Работа с оригиналами титулов

Содержание работы

1. Изготовьте шрифтовой эскиз одинарного титула с симметричной композицией, с наличием графических (иллюстрационных) элементов для формата издания 70х100/32 (см. приложение 1).

2. Изготовьте эскиз распашного титульного листа с ассиметричной композицией, для формата издания 70х100/32 (см. приложение 2).

3. По выполненным эскизам разметьте машинописные страницы оригиналов титулов (приложение1-2).

Методические указания

Для выполнения практической работы необходимо вырезать форматки, нанести формат полосы по высоте в строках основного кегля и поместить весь текстовый материал предлагаемых титулов, вычертив строки простым карандашом. Шрифтовое оформление титула нужно обязательно сочетать со шрифтом основного текста. Желательно при размещении всех элементов титула занять верх и низ полосы.

Учитывая то, что площадь, на которой размещаются элементы титула меньше, чем на переплетной крышке, не стоит выбирать жирные и очень крупные шрифты.

При выполнении этого задания учащиеся должны приобрести навыки работы простым карандашом, уметь расставлять группы текстов разного назначения таким образом, чтобы было хорошее зрительное восприятие всей композиции.

При изготовлении эскиза некоторые элементы титула можно выклеить, используя строки из макулатуры.

По выполненным эскизам сделать разметку титула. На титульном листе оригинала, прежде всего, должен стоять номер страницы. Также необходимо сделать пометку: «титул», «авантитул», «контртитул», «оборот титула». Далее следует указать формат полосы набора. Высота полосы набора обязательно должна составлять целое число строк основного текста.

Для текстовых наборных элементов необходимо указывать гарнитуру, начертание, кегель и выключку строк.

Разметку титулов лучше начинать с самого главного (крупного) элемента, переходя по соподчиненности к более мелким. Необходимо помнить, что наборные элементы на титуле должны быть мельче по кеглю и светлее по начертанию, чем на внешнем оформлении.

По вертикали элементы размечают так: указывают положение верхнего элемента относительно верхнего края полосы набора и нижнего элемента относительно нижнего края полосы набора. Затем последовательно проставляют размеры отбивок между остальными элементами и между строками в пределах каждого элемента.

Разметку можно выполнять специальными знаками или с помощью текстовых указаний. Лучше эти два варианта комбинировать.

Литература: Л [13], с. 75-104.

Приложение 1 к работе № 7

Олег Смирнов

Гладышев

из разведроты

Повесть

Москва

Издательство политической литературы

Приложение 2 к работе № 7

О родине,

о мужестве,

о славе

Москва

Издательство политической литературы

Практическая работа № 8

РАБОТА С ОРИГИНАЛАМИ СПУСКОВЫХ И КОНЦЕВЫХ ПОЛОС

Содержание работы

1. Изготовьте карандашный эскиз полосы с открытым спуском и симметричным расположением заголовков (в соответствии с оформлением обложки).

2. Изготовьте карандашный эскиз полосы с боковым или комбинированным спуском с репродукционной заставкой (в соответствии с оформлением переплетной крышки).

3. В соответствии с оформлением спусковых полос изготовьте эскизы концевых полос.

4. Разметьте, предложенные страницы машинописного оригинала согласно изготовленым эскизам.

Методические указания

Для выполнения практической работы вырезаются форматки разворотов (4 шт.), на каждую форматку наносятся полосы, высота которых измеряется строками основного кегля. На четной полосе разворота делается эскиз концевой полосы, а на не четной — спусковой.

В зависимости от предложенных условий и вида литературы учащийся должен правильно выбрать величину спуска в пределах ¼ — ¾ от высоты полосы. Выбранный спуск обязательно должен измеряться в квадратах и строках основного кегля. Например, 2 кв. 4 п. Или 10 строк К 10/10 (10 строк К 8/10; 10 строк К 9/10) и т. п.

В карандашном эскизе место для текста отмечается общепринятым обозначением, а место для заголовков обозначается прямоугольниками выбранного кегля, в которые карандашом вписываются заголовки, предварительно разделенные на строки.

Рисунок линеек в заставках и концовках должен сочетаться со шрифтовым оформлением издания, а содержание репродукционных заставок и концовок должно отражать содержание текста издания.

При выполнении данной практической работы учащиеся закрепляют навыки работы карандашом.

Литература: Л [6], с. 103.

Практическая работа № 9

РАБОТА НАД ЗАГОЛОВКАМИ

Содержание работы

1. Подберите шрифтовое оформление к предложенным заголовкам и сделайте их разметку в текстовом машинописном оригинале (приложение).

2. Подберите шрифтовое оформление к предложенным заголовкам и сделайте их разметку в рабочем оглавлении (приложение).

3. Подсчитайте и укажите отбивку заголовков от текста (приложение).

Методические указания

При выполнении практической работы необходимо уметь правильно определять степень соподчиненности заголовков, а в зависимости от этого — выбирать вариант размещения заголовков (на шмуцтитуле, «шапкой», на спусковой полосе, в разрез текста, в подбор с текстом, «форточкой», «фонариком» и т. д.

Выбрав способ размещения, и зная шрифт для набора основного текста, можно выбирать шрифтовое оформление самих заголовков, выключку строк, отбивку от текста. Нужно помнить, что заголовки, размещаемые в подбор с текстом, из рабочего оглавления могут быть изъяты.

Нужно помнить, что заголовки первой степени соподчиненности можно оформлять другой гарнитурой, если она применялась при оформлении обложки (переплетной крышки).

Разметив заголовки в оригинале, обязательно следует указать величину отбивки их от текста сверху и снизу с учетом правил приводности полос.

Разметка заголовков должна содержать указания следующего характера:

· гарнитура, начертание, кегель шрифтов;

· формат набора, выключка, особенности разбивки заголовков на строки;

· отбивка заголовков от текста и друг от друга;

· организация материала на начальной полосе;

· характер и размещение наборных, графических средств оформления;

· размещение рисованных элементов оформления заголовков.

Для разметки оригиналов заголовков используются специальные условные знаки и надписи. При разметке заголовков в самом оригинале учащиеся должны знать, при каких условиях, это возможно, а потому очень важно, как будет выполнено шрифтовое оформление этих заголовков.

Для приобретения практических навыков в оформлении и разметки заголовков нужно с ним работать по рабочему оглавлению, так как оно наглядно показывает степень соподчиненности заголовков. Сначала в рабочем оглавлении цветными карандашами необходимо подчеркнуть заголовки разных ступеней соподчиненности (для одной ступени заголовка выбрать один цвет, для второй – другой) и написать для каждого цвета индексацию заголовка и выключку. Затем пролистывая оригинал и находя заголовок, сверить с рабочим оглавлением.

Литература: Л [3], с. 9-37; Л [7], с. 128-129.

Приложение к работе № 9

Раздел I. Теоретические основы химии

Глава 1. Некоторые понятия и законы химии § 1.1 Атомно-молекулярное учение. Агрегатные состояния веществ

Представления об атомах как о мельчайших частицах, из которых со­стоят все вещества, существовали еще в глубокой древности. В XVIII в. эти представления легли в основу создания химии как естественной науки и способствовали окончательному отделению ее от алхимии. По мере развития научных представлений о составе вещества и выяснения закономерностей протекания химических процессов было введено понятие о молекулах как о мельчайших частицах, способных к самостоятельному существованию и участвующих в химических реакциях.

§ 1.2 Масса атомов и молекул

Понятие «атомная масса» и «молекулярная масса» были введены в хи­мию задолго до того, как научились точно определять их значения. При­нято представлять массу атомов и молекул в виде относительных вели­чин, определенных по отношению к массе атома какого-либо одного хи­мического элемента. Это так называемое относительные и молекулярные массы, или просто атомные и молекулярные массы.

Атомные и молекулярные массы выражают в атомных единицах массы. Б настоящее время за атомную единицу массы принимается 1/12 часть массы атома углерода-12, что составляет 1,66 * 10"27 кг.

§ 1.3 Количество вещества. Молярная масса

Одной из основных физических величин является количество вещества. Б соответствии с Международной системой единиц (СИ) единицей изме­рения количества вещества служит моль.

Моль — количество вещества, которое содержит столько структурных единиц (т. е. атомов, молекул, ионов, электронов), сколько содержится атомов в 12 граммах изотопа углерода-12.

Число атомов в 12 грамм утлерода-12 известно, оно равно 6,02 х 1023. Постоянная величина называется постоянной Авогадро. Она показывает число структурных единиц в одном моле любого вещества. Поэтому можно сказать, что моль — это количество вещества, которое содержит 6,02 х 1023 структурных единиц данного вещества.

§ 1.4 Химические реакции и их классификация

Химическая реакция, или химическое превращение, — это процесс, при котором из одних веществ образуются другие вещества. При химических реакциях не происходит превращений атомов одних химических элемен­тов в другие. Превращения, в результате которых образуются атомы но­вых элементов (так называемые ядерные реакции), являются предметом изучения ядерной физики.

В зависимости от характера процесса выделяют несколько типов хими­ческих реакций: реакции разложения, соединения, обмена, замещения и нейтрализации.

§ 1.5 Закон сохранения массы веществ

В 1748 г. М. Б. Ломоносов сформулировал положение, которое в дальнейшем сыграло большую роль в развитии химии и получило название закона сохранения массы веществ: масса веществ, вступающих в химиче­скую реакцию, равна массе веществ, образующихся в результате реакции.

Впоследствии М. Б. Ломоносов экспериментально подтвердил пра­вильность своих выводов. Независимо от М. В. Ломоносова закон сохранения массы веществ был сформулирован позднее французским химиком Лавуазье.

§ 1.6 Закон постоянства состава

В начале XIX в. французский ученый Пруст установил закон постоян­ства состава: вещества имеют постоянный качественный и количествен­ный состав независимо от способа их получения.

Первоначально этот закон считался всеобщим, его распространяли на все химические вещества. С развитием химии выяснилось, что этот закон не является всеобщим. Многие кристаллические вещества немолекуляр­ного строения могут иметь разный количественный состав в зависимости от способа их получения.

§ 1.7 Закон Авогадро

Закон, сформулированный итальянским ученым Авогадро (закон Аво­гадро), гласит: в равных объемах любых газов при одинаковых внешних условиях (температуре и давлении) содержится одинаковое число молекул.

Этот закон имеет важные следствия. Так как 1 моль любого газа содержит Nа молекул, то 1 моль любого газа при постоянных условиях всегда занимает один и тот же объем.

§ 1.8 Химический эквивалент

Эквивалентом вещества называется некоторая условная частица этого вещества, которая в данной реакции соединяется с одним атомом или ио­ном водорода либо замешает его.

Фактор эквивалентности некоторых веществ можно рассчитывать по простым формулам. Для кислоты фактор эквивалентности равен обратной величине ее основности (число ионов в молекуле кислоты, которое замещается в реакции на металл). Фактор эквивалентности для основания равен обратной величине его кислотности.

§ 1.9 Скорость реакций и химическое равновесие

Изучая химические процессы, можно заметить, что одни реакции про­текают быстро, за секунда и доли секунд, другие — медленно, время их может исчисляться часами и сутками. Например, реакция водорода с кислородом, приводящая к образованию воды, при нагревании идет очень быстро; железо, оставленное на воздухе, может подвергаться окислению кислородом в течение многих лет.

Раздел химии, в котором изучаются скорости химических реакций, называется химической кинетикой.

Глава 2. Периодический закон Д. И. Менделеева и строение атомов

§ 2.1 Периодический закон и Периодическая система элементов

Д. И. Менделеева

К середине XIX в. было открыто 63 химических элемента, изучены их свойства и соединения. Предпринималось большое число попыток систематизировать известные элементы, построить их классификацию. В результате были установлены группы химических элементов, сходных по свойствам, например щелочные металлы, галогены, однако дать общую классификацию химических элементов не удавалось.

Заслуга в создании полной систематики химических элементов на основе их важнейшей характеристики — относительной атомной массы принадлежит великому русскому химику Д. И. Менделееву. Он не только создал наиболее удобную классификацию элементов, но и увидел закономерность в изменении их свойств, что позволило ему открыть в 1869 г. периодический закон — один из всеобщих законов природы.

§ 2.2 Строение атома. Квантово-механическая модель

Слово «атом» происходит от греческого «atomos» — неделимый. Представления об атоме как о неделимой частице были распространены даже в начале XX в., хотя уже многие ученые предполагали, что атомы имеют сложное строение, а их неделимость обусловлена лишь недостаточным уровнем развития исследовательской техники.

§ 2.3 Электронное строение атомов и ионов

Электронные формулы атомов. Все электроны атома образуют его электронную оболочку. Изучая химию, очень важно знать строение элек­тронной оболочки атома, или электронную конфигурацию атома: она определяет многие химические свойства элемента. Как уже отмечалось, общее число электронов в атоме, которые составляют электронную оболочку, равно порядковому номеру элемента в Периодической системе Д. И. Менделеева.

Строение электронной оболочки изображается электронной форму­лой, которая показывает распределение электронов по энергетическим уровням и подуровням. В этих формулах энергетические уровни обозначаются цифрами 1, 2,3,4,..., подуровни — буквами з, р, с1,1

§ 2.4 Строение ядра атома

Протонно-нейтронная теория. Ядро атома имеет размеры намного меньше, чем сам атом. Однако в ядре сосредоточена почти вся масса атома.

В 1932 г. советскими учеными Д. Д. Иваненко и Е. Н. Гапоном была предложена протонно-нейтронная теория строения ядра. В соответствии с этой теорией ядро атома состоит из протонов и нейтронов. Протоны, нейтроны так же, как и электроны, относятся к элементарным частицам.

§ 2.5 Радиоактивность. Ядерные реакции

В 1896 г. французский ученый А. А. Беккерель обнаружил, что уран обладает особым излучением, которое было названо радиоактивным. Ра­диоактивность — это самопроизвольный распад ядер атомов некоторых элементов, сопровождающийся испусканием элементарных частиц и электромагнитных волн. Существует несколько видов радиоактивного распада.

а-Распад — радиоактивный распад ядер атомов, сопровождающийся выделением а-частиц. А-Частицы представляют собой ядра атомов гелия.

При написании уравнений радиоактивного распада необходимо учи­тывать, что сумма зарядов частиц в левой и правой частях и суммарная масса частиц в левой и правой частях должны быть равны.

§ 2.6 Периодичность свойств элементов

Исследования строения атомов показали, что важнейшей и наиболее устойчивой характеристикой атома является положительный заряд ядра. Поэтому современная формулировка периодического закона Д. И. Менделеева такова: свойства химических элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от зарядов ядер атомов элементов. Таким образом, исследования строения атомов создали научную основу периодического закона.

Атомный радиус характеризует межатомное расстояние. Он равен половине расстояния между ядрами одинаковых атомов в молекуле или кристалле.

В периодах системы Д. И. Менделеева атомные радиусы элементов, как правило, уменьшаются с ростом положительного заряда ядра. В подгруппах обычно наблюдается возрастание атомных радиусов сверху вниз, что можно объяснить увеличением числа электронных слоев в атомах.

1. Основные понятия об изготовлении полиграфической продукции

1.1. Характеристика полиграфической продукции

В современном обществе средства информации велики и разнообразны: печать, радио, кино, телевидение, но, несмотря на это, печать продолжает оставаться ведущим средством массовой информации.

Ассортимент печатной продукции огромен: книги, журналы, брошю­ры, газеты, изобразительная продукция (афиши, открытки, плакаты и портреты, наглядные пособия, географические и другие карты, различные этикетки) и другая печатная продукция.

1.2. Издательства и их задачи

Полиграфическая продукция относится к особому виду и является не только средством информации, но и удовлетворяет эстетические и духовные потребности человека. Для создания полиграфической базы необходимо иметь передовую технику, новейшие материалы, развитую электронику. Но. кроме всего этого необходима большая работа человеческой мысли. Чтобы написать рукопись или нарисовать картину, которые будут воспроизводиться полиграфическими средствами, автор или ху­дожник должен затратить большой творческий труд. И только при наличии художественного произведения его можно воспроизвести с помощью современной полиграфической техники. Если это художественное произведение представляет собой рукопись, то для полиграфического воспроизведения ее необходимо превратить в оригинал. Рукопись автора посту­пает в издательство.

1.3. Способы печати

Полиграфическая промышленность производит разнообразную пе­чатную продукцию в большом количестве экземпляров. Слово полиграфия имеет греческое происхождение и состоит из двух слов: поли — много, графо — пишу, что в современном понимании означает — многопечатание. Печатное размножение — это многократное получение оттисков с печатной формы на бумаге. Передача изображения с формы на бумагу осуществляется в основном при давлении с помощью краски.

Печатная форма — это поверхность (цельная или составная), на которой расположены печатающие и непечатающие элементы.

1.4. Характеристика материалов для печатания

Для изготовления печатной продукции требуются различные материалы, вырабатываемые другими отраслями промышленности: химической, целлюлозно-бумажной, текстильной и другие. Основной материал для печати — бумага.

Бумага (ит. "bambagia" — хлопок) — это капиллярно-пористый волокнистый материал. Сырьем для производства бумаги служат древесина, солома, хлопок, лен. Основным сырьем для производства печатных бумаг служит древесина, которая применяется либо в виде древесной массы, либо в виде целлюлозы.

Древесная масса — это древесина, прошедшая механическую обработку и смешанная с водой.

1.5. Типы полиграфических предприятий

Полиграфическая промышленность является технической базой вы­пуска печатной продукции и представляют собой отрасль народного хозяйства, оснащенную современной высокопроизводительной техникой.

Полиграфическое предприятие является промышленной единицей и состоит из цехов. Все цеха на полиграфическом предприятии можно разделить на основные и вспомогательные. Основные цеха заняты непосредственным изготовлением полиграфической продукции, а вспомогательные обеспечивают бесперебойную работу основных цехов.

1.6. Единицы измерения

Вся полиграфическая продукция должна иметь параметры, по которым можно определить ее формат и объем.

Издание — это произведение печати, т.е. изделие полиграфического производства, полученное средствами различной полиграфической техники.

Экземпляр — это единица издания, единичный предмет (одна книга, одна брошюра, один журнал и т.д.).

1.7. Основные элементы полиграфической продукции

Основной полиграфической продукцией являются: книги, брошюры, журналы, газеты. Для освоения материала по изготовлению основной полиграфической продукции, прежде всего, необходимо разобрать, из каких элементов состоит эта продукция и в чем назначение основных элементов.

Книга в твердом переплетной крышке, как указывалось ранее, рассчи­тана на длительный срок пользования и содержит большое количество элементов, как конструктивных, так и оформительских.

2. Высокая печать

2.1. Общие сведения о высокой печати

Высокая печать — самый древний способ книгопечатания. Длительное время считалось, что книгопечатание возникло в IX веке в Китае. Однако в 1967 году в Корее был найден оттиск, который относится к периоду между 704 — 751 гг. Первые печатные формы были монолитными и изго­тавливались ксилографическим способом. Они представляли собой дере­вянные доски, на которых вручную гравировали рельефные печатающие элементы. Однако такая монолитная форма имела ряд недостатков: процесс ее изготовления был трудоемким, нередко затягивался на годы; печатную форму можно было использовать для печатания только одного издания. Эти проблемы в XI веке были решены в Китае: монолитная печатная форма была заменена составной наборной. Печатная форма составлялась из отдельных, заранее изготовленных, глиняных брусочков с рельефным изображением букв, знаков — литер. Так появилась новая технология изготовления текстовой печатной формы — набор.

2.2. Печатные формы высокой печати

В высокой печати используют большое разнообразие печатных форм. В зависимости от графического изображения печатной формы могут быть: текстовые, иллюстрационные и тексто-иллюстрационные.

Текстовые формы, предназначенные для воспроизведения различных видов текста, таблиц, формул; иллюстрационные воспроизводят различные изобразительные оригиналы, а тексто-иллюстрационные — одновременно текст и иллюстрации.

Эти печатные формы, в свою очередь, могут быть оригинальными (первичными) и формами-копиями (вторичными).

2.3. Изготовление наборных форм

2.3.1. Способы изготовления наборных форм

Текст — это основа основ тобой полиграфической продукции: книги, журналы, газеты. Процесс получения строк текста для изготовления печатной формы называется набором. В зависимости от степени механизации этого процесса различают два способа набора: ручной и машинный.

Технология ручного набора известна с глубокой древности и почти не претерпела изменений: строки текста составляют из отдельных, заранее подготовленных печатающих и пробельных элементов.

При машинном наборе изготавливаются монолитные строки текста на строкоотливных машинах или автоматах. При этом процесс изготовления печатающих и пробельных элементов и составление из них строк текста осуществляется одновременно.

2.3.2. Типографская система измерений

В полиграфии наряду с метрической системой измерения применяется типографская. Это объясняется тем, что типографская система была разработана на 100 лет раньше, чем стали применять метрическую систему измерений.

Типографская система измерений была разработана во Франции в середине XVIII веке Симоном Фурнье и с небольшими поправками, внесенными французским словолитчиком Дидо в 1785 году, применяется и сегодня почти во всех странах мира. Эта система используется для измерения размеров шрифта, пробельного материала, размера полос. В основу типографской системы измерения положен типографский пункт.

2.3.3. Наборные материалы

Для изготовления наборной формы используется широкий ассорти­мент материалов, который можно разделить на изобразительный и пробельный.

Изобразительный наборный материал предназначен для воспроизве­дения на оттиске букв, цифр, знаков, различных орнаментов, линеек.

С помощью пробельных материалов на оттиске создаются незапеча­танные (пробельные) участки.

2.3.4. Шрифты и их классификация

Шрифты предназначены для воспроизведения текста по издательскому оригиналу. В основе шрифта лежит изображение букв какого-либо алфавита, знаков. На рис. 2.7 указаны следующие графические элементы буквы: основные штрихи 1; соединительные штрихи 2 — вспомогательные линии, связывающие основные штрихи; засечки 3 — элементы, завер­шающие основные штрихи; внутрибуквенный просвет 4 — расстояние между основными штрихами. Некоторые буквы имеют выносные элементы 5, выступающие вверх или свисающие вниз за линию строки.

Классификация шрифтов по рисунку. В начале обучения письму в школе ученики ориентируются на прописи, где все буквы красивые, четкие. Человек, научившись писать быстро, пишет, как ему удобно, и его почерк приобретает своеобразный характер. Как и почерк человека, типографские шрифты различаются по рисунку.

2.3.5. Издательские текстовые оригиналы

Общее представление о текстовом оригинале, его' подготовке в издательстве изложено в теме "Издательство, его задачи". В этой теме подробно рассмотрим виды текстовых оригиналов.

Издательский текстовой оригинал — это текстовая часть произведения, которая прошла редакционно-издательскую обработку и подписана в набор или в печать. Это официальный документ, в соответствии с которым осуществляется набор текста для изготовления печатной формы.

В соответствии с ОСТом различают следующие виды оригиналов: машинописный, рукописный, печатный для переиздания с изменениями, репродуцируемый оригинал-макет, кодированный и др.

2.3.6. Основы ручного набора

Оборудование, приспособление, инструменты для ручного набора. При ручном наборе применяют разнообразные наборные материалы.

Для их хранения и удобства пользования ими используют специальные ящики — наборные кассы. Касса для хранения шрифта называют шрифт-кассами.

Шрифт-касса — это ящик для хранения шрифта одного рисунка, начертания и кегля. Шрифт-касса разделена перегородками на ячейки, в которых находятся литеры определенного шрифта и выключкой пробельный материал. Расположение литер в шрифт-кассе и размер ячеек для них зависят от частоты применения букв при наборе текста. Ячейки для этих литер по размеру больше и расположены ближе к наборщику. Литеры прописных букв расположены по алфавиту.

2.3.7. Основы машинного строкоотливного набора

Для изготовления текстовой формы в высокой печати служит машинописный набор. Для набора текста различной сложности применяют унифицированный ряд строкоотливных наборных машин "Россия" двух типов: полуавтоматических и автоматических. Продукцией строкоотливных наборных машин являются монолитные строки заданного формата и кегля.

Машинный набор имеет большие преимущества перед ручным. Он по­зволяет повысить производительность труда в 4 — 5 раз; улучшить качество печатной формы, потому что для изготовления каждой формы отли­ваются новые строки с четким очком; снизить трудоемкость процесса.

2.3.8. Верстка полос

На строкоотливных машинах получают гранки набора. Оттиски с них не похожи на страницу будущего книжного или журнального издания: они значительно длиннее текста на странице, в них отсутствуют заголовки, рисунки, колонцифры, сигнатура, норма и другие элементы.

Процесс формирования полос набора определенной длины из гранок набора, таблиц, формул, клише, колонцифр и других элементов называется версткой. В результате этой операции все элементы издания занимают на полосе строго определенные места, и полоса приобретает завершенный вид. Верстка — это сложный и важный технологический процесс, который определяет качество оформления издания, его полиграфическую культуру.

2.3.9. Монтаж печатной формы

Прежде чем печатать издание, необходимо из сверстанных полос сформировать печатную форму. Она состоит из сверстанных полос, которые расположены в определенном порядке. Между полосами установлен пробельный материал. Полосы вместе с пробельным материалом закрепляются внутри прямоугольной металлической рамы специальными замками. Посередине рама разделена металлической перекладиной — средником рамы. Он необходим для придания устойчивости раме при закреплении полос набора.

Процесс формирования печатной формы и ее подготовка к печатанию называется монтажом. Монтаж объединяет несколько операций: спуск полос, раскладку, обкладку, заключку формы в раму, предварительную приводку.

2.3.10. Корректура и правка набора

В процессе изготовления печатной формы на различных технологиче­ских операциях (набор текста, верстка полос, монтаж печатной формы) не исключены ошибки. Причиной их могут быть: качество подготовки оригинала, квалификация наборщика, профессионализм корректора и др.

Рабочее оглавление И. Г. Хомченко «Общая химия»

Предисловие (с. 3)

Введение (с. 4)

§ 1. Предмет химии (с. 4)

§ 2. Роль химии в развитии промышленности и сельского хозяйства (с. 4) § 3. Химия и охрана окружающей среды (с. 6)

Раздел I. Теоретические основы химии (с. 8)

Глава 1. Некоторые понятия и законы химии (с. 8)

§ 1.1 Атомно-молекулярное учение. Агрегатные состояния веществ (с. 8) § 1.2 Масса атомов и молекул (с. 10)

§ 1.3 Количество вещества. Молярная масса (с. 12)

§ 1.4 Химические реакции и их классификация (с. 13)

§ 1.5 Закон сохранения массы веществ (с. 16)

§ 1.6 Закон постоянства состава (с.17)

§ 1.7 Закон Авогадро (с. 18)

§ 1.8 Химический эквивалент (с. 20)

§ 1.9 Скорость реакций и химическое равновесие (с. 22)

Глава 2. Периодический закон Д.И. Менделеева и строение атомов (с. 25)

§ 2.1 Периодический закон и Периодическая система элементов Д. И. Менделеева (с. 25)

§ 2.2 Строение атома. Квантово-механическая модель (с. 28)

§ 2.3 Электронное строение атомов и ионов (с. 33)

§ 2.4 Строение ядра атома (с. 38)

§ 2.5 Радиоактивность. Ядерные реакции (с. 39)

§ 2.6 Периодичность свойств элементов (с. 40)

Рабочее оглавление Р. В. Матвеева «Основы полиграфического производства»

1. Основные понятия об изготовлении полиграфической продукции (с. 11)

1.1. Характеристика полиграфической продукции (с. 11)

1.2. Издательства и их задачи (с. 12)

1.3. Способы печати (с. 14)

1.4. Характеристика материалов для печатания (с. 18)

1.5. Типы полиграфических предприятий (с. 21)

1.6. Единицы измерения (с. 22)

1.7. Основные элементы полиграфической продукции (с. 25)

2. Высокая печать (с. 31)

2.1. Общие сведения о высокой печати (с. 31)

2.2. Печатные формы высокой печати (с. 37)

2.3. Изготовление наборных форм (с. 38)

2.3.1. Способы изготовления наборных форм (с. 38)

2.3.2. Типографская система измерений (с. 39)

2.3.3. Наборные материалы (с. 40)

2.3.4. Шрифты и их классификация (с. 43)

2.3.5. Издательские текстовые оригиналы (с. 47)

2.3.6. Основы ручного набора (с. 50)

2.3.7. Основы машинного строкоотливного набора (с. 53)

2.3.8. Верстка полос (с. 58)

2.3.9. Монтаж печатной формы (с. 60)

2.3.10. Корректура и правка набора (с. 67)

Практическая работа № 10

РАБОТА НАД ОСНОВНЫМ ТЕКСТОМ

Содержание работы

1. Выполнить анализ соблюдения правил набора в выпущенном издании.

Методические указания

Каждому студенту выдается книга, анализируя которую выявляются нарушения правил набора по следующим параметрам:

Абзацный отступ — величина отступа зависит от размера шрифта и кегля набора. При формате набора до 5 квадратов и кегле 10 пунктов ¾ одна кегельная, до 6½ кв. ¾ полтора кегельных, свыше двух кегельных. Размер абзацного отступа во всем издании дожжен быть одинаков, не зависимо от кегля набора, вида текстов и дожжен быть равен абзацному отступу основного текса.

Межбуквенный просвет — просвет основного текста должен соответствовать стандартному межбуквенному просвету шрифта выбранной гарнитуры. При необходимости допускается увеличение межбуквенных просветов, если при выключке по формату междусловные пробелы в строке требуется увеличить свыше рекомендуемого уровня. Так же возможно уменьшение межбуквенных просветов, если при выключке по формату междусловные пробелов строке требуется сделать меньше допустимого уровня. Вольное обращение с этим параметром создает впечатление рыхлости и разнородности основного текста, что затрудняет его восприятие.
Междусловный пробел — оптимальный размер междусловного пробела основного текста составляет ½ величины кегля. Допустимо уменьшение этого пробела до ¼ кегля и увеличения до ¾ кегля. При выключки по формату междусловного пробела в пределах одной строки должны быть равными и не слишком отличаться от междусловных пробелов в междусловных строках.
В последней не поной строке, междусловные расстояния всегда равны ½ кегля. На стыке слов двух различных кеглей расстояния между словами должно быть равно оптимальному, междусловному пробела большого кегля. Если, в тексте есть слова, набранные в разрядку, то на стыке этого слова с невыделенны текстом, межсловный пробел увеличивается на размер разрядки. Отбивка знаков и цифр при том не меняется. Неизменимы по формату при этом междусловные пробелы:

¾ Между номером и следующим словом в перечне;

¾ Между инициалами и инициалом и фамилией;

¾ Между наращениями чисел и слов относящихся к ним (например, 3-й);

¾ Между частями составного сокращения.

Концевая строка — При наборе с абзацным отступом минимальная длина концевой строки должна превышать размер абзацного отступа не менее чем в 1,5 – 2 раза (однако чем длиннее будет концевая строка, тем лучше смотрится текст). При наборе без абзацного отступа длина концевой строки должна быть не менее двух кегельных. Максимальная длина концевой строки должна быть короче полной строки на размер абзацного отступа. При наборе без абзацного отступа концевая строка должна быть короче полной строки не менее чем на 24 пункта.

Интерлиньяж ¾ это расстояние между базовыми линиями двух соседних сторон. Стандартным считается интерлиньяж, величина которого составляет 120% кегля шрифта.

Коридоры в тексте ¾ совпадение пробелов по вертикали или косой линии в трех и более смежных строках. Следует их избегать, т.к. они затрудняют чтение.

Наши рекомендации