государств и цивилизаций мира, понимает смысл и механизмы исторической преемственности и эволюции;
· знает основные проблемы массовой коммуникации и современных СМИ, механизмы и закономерности их формирования и развития, основные теории и концепции, относящиеся к сфере информации, коммуникации и формирования общественного мнения, умеет применять их выводы, методы и приемы исследования для анализа проблем, возникающих в ходе его профессиональной деятельности;
· способен к самообучению по завершении учебной программы, к расширению своих знаний на основе информационных и образовательных технологий;
· способен приобретать новые знания, методически и психологически готов к изменению направления и характера своей профессиональной деятельности;
· умеет на научной основе организовать свой труд, владеет приемами и методами сбора, хранения и обработки информации.
· владеет иностранным языком;
· владеет культурой мышления и публичного выступления, способен правильно и логично оформить свои мысли в устной и письменной форме, участвовать в дискуссиях по профессиональным проблемам;
· владеет основами научного анализа и прогнозирования различных явлений и процессов, умеет осуществлять их качественный и количественный анализ, способен определять цели специальных исследований и использовать для их осуществления методы изученных наук, готов к работе над междисциплинарными проектами;
· готов к работе в коллективе, знаком с методами управления, способен находить и принимать управленческие решения, знает основы педагогической деятельности.
Специалист в области связей с общественностью по своему профессиональному предназначению должен:
· знать важнейшие проблемы внутренней и внешней политики России, современных международных отношений; знать историю и современную практику массовой коммуникации и различные ее виды и формы;
· знать историю возникновения и становления связей с общественностью («паблик рилейшнз») как сферы профессиональной деятельности;
· уметь устанавливать и постоянно поддерживать необходимые связи со средствами массовой информации, информационными, рекламными, консалтинговыми агентствами, агентствами по связям с общественностью, издательствами, заинтересованными фирмами, государственными и общественными структурами, партиями и движениями;
· владеть навыками организации и управления пресс-центром, пресс-службой, отделом печати, отделом по связям с общественностью, центром общественных связей;
· уметь устанавливать связи с людьми организациями, располагающими важными сведениями, источниками информации;
· знать основы конфликтологии и социальной психологии и владеть навыками работы в кризисных ситуациях;
· постоянно изучать аудиторию, учитывать ее настроение;
· уметь планировать и организовывать рекламные, пропагандистские, информационные кампании, владеть навыками социального и политического маркетинга, уметь организовать и вести протокольно-деловые мероприятия;
· уметь использовать методику и технику проведения опросов общественного мнения;
· свободно владеть риторикой, приемами и методами публичного выступления (знать основы речи, ее виды, правила речевого этикета и ведения диалога, законы композиции и стиля, приемы убеждения), владеть навыками литературного редактирования, умением создать собственное публицистическое произведение, пресс-релиз;
· квалифицированно пользоваться техническими, телерадиоэлектронными средствами массовой информации, уметь фотографировать, владеть видео- и компьютерной техникой.
Функции специалиста в области PR:
· Применение информационных PR систем для управления предприятием
· Планирование и организация PR-кампаний
· Оценка эффективности PR-стратегии
· Организация и проведение специальных мероприятий
· Формирование положительного имиджа компании, первых лиц компании
· Распространение PR-материалов в СМИ
· Завоевание доверия общественности методами PR
· Мониторинг прессы и электронных СМИ
· Формирование внутреннего и внешнего PR
· Освещение спонсорской и благотворительной деятельности
- ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Теория и практика связей с общественностью (ТиП СО)
Социальные, экономические и политические причины возникновения и развития связей с общественностью как профессии и отрасли бизнеса; роль связей с общественностью в современном гражданском обществе и рыночной экономике; основные профессиональные термины и понятия; принципы, классификация услуг, функции специалиста по связям с общественностью, профессиональные требования к специалисту, стандарты, сертификация и лицензирование.
Регулирование деятельности в сфере связей с общественностью: правовое обеспечение связей с общественностью; законы и нормативные акты, регулирующие общественную и коммерческую деятельность, законы о СМИ, рекламе, защите авторских прав, прав потребителей; профессиональная этика: виды кодексов профессионального поведения специалиста (Афинский и Лиссабонский кодексы, кодекс профессиональных стандартов PRSA, декларация профессиональных стандартов РАСО); неформальные способы регулирования в области связей с общественностью: традиции, нормы, мораль, общественное мнение.
