Информационно-коммуникативные технологии

ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТУ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Методическое руководство

ВВЕДЕНИЕ

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.

Педагогика должна дать направление этим случайностям.

В. Ф. Одоевский

Инновационность педагогического процесса в дошкольной организации заключается в целенаправленном внедрении новых технологий, способствующих эффективному развитию детей дошкольного возраста.

Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом её развития. А это означает, что приоритет в работе педагога и воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: воздержание от излишнего воздействия, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план дидактические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

Актуальным становится применение интерактивных методов обучения, в ходе которых осуществляется взаимодействие педагога и ребенка.

Данное руководство ориентировано на формирование у педагогов дошкольных организаций знаний о сущностных особенностях интерактивных, инновационных методов в различных видах деятельности, на взаимонаправленную активность субъектов взаимодействия, развитие навыков общения.

Методическое руководство ориентировано на обеспечение едиными требованиями и практическими рекомендациями по внедрению современных образовательных программ и технологий в работу дошкольных организаций и направлено на повышение качества дошкольного образования и профессиональной компетентности воспитателей.

Задачи:

- проанализировать особенности организации воспитательно-образовательной работы с использованием инновационных педагогических технологий в ДО;

- обеспечить осуществление образовательного процесса в ДО с использованием инновационных технологий;

- обосновать необходимость внедрения современных образовательных программ и технологий в работу дошкольных организаций с целью обновления содержания дошкольного образования;

- дать представление о процедуре внедрения современных образовательных программ и технологий в работу дошкольных организаций;

- повысить уровень профессиональной компетентности воспитателей и педагогов в сфере применения современных образовательных программ и технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольной организации, при этом: сформировать у воспитателей и педагогов ДО целостное знание о современных интерактивных формах работы с дошкольниками в различных видах деятельности (игровой, познавательно- исследовательской, коммуникативной, трудовой и др.);

- развивать навыки использования интерактивных форм в образовательном процессе ДО (диалоговые технологии, технологии ТРИЗ, здоровьесберегающие технологии и др.);

- сформировать у воспитателей и педагогов ДО умения использовать информационно-коммуникационные технологии для интерактивного взаимодействия с детьми дошкольного возраста;

- сформировать у воспитателей и педагогов ДО потребность в самообразовании в условиях модернизации дошкольного образования.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ТЕХНОЛОГИЙ

Процесс модернизации всей системы образования в связи с интеграцией в мировое образовательное пространство предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как первый уровень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. На современном этапе развития Казахстана происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы воспитания и обучения, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.

В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. На основе анализа инновационных тенденций в образовательной политике и государственных требований к структуре дошкольного воспитания и обучения предложены новые подходы к проектированию и реализации технологии развития инновационной методической деятельности.

Современная образовательная политика Казахстана, характеризующаяся сменой образовательных парадигм, переходом на новые педагогические технологии, ориентированные на вариативность, индивидуально-творческие формы и методы дошкольного воспитания и обучения, актуализирует проблему инновационной методической деятельности воспитателей и педагогов детей дошкольных организаций.

2.1. Этапы внедрения образовательных программ и технологий

- подготовительный (мотивационно-организационный);

- основной(внедренческий);

- заключительный(обобщающий).

Подготовительный этап(мотивационно - организационный).

Цель:изучение потребностей и возможностей педагогического коллектива по использованию инновационных технологий в ДО.

Задачи:проведение диагностики «Инновационные педагогические технологии в ДО»; проведение анализа особенностей использования инновационных педагогических технологий в ДО; изучение состояния проблемы в научно-методической литературе и передового педагогического опыта по использованию инновационных педагогических технологий.

Содержание работы: анализ материалов проведения диагностики «Инновационные педагогические технологии в ДО», выявление особенностей работы, используемых технологий и возникающих при этом трудностей в разных возрастных группах, путей решения проблем; анализ научно-методической работы, опыта работы других ДО по проблеме, условий дошкольных организаций (методических, технических, кадровых) по использованию инновационных педагогических технологий; анализ имеющихся методических материалов по инновационным педагогическим технологиям.

Основной этап(внедренческий)

Цель:создание условий для применения инновационных педагогических технологий развития творческих и интеллектуальных способностей воспитанников, развитие проективных умений и навыков педагогов ДО.

Задачи:укрепление и совершенствование материально-технической базы ДО; повышение профессиональной компетентности педагогов через проведение различных методических мероприятий в ДО; развитие умения педагогов использовать результаты мониторинга в практической деятельности; организация системы обмена опытом среди педагогов по вопросам использования инновационных педагогических технологий; изменение модели взаимодействия педагога с детьми путем интеграции инновационных педагогических технологий в совместную деятельность.

Содержание работы:изучение и систематизация инновационных педагогических технологий, реальная оценка возможностей и перспектив применения их в ДО; приобретение необходимого оборудования и материалов для применения инновационных педагогических технологий; проведение различных методических мероприятий - педагогических советов, педагогических чтений, консультаций, мастер-классов, семинаров-практикумов, открытых мероприятий, участие в конкурсах, направленных на формирование преобразовательной деятельности педагогов и внедрение её в практику ДО; интеграция различных видов деятельности с использованием инновационных педагогических технологий; профессиональное развитие и саморазвитие педагогов.

Заключительный этап(обобщающий)

Цель:подведение итогов эффективности использования инновационных педагогических технологий в совместной деятельности педагогов и детей.

Задачи:проведение рефлексии педагогов ДО в оценке результатов своей деятельности по использованию инновационных педагогических технологий; систематизация и обобщение педагогического опыта педагогов ДО; разработка системы контроля, включающей в себя диагностику, коррекцию, регулирование педагогических процессов в ДО с использованием инновационных педагогических технологий; регулярное использование инновационных технологий в педагогическом процессе.

Содержание работы:обобщение опыта работы педагогов по инновационным педагогическим технологиям; проведение диагностики «Использование в работе инновационных педагогических технологий»; анализ деятельности педагогов по использованию инновационных педагогических технологий в ДО; составление рабочих программ, рекомендаций по использованию инновационных педагогических технологий; активное использование в работе с детьми эффективных инновационных технологий; совершенствование мастерства педагогов, распространение опыта работы в другие дошкольные организации.

2.1.1. В профессиональной деятельности педагогическим кадрам ДО рекомендуется использовать следующие технологии:

1.Технологию развивающего обучения (Д.Б.Эльконина В.В.Давыдова, направленной на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения;

2.Игровые технологии;

3.Педагогику сотрудничества (К.Д.Ушинский, Н.П.Пирогов, Л.Н.Толстой);

4.Технологию ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер, А.М.Страунинг, направленной на развитие творческих способностей;

5.Информационно-коммуникативные технологии;

6. Здоровьесберегающие технологии с целью укрепления здоровья детей;

7.Технологию проблемного обучения (Дж. Дьюи);

8. Технологию проектной деятельности (Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина) и др.

В основе технологий развивающего обучения лежит теория, которая берет свое начало в работах И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского и др. Научное обоснование теории она получила в трудах Л.С.Выготского, который выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средой развития учащихся. Идеи Л.С.Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности А.Н.Леонтьевым, П.Я.Гальпериным и др. В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением на первый план было выдвинуто становление ребенка как субъекта разнообразных видов человеческой деятельности. Свое дальнейшее развитие теория развивающего обучения получила в экспериментальных работах Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признается движущей силой психического развития ребенка, становления у него всей совокупности качеств личности.

В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики. Под развивающим обучением, по мнению В.В.Давыдова, понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу). В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: постановка цели, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Л.С.Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Он выделял два уровня в развитии ребенка: 1) сферу (уровень) актуального развития — уже сформировавшиеся качества и то, что ребенок может делать самостоятельно; 2) зону ближайшего развития — те виды деятельности, которые ребенок пока еще не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться с помощью взрослых. Зона ближайшего развития — большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве.
Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

· дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

· учебная деятельность подчиняется правилам игры;

· учебный материал используется в качестве её средства;

· в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

· успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом;

· место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

· обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

· познавательные, воспитательные, развивающие;

· репродуктивные, продуктивные, творческие;

· коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации. Содержание детских игр развивается последовательно: предметная деятельность, отношение между людьми, выполнение правил общественного поведения.

Цельюигровых технологий является решение ряда задач:

· дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

· развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

· воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

· социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.
У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.

Технология развития творческих способностей

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. В настоящее время технология ТРИЗ Г.С.Альтшуллера с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников речи, изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе даёт несомненные преимущества:

- в активизации познавательной деятельности детей;

- в создании мотивационных установок на проявление творчества;

- в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);

- повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами;

-формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;

-развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

Используя в работе с дошкольниками элементы ТРИЗ, необходимо учитывать следующие дидактические принципы:

- принцип свободы выбора - в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора;

- принцип открытости - нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения;

- принцип деятельности - в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность;

- принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих;

- принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

В 1945 году Г.С.Альтшуллер приступил к разработке научной технологии творчества, решив понять, чем отличается талантливое мышление от обычного. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач вместо поисков впустую строится на системе логических операций. Неразумно и расточительно работать лопатой, когда есть экскаватор, носить на себе груз, когда рядом есть автомобиль. Неразумно ждать творческого «озарения», когда можно воспользоваться системным инструментом, способным направить мысль в нужном направлении и выполнить большую часть рутинной, малоинтересной работы.

В детский сад ТРИЗ пришла в 1987 г. совершенно случайно. Однажды участники очередного семинара для инженерно-технических работников попросили показать им занятие по программе «ТРИЗ» с детьми в школе. Но по ошибке слушателей семинара привезли в детский сад, в подготовительную группу. Это недоразумение позволило тризовцам открыть для себя мир дошкольного детства и решило одну из главных проблем - когда, с какого возраста можно начинать приобщение ребенка к решению изобретательских задач.

В настоящее время приемы и методы технической ТРИЗ с успехом используются в дошкольных организациях для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. Каждому педагогу необходимо опираться на «заповеди» творческой личности (разработаны проф. Вайнцвангом):

- будь хозяином своей судьбы;

- достигни успеха в том, что ты любишь;

- внеси свой конструктивный вклад в общее дело;

- строй свои отношения с людьми на доверии;

- развивай свои творческие способности;

- культивируй в себе смелость;

- заботься о своем здоровье;

- не теряй веру в себя;

- старайся мыслить позитивно;

- сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.

Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. Кроме этого, тризовская концепция опирается на положение Л.С.Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Технология «ТРИЗ» для дошкольников - это система коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. ТРИЗ призвана не заменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. На базе любой программы, по которой работает воспитатель, можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ. Кредо тризовцев: каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий - ключ к творческому мышлению.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить её находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же он не задает вопроса, тогда педагог должен указать на противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой-то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. Например, давая детям знания о свойствах дерева, воспитатель может начать с вопроса: «Что было бы, если на Земле не было деревьев?» Дети предлагают варианты своих суждений. Затем спросить: «Чем же полезно дерево?» Опять спектр ответов, в которых могут повторяться, но вместе с тем раскрываться и новые свойства и качества деревьев. Цепочка вопросов продолжается: «Если дерево так полезно, если из него можно сделать столько вещей, зачем человек научился добывать металл, изобрел пластмассу? Какие свойства дерева не нравились человеку? Чем дерево неудобно? Зачем люди выращивают лес и создают парки? Качества всех деревьев одинаковы или отличаются? Чем могут отличаться деревья? Какие предметы из дерева можно назвать?» и т.д. Затем проводятся опыты, во время которых выясняют свойства дерева: тонет или не тонет в воде; горит или не горит; пропускает воду или нет; окрашивается или нет и др. Таким образом, занятия проводятся как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования дерева как вещества и дают понять, что дерево имеет своих заместителей, которые используются при изготовлении посуды, мебели.

В технологии «ТРИЗ» собрано много приемов противоречий. Но пользуются банком данных, как правило, только начинающие воспитатели. Опытные педагоги сами находят противоречия в окружающих объектах природного и предметного мира и используют их в работе с детьми. Но основная задача: научить детей искать и находить свое решение - этап изобретательства, который проявляется в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового.

Следует отметить, что технология «ТРИЗ» обучает не только ребенка, но и воспитателя творческой педагогике. Главная проблема, стоящая перед тризовцами, - это предостеречь от желания взять готовые формулы и схематично переносить их в живую атмосферу занятий с детьми. Как правило, дети с самого рождения пытаются, анализируя информацию взрослых, выстроить какую-то свою систему, понять закономерности происходящих процессов, проявляя свою непосредственность и наивность. ТРИЗ рекомендует по мере возможности знакомить с процессом понимания диалектичности, закономерности событий и явлений. Технология «ТРИЗ» рекомендует беседы с детьми на исторические темы: история изобретения карандаша; история изобретения стола; история колеса, история лампочки, история радио, история робота и т.п. Рассматривание объекта в его временном развитии позволяет понять причину постоянных совершенствований, изобретений. Дети начинают понимать, что изобретать - это значит решать противоречия.

На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т.д. Например, воспитатель обращается к детям: «Давайте оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья? О чем спорит ветер с солнцем?» Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: «А что, если ты превратился в кустик? О чем ты мечтаешь? Кого ты боишься? С кем бы ты подружился? О чем шепчутся твои листочки?» Или: «Представь себя на месте божьей коровки. Для чего ты живешь? Кто твои друзья? Что ты любишь есть?» Программа «ТРИЗ» дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга. ТРИЗ - это не составленная раз и навсегда система творческой педагогической работы, это постоянно развивающаяся технология. Тризовцы всегда в поиске, придумывают, разрабатывают все новые и новые методы активизации творческого мышления детей и воспитателей. На вопрос: что более всего препятствует нестандартному мышлению, принятию нешаблонных решений? А.Страунинг отвечал, что это психологическая инерция, которая присутствует почти у всех взрослых и которую взрослые с «успехом» прививают детям уже с малых лет. Психологическая инерция является барьером при издании чего-либо нового, будь то решение простой для взрослого (но трудной для ребенка) жизненной ситуации.

Существуют разные психологические барьеры:

- боязнь вторгнуться в чужую область, рожденная узкой специализацией;

-боязнь показаться глупым, а отсюда боязнь критики; страх перед авторитетом;

- боязнь идеального как чего-то невозможного, недостижимого;

- неумение воспринимать объект в непривычной функции, иначе происходит «творческая слепота», догматическое отношение к формальной логике. Чтобы устранить эти барьеры, необходимо опираться на основные принципы стимуляции творческой активности, которые включают в себя следующие элементы:

- создание для ребенка безопасной психологической базы, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственным открытием;

- поддерживание способности ребенка к творчеству, сочувствие его неудачам, недопустимость неодобрительной оценки творческих попыток;

- терпимость к «странным» идеям и вопросам, необходимость ответов на все вопросы детей, даже если они покажутся «дикими» или за «гранью».

Наиболее известным методом, позволяющим снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время, А.Страунинг называет «мозговой штурм». «Мозговой штурм» рекомендуется проводить как с педагогами, так и с детьми. Но методика проведения, естественно, имеет свои особенности. Например, со взрослыми «мозговой штурм» проводится так: в рабочую группу приглашают 7-12 генераторов идей, не только профессионалов в области решаемой задачи, но и людей совершенно посторонних. Кого приглашают в детском саду на педсоветы? Как правило, это педагоги, врач, родители, шефы. А няню? Повара? Прачку? Дворника? О них забывают, а ведь и эти люди имеют отношение к детям. Порой в их адрес можно услышать: «Почему у них душа о ребенке не болит?» Да потому, что они вычеркиваются из педагогического процесса, как технический персонал. Однако, неожиданное решение исходит как раз у тех, кто не скован привычными профессиональными рамками. Итак, «генераторы идей» рассаживаются по кругу. Ведет «мозговой штурм» кто-либо из группы экспертов (не руководитель), в которую входят 2-3 компетентных, пользующихся авторитетом сотрудника. Перед началом «мозгового штурма» ставится задача-вопрос. Дается время на обдумывание, и участники начинают высказывать идеи. Первому предложить идею, лучше младшему по чину, чтобы не давил страх перед авторитетом. Руководитель высказывается последним. Обычно многие не решаются высказать смелые, непривычные идеи, так как опасаются критики. Поэтому, при проведении «мозгового штурма» запрещается критика (словесная, жестовая, мимическая) и поощряется любая идея, даже шуточная или явно нелепая. Все высказанные идеи записываются для последующего их рассмотрения группой экспертов. После утверждения решения «генераторы идей» распределяются на его противников и сторонников с целью выявления слабых мест и их исправления. С детьми «мозговой штурм» может возникнуть незапланированно, стихийно, при решении какой-либо познавательной задачи, во время игры-занятия. Особенность проведения «мозгового штурма» с детьми состоит в том, что они сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их.

Другим интересным методом, применяющимся в ТРИЗ, является синектика. Автор синектики Уильям Дж.Гордон (США, 50-е годы). В переводе с греческого синектика означает «объединение разнородных элементов». По Гордону, существуют два вида процессов творчества:

1.Неоперативный (неуправляемый) - интуиция, вдохновение.

2.Операционный (управляемый) - использование различного вида аналогий.

Если ребенка и взрослого целенаправленно учить применять аналогии, то можно повысить эффективность творческого мышления. Для творческого процесса важно уметь превращать непривычное в привычное и наоборот. Главное, за новой, непривычной проблемой, ситуацией увидеть нечто знакомое и, следовательно, решаемое известными путями.

Являясь творческой, развивающейся технологией, «ТРИЗ» постоянно критически осмысливается тризовцами и подвергается различным изменениям, дополнениям, уточнениям методических подходов, становясь все более и более совершенной, научной, соответствующей духу настоящего времени. Таким образом, самая главная цель у педагога, работающего по технологии «ТРИЗ», - формирование у детей творческого мышления, воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности. А.Страунинг отмечает, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть.

ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.

Технология проектов

Условия современности таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Все чаще требования, предъявляемые к первокласснику, заставляют «развивать, вкладывать, информировать, тренировать и т. д.». Дети, обладающие большим количеством информации и знаний, приобретают их бессистемно. Долг взрослого - помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать её в виде новых знаний. Педагог грамотно управляет ребенком, определяет методы и приемы образования воспитанника.

Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов. Метод проектов является одним из перспективных методов. Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания той или иной деятельности.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел).

Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДО, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Основной целью проектного метода в дошкольной организации является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

I этап разработки проекта

Ставится проблема на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которая подтверждается детьми в процессе поисковой деятельности.

II этап работы

Разрабатывается совместный план действий по достижению цели (гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Затем фиксируются ответы на листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов используются условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем задается второй вопрос: «Что мы хотим узнать?». Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться нелогичными. Здесь важно, проявить терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, необходимо спросить: «Как нам найти ответы на вопросы?». Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Учитываются обязательно и возрастные особенности детей.

Для детей младшего дошкольного возраста используется подсказка, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста предоставляется больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса выступают различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются допо

Наши рекомендации