Работа над выделениями в тексте
Содержание работы
1. Разметьте в машинописном оригинале несколько слов другим начертанием шрифта (приложение).
2. Разметьте в машинописном оригинале несколько слов разрядкой (приложение).
3. Разметьте в машинописном оригинале выделения отчеркиванием линейками с одной или с двух сторон (приложение).
Методические указания
Прежде чем приступить к разметке предложенных страниц машинописного оригинала, учащийся должен ознакомиться с содержанием текста, выбрать вид выделения, а затем только выполнить работу.
Разметку следует делать с применением стандартных корректурных знаков и принятых сокращений.
Делая разметку выделений, не забывайте о возможности появления набора выделяемого текста на меньший формат, меньшим кеглем, отбивка его от основного текста и линеек и т. п. Все это требует от учащегося большого внимания и соответствующих теоретических знаний. Вспомните правила приводности полом, а также некоторые правила отбивок.
При расчете отбивок можно использовать микрокалькулятор, что дает возможность приобретать и закреплять навыки работы на нем.
Литература: Л [13] с.113-150; Л [7], с. 85-90.
Приложение к работе № 11
§ 126. Вопросительные местоимения
Вопросительные местоимения кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и др. употребляются в вопросительных предложениях:
Дети встанут, прибегут,
Сто вопросов зададут, тысячу вопросов:
— Сколько лет слоны живут?
— Кто был Ломоносов?
— Где течет река Нева?
— А когда же спит сова?
(А. Барто.)
Вопросительные местоимения используются также при изучении грамматики русского языка. Изучая части речи, мы запоминаем, на какой вопрос отвечают слова каждой части речи: существительное отвечает на вопросы кто? что?; прилагательное — какой? чей?; числительное — сколько? который? (какой?); наречие — как? где? когда? почему? и т. д. При изучении склонения запоминаем, какие вопросы соответствуют каждому падежу. При изучении членов предложения должны помнить, на какие вопросы отвечает каждый член предложения. Чтобы определить, какое слово в словосочетании главное, а какое зависимое, нужно задать вопрос.
И. чей? который? сколько?
Р. чьего? которого? скольких?
Д. чьему? которому? скольким?
В. как И. или Р. как И. или Р. как И. или Р.
Т. чьим? которым? сколькими?
П. (о) чьем? (о) котором? (о) скольких?
Вопросительные местоимения-существительные кто? что? и местоимение-числительное сколько? изменяются по падежам.
Вопросительные местоимения-прилагательные какой? чей? который? изменяются по родам, числам и падежам.
§ 77. Склонение существительных во множественном числе
В им. п. мн. ч. существительные могут иметь два вида окончаний: -ы (-и) или -а (-я). Окончание -ы (-и) могут иметь существительные всех склонений: стены, земли, овцы, волки, степи, ночи. Окончание -а (-я) могут иметь некоторые существительные 2-го склонения: директора, сторожа, профессора и др.
Чтобы различать лексические значения некоторых существительных, используются во мн. ч. разные окончания: -ы (-и) и -а (-я). Сравните: лист
- листья (на дереве листья) и лист — листы (листы книги); корень — корни (корни дерева) и корень — коренья (положила в суп душистые коренья); зуб — зубы (зубы у человека) и зуб — зубья (зубья у грабель — у граблей).
Примечание. Существительные выборы, инженеры, офицеры, торты, шоферы, конструкторы имеют во мн. ч. только окончание -ы. Окончание -а — нарушение литературной нормы.
Некоторые существительные мужского рода в род. п. мн. ч. имеют нулевое окончание: солдаты — нет солдат, ботинки — нет ботинок, сапоги — нет сапог, чулки — нет чулок(но носки — нет носков).
§ 78. Разносклоняемые существительные
При изменении по падежам и числам некоторые существительные имеют окончания разных склонений, поэтому они называются разносклоняемыми. К ним относятся: 1) существительные на -мя: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя; 2) существительное мужского рода путь.
Разносклоняемые существительные на -мя в род., дат. и пр. падежах ед. ч. имеют окончание -и, как существительные 3-го склонения, а в тв. падеже ед. ч. имеют окончание -ем, как существительные 2-го склонения. Существительное путь отличается от других существительных 3-го склонения только окончанием тв. падежа (как конем — 2-е склонение).
Практическая работа № 12
РАБОТА НАД ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ТЕКСТОМ
Содержание работы
1. Разметьте предложенные машинописные страницы с эпиграфом (приложения).
2. Разметьте страницу машинописного оригинала с примечаниями (приложение).
3. Укажите размеры отбивок дополнительных текстов в машинописных оригиналах (приложения).
Методические указания
Данное задание предусматривает отсутствие дубликатов на такие дополнительные тексты, как эпиграф, внутритекстовые примечания. Поэтому, прежде чем размечать эти элементы, учащиеся должны вспомнить, когда возможно и какое оформление целесообразно в этом случае.
Выполняя практическую работу, необходимо вспомнить емкость шрифта, уметь делать пересчет машинописных строк в наборные путем арифметического расчета и при малых объемах дополнительного текста пользоваться строкомером.
В оригиналах необходимо сделать не только разметку, но и указать необходимую отбивку.
Литература: Л [1], с. 472; Л [3], с. 247-267; Л [7], с. 129-131.
Приложение к работе № 12
III. Имущество бедных
Хороший священник, ни под кого не подкапывающийся, — это ангел-хранитель для селения.
Флери
Надобно вам знать, что верьерский священник, восьмидесятилетний старик, сохранивший благодаря живительному горному воздуху несокрушимое здоровье крутой нрав, имел право в любое время посещать тюрьму, больницу и даже дом призрения. Апер, запасшийся в Париже рекомендательным письмом к священнику, благоразумно прибыл в этот любопытный городок в шесть часов утра и, не теряя времени, отправился прямо к нему на дом.
Прочитав письмо от маркиза де Ла Моля, пэра Франции и самого богатого землевладельца во всей этой провинции, Шелан погрузился в раздумье.
— Я — старик, меня здесь любят. Они не посмеют! — обращаясь к самому себе, сказал он наконец вполголоса и, обернувшись к парижанину, поднял на него глаза, в которых, несмотря на преклонный возраст, горел священный огонь, говоривший о том, что Шелан предвкушает удовольствие совершить благородный, хотя отчасти рискованный поступок.
— Пойдемте, но только я вас попрошу при тюремщике, а главным образом — при надзирателях дома призрения не высказывать никаких суждений о том, что мы увидим.
Апер понял, что имеет дело с человеком неробким. Он пошел вместе с почтенным священнослужителем и посетил тюрьму, больницу, дом призрения, задавал много вопросов и, хотя ответы получал невразумительные, не сделал ни одного замечания.
Проявляй стойкость, умри, но ни шагу назад.
П. Багратион
У храбрых есть только бессмертье,
смерти у храбрых нет.
К. Симонов
22 июня 1941 года на рассвете войска гитлеровской Германии вероломно напали на Советский Союз. Используя преимущество внезапности нападения и свое численное превосходство/ большой перевес в танках и авиации, они ринулись в глубь советской территории.
Над нашей страной нависла смертельная опасность, Советские люди грудью встали на защиту своего Отечества.
Позором для немцев окончилась великая битва под Москвой, с треском провалился их план «молниеносной» победы над Советским Союзом. Но враг все еще был силен. Потерпев неудачу на центральном участке фронта, фашисты решили на следующий год развернуть наступление на Волгу и Кавказ. Но и это наступление провалилось. Девизом защитников крепости на Волге стали крылатые слова комсомольца Василия Зайцева: «За Волгой для нас земли нет! И советские бойцы действительно стояли насмерть.
Великая победа советских войск на Волге явилась началом коренного перелома в ходе второй мировой войны. Гитлеровские войска после разгрома их на Волге уже не могли оправиться и достичь сколько-нибудь значительного стратегического успеха. И все же Гитлер решил взять реванш. Для своего летнего наступления 1943 года в районе Курской дуги гитлеровское командование сосредоточило значительные силы, оснастило ударные войска новой техникой, большим количеством танков, самоходных орудий.
В устной и письменной речи часто вставляются в основное предложение дополнительные сообщения, попутные замечания, которые называются вставными. Вставки резко разрывают связи между словами в предложении.
Одна вставка заключена в скобки, другая выделена тире.
В отличие от вводных единиц вставки по смыслу не связаны с основным содержанием высказывания. Как и вводные, вставными могут быть слова, словосочетания предложения.
В одном и том же предложении или тексте могут быть и вводные, и вставные единицы, что создает многослойный сложный смысл высказывания в целом: Разговорились все — разговорились об том, как нужно солить яблоки. (Н. Гоголь.)
Примечание. Никогда не бывают вводными и не выделяются запятыми слова будто, как будто, вряд ли, едва ли, якобы, почти, даже, именно, ведь, только непременно, вот, как раз, все-таки, авось, обязательно, вдруг: Вряд ли зима будет снежная. — Зима едва ли будет снежная. — Зима как будто будет снежная. — Зима непременно будет снежная. — Зима все-таки будет снежная и т. д.
В скобки заключена вставная единица, состоящая из двух предложений. В составе одного из них есть вводные слов'а как говорят, указывающие на источник высказывания.
Придаточные условия употребляются в речи чаще, чем синонимичные обстоятельства.
Придаточные уступки отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? Они прикрепляются к главному предложению союзами хотя (хоть), несмотря на то что, пускай, пусть и др.: Я нисколько не боюсь смерти, хотя и люблю жизнь. (М. Горький.) В степи было тихо, пасмурно, несмотря на то что солнце поднялось. (А. Чехов.) Пускай еще не высохли чернила, словам уже бессмертие дано. (С. Щипачев.)
К придаточным уступительным относятся придаточные, прикрепляемые к главному союзными словами с усилительной частицей ни: что ни, как ни, где ни, куда НИ/ кто ни, сколько ни и др./ например: Только правда, как бы она ни была тяжела, — легка. (А. Блок.) Но сколько Саша ни думал, ничего ему не приходило в голову. (В. Попов.)
Примечание. Сложные предложения, в которых есть и подчинительные, и сочинительные союзы, образуют переходные типы между сочинением и подчинением: Хотя ложь еще живет, но совершенствуется только правда. (М. Горький.)
Нужно отличать союз чтобы в придаточном цели от союзного слова что бы ни в придаточном уступки. Сравните: Чтобы написать такие романы, как «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», нужно обладать большим журналистским опытом. (К. Симонов.)
Практическая работа № 13