Основные организационные структуры; типовое агентство; составные части профессиональной деятельности: информирование общественности, формирование общественного мнения, управление кризисными ситуациями. Процесс влияния служб связей с общественностью на общественное мнение: определение целевой и ключевой аудитории, виды и категории целевых аудиторий, внешняя и внутренняя аудитория, журналисты как ключевая аудитория; определение понятий «лидеры мнений» и «группы интересов», экономическое, финансовое сообщество, политическая, социо-культурная, клерикальная, профессиональная среда; понятия корпоративного имиджа, фирменного стиля.
Каналы выхода на различные аудитории: СМИ, мероприятия и акции, документы; критерии отбора и оценка эффективности воздействия разных каналов.
Стратегия и тактика использования СМИ в связях с общественностью; медиапланирование; функции и задачи специалиста в работе с каналами СМИ (media relations); различия и сходство в работе специалиста по связям с общественностью и пресс-секретаря; правила разработки коммуникационных и информационных кампаний в СМИ; медиа программы; организация работы корпоративного пресс-центра, пресс-бюро; подготовка материалов для СМИ; профессиональные стандарты во взаимоотношениях со средствами массовой информации.
Виды рабочих мероприятий: новостной повод, презентация, пресс-конференция, выставки, прием, клубный вечер, деловой завтрак, благотворительность.
Виды документов: информационные, имиджевые корпоративные документы, реклама. Презентационный буклет, годовой отчет, письмо акционерам, летопись фирмы, биография руководства, слайдовый видеофильм. Виды коммуникации во взаимоотношениях с персоналом: корпоративная многотиражная газета, информационные бюллетени, другие формы.
Исследования в области связей с общественностью; использование статистики; вторичные исследования; тематические и проблемные обзоры материалов СМИ, медиа-досье, Интернет; социологические исследования аудитории, общественного мнения, контент-анализ.
Международные и национальные профессиональные объединения специалистов в области связей с общественностью; крупнейшие международные и национальные агентства; профессиональные издания, СО в Интернете.
Основы теории коммуникации
Исторические вехи возникновения коммуникации в социуме; особенности межличностной, специализированной и массовой коммуникации. Коммуникативный процесс: производство информации, мультипликация, распространение, прием, использование информации. Представление о коммуникации как о процессе и структуре; коммуникатор, содержание, аудитория как составные части коммуникативной цепи, влияние каждого звена на эффективность коммуникации.
Фигура коммуникатора: индивидуальное и институциональное в коммуникаторе; престижность, надежность, доверительность как факторы общения с конкретным коммуникатором. Содержание коммуникации; понятие языка коммуникации; семиотика языка: синтактика, семантика, прагматика; информация как передача когнитивной, волюативной и экспрессивной структуры; влияние на содержание сферы производства информации и сферы ее потребления. Аудитория коммуникации: объективные и субъективные характеристики; факторы и барьеры коммуникации: психологические, языковые, социальные. Понятие эффективности коммуникации.
Современная пресс-служба
Общая характеристика современных российских государственных пресс-служб. Информационная работа государственных учреждений со средствами массовой информации и общественностью, организация публичных акций, налаживание двусторонней активной связи «организация-население».
Структура и принципы организации современной пресс-службы. Формы и методы работы современной пресс-службы со СМИ, общественностью и политическими организациями. Функции пресс-секретаря. Формы и методы координации деятельности российских государственных пресс-служб. Роль Союза журналистов России. Пресс-служба администрации Президента России. Основные направления работы ДИП МИД РФ. Современная практика работы пресс-службы российского загранпредставительства. Роль и место Российского информационного центра в системе общественных связей. Практика организации и проведения аккредитации иностранных журналистов в РФ (правовые основы деятельности, основные направления работы).
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ
Литература.
1. Гражданский Кодекс РФч. 4 от 18декабря 2006г. № 197 –ФЗГл.76.
2. БогатскаяС.Г.Правовое регулирование рекламной деятельности: учебное пособие.[Текст}/С.Г. Богатская - М.: Университетская книга, 2007. С.225-237.
3. Толкачев А.Н.Реклама и PR в бизнесе[текст}/ А.Н.Толкачев.- М., Эксмо, 2009.С.259-284.
16. Основные виды рекламы по российскому законодательству. Общие требования к рекламе. Стр 38
Юридическое определение рекламы и сфере действия закона « О рекламе». Федеральный закон « О рекламе»об основных видах рекламы. Требования добросовестности, достоверности, безопасности. Обязательные требования к рекламе товара. Перечень товаров и услуг, рекламирование которых запрещается законом. Требования к хранению рекламных материалов. Требования о защите несовершеннолетних в рекламе.
Литература.
1. Федеральный закон « О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ ст.2,35.6.
2. Федеральный закон « О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года № 2300-1 ст.4,7
3. Малышева М.Ф. Правовое регулирование рекламной деятельности.Учебно-практическое пособие[текст]/ М.Ф. Малышева, А.В. Попова.- М.: Издательско-торговая корпорация « Дашков и К». 2009. С.6-40.
4. БогатскаяС.Г.Правовое регулирование рекламной деятельности: учебное пособие.[Текст}/С.Г. Богатская - М.: Университетская книга, 2007.С.19-55.
5. Толкачев А.Н.Реклама и PR в бизнесе[текст}/ А.Н.Толкачев.- М., Эксмо, 2009.С.5-35; 176-196.
17. Специальные требования к размещению отдельных видов рекламы и правила рекламирования отдельных видов товаров.
Реклама на радио и телевидении, наружная реклама, реклама в печатных СМИ. Реклама в Интернет. Правила рекламирования табачных изделий, пива и алкогольной продукции, лекарственных средств и финансовых услуг.
Литература.
1. Федеральный закон « О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ ст14-30
2. Малышева М.Ф. Правовое регулирование рекламной деятельности.Учебно-практическое пособие[текст]/ М.Ф. Малышева, А.В. Попова.- М.: Издательско-торговая корпорация « Дашков и К». 2009. С.50-102.
3. БогатскаяС.Г.Правовое регулирование рекламной деятельности: учебное пособие.[Текст}/С.Г. Богатская - М.: Университетская книга, 2007.С.61-110
4. Толкачев А.Н.Реклама и PR в бизнесе[текст}/ А.Н.Толкачев.- М., Эксмо, 2009.С.138-172;81-131..
Выставка как PR-технология.
Понятие, виды выставок, основные этапы организации и проведения.
Эффект прайминга. Стр 107
Прайминг - подготовка восприятия. Факторы, усиливающие эффект прайминга (степень отождествления себя с персонажем, реальная документальность событий, наличие раздражителей, отсылающих к прошлому потребителя информации). Технологии прайминга (подбор сообщений, сюжетов из художественных фильмов, визуальные намеки, повторы и др.).
43. Прикладные социологические исследования в связях с общественностью. Стр 23Эмпирическое социологическое исследование как способ получения новой информации о целевых группах и аудиториях. Структура и функции социологического исследования. Типы социологических исследований. Методы социологических исследований (выборочный метод, методы сбора социологической информации (социологический опрос, наблюдение, документальный метод, эксперимент), методы обработки и анализа социологических данных). Сущность контент-анализа и его общая характеристика, преимущества и недостатки метода применительно к связям с общественностью. Основные направления использования. Сущность интервью. Его особенности, преимущества и недостатки. Виды интервью. Анкетирование как разновидность опроса, его достоинства и недостатки. Почтовый опрос, радио-телевизионные, телефонные, экспертные опросы. Метод фокус-групп.
Реклама в прессе. Стр 41
Характеристики изданий, интересующие рекламодателей, классификация рекламной продукции в прессе, преимущества и недостатки рекламы в прессе. Полиграфическая реклама, ее виды.
49. Реклама на телевидении и радио. Стр 45
Виды телевизионной рекламы. Преимущества и недостатки телевизионной рекламы. Виды рекламы на радио, достоинства и недостатки рекламы на радио. Эффективность рекламы на радио и телевидении.
50. Понятие социальной рекламы. Стр 47
Определение социальной рекламы. Задачи социальной рекламы. Отличия коммерческой и социальной рекламы. Функции коммерческой и социальной рекламы. Эффективность социальной рекламы. Требования к разработке социальной рекламы. Тематика социальной рекламы.
ПРОГРАММА
КОМПЛЕКСНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО