Монтаж вставки в контактный провод
В процессе эксплуатации контактной сети различными измерительными приборами (универсальными микрометрами, штангенциркулями, комплектом измерительных скоб или другими приборами с погрешностью не более 0,1 мм) измеряют высоту сечения контактных проводов, рассчитывают их износ и определяют участки, на которых износ проводов превышает допустимые пределы и требует установки шунтов или монтажа вставки из нового провода той же марки и сечения.
До начала монтажа выполняются подготовительные работы, в том числе подготавливают вставку контактного провода. Для этого отрезают часть контактного провода необходимой длины, тщательно выправляют на специальном бруске (правиле) свинцовым молотком его концы и обрабатывают торцы напильником и наждачной бумагой. Подбирают стыковые зажимы (КС-050 или КС-321), удаляют с их контактной поверхности грязь и окислы, прогоняют резьбу болтовых соединений и закрепляют их на концах вставки, временно затянув болтами (рис. 6.1).
Кроме того, с обеих сторон вставки 2 на расстоянии 600—700 мм от ее концов устанавливают натяжные зажимы 4, присоединяют медные шунтирующие перемычки 8 сечением 95 мм2 и сворачивают подготовленную вставку в бухту диаметром не более 1,5 м. В целях безопасности каждый виток надежно крепят в трех-четырех местах к предыдущему проволочными вязками.
Осуществляют допуск бригады к работам без снятия напряжения в обычном порядке. Если нет возможности осуществить межпоездные интервалы необходимой длительности, ограждают место работы временными сигнальными знаками об опускании и подъеме токоприемника и выдают предупреждения поездам.
Последовательность монтажа вставки. Исполнитель и его помощник поднимают бухту провода вставки в рабочую площадку изолированной съемной вышки. Завешивают обе шунтирующие штанги 9 на рабочий контактный провод 1, устанавливают на нем натяжной
Рис. в. 1. Монтаж вставки в контактный провод
зажим 5 и соединяют его струбциной 6 с натяжной муфтой 7. Места соединения муфты с натяжными зажимами подвязывают проволокой для предупреждения расцепления. Натяжной зажим 4 на конце последнего витка бухты соединяют с натяжной муфтой и тоже подвязывают проволокой. Устанавливают шунт 8 между вставкой 2 и рабочим контактным проводом 1.
Разматывают бухту, перемещая изолированную вышку по рельсам и, поочередно переставляя одну из шунтирующих штанг 9 по направлению движения вышки. При разматывании бухты ее подвязывают к рабочему контактному проводу через 0,5—1 м.
С другой стороны вставки устанавливают второй натяжной зажим 5 на рабочий контактный провод, соединяют его с натяжным зажимом 4 на втором конце бухты натяжной муфтой 7 и устанавливают еще один шунт 8. Как и в начале вставки проводят все соединения.
С помощью натяжных муфт осторожно передают натяжение рабочего контактного провода на вставку и шунтируют намеченные места его разреза шунтами 8. Разрезают контактный провод с одной стороны и стыкуют с ним провод вставки стыковым зажимом 3. Заменяемый провод сматывают в бухту, скрепляя его витки проволокой, а струны переводят на новый контактный провод. Разрезают рабочий контактный провод с другой стороны и производят стыковку со вторым концом вставки.
Затем постепенно передают натяжение с муфты на вставку, снимают шунты, натяжные муфты, натяжные зажимы, опускают их и бухту снятого провода на землю. После этого производят регулировку и проверяют состояние струновых и стыковых зажимов, место прохода токоприемника под стыковыми зажимами.
При наличии ступеньки (выступа) из-за разницы высот контактных проводов в месте стыковки запиливают напильником выступающий провод на длине 50 мм, сделав переход
плавным, исключающим удары полоза токоприемника. Для усиления крепления контактных проводов устанавливают сверху стыкового зажима шунт из провода ПБСМ-70 и закрепляют зажимами средней анкеровки (КС-051) на расстоянии не менее 100 мм от стыкового зажима с максимальной вытяжкой шунта. С целью предупреждения разрушения стыкового зажима по раковинам с двух его сторон устанавливают металлические пластины толщиной 2,0—2,5 мм под горизонтальные болты.
Зазор между состыкованными концами рабочего контактного провода и вставки не должен превышать одного миллиметра; при передаче натяжения с натяжной муфты на вставку зазор не должен увеличиваться. У стыковых зажимов устанавливают дополнительные поддерживающие струны и регулируют их так, чтобы при проходе токоприемников ЭПС с установленной скоростью не создавалась жесткая точка на контактном проводе. При двух контактных проводах стыковые зажимы вставки и провода подвешивают на звеньевые струны на 10—20 мм выше другого (целого) контактного провода.
Если в месте вставки расположен продольный или поперечный электрический соединитель, подключены шлейфы секционного разъединителя или грозового разрядника, то до разреза рабочего контактного провода в месте стыковки устанавливают шунт между вставкой и соединителем, переключают соединитель с изношенного контактного провода на вновь смонтированную вставку и снимают шунт. Если в месте вставки расположен фиксатор, его также переставляют с изношенного провода на вставку после передачи тяжения на нее до разреза провода. Перестановку фиксатора производят при завешенных шунтирующих штангах съемной вышки на фиксатор и контактный провод.
Во время работы исполнитель и помощник должны находиться по отношению к контактному проводу с внешней стороны зигзага.
Если во время разматывания или сматывания бухты необходимо временно прекратить работу, то в первую очередь помощник должен завесить лестницу на несущий трос, а исполнитель подняться по ней и надежно привязать нераскатанную бухту к несущему тросу или верхнему звену струны. Затем необходимо снять лестницу и шунтирующие штанги, а исполнителю с помощником спуститься на землю. После этого съемную вышку снимают с пути и удаляют людей на расстояние не менее 2 м от крайнего рельса, обеспечивая пропуск ЭПС с опущенными токоприемниками, по заранее установленному порядку с ограждением места работы временными сигнальными знаками или путем подачи сигналистом ручного сигнала «Опустить токоприемник».
Замена контактного провода
Замену анкерного участка контактного провода с заменой струн и дефектных зажимов проводят при предельно допустимом износе провода.
После проведения замеров и подсчета износа контактного провода (AS) определяют мероприятия по восстановлению его сечения. Например, для контактного провода МФ-100 при среднем арифметическом значении высоты сечения контактного провода h -8,21 мм и менее или при A.S - 30 мм2 и более на анкерном участке выполняют сплошную смену контактного провода. Возможна смена контактного провода и при меньшем среднем износе, если на 1км контактного провода имеется более 10 вставок и шунтов или наблюдается неравномерный износ провода по анкерному участку.
Смена контактного провода анкерными участками — сложная и ответственная работа, требующая снятия напряжения и закрытия пути для движения поездов, поэтому к ней тщательно готовятся. Работу производят в два этапа: сначала идет подготовка анкерного участка к замене контактного провода и только потом выполняют его раскатку и замену.
Подготовительные работы. За сутки до начала замены составляют и передают заявки энергодиспетчеру на выполнение работ по:
— подготовке анкерного участка к раскатке под напряжением с применением изоли-рующих съемных вышек и выдачей предупреждений поездам о работе съемных вышек, с указанием времени, места и характера работ;
— раскатке и замене контактного провода со снятием напряжения с контактной сети, с использованием автомотрисы (дрезины) с раскаточной платформой и съемных вышек, представлением «окна» в движении поездов, с указанием времени, места и характера работ.
На раскаточную платформу устанавливают барабан с контактным проводом таким образом, чтобы провод при раскатке шел сверху вниз и его рабочая поверхность была внизу. Конец провода заделывают в концевой клиновой зажим КС-035, проверяют качество всех деталей, приготовленных к замене, прогоняют резьбу на болтах всех зажимов, наносят на них смазку.
На месте уточняют длину анкерного участка, выявляют особенности его располо-жения (наличие кривых, искусственных сооружений и др.), заменяют дефектные струновые, питающие и фиксирующие зажимы, струны и электрические соединители. На всех шимах ослабляют контргайки и проворачивают болты. В петли сочленения вертикальных струн завешивают монтажные крючья, а на кривых — временные усовики на основных стержнях фиксаторов. Работу выполняют с двух съемных изолирующих вышек бригадой электромонтеров в составе 11 человек, не считая сигналистов с двух съемных озолирующих вышек.
При выполнении работ в месте секционирования включают по приказу энергодиспетчера секционный разъединитель, шунтирующий смежные секции. Ключ от привода разъединителя должен находиться у руководителя работ на весь период работы. При дистанционном управлении снимают предохранители в цепях управления моторным приводом, крышку привода оставляют открытой. Во всех случаях устанавливают медную шунтирующую перемычку между секциями контактной подвески.
Между анкерной 9 и переходной 10 опорами (рис. 6.2) на расстоянии 5—7 м от переходной в сторону анкеровки со съемной изолирующей вышки устанавливают натяжные зажимы, соединив их струбциной и натяжной муфтой 3 и стягивают их до появления слабины в контактном проводе на отрезке между ними. Затем на неизолирующем сопряжении анкерных участков разрезают в этом месте контактный провод и заделывают его конец со стороны анкеровки в концевой клиновой зажим (К-035). На изолирующем сопряжении - отсоединяют конец заменяемого провода от изолятора, освобождая место для подстыковки к изолятору раскатываемого провода.
Аналогичные операции по подготовке места для подстыковки нового провода выполняют на другом конце анкерного участка.
Замену контактного провода выполняют в «окно», продолжительностью не менее часа, со снятием напряжения, с рабочей площадки автомотрисы (дрезины) и раскаточной платформы.
После снятия напряжения и заземления 1 контактной подвески автодрезину 5 с раскаточ-
ной платформой 7 останавливают в пролете между анкерной и переходной опорой в месте
Рис. 6.2. Раскатка контактного провода
подстыковки нового контактного провода 4 к анкеровочной ветви 8 заменяемого провода 6. Во время раскатки раскаточная платформа должна находиться впереди автомотрисы (см. рис. 6.2).
Конец нового контактного провода, заделанный в концевом зажиме 2, поднимают на рабочую площадку и подстыковывают через соединительную планку (деталь КС-082) с концевым клиновым зажимом на конце анкеровочной ветви в месте разреза заменяемого провода или присоединяют к врезному изолятору отходящей на анкеровку ветви контактного провода изолирующего сопряжения. Дополнительно на стыковом соединении с соединительной планкой устанавливают медный шунт сечением не менее 95 мм2.
Раскатку провода и укладку его в крючья осуществляют с рабочей площадки автомотрисы (дрезины) со скоростью не более 10 км/ч.
Руководитель работ, находящийся на раскаточной платформе, в течение всего времени предупреждает исполнителей на рабочей площадке о приближении к фиксаторам, пересекающим проводам и токоведущим частям и поддерживает постоянную связь по радио с машинистом и электромонтерами.
В конце анкерного участка автомотрису вместе с раскаточной платформой останавливают между анкерной и переходной опорами, затормаживают барабан и с помощью автомотрисы производят предварительную вытяжку нового провода. Затем устанавливают натяжные зажимы на новый контактный провод и анкеровочную ветвь заменяемого, стягивают их с помощью полиспаста на 20 кН и постепенно переводят тяжение на новый контактный провод до момента начала подъема компенсаторных грузов на анкерной опоре. Поднимают компенсаторные грузы на 400—500 мм и фиксируют их, после чего отрезают новый контактный провод, производят его окончательную вытяжку, монтируют на нем концевой зажим и присоединяют к анкеровочной ветви. На стыковом соединении с соединительной планкой устанавливают шунт из медного провода сечением 95 мм2.
Габарит и временное положение нового провода проверяют с рабочей площадки автомотрисы и со съемных вышек. Новый контактный провод должен быть расположен выше заменяемого.
Окончательный монтаж и ввод в работу нового контактного провода может производиться в это же «окно» или сразу же после «окна» уже под напряжением, или на следующий день. При работе после «окна» устанавливают подпитывающие перемычки между новым проводом и поперечными электрическими соединителями в 4-5 местах анкерного участка. При вводе в работу нового и демонтаже старого провода в это же «окно» эти перемычки не ставят.
Монтаж провода начинают от средней анкеровки, предварительно переставив ее зажим на новый контактный провод. Затем с двух съемных изолирующих вышек, перемещаемых от средней анкеровки в обе стороны, снимают струны с демонтируемого провода и устанавливают их на новый.
Фиксирующие зажимы на кривых участках пути переставляют с помощью полиспастов или блоков БР-300, при этом гайки зажимов должны находиться с внутренней стороны зигзага, чтобы усилие излома приходилось на основную щеку зажима. После перестановки струн демонтируемый провод отсоединяют в местах подстыковок в начале и конце анкерного участка, сбрасывают на обочину и сматывают в бухты.
Перемещая изолирующие съемные вышки с обеих сторон к средней анкеровке, проводят контрольный осмотр новой подвески и регулируют сопряжения анкерных участков.
Замена несущего троса
Большая изношенность несущего троса представляет опасность для нормальной работы контактной подвески, увеличивает вероятность нарушения графика движения поездов. Шунты и вставки в несущем тросе временно поддерживают его прочность, но большое их количество на анкерном участке уменьшает его несущую способность и надежность, а также эластичность подвески, особенно полукомпенсированной. Поэтому количество вставок в несущий трос и шунтов ограничивается Правилами [22].
Замена несущего троса относится к работам по капитальному ремонту контактной сети, поэтому до их начала составляют дефектную ведомость, определяющую объем работ и потребность в материалах. Кроме того, учитывая особую трудоемкость замены несущего троса, проводят основательные подготовительные работы.
Для этого на месте уточняют специфические особенности расположения анкерного участка: наличие искусственных сооружений, кривых участков пути, фиксирующих тросов, а также типы поддерживающих конструкций. Внешним осмотром определяют, имеет ли несущий трос на сопряжениях анкерных участков контактного провода разанкеровки или подкатан вспомогательный трос («усы») для поддержания нерабочих ветвей контактных проводов и т.д. Определяют объемы работ, составляют план и направление раскатки, а также количество мест «прошивки» раскатываемого троса. Устанавливают этапы работ, расстановку механизмов и исполнителей.
Подготовку к замене троса начинают с передачи заявки энергодиспетчеру на выполнение работ:
- по раскатке и монтажу нового несущего троса и демонтажу изношенного троса со снятием напряжения, предоставлением одного, двух или трех «окон» в движении поездов;
с использованием двух автомотрис (дрезин) с раскаточной платформой, с указанием времени, места и характера работ;
- по переключению подвески проводов на новый несущий трос под напряжением, с
использованием двух изолирующих съемных вышек, ограждением места работ сигналистами и выдачей предупреждений поездам о работе съемных вышек.
Получают два наряда на производство работ и инструктаж от лица, выдавшего наряды: один — со снятием напряжения, предоставлением «окон» в движении поездов, с использованием двух автомотрис (дрезин) и раскаточной платформы, а второй — под напряжением с двумя изолирующими съемными вышками.
Устанавливают барабан с тросом необходимой длины и марки на раскаточную платформу таким образом, чтобы трос при раскате сходил с верха барабана в сторону автомотрисы, ведущей раскатку. Проверяют исправность барабана и тормозного устройства, а также целостность заземления барабана на раму платформы.
Подбирают в соответствии с ведомостью зажимы для стыковки, временных анкеро-вок и соединений, струн, струновых зажимов и т.п, проверяют их качество, при необходимости прогоняют резьбу и наносят на нее смазку.
Подбирают монтажные приспособления, защитные средства, инструмент и сигнальные принадлежности, проверяют их исправность и сроки испытаний и загружают их, а также подобранные материалы и детали на платформу.
Работы со снятием напряжения проводятся в одно, два или три «окна» общей продолжительностью 4—4,5 часа. Для уменьшения времени раскатки троса используют две автомотрисы (дрезины) и одну раскаточную платформу.
Ниже представлен технологический процесс замены несущего троса на анкерном участке полукомпенсированной цепной подвески.
Замена несущего троса включает в себя раскатку нового троса, перевод подвески с заменяемого несущего троса на новый с последующим демонтажем старого, причем перевод
Рис. 6.3. Временная анкеровка несущего троса:
1—опора; 2—узел присоединения анкеровочной штанги; 3—струбцина монтажная; 4—гирлянда изоляторов временной анкеровки; 5—натяжная муфта; 6—натяжной (крюковой) зажим; 7—концевой зажим анкеровки; 8 — анкеровочная штанга; 9 — гирлянда изоляторов постоянной анкеровки
подвески выполняют под напряжением с двух изолирующих съемных вышек и навесных трехметровых лестниц, а все остальные работы — в «окна».
При подготовке анкерного участка к раскатке несущего троса расставляют автомотрисы по обоим концам анкерного участка; с поднятой рабочей площадки одной из них (первой) с помощью навесной лестницы выполняют временную анкеровку несущего троса (рис. 6.3) взамен рабочей. Затем проверяют и при необходимости, заменяют штангу 8 и гирлянду изоляторов 9 постоянной анкеровки, подготавливая их для стыковки с новым несущим тросом. Одновременно монтируют такую же временную анкеровку в конце анкерного участка, на котором меняют несущий трос.
Раскатку и вытяжку нового троса начинают с расцепления автомотрисы с раскаточной платформой в начале анкерного участка и установки тормозных башмаков под колесные пары с обеих сторон платформы (рис. 6.4). Конец раскатываемого троса присоединяют к автосцепке автомотрисы и раскатывают один пролет, проезжая за опору на 10—15 м.
Во время раскатки между руководителем работ, находящимся на автомотрисе, и электромонтерами на раскаточной платформе должна поддерживаться постоянная радиосвязь. При движении автомотрисы электромонтеры на раскаточной платформе внимательно следят за вращением барабана, регулируют скорость его вращения, не допуская ослабления и спутывания витков, а также наблюдают за состоянием троса. При необходимости, уменьшают скорость вращения барабана, притормаживая его, а также подают сигнал об аварийной остановке. Непосредственно перед началом движения автомотрисы раскручивают барабан во избежание рывка в момент натяжения троса.
После остановки автомотрису возвращают к опоре, отцепляют раскатываемый трос, «прошивают» его через пересекаемые провода и фиксаторы, подвешивают к ушку седла монтажный ролик, закладывают в него трос и вновь крепят его за автомотрису. При этом следят, чтобы трос не перекрутился. Раскатку ведут со скоростью не более 10 км/ч, повторяя «прошивание» пересекаемых проводов и не допуская защемлений и повреждений троса.
В конце анкерного участка автомотрису останавливают, не доезжая до места анкеровки. Трос отсоединяют от автосцепки и прошивают его между несущим тросом и контактным проводом следующего анкерного участка. На этом раскатка заканчивается, о чем руководитель работ извещает электромонтеров, находящихся на раскаточной платформе. По его команде они разрезают раскатываемый трос, предварительно накладывая проволочные бандажи по обеим сторонам разреза, монтируя на нем концевой зажим (вилочный коуш и
Рис. 6.4. Начало раскатки несущего троса
Рис. 6.5. Окончание раскатки несущего троса
трубчатый соединитель или клиновой зажим) — в зависимости от материала несущего троса, затем с рабочей площадки автомотрисы прошивают пересекающие провода и присоединяют конец троса к постоянной анкеровке (см. рис. 6.3), подготовленной заранее.
После этого второй автомотрисой, стоящей у начала анкерного участка, вытягивают трос, до стрелы провеса несколько меньшей, чем стрела провеса изношенного троса. Затем на анкерной опоре устанавливают струбцину, на раскатанном тросе — натяжной зажим и крепят полиспасты на 20 кН (2000 кгс) к струбцине и натяжному зажиму. С помощью полиспастов производят окончательную вытяжку раскатанного троса, наносят метку в месте его крепления к гирлянде изоляторов постоянной анкеровки, отпускают трос и обрезают его по отметке, монтируют на нем в этом месте концевой зажим, снова натягивают и соединяют с гирляндой изоляторов. С обеих автомотрис проверяют положение вытянутого троса и соединяют его с рабочим в 5-6 местах для предотвращения его перемещения при переводе нагрузки от контактных проводов (рис. 6.5).
Перекладку нового троса из монтажных роликов в седла выполняют с автомотрис и съемных вышек одновременно 2-3 бригадами.
С навесной лестницы, завешенной на несущий трос, с помощью полиспаста 1 на 5 кН (500 кгс) и приспособления для замены изоляторов 2 новый трос вынимают из монтажного ролика 5. Затем с помощью крюка 6, зацепленного на новый трос, поднимают полиспастом оба троса вместе и вынимают демонтируемый трос из седла 4, предварительно сняв плашку, после чего старый трос укладывают в монтажный ролик, а новый — в седло и закрепляют его плашкой (рис. 6.6). После перекладки несущих тросов проверяют положение фиксаторов и отходящих ветвей, чтобы на сопряжениях обеспечивался беспрепятственный проход токоприемников.
Перевод подвески на новый несущий трос производят под напряжением с двух съемных изолирующих вышек и навесных лестниц. При этом переставляют зажимы крепления средней анкеровки, а также вертикальные, эластичные, поддерживающие, страхующие струны и жесткие распорки на новый несущий трос, заменяя неисправные зажимы или изношенные струны; одновременно выполняют регулировку контактного провода по высоте.
Переставляя поперечные и продольные электрические соединители, очищают контактные поверхности соединяемых проводов и соединительных зажимов от смазки и грязи салфеткой, смоченной в бензине, и зачищают до блеска наждачным полотном.
Рис. 6.6. Схема перекладки тросов |
Демонтаж заменяемого несущего троса выполняют после переключения и регулировки подвески в «окна» при снятом напряжении и закрытом для движения поездов участке. При этом отключают и снимают временные соединения между новым и старым тросами, установленные после раскатки и вытяжки. В середине анкерного участка стягивают при помощи полиспаста и натяжных зажимов заменяемый трос и разрезают в месте его слабины между зажимами. Не допускается разрезать натянутый трос, т.к. это может привести к травматизму персонала и повреждению контактной сети. Затем осторожно распускают полиспаст и снимают ненатянутый трос с монтажных роликов и сами ролики. Демонтаж ведут с двух автомотрис, перемещающихся от середины анкерного участка к анкеровкам.
При замене несущего троса компенсированной цепной подвески сначала с помощью полиспастов выводят из работы и фиксируют компенсирующие устройства, тем самым исключая опускание грузов с обеих сторон анкерного участка. Эту работу выполняют под напряжением перед началом «окна». Раскатку нового троса проводят так же, как и для полукомпенсированной подвески.
После окончания раскатки и монтажа концевого зажима нового троса временно закрепляют его на действующем шестью соединительными зажимами. Затем с помощью полиспаста и натяжных зажимов создают слабину в месте соединения заменяемого троса с гирляндой изоляторов, расцепляют трос и гирлянду и присоединяют к гирлянде концевой зажим нового троса.
На изолирующем сопряжении анкерных участков (если не требуется замена анкеро-вочной ветви несущего троса) раскатку начинают от переходной опоры (от места врезки гирлянды изоляторов).
Монтаж вставки в несущий трос выполняют при обнаружении обрыва проволок или коррозии их более 15 % сечения. При длине вставки более 10 м на участках переменного тока и более 25 м — на участках постоянного тока, а также в случаях, когда вставка проходит под неизолированной консолью или один из ее концов находится на расстоянии менее 2 м от подвесного изолятора, работы должны выполняться со снятием напряжения.
Монтаж вставки со снятием напряжения производят с рабочей площадки автомотрисы с использованием навесной лестницы бригадой из трех электромонтеров 5,4 и 3 разрядов в «окно» продолжительностью не более часа.
После снятия напряжения и завешивания заземляющих штанг электромонтер с навесной лестницы устанавливает на несущем тросе натяжные зажимы и с помощью струбцины с натяжной муфтой стягивает их до появления слабины в тросе между ними. Тросорезом или ножовкой по металлу разрезают несущий трос, предварительно наложив проволочные бандажи с обеих сторон от места разреза. Подстыковывают вставку к несущему тросу, после чего раскатывают вставку, подвязывая ее к несущему тросу проволокой через 1,5—2 м.
Установив натяжные зажимы на другом конце вставки и на несущем тросе, натягивают вставку натяжным устройством до появления слабины в заменяемом несущем тросе, после чего разрезают и подстыковывают к нему вставку. Стык выполняется зажимами, тип которых выбирают в зависимости от материала троса и его сечения (например, для сталемедных проводов сечением 70—95 мм2 - клиновой зажим К-035 и соединительная планка К-082). Тип натяжного устройства зависит от длины вставки: при вставке протяженностью менее одного пролета используют натяжную муфту, а свыше — полиспаст на 20 кН (2000 кгс). Снимают натяжные зажимы и устройство, переставляют струны с заменяемого троса на вставку; при наличии в месте вставки точки подвеса с помощью полиспаста вынимают из седла заменяемый трос и на его место укладывают трос вставки.
Вырезанный отрезок изношенного троса опускают на землю и сматывают в бухту